Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 10 класса
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 10 класса
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 10 класса»
Рабочая программа
по учебному курсу
«Литература»
для 10 класса (базовый уровень)
учителя русского языка и литературы
Аминовой Тохтахан Шабаналиевны
Примерная Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 6-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
Раздел I. Пояснительная записка
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Без знания шедевров русской классики и мировой литературы невозможно полноценное становление личности человека. Именно поэтому в процессе обучения литературе особое внимание будет уделено формированию у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.
Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XIX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.
Статус документа
Примерная Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 6-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Цели и задачи программы
Изучение литературы на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей [1]:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературно процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора обучающихся;
формирование умений соотносить нравственные идеалы произведений русской литературы, выявлять своеобразие художественных решений.
Образовательные задачи:
формирование принципа преемственности в развитии литературы и литературных явлений, различного рода литературных взаимодействий; умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
осознавать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Основное содержание программы
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по литературе
- умение воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение в прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для образовательных учреждений для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в X классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование по литературе
для 10 класса по программе С.А. Зинина, В.А. Чалмаева
№ п/п
Дата
Тип урока
Тема урока
Цели и задачи
Основные понятия
Развитие речи
Домашнее задание
1.09
Лекция
Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).
Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века
Классицизм сентиментализм, романтизм, реализм
Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с.14.
Из литературы 1-й половины XIX века
3.09
Комбинированный урок
А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность».
Продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина
Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произведение, вольнолюбивая поэзия
Выразительное чтение
Знать содержание статьи учебника с.15-27, отв. на вопросы 2,3 стр.50, подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском»
4.09
Урок-практикум
Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю» и др.
Формировать навык публичного выступления; отрабатывать навык комплексного анализа текста
Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (п), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта
15.09
Урок-практикум
Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)
Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста
лирическая исповедь,
Комплексный анализ текста
Статья учебника с.53-61,
17.09
Урок-беседа
«Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др.
Дать представление об особенностях любовной и патриотической лирики М.Ю.Лермонтова
«интимный» патриотизм,
Мини-сочинение «Идеал, мо мнению Лермонтова…»
Статья учебника с.65-72, выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося, прочитать поэму «Демон»
18.09
Урок-практикум
Р.к.. Лермонтов и Кавказ. Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».
Формировать навык комплексного анализа текста
философская поэма
Комплексный анализ текста
Статья учебника с.72- 78 (чит.), отв. на вопр. 6,7 с.78-79
22.09
Лекция
Художественный мир Н.В. Гоголя.
Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя
Ирония, гротеск, фантасмагория
Статья учебника с.80-84 (чит.), прочитать повесть «Невский проспект»
24.09
Урок-беседа
Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».
Развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя
Трагикомедия
Аспектный анализ текста
Статья учебника с.84- 79 (чит.), отв. на вопр. 1,2 с.106, прочитать повесть «Нос»
25.09
Лекция
Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».
Развивать понятие о комическом
Гротеск
Самостоятельно изучить повесть «Шинель» (текст, критика),
29.09
Урок-обобщение
Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века». Тест
Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века
Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства нач.XIX века»
1.10
Урок-зачет, урок-проект
Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»
Способствовать развитию навыков публичного выступления. Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX
Мини-сочинение-размышление
Подготовить сообщения «Социально-политическая ситуация в России 2-й пол. XIX века». «Крестьянский вопрос». «Лит-ра и журналистика 50-80х г.г. XIX века»
Из литературы 2-й половины XIX века
2.10
Лекция
Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос».
Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.
Создать условия для осуществления межпредметных связей.
Развивать представления учащихся о роли и месте журналистики в литературно-историческом процессе, формировать аналитические навыки мышления
Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество»
Статьи учебника с.125-139 (чит.), отв. на вопр. 1 (у),2(п) с.139
прочитать комедию «Свои люди – сочтемся» А.Н.Островского
6.10
Комбинированный урок
А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!».
Продолжить знакомство с художественным миром А.Н.Островского
Составить план
Статья учебника с.141-146 (чит.), с153-157(конспект), отв.на вопр.3-5 с.173-174
8.10
Урок-практикум
Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.
Развивать аналитические способности учащихся
Драма, система образов, семейно-бытовая драма
Комплексный анализ текста
Статья учебника с.158-162 (чит.), отв.на вопр.6 (п) с.174
9.10
Урок-беседа
Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.
Формировать навык сопоставительного анализа
Нравственная коллизия, речевая характеристика
Инсценировка
Статья учебника с.162-165 (чит.), выписать из текста высказывания героинь, характеризующие их
13.10
Урок-исследование
Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.
Формировать навык решения исследовательских задач
Проблемный анализ текста
Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару. Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши в формате Power Point, Publisher.
15.10
Урок-семинар
Образ Катерины в свете критики.
Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини
Портретная и речевая характеристика (описание)
Статья учебника с.165-171 (чит.),
Составить цитатную характеристику Катерины
16.10
Урок-беседа
Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»
Формировать аналитические умения и навыки
Аспектный анализ текста
20.10
Лабораторная работа
Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».
Развивать умения работы со словарем; формировать аналитические навыки
«Говорящие» фамилии, имена
Выявление средств художественной выразительности
Статья учебника с.171-173 (чит.), Подготовиться к сочинению
22.10
Урок развития речи
РР Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»
Развивать навык написания сочинений разных жанров
Написание сочинения
Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов»
22.10
Урок развития речи
РР Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»
Развивать навык написания сочинений разных жанров
Написание сочинения
Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов»
27.10
Урок-экскурсия
И.А. Гончаров. Личность и творчество.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова
Статья учебника с.184-186 (чит.), составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова»(п)
30.10
Урок-беседа
К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).
Утопия
Комментированное чтение
Статья учебника с.187-190
10.11
Урок-беседа
Р.к. К.Черный «Доброе сердце»
Аспектный анализ текста
12.11
Урок-практикум
Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.
Формировать навык сопоставительного анализа
Портретная и речевая характеристика
Статья учебника с.201-202
13.11
Урок-проект
Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова»
Развивать творческое мышление, формировать навык проектной деятельности
Говорящая деталь
Публичное выступление
Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
17.11
Заочная экскурсия
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор).
Продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева
Очерк
Статьи учебника с.211-214 (конспект), с.215-222 (чит)
19.11
Лекция
Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».
Развивать представления учащихся об эпохе,
Нигилизм, социально-психологический роман
Комплексный анализ текста
Статья учебника с.234-237, отв.на вопр.3 с.253, дать характеристику героев-«отцов» (п)
20.11
Урок-практикум
Мир «отцов» в романе.
Рассмотреть образ жизни русского дворянства на примере семьи Кирсановых
Аспектный анализ текста
Статья учебника с.237-239 (чит.), отв.на вопр.4 с.254
24.11
Урок-исследование
Евгений Базаров: протагонист или антигерой?
Создать условия для выявления проблем внешнего конфликта главного героя
Тайный психологизм
Портретная и речевая характеристика
Статья учебника с.240-247 (чит.), отв.на вопр.5 с.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова
26.11
Урок-практикум
Евгений Базаров: протагонист или антигерой?
Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя
Тайный психологизм
Портретная и речевая характеристика
Статья учебника с.240-247 (чит.), отв.на вопр.5-6 с.254, закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова
27.11
Урок-беседа
Р.к. И.Д.Сургучев. Обзор творчества
Помочь учащимся сформировать представление об актуальном философском значении романа в наше время
Вечные темы в литературе
Мини-сочинение «Почему роман Тургенева «Отцы и дети» так назван?»
Статья учебника 247-249 (чит.), выучить отрывок наизусть (по желанию)
1.12
Урок внеклассного чтения
Вн.чт. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.
Дать представление об особенностях жанра «стихотворения в прозе»
Стихотворение в прозе, лирическая проза
Чтение наизусть, комментированное чтение
Статья учебника с.250-253(чит.), подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики и т.д.)
3.12
Урок развития речи
РР Подготовка к написанию классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева
Развивать навык написания сочинения
Написание сочинения
3.12
Урок развития речи
РР Написание классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева
Развивать навык написания сочинения
Написание сочинения
Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
8.12
Лекция
Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»
Познакомить учащихся с основными положениями эстетической теории Чернышевского
Идеологический роман, научная фантастика
Составить вопросы к дискуссии
Статья учебника с.256-263 (конспект), подготовиться к дискуссии
10.12
Урок-дискуссия
Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?»
Развивать навык публичного выражения собственного мнения
Разумный эгоизм, пропагандистский пафос
Публичное выступление, диалогическая речь
Перечитать «Четвертый сон Веры Павловны»
11.12
Урок-практикум
Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».
Формировать навык комплексного анализа
Литературная утопия
Комментированное чтение, комплексный анализ эпизода
Статья учебника 269-280 (читать), подготовить сообщение
15.12
Заочная экскурсия
Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.
Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта
Составление плана
Статья учебника 283-287 (читать), составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова
17.12
Урок-беседа
Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).
Формировать представление учащихся о народном характере поэзии Н.А.Некрасова
Рефрен, лирический пафос
Выявление средств художественной выразительности
Статья учебника 289-294 (читать),
18.12
Урок-практикум
Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)
Гражданская лирика
Выразительное чтение
Статья учебника с.303-310 (читать), выучит наизусть «Поэт и гражданин», Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»
22.12
Урок-беседа
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.
Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики
Эпическая поэма
Чтение наизусть
Статья учебника с.311-313 (читать), составить маршрут поисков счастливого героями поэмы
24.12
Урок-практикум
Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав.
Формировать навык сопоставительного анализа произведения
Сопоставительный анализ
Статья учебника с.314-321 (читать), закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков»
25.12
Лабораторная работа
Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси.
Определить истоки сильного характера русской женщины
Речевая и цитатная характеристики
Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме»
12.01
Урок-проект
Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Формировать навыки проектной деятельности
Фольклорный образ, фольклорный мотив, песенно-лирическая снова
Выявление средств художественной выразительности
Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
14.01
Обзорный урок
Р.к. М.Усов. Обзор творчества
Определить значимость творчества Н.А.Некрасова для русской литературы
Написание тезисов
Статья учебника с.322-325 (читать), подготовиться к сочинению
15.01
Урок развития речи
РР Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.
Формировать навык написания сочинения
Написание сочинения
Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем)
19.01
Лекция
Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.
Продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева
Философская лирика, афористичность стиха
Статья учебника (II) с.3-7 (чит.), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта
21.01
Урок-практикум
Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).
Формировать у учащихся представления об особенностях пейзажной лирики
Стихотворная миниатюра
Устное словесное рисование, выразительное чтение
Статья учебника (II) с.7-17 (чит.),
Подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И.Тютчева»
22.01
Урок-проект
Личность и мироздание в лирике Тютчева («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева»
Формировать навык проектной деятельности
Лирический цикл
Выразительное чтение, публичное выступление
Статья учебника (II) с.17-27(чит.), наизусть стихотворение по выбору учащегося
26.01
Урок-практикум
«Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева
Формировать навык критического мышления
Чтение наизусть
Статья учебника (II) с.28-30(чит.), подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета
28.01
Урок-беседа
А.А. Фет. Жизнь и творчество.
Продолжить знакомство с творчеством А.А. Фета
Поэтическая «безглагольность»,
Статья учебника (II) с.33-39(чит.), отв. на вопр. 1-3 с.50
29.01
Урок-практикум
Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.).
Сформировать у учащихся представление об основных темах поэзии Фета
Лирический этюд
Выразительное чтение, устное словесное рисование
Статья учебника (II) с.40-50(чит.), отв. на вопр. 4-6 с.50
2.02.
Урок-концерт
Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.).
Формировать у учащихся представление об особенностях любовной лирики А.А.Фета
Лирический восторг, музыкальность стиха, романс
Чтение наизусть
Подготовиться к зачетной работе по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
4.02.
Обзорный урок
Р.к. В.И. Сляднева. Обзор творчества.
Формировать умения и навыки анализа поэтического текста
Написание тезисов Выявление средств художественной выразительности
5.02
Урок развития речи
РР Подготовка к написанию сочинения по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
Развивать навык написания сочинений
Написание сочинения
Познакомиться с творчеством К.Хетагурова
9.02
Урок внеклассного чтения
Вн.чт. Коста Хетагуров
Формировать у учащихся представление о творчестве К.Хетагурова
Комментированное чтение
Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник»
11.02
Лекция
Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.
Формировать у учащихся представление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова
Национальный колорит, стилизация
Статья учебника (II) с.52-57(чит.),
12.02
Урок-обзор
Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».
Формировать у учащихся навык комплексного анализа
Выявление средств художественной выразительности
Статья учебника (II) с.63-70(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76
16.02
Лекция
От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.
Продолжить знакомство с творчеством великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина
Сатира, гротеск
Статья учебника (II) с.78-83(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76
18.02
Урок-практикум
«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.
Формировать навык критического мышления
Сатирический роман –хроника,
Портретные характеристики
19.02
Урок-дискуссия
Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.
Формировать навык ведения диалога
Аллегория, абсурд
Диалог
Статья учебника (II) с.63-70(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76
25.02
Урок-практикум
Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»).
Продолжить изучение «Сказок для детей изрядного возраста» с позиции взрослой личности, сравнить впечатления от прочтений
Авторская сатирическая сказка
Выявление средств художественной выразительности
Статья учебника (II) с.97-105, 105-107(чит.), отв.на вопр.8,10 с.107-108, продумать сюжет сказку на современную тему в традициях Салтыкова-Щедрина
26.02
Урок развития речи
РР Подготовка к творческому домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»
Развивать навык творческого мышления
Написание авторской сказки
Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого
2.03.
Урок-беседа
Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.).
Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого
Романс, баллада, пародия
Выразительное чтение
Статья учебника (II) с.110-127, отв. на вопр. 1-2, выучить наизусть стихотворение по выбору
4.03.
Урок-беседа
А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.).
Познакомить учащихся с творчеством А.К.Толстого
Притча-присказка
Чтение наизусть
Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
5.03
Заочная экскурсия
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.
Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого
Статья учебника (II) с.129-140, подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир»
9.03
Урок-практикум
История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».
Формировать навык аналитической деятельности учащихся
Роман-эпопея, историзм
Статья учебника (II) с.146-15 (чит),
11.03
Урок-беседа
Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма.
Формировать у учащихся верные представления о патриотизме
Комментированное чтение
Статья учебника (II) с.146-151 (чит.) мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм»
12.03
Урок-практикум
«Мысль семейная» в романе.
Формировать у учащихся представление о романе «Война и мир» как о романе-семейной хронике
Комментированное чтение
Статья учебника (II) с.156-159, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе
16.03
Урок-практикум
Этапы духовного становления Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав.
Формировать у учащихся навык сопоставительного анализа
Внутренний монолог
Речевая и портретная характеристики
Статья учебника (II) с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию)
18.03
Семинар
Наташа Ростова и женские образы в романе.
Формировать у учащихся представление о роли женских образов в романе «Война и мир»
«Диалектика души», словесная пластика
Комментированное чтение
Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал»
19.03
Урок-практикум
Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов.
Формировать навык сопоставительного анализа
Антитеза
Сопоставительный анализ
Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона
23.03
Урок-практикум
Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.
Формировать навык комплексного анализа эпизода
Авторское отступление
Комментированное чтение, анализ эпизода
Статья учебника (II) с.176-183, (чит),
1.04
Урок-беседа
«Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа.
Формировать навык аспектного анализа
Аспектный ализ
Статья учебника (II) с.171-176, произвести анализ письменно
2.04
Урок-практикум
Платон Каратаев: русская картина мира.
Формировать у учащихся представление о мудрости русского народа
Цитатная, речевая характеристика
Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?»
6.04
Урок-исследование
Философия вещей в романе «Война и мир»
Формировать исследовательские навыки учащихся, выявить сюжетообразующую функцию детали в романе
Деталь
Выявление средств выразительности
Подготовиться к семинару
8.04
Семинар
Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.
Познакомить учащихся с литературной критикой, отзывами о романе; формировать у них представление о значении романа для русской и мировой литературы
Цитата
Статья учебника (II) с.183-185, подготовиться к тестированию
9.04
Урок контроля
Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого
Выявить уровень усвоения программного материала
Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.)
13.04
Урок-обзор
Р.к С.Бойко «Загадки древних страниц»
Формировать навыки творческого мышления учащихся
Подбор цитат, выдержек из текста
15.04
Урок развития речи
РР Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Развивать навык написания сочинения
Написание сочинения
Подготовиться к защите проектов «Ах, этот бал…»
16.04
Урок-проект
Зашита творческих проектов «Ах, этот бал…»
Формировать навык проектной и исследовательской деятельности
Публичное выступление
Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
20.04
Лекция
Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.
Продолжить знакомство с творчеством Ф.М.Достоевского
Статья учебника с.203-214 (чит.),
22.04
Урок-беседа
Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе.
Формировать представление у учащихся о своеобразии авторской идеи романа
Дететкивный роман, идеологический роман, философский роман
23.04
Урок-практикум
Мир «униженных и оскорбленных» в романе.
Формировать навык критического мышления
Полифония
Составление тезисов
27.04
Урок-практикум
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.
Формировать навык аналитической деятельности
Идея «сверхчеловека»
Комментированное чтение
Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова»
29.04
Семинар
Урок-семинар. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова.
Формировать навык публичного выступления
Герой-двойник
Публичное выступление
30.04
Урок-портрет
Сонечка как нравственный идеал автора.
Формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора
Устное словесное описание
Подготовиться к семинару «Роман «Преступление и наказание»: за и против»
4.05
Семинар
Роман «Преступление и наказание»: за и против
Формировать навык формулирования собственного мнения
Евангельские мотивы
Диалог, монолог
Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.)
6.05
Урок развития речи
РР Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление м наказание»
Формировать навык написания сочинений разных жанров
Написание сочинения
Написать сочинение по роману «Преступление и наказание»
7.05
Лекция
Жизнь и творчество А.П. Чехова.
Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова
Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»
11.05
Урок-практикум
Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»)
Развивать представления учащихся о теме»маленького человека» в творчестве А.П.Чехова
Чеховская деталь, лирическая проза, подтекст
Прочитать рассказ «Ионыч»
13.05
Лабораторная работа
Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»).
Выявить смысл заглавия рассказа
Работа со словарями
Прочитать комедию «Вишневый сад»
14.05
Урок-практикум
Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».
Формировать навык комплексного анализа
Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига
Чтение по ролям
Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова
18.05
Урок-практикум
Образ сада и философская проблематика пьесы.
Формировать речеведческие комппетенуии учащихся
Инсцерировка
Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев»
18.05
Урок- проект
Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спектакль по Чехову»
Выявить значение творчества Чехова для русского театра
Публичное выступление
Прочитать Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».
Зарубежная литература 2-й половины XIX века
22.05
Урок внеклассного чтения
Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье».
Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом».
А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».
Познакомить учащихся с лучшими образцами зарубежной литературы XIX века
Новелла
Комментированное чтение, выразительное чтение
Повторить материал за весь курс литературы 10 класса, ответить на вопросы с.284-285
23.05
Обобщающий урок
Обобщение материала историко-литературного курса.
Повторить и обобщить материал за курс литературы 10 класса
Подготовиться к зачетному уроку
27.05
Урок контроля
Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века.
Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта
Сочинение-отзыв
29.05
Урок контроля
Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века.
Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта
Сочинение-размышление
Составить памятку «Как заставить себя читать летом»
30.05
Обобщающий урок
Итоговый урок. Что читать летом.
Подвести итоги работы за год
Список литературы
Программа летнего чтения
Раздел IV. Содержание тем учебного курса
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века
А.С.ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вновь я посетил…», «Элегия», «Свободы сеятель пустынный…», «подражание Корану», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С.Пушкина. Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Молитва», «Я не унижусь пред тобой…», «Сон», «выхожу один я на дорогу…». Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Н.В.ГОГОЛЬ
Повести: Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Литература второй половины XIX века
ВВЕДЕНИЕ
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860 годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Тостого, А.П.Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра. Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни. Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н.ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди-сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди-сочтемся!». Конфликт между»старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка-три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике.
И.А.ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами(Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике.
И.С.ТУРГЕНЕВ
Цикл Записки охотника»(2-3 рассказа по выбору), роман Отцы и дети», стихотворения в прозе: Порог», «памяти Ю.П.Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое.
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать?»(обзор).
«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г.Чернышевского.
Н.А.НЕКРАСОВ
Стихотворения: В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,»блажен незлобивый поэт…»,»Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Элегия», «О Муза! я у двери гроба…», «мы с тобой бестолковые люди…», поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А.Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотивы правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме(образы Оболта-Оболдуевича, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители(Яким Нагой, Ершил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов ив некрасовском повествовании(легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Ф.И.ТЮТЧЕВ
Стихотворения: Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…», «природа-сфинкс, и тем она верней…», «певучесть есть в морских волнах…», «Еще земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «нам не дано предугадать…» и др.
«Мыслящая поэзия» Ф.И.Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
А.А.ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…» и др.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. «Культ мгновения» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Н.С.ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н.Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках. Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е Салтыкова-Щедрина.
А.К.ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…» и др.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Л.Н.ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации(Берги, Друбецкие, Курагины). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М.Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя(Лужин, Свидригайлов). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
А.П.ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч». Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Раздел V. Формы и средства контроля
Виды контроля
В год
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Домашние сочинения
Классные сочинения
3
4
1
1
1
1
-
1
1
1
Темы для творческих работ (сочинений)
Сочинение 1
1. Обломов и «обломовщина».
2. Созерцательство Обломова: трагедия или спасение от реалий бытия?
3. Обломов и Ольга Ильинская.
4. Обломов и Штольц
Сочинение 2
В чем состоит трагедия Базарова?
Базаров и Павел Петрович Кирсанов: две стороны одной медали?
Любовная линия романа.
Эпоха и ее отражение в романе.
Сочинение 3
«Что нужно для счастья?..»- «мысль семейная» в романе-эпопеи «Война и мир».
Женские образы в романе-эпопеи.
Путь идейных исканий Андрея Болконского/Пьера Безухова.
Особенности жанра произведения.
Подготовка к ЕГЭ
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и
выполните задания B1 – B6
Скоро все разошлись по домам, различно толкуя о причудах Вулича и, вероятно, в один голос называя меня эгоистом, потому что я держал пари против человека, который хотел застрелиться; как будто он без меня не мог найти удобного случая!..
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...
И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет?.. В первой молодости моей я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.
Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление и раздражило мои нервы; не знаю наверное, верю ли я теперь предопределению или нет, но в этот вечер я ему твердо верил:
доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею; но я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги.
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
При выполнении заданий В1 – В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1
Укажите название компонента художественного произведения, представляющего собой описание состояния природы («звезды спокойно сияли…»).
Ответ: ________________.
К какому приёму прибегает автор в следующем описании: «месяц, полный и красный, как зарево пожара…»?
B2
Ответ: ________________.
B3
Назовите средство художественной изобразительности, многократно использованное в приведённом фрагменте («на темно-голубом своде», «радужные образы» и т.п.).
Ответ: ________________.
B4
Укажите название художественного приема, основанного на противопоставлении различных явлений («люди премудрые» – «жалкие потомки».
Ответ: ________________.
B5
Как называется форма развернутого высказывания героя, обращенного к себе или к другим персонажам (размышления Печорина, идущего по ночной дороге)?
Ответ:________________ .
B6
Из начала фрагмента выпишите слово, явившееся для читателей важной характеристикой «печоринского» типа.
Ответ:________________ .
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и
выполните задания B7 – B12; C2.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
(С.А. Есенин)
При выполнении заданий В7 –В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B7
Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («отговорила роща золотая» – «роща золотая отговорила милым языком»).
Ответ:___________________.
B8
Как называется прием одушевления образов природы, к которому прибегает Есенин в своем стихотворении («отговорила роща», «грезит конопляник»)?
Ответ: ____________________.
B9
Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («души сиреневая цветь», «костер рябины красной»).
Ответ:______________________.
B10
К какому приему, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4 строфы стихотворения?
Ответ: _____________________ .
Как называется фонетический прием, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность («отговорила роща золотая»)?
B11
Ответ: ______________________.
Определите размер, которым написано стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…».
B12
Ответ:_______________________.
Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений.
C2
Какие мотивы указывают на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Литература.
Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008
Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М., «Русское слово»,2010
Методические рекомендации к учебникам авторов программы.
Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007
Г.Г.Гранюк, С.М.Бондаренко. Литература. Учимся понимать художественный текст.-М..Астрель.АСТ,2001
О.Г.Черных. Практикум по литературе, 10 класс.- М.,ВАКО,2010
object(ArrayObject)#883 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}