Предмет: Литература
Класс: 5
Автор урока: Казначеева Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: МКОУ «Котовская ООШ» Пристенского района Курской области
Тема урока: С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока: Уточнить и систематизировать знания о С.Я.Маршаке, познакомить с основным содержанием пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Формировать умения различать и соотносить роды и жанры литературы. Развивать технику выразительного чтения. Воспитывать художественный и эстетический вкус, любовь к русской литературе и родной природе.
Задачи урока:
Образовательные:
- Выработка предметных компетенций.
-Привитие интереса к предмету.
-
Обобщение ранее изученного материала.
-
Знакомство с драматической литературой на примере пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
Развивающие:
- Развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Развитие умений различать роды и жанры литературы.
-
Повышение общеобразовательного уровня, уровня владения теорией литературы.
-
Развитие техники выразительного чтения.
Воспитательные:
- Привитие навыков внимательного чтения.
-
Развитие творческой активности учащихся, самостоятельности, коллективизма.
-
Воспитание любви к родной литературе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока. Постановка целей. Знакомство с планом урока.
– По содержанию сказки героиня отправилась зимой в лес с корзинкой? Зачем она пошла? Мы тоже сегодня на уроке будем собирать подснежники.
На доске обозначен наш путь, что мы должны выполнить на уроке. После выполнения каждого задания, мы будем срывать подснежник и класть в корзину. Кто лучше работает, тот и сорвет цветок. Только не путайте подснежники и перелески, которые в нашей местности привыкли называть словом подснежник.
(На доске оформлен план урока на альбомных листах, к каждому альбомному листу прикреплен подснежник, выполненный в технике ОРИГАМИ. На столе учителя стоит небольшая корзинка. Учащиеся после выполнения каждого этапа урока будут «срывать» подснежники с доски и ставить в эту корзинку.)
3. Проверка домашнего задания: проект обучающихся «С.Я.Маршак» (предварительно просмотренная учителем, может добавиться в основную презентацию урока)
4. Актуализация знаний: Роды литературы.
Повторение сведений по теории литературы, упражнение в определении рода литературного произведения.
5. Знакомство с действующими лицами (по учебнику). Словарная работа.
6. Видое-физкультминутка
7. Чтение отрывка текста. Работа по вопросам:
О чем рассказал автор в данном отрывке сказки?
С какими героями вы познакомились?
Какой вы увидели Королеву? Опишите её.
Продолжите ряд эпитетов (напомнить, что такое эпитет по таблице языковых средств языка): своенравная, избалованная…
8. Просмотр и анализ отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев» («Союзмультфильм», 1956 год, учитель выбирает отрывок на своё усмотрение и корректирует время показа по возможностям. Возможна нарезка видео заранее в программе по ссылке онлайн http://online-video-cutter.com/ru/)
Вопросы:
– Что мы можем сказать о Падчерице? Какая она? Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?
– Какие слова мы можем использовать, рассказывая о Падчерице?
– Выберите: скромная, воспитанная...
9. Домашнее задание:
1. Дочитать пьесу-сказку до конца.
2. Разгадать кроссворд.
3. Индивидуально: подготовить проект на тему «Как появились современные названия месяцев?»
10. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали о творчестве С. Я. Маршака?
– С каким произведением вы познакомились?
– К какому жанру относится сказка «Двенадцать месяцев»?
– Чему учит нас это произведение?
– Какое же задание получила Падчерица?
– Мы сегодня на уроке тоже потрудились хорошо и собрали полную корзину подснежников. Молодцы!
Но дорога была не из легких!
- В чем вы испытали трудности?
- Что вам понравилось?
11. Выставление оценок за урок.