Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 9 классе
Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 9 классе
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена к учебнику В.Я Коровиной и содержит следующие разделы: пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, требования к уровню подготовки выпускников, список литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:
1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089.
3. Приказа МОиН РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
4. Приказа от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Концепции федеральных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009. 34
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
8. Федерального базисного учебного плана (Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства Образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004).
9. Образовательной программы среднего общего образования и учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
10. Примерной Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы (Базовый уровень)» под редакцией В.Я.Коровиной. - Москва: «Просвещение», 2011 и соответствует учебнику Литература 9 класс в 2-х ч./ авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев – М.: Просвещение, 2014
Рабочая учебная программа по литературе содержит следующие разделы:
пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения литературе в 9 классе, описывается место учебного предмета в учебном плане;
содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
тематическое планирование c указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса;
требования к уровню подготовки выпускников 9 класса;
список источников.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
1) увеличено количество часов на изучение раздела «Древнерусская литература»(4 ч),так как текст «Слова о полку Игореве» требует его тщательное изучение, есть необходимость порассуждать об актуальной теме защиты родной земли и соотнести древнерусский памятник с сегодняшними событиями;
2) предусмотрена работа по развитию практических навыков учащихся.
Цель и задачи учебного предмета «Литература»
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
2)предусмотрена работа по развитию практических навыков учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Литература» является необходимым компонентом общего образования школьников. Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Предмет «Литература» изучается в 9 классе в объеме 102 часов, из расчета 3 часа в неделю.
Содержание учебного предмета
Введение-1 ч
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-4 ч(3+1 вн/чт)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков..
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА-11 ч(9+1р/р+1 вн/чт)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова..
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы..
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА- 50 ч(39+6р/р+5 вн/чт)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море».Романтический образ моря.
«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам..
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии..
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА-24ч(19+4 р/р+1 вн.чт.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник»,, «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -6ч(5+1 вн/чт)
Античная лирика
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
ИТОГИ ГОДА. Повторение-3 ч
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теоретиче-ское обучение, ч.
Внеклассное чтение, ч
Развитие речи, ч
1
Введение
1
1
-
-
2
Из древнерусской литературы
4
3
1
-
3
Из русской литературы 18 века
11
9
1
1
4
Из русской литературы 19 века
51
41
4
6
5
Из русской литературы 20 века
24
19
1
4
6
Из зарубежной литературы
6
5
1
-
7
Итоги года . Повторение
2
2
-
-
8
Резерв
3
Итого
102
73
8
11
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока.
Основное содержание.
Кол-во
часов
Результаты обучения
Тип урока
Дата проведения
ИКТ
Дата
план
факт
1
Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
1
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.
Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.
усвоение новых знаний
Литература Древней Руси (3ч.+ 1вн.ч.) (4)
2
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
1
Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный период развития литературы.
Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.
усвоение новых знаний
3
Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения
1
Знать:жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.
урок-практикум
4
5
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
Вн.чт. «Повесть временных лет»
1
Знать:нравственно-патриот. идею «Слова».
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.
усвоение новых знаний
внеклас. Чт.
Русская литература ХVIII века ( 9ч.+ 1ч. р+1ч. вн.чт.) (11)
6
Характеристика русской литературы ХVIII века
1
Знатьосновные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
лекция
7
М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.
1
Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
комбинированный
8
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
1
Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.
9
Вн. чт А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»
Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.
1
Знатьвзгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметьформулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
Знать основные каноны классицизма в творчестве Фонвизина
11
12
Д.И.Фонвизин «Бригадир». Идейное содержание.
Р/р Подготовка к написанию домашнего сочинения. Анализ эпизода драматического произведения.
1
1
Уметь анализировать произведение
Урок развития речи
13
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень» как произведение сентиментализма.
1
Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.
Урок усвоения новых знаний
14-15
16
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма.
(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека) Внимание писателя к внутреннему миру гнроев.
Контрольная работа по произведениям древнерусской литературы и лит 18 века.
2
1
Знать содержание произведения.
Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
урок контроля
Из русской литературы 19 века (
17
Золотой век русской литературы (обзор)
1
Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос.
лекция
18
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.
1
Знать основные черты романтизма как литературного направления
теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
урок усвоения новых знаний
19
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)
1
Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.
комбинированный
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
20
А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.
1
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.
лекция
21
«К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. Знакомство с героями. Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».
1
Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.
22
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии Фамусовская Москва.
1
Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.
23
«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия
«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия
Чацкий в системе образов.
1
Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию.
практикум
24
Р/р Написание классного сочинения по комедии «Горе от ума».
1
Знать содержание комедии Уметьсопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.
урок развития речи
25
Р/р И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой
1
Знатьосновные положения статьи.
Уметьотбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.
урок развития речи
А.С.Пушкин
26
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество
1
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления
Уметь создавать презентацию информационного проекта.
лекция
Презентация «Пушкин. Жизнь и творчество»
27
Основные мотивы лирики А.С.Пушкина
Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
1
Знать философские и мотивы в лирике поэта. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
урок усвоения новых знаний
Презентация «Анализ стихотворения «Анчар»
28
Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
1
Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметьанализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.
семинар
30
Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
1
Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
практикум
31
РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
1
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный
развитие речи
32
Вн. чт. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.
1
Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.
«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
1
Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.
Уметь выделять смысловые части текста
34
Онегин и столичное дворянское общество
1
Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».
Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном
35
Онегин и поместное дворянство.Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
1
Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.
Уметь давать характеристику литературному герою.
36
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина
1
Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.
Уметь давать характеристику героя произведения
37
«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Анализ двух писем
1
Знать текст художественного произведения.
Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения
практикум
38
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».
1
Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.
Уметь различать образ автора и героя
39
Вн. чт. «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»
1
Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение
Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.
внеклас. чт.
40
РР Подготовка к домашнему сочинению по роману.
1
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..
развитие речи
М.Ю.Лермонтов
41
Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.
Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.
1
Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте
Знать:понятия:мотив, лириче-
ский герои, романтизм, скепти-
цизм, основные мотивы лирики;
понимать: идейный смысл сти-
хотворении, роль поэтической интонации, жанровые особенности;
уметь:анализировать стихотворения
усвоение новых знаний
42
Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.
1
Знать основные мотивы лирики поэта.
43
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.
1
Знать адресатов любовной лирики.
Уметьанализировать текст на.лексическом уровне
44
Эпоха безвременья в лирике поэта.
Тема России и ее своеобразие.
1
Знать основные признаки эпохи.
Уметь выделять смысловые части текста
45
Роман «Герой нашего времени». История создания романа. Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.
1
Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.
Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции
усвоение новых знаний
46
Печорин как представитель «портрета поколения». Повесть «Бэла»
1
Знать текст повести «Бэла».
Уметьсопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей
47
Печорин и Максим Максимыч
1
Знать: текст повести;
понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета; уметь:анализировать повесть с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода
48
«Тамань» Печорин в обществе «честных контрабандистов»
1
Знать: художественные особен-
ности повести, признаки роман-
тического сюжета, текст повести;
понимать: способы создания образа главного героя через самооценку; уметь: различать героя, повествователя, автора в повести «Тамань»; развёрнуто обосновывать суждения; на основе текста повести давать характеристику герою; определять конфликт повести
49
«Княжна Мэри» Печорин и «водяное общество»
1
Знать: понятие «двойник»,
содержание повести;
уметь: составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой»
50
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа. Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.
1
Знать содержание«Журнала Печорина».
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.
Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским
практикум
Н.В.Гоголь
51
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».
1
Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя
Уметь выделять главное.
22.01
52
Цикл «Петербургские повести»
1
Проблематика сборника
28.01
53
Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.
1
Знатьисторию создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.
усвоение новых знаний
29.01
54
«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов и Коробочка
1
Знать: текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;
уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности
1.02
55
«Неотразимо страшные
идеалы огрубления»:
Собакевич и Ноздрёв
1
Знать: приём зоологизации,
текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;
развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности
4.02
56
«Неотразимо страшные
идеалы огрубления»:
Чичиков у Плюшкина
1
Знать: приём зоологизации, типический характер, текст поэмы;
понимать: способы создания образа Чичикова; уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности
5.02
57
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.
1
Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.
Уметьанализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.
практикум
11.02
58
«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме
1
Знать: текст произведения; при-
чины незавершенности поэмы;
критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений; понимать: как происходит эволюция автора - от сатирика к пророку; уметь: определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию
12.02
59
РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.
1
Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина
Пониматьроль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведо.
15.02
60
61
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».
Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.
Р/р Анализ эпизода
1
1
Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.
Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.
Развитие речи
18.02.11
19.02
62
Вн. чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.
1
Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии
Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.
Внеклассное чтение
25.02
63
А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наглядный материал (таблицы)
1. Роды литератур
2. Стихотворные размеры
3. Рифма.
4. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.
Альбомы
А.С. Пушкин
Л.Н. Толстой
М.Ю. Лермонтов
И.С. Тургенев
Портреты писателей и поэтов XIX века
Электронные приложения
1 Пушкин. Лицейские годы. ООО «Видеостудия «Кварт»
2 .Биографии писателей. В 2-х частях. ООО «Видеостудия «Кварт»
Технические средства обучения:
Наименование
Характеристика,
производитель
Количество
Компьютер
Samsung Intel
1
Мультимедийный проектор
BENO
1
Экран на штативе
APPOLO-T
STM -1101
1
Акустические колонки
SPS-607
2
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Список источников
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.
Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009. 34
Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 г.
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).
Программы общеобразовательных учреждений/ Литература 5-9 классы/ Под ред. В. Я. Коровиной. - Москва, Просвещение, 2011
Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014.