Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2010.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2013.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение» 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение», 2013.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2013.
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
№ | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся , форма урока | Формы контроля | Планируемые результаты освоения материала. Информационное сопровождение | Домашнее задание | Сроки |
1 | Вводный урок. (1 час) Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | Изучение нового материала | Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя Урок-исследование | Фронтальный опрос | Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства; Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ, Знать основные жанры УНТ; Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Иллюстрации к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков. | Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни» | |
2,3 | Устное народное творчество (4 часа) Русская старина. Народная песня. | Изучение нового материала. | Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни; Исполнение песни «Моей семьи». Урок-концерт | Индивидуаль-ный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы. | Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Аудиозапись русских народных песен. | Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях. | |
4,5 | Исторические народные песни. | Изучение нового материала. | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен. Урок-практикум | Самостоятель-ная работа. | Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни. Тексты песен. | Выучить по выбору историческую песню, подготовить сообщение о жизни А.Невского | |
6,7 | Древнерусская литература. (5 часов) «Повесть о жизни и храбрости Невского» | Углубление ЗУН | Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа Урок-наблюдение | Фронтальный опрос Сочинение-миниатюра | Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы; Знать закономерности произведений словесного искусства народа нашей страны; ИКТ Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет) | Подготовить сообщение о житейной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопросы1-5 . | |
8-10 | «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. | Углубление ЗУН | Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа Урок проблемный | Ответы на вопросы | Понятие идейно-художественного содержания повести; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении; | Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ. | |
11 | Русская литература 18 века. (4 часа) Д.И.Фонвизин. «Недоросль» | Изучение нового материала | Знакомство с биографией Карамзина, комментированное чтение повести, словарная работа. Урок-путешествие в историю. | Ответы на вопросы | Расширение литературных знаний: понятие о сентиментализме как литературном направлении; Уметь читать с выражением тексты различных жанров, определять основную мысль, тему, проблему текста; Анализировать эпизод, составлять рассказ о герое, используя различные приёмы; Иллюстрации к повести, к времени её написания. | Перечитать комедию, выразительное чтение понравившегося эпизода, вопросы и задания на с. 77-79 учебника. | |
12-14 | События комедии «Недоросль». Характеры героев Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века» | Совершенствование ЗУН | Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа. Урок - беседа | Участие в аналитической беседе | Уметь различать черты сентиментализма и романтизма; Знать порядок составления характеристики литературного героя; расширить представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Схема характеристики героя. | Художественный пересказ эпизода, развёрнутый ответ на один из вопросов. Подготовьте характеристику одного из героев. Написать сочинение по теме. | |
15, 16 | Русская литература 19 века. (70 часов) И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | Комбинированный урок | Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию. Урок-викторина | Ответы на вопросы урока и вопросы викторины | Расширение имеющихся знаний о баснях; Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны; Иллюстрации к басням. | Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?» | |
17,18 | К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака» | Изучение нового материала | Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой. Урок-практикум | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы | Расширение литературных знаний: понятие о думе; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Иллюстрации к биографии Рылеева. | Составить вопросы по материалам учебника с. 74-75, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака» | |
19, 20 | А.С.Пушкин Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». Р/к А.С.Пушкин. Кавказ в жизни и творчестве поэта | Изучение нового материала. | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа. Урок-лекция | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы. | Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Дополнительный материал из сети Интернет. | Устное сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка». | |
21,22 | Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав. | Совершенствование ЗУН. | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ. Урок-анализ | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы. | Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Знать основы сравнительной характеристики героя. Схема сравнения двух героев. | Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. | |
23,24 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-беседа | Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом; Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении. | Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши? Почему она отказывается выйти замуж за Петра? | |
25,26 | Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав | Совершенствован ие ЗУН | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-исследование | Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы; Развитие устной речи; Навыки сжатого пересказа. Иллюстрации к повести. | Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. Сопоставьте отношение генерала и Пугачёва к любовной истории Гринёва. Почему Пугачёв освободил Машу? | |
27,28 | Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12 | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-погружение в историю | оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы; Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины. Карта по истории 17-18 века. | Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?» Прочитать повесть до конца. | |
29,30 | Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений» | Совершенствование ЗУН | Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа. Урок-беседа | Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно) | Обобщение и систематизация полученных знаний.; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события; Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её. Критическая литература. | Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте? | |
31, 32 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы. Урок-анализ образа | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | Владение разными видами чтения, выборочного пересказа; Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия; Формировать в характере учащихся положительные качества характера. Рисунки ребят. Портреты героев повести. | Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве. | |
33,34 | Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Р.Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка» | Урок обобщения и систематиза-ции ЗУН | Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика – защита проекта. Урок-представление. | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям; Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её. ИКТ Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка». | Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка» | |
35 | Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». | Контрольный урок | Написание сочинения Урок развития речи. | | Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Материал, собранный в ходе изучения темы.
| Повторить все сведения по теме. | |
36, 37 | Обобщающий урок-игра Отношение автора и рассказчика к народной войне. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Участие в блиц-опросе, , игра в команде. Урок-игра | Оценка выполнения предложенных заданий | Умение применять полученные знания в жизни и на других предметах; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, Иллюстрации учащихся к теме урока. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести «Пиковая дама» | |
38-40 | А.С.Пушкин «Пиковая дама» «Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения | Изучение нового материала | Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа. Урок-путешествие в мир мистики. | Оценка ответов учащихся на уроке | Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения. Иллюстрации к драме «Пиковая дама». | Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. вспомнить ранее изученного произведения поэта, их особенности. | |
41,42 | Жизнь и судьба Р/к М.Лермонтова Кавказ в жизни и творчестве поэта | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений. Урок-отчёт. | Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать | Совершенствование умения анализировать стихотворения; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. ИКТ Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова». | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения | |
43,44 | «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. | Комбинированный урок | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. Урок -практикум | Оценка ответов учащихся | Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Сообщения из материала сети Интернет об истории написания поэмы. | Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы: 1)какова цель побега Мцыри? 2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? 3)почему погиб Мцыри? | |
45 | Образ Мцыри в поэме | Урок совершенствования ЗУН | Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах. Урок-соревнование | Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы | Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, Критическая литература к поэме. | Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме. Ответить на предложенные вопросы. | |
46 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | Комбиниро-ванный урок | Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой. Урок-практикум | Оценка ответов на поставленные вопросы | Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ; уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Какие темы сочинений вы хотели бы предложить своим одноклассникам? Составить связный рассказ о герое. | |
47,48 | Р.Р.Подготовка к обучающему сочинению по поэме «Мцыри». Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» | Совершен-ствование ЗУН | Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения. Урок - поиск | | Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру; Развивать устную и письменную речь; Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; Сбор материала к сочинению из дополнительных источников. | Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Написать сочинение на одну из предложенных тем. | |
49,50 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | Изучение нового материала | Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа. Проблемный урок | Выборочная проверка записей, сделанных учеником | Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в русской классической литературе как художественном явлении; Словарь В.И.Даля. | Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181. | |
51,52 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | Комбинированный урок | Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. Урок-практикум | Оценка ответов учащихся в ходе урока | Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Интеграция. Карта по истории – территория России 19 века. Сообщение о жизни людей в то время. | Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия. Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»? | |
53,54 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова | Комбинированный урок | Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа. Урок-практикум | Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах. | Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста.. Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;; Портретная галерея героев Гоголя. | Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы на с. 228-229 | |
55, 56 | Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. | Комбинированный урок | Работа над 4-м действием 4комедии. Урок-практикум | Оценка ответов во время работы с текстом | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Критическая литература. В.Г.Белинский. | Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова. | |
57,58 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Комбинированный урок | Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы. Урок-анализ | Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы. | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Воспитывать у учащихся навыки трудовой дисциплины, уважение к труду, ; Уметь критически относиться к своим деяниям. Таблица характеристики героя. Материал из дополн. источника. | Подготовиться к практической работе по комедии «Ревизор». | |
59 60 61 63 64 | Практическая работа по комедии «Ревизор». Н. В. Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | Контрольный урок | Ответы на предложенные вопросы и задания. Урок-беседа | Уровень выполнения практической работы | Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания; Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста. Иллюстрации к комедии. | | |
65 66 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. РР Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | Совершенствование ЗУН. | Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя. Урок-лекция | Индивидуаль-ный . | Подготовка к восприятию повести «Ася»; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
ИКТ Презентация о биографии Тургенева, сообщения уч-ся о творчестве И.С.Тургенева.
| Подготовить сообщение о М. Е. Салтыкове-Щедрине стр. 3-5. | |
67, 68 | РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | Комбинированный урок | Урок-исследование | Оценка ответов во время беседы на знание текста | Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия образа героя; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Расширить представление учащихся о произведениях русских классиков о любви. | Письменно ответить на вопрос 4 на стр. 14, устно ответить на вопрос 6 на стр. 14. | |
69 70 71 72 73 74 75 76 | Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Развитие понятия о рассказе Художественная деталь как средство создания художественного образа Художественная деталь как средство создания художественного образа Развитие понятия о рассказе. Вн.чт. Произведения М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя Произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрина Н.С. Лесков. | Контрольный урок | Беседа. Работа с критической литературой. | Оценка умения анализировать произведение | Развитие умения анализировать произведение; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | Подготовить отзыв на рассказ «Старый гений», индивидуально подготовить сообщение о Л. Н. Толстом. | |
77, 78 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | Совершенствование ЗУН | Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа. Урок-практикум | Оценка ответов во время беседы | Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать ТЕКСТ; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Иллюстрации учебника. | Написать небольшое сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?» перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства, использованные автором. | |
79, 80 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | Комбинированный урок | Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест. Урок комбинированный | Ответы во время беседы, тест | Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. Сообщения учащихся из доп.источников. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести Толстого «Хаджи Мурат». Написать план сочинения на одну из тем: 1)утро, изменившее жизнь 2)полковник на балу и после бала 3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании? | |
81 82 83 | Р.Р. Написание контрольного сочинение Внеклассное чтение по повести «Хаджи Мурат» Р/к Толстой на Кавказе. Анализ контрольного сочинения. «Хаджи-Мурат» | Контрольный урок. | Работа над сочинением. Урок развития речи | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; | Написать план сочинения на одну из тем: 1)утро, изменившее жизнь 2)полковник на балу и после бала 3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании? | |
| | | | | | | |
84-88 | Р/к «Природа моего края». Поэзия родной природы. | Комбинированный урок. | Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ. Урок-концерт | Оценка выразительного чтения наизусть. | Умение анализировать лирический текст; Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; Конкурс презентаций «Природа моего края». | Подготовить небольшое устное сочинение «Что я помню из произведений Чехова?», пересказ известных рассказов. | |
89,90 | А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | Совершенствование ЗУН. | Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания. Урок-практикум | Оценка за выполнение домашнего задания. | Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
ИКТ Заочная экскурсия в Мелихово. Презентация. Проект. | Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?» | |
91 92 93 | Вн. чтение .И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ 27.132героя – повествователя. | | | | | | |
94 95 | Роль 16 – ой главы в повести И.С. Тургенева «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя | | | | | | |
| | | | | | | |
96 | Литература 20 века И.А.Бунин. Слово о писателе | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции, работа с учебником. Урок-лекция | Выборочная проверка составленных тезисов | Уметь отбирать основной материал из лекции учителя; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
Выставка книг И.Бунина. | Прочитать рассказ «Кавказ», определить его тему. Ответить на вопрос «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?» | |
97 98 99 | И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. | Совершенствование ЗУН | Аналитическая беседа, лексическая работа. Урок-практикум | Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы | Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Иллюстрации о быте и природе Кавказа. | Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «куст сирени» Куприна | |
100-102 | А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | Совершенствование ЗУН | Работа в группах, дискуссия. Урок-дискуссия | Индивидуаль-ный, групповой | Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа; Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы; Иллюстрации – пейзажные зарисовки. | Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа. | |
103,104 | Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма» | Комбинированный урок | Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа. Урок-диспут | Индивидуальная | Умение выявлять способы характеристики героев автором; Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа; Бережно относиться к своим близким. Сочинения с иллюстрациями «Чтобы людям было уютно со мной» | Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю» | |
105 106 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле | Изучение нового материала | Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа. Урок-встреча с творчеством нового писателя. | Выборочная проверка тезисов, творческого задания | Умение высказывать свою точку зрения по проблеме; Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Фрагменты фильмов по мотивам произведений М.Горького. | | |
107 | Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» | Совершенствование ЗУН | Анализ рассказа. Урок-практикум | Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста | Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом.; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Выставка книг Горького. | Подготовить сообщение о жизни А.А.Блока. | |
108 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом». Урок-практикум | Индивидуаль-ный | Углубление литературных знаний ; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох. Стенд о биографии и творчестве А.Блока. | По материалам учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Подготовить выразительное чтение цикла. | |
109 110 | Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. А.А. Блок «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. | Совершенствование ЗУН | Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений. Урок-практикум | Коллективная, групповая, индивидуальная | Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию; Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим. ИКТ –интеграция. Куликовская битва в истории России. | Одно из стихотворений выучить наизусть. Поразмышляйте над вопросами, предложенными на с. 112 учебника. . | |
111 112 | С.А.Есенин. Слово о поэте. С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | Совершенствование ЗУН | Чтение наизусть стихотворений. Урок-концерт | Индивидуальная | Углубление литературных знаний; Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою. Иллюстрации. | Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы. | |
113 114 | Урок – конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. РР Подготовка к домашнему сочинению | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника. Урок-исследование | Коллективный, индивидуаль-ный | Углубление литературных знаний; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Аудиозапись отрывков из поэмы «Василий Тёркин». | | |
115 116 | М.А Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | Совершенствование ЗУН | Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа. Урок-практикум | Оценка ответов во время урока | Умение видеть жанровое новаторство автора. Совершенствование умения анализировать поэтическое произведение; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Иллюстрации к поэме. | Подготовить сообщение об И. С. Шмелёве на стр. 96-97. | |
117 118 | И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. М.М.Зощенко «Беда» Подготовка к контрольной работе по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва | Совершенствование ЗУН | Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом. Урок-диспут | Оценка ответов во время урока. Тест | Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | Подготовить сообщение об М. А. Осоргине на стр. 108-109. | |
119 | Контрольная работа по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва | Комбинированный урок | Анализ главы, работа с учебником, творческая работа. Урок-открытие | Индивидуальная | Совершенствование литературоведческих знаний и умений; формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; ИКТ ПРОЕКТ «Тёркин…кто же он такой?..»
| Ответить на вопрос 3 на стр. 114. | |
120-122 | Писатели улыбаются | Контрольный урок | Выразительное чтение отрывков, защита проектов; Составление плана сочинения-описания литературного героя. Написание сочинения. | Индивидуаль-ный контроль (за выполнение домашнего задания и за классное сочинение. | Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
Материалы уроков изучения поэмы. | | |
123 124 125 126 | Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник. М.М. Зощенко. «История болезни» | Комбиниро-ванный урок | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа. Урок-дебаты | Индивидуаль-ный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения) | Совершенствование литературоведческих знаний и умений: определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев. Презентация «Дети на войне» | Подготовить сообщение об А. Т. Твардовском. | |
127 | А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками | Изучение нового материала | Творческая работа. Урок-практикум | Индивидуаль-ный, тест | Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания. ИКТ Презентация о жизни и творчестве Шекспира. | Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из главы «Переправа». | |
128 | Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского. РР Обучение устному рассказу | | | | | Дочитать поэму до конца. | |
129 | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме. РР Обучение устному рассказу | | | | | | |
130 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | | | | | | |
131 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | | | | | | |
132 | РР Урок – концерт. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова «Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») и др. (См. стихи О. Берггольц, Ю. Друниной, К. Симонова, А.Суркова, С. Гудзенко, В. Высоцкого | | | | | | |
133 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе | | | | | | |
134 | РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века» | | | | | | |
135 | Русские поэты XX века о Родине, родной природе. (И.Анненский, Д.Мережковский,Н.Заболоцкий,Н.Рубцов) | Изучение нового материала | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа. Урок-практикум | Индивидуаль-ный, коллективный. Проверочная работа | Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении. Просмотр эпизода фильма «Ромео и Джульетта» | Перечитать философскую сказку «Маленький принц» | |
136 | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды(Н.Оцуп, З.Гиппиус,Дон Аминадо,И.Бунин) | Изучение нового материала | Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа. Урок-диспут | Оценка ответов на участие в беседе | Развитие умения анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы; ИКТ Проект «Останься с нами, Маленький принц!» формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; | | |
137 | Зарубежная литература У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. « Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии « Ромео и Джульетта». Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | | | | | Ответить устно на вопрос 2 на стр. 250. | |
138 | Ж.- Б. Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | | | | | Подготовить сообщение о Ж.-Б. Мольере на стр. 253-255. | |
139 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | | | | | Подготовить сообщение о Д. Свифте на стр. 307-309. | |
140 | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года. | | | | | Прочитать главы произведения, данные в учебнике. Подготовить сообщение о В. Скотте на стр. 327-329. | |
| | | | | | | |
2.И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2010
3.И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2013
4.Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2012
5.Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2011
6.Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 2009
7.Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2012
8.Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2013
9.Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011
10.Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2012