Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса на 2016-2017 учебный год
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентирымолодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса на 2016-2017 учебный год»
Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка
«Утверждаю»
Директор школы _______ /В.Н.Долматова/
Приказ № 240
от «30» августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования, класс
сренее общее ,10 класс______________
Количество часов 135_______________
Учитель: Ткаченко Л.Р.
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
№
Нормативные документы
1
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
2
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»
3
Федеральный Базисный учебный план общеобразовательных учреждении РФ.
Утвержден приказом Мин образования России от 9 марта 2004 г.№1312
4
Приказ об утверждении регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений РО на 2016-2017 учебный год от 18.04.16г. №271
5
Нормативные требования СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
6
«Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы», авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина, М., Просвещение, 2011г.
7
Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253 , Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 г. «НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников», Приказ от 26.01.2016г. №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию и утверждённых Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253»
8
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год
12
Расписание учебных занятий на 2016-2017 учебный год
13
Учебный план на 2016-2017 учебный год
14
«Литература. 10 класс» в 2-х частях.автор: Лебедев Ю.В. М., «Просвещение», 2011 г
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
1
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры
2
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся
3
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе
4
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год, в соответствии с расписанием на 2016-2017 учебный год:
Класс
Предмет
Количество часов (в год) по программе
Количество часов(в год) в рабочей программе
10б
Литература
105
135
Отличительные особенности рабочей программы от «Программы по литературе» под редакцией В.Я.Коровиной, М., «Просвещение», 2012
10 класс
№
Тема
По программе часов
В рабочей программе часов
Обоснование
1
Введение
2
1
Сокращён 1 час с целью усиления работы над текстами художественных произведений
2
Творчество А.С.Пушкина
10
9
Сокращён1 час, т.к. в 9 классе творчество поэта изучалось подробно
3
Творчество М.Ю.Лермонтова
9
6
Сокращено 3 часа, т.к.в 9 классе творчество М.Ю.Лермонтова изучалось подробно
4
Творчество Н.В.Гоголя
6
4
Сокращено 2 часа, т.к. на 2 ступени образования творчество писателя изучалось подробно
5
Творчество И.А.Гончарова
6
14
Добавлено 8 часов с целью подробного ознакомления с творчеством писателя
6
Творчество А.Н.Островского
8
11
Добавлено 3 часа для усиления работы с текстом
7
Творчество И.С.Тургенева
11
12
Добавлен 1 час с целью работы с критической литературой
8
Ф.И.Тютчев
2
2
9
А.А.Фет
2
2
10
А.К.Толстой
0
11
Н.А.Некрасов
7
14
Добавлено 7 часов с целью усиления работы с текстом художественного произведения
12
Ф.М.Достоевский
7
13
Добавлено 6 часов с целью усиления работы с текстом
13
Л.Н.Толстой
12
24
Добавлено 12 часов с целью усиления работы с текстом
14
Н.С.Лесков
3
4
Добавлен 1 час с целью более глубокого изучения творчества
15
А.П.Чехов
8
6
Сокращено 2 часа, т.к. на 2 ступени обучения творчество писателя изучалось подробно
16
А.К.Толстой
0
4
Включены 4 часа с целью углубленного знакомства с творчеством поэта
17
М.Е.Салтыков-Щедрин
0
5
Включено 5 часов с целью углубленного знакомства с творчеством писателя
Авторская программа по литературе в 10 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта по литературе (базового уровня). В связи с тем, что по выбору ОУ добавлен 1 час в неделю, появилась возможность расширить знания учащихся. В рабочей программе в календарно-тематическом планировании добавленные темы выделены курсивом. Они составлены на основе материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников, а также на основе материала профильного уровня Федерального компонента Государственного стандарта. Добавленные темы включены в следующие разделы:
Наименование раздела
Добавленные часы
1
Творчество А.С.Пушкина
4
2
Творчество М.Ю.Лермонтова
2
3
Творчество Н.В.Гоголя
2
4
Творчество И.А.Гончарова
5
5
Творчество А.Н.Островского
2
6
Творчество И.С.Тургенева
1
7
Творчество А.К.Толстого
4
8
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
5
9
Творчество Ф.М.Достоевского
1
10
Творчество Л.Н.Толстого
1
11
Творчество Н.С.Лескова
4
11
Творчество А.П.Чехова
1
12
Из зарубежной литературы
2
Всего
34
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и тем
Наименование раздела
1
Творчество А.С.Пушкина
2
Творчество М.Ю.Лермонтова
3
Творчество Н.В.Гоголя
4
Творчество И.А.Гончарова
5
Творчество А.Н.Островского
6
Творчество И.С.Тургенева
7
Творчество А.К.Толстого
8
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
9
Творчество Ф.М.Достоевского
10
Творчество Л.Н.Толстого
11
Творчество Н.С.Лескова
11
Творчество А.П.Чехова
12
Из зарубежной литературы
МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентирымолодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
В результате изучения литературы ученик 10 кл. должен
знать /понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка «5»:ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка «4»:ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. Отметка «3»:оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметка «2»:ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка
Основные критерии отметки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл. 2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. 3. Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» -90 – 100 %; «4» -78 – 89 %; «3» -60 – 77 %; «2»-менее 59 %.
Система контроля знаний
Утверждена на заседании МО учителей филологии и искусства (протокол №1 от 28 августа 2013 года)
В ходе реализации рабочей программыприменяется накопительная система оценивания.
Основой выставления оценок по литературе являются «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе». Оцениваются устные ответы учащихся, показывающие знания теории; ответы на уроке, показывающие практические умения и навыки; контрольные работы, сочинения, изложения. Ответ на уроке может быть оценен не сразу, если оценка для ученика является нежелательной. В таком случае ученику предоставляется возможность исправить оценку на другом уроке или во внеурочное время. Классные и домашние работы творческого характера оцениваются выборочно, по желанию ученика, однако четвертные оценки «4» и «5» не выставляются, если ученик систематически не выполняет задания творческого характера и повышенного уровня сложности.
За контрольные работы и сочинения оценки выставляются сразу после проверки. При неудовлетворительной оценке за эти виды работ учитель даёт возможность пересдачи материала. В этом случае оценка в журнал не выставляется в течение недели после работы. В связи с тем, что в классе большое количество учащихся со слабыми возможностями изучения литературы, пересдача материала может быть в виде теста, работы с карточками, включающими задания по данной теме. Работа, оцененная оценкой «4» и «3», не пересдаётся. При выставлении оценок за устные ответы учитель использует систему поощрения и наказания, когда за неправильный ответ оценка может не выставляться и, наоборот, при систематически неудовлетворительных ответах без уважительной причины учитель может поставить неудовлетворительную оценку в журнал.
За домашние работы учитель может поставить оценки в журнал выборочно. Если ученик систематически не выполняет домашние задания и проявляет недобросовестность в работе, учитель выставляет в журнал оценку «2», но возможность исправить эту оценку у ученика остаётся. В таком случае в журнале ставится оценка на следующую дату.
Знание произведений наизусть оценивается у каждого обучающегося, при этом ученику даётся при желании повысить оценку.
Выведение итоговых оценок
За полугодие и учебный год выставляются итоговые оценки. Оценка является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, знание содержания произведений, овладение умениями, речевое развитие..
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое текущих оценок. Решающим при её выставлении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости, а также выполнение домашних и творческих работ, проектную деятельность.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками. Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении полугодия (года) большинство контрольных работ, сочинений оценивалось баллом «2».
Нормативы за устные ответы и письменные работы учащихся нерусской национальности могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.
Если обучающийся отсутствует на контрольной работе, сочинении, то пишет этот вид работы на следующий день во внеурочное время. Оценка выставляется на следующую дату.
Если обучающийся пропустил более 20% уроков раздела, то, получив консультацию учителя дистанционно, он имеет возможность в течение учебной недели сдать пропущенный материал, форму контроля которого выбирает учитель. Оценка выставляется на дату сдачи материала.
В связи с тем, что в классе некоторые учащиеся со слабыми возможностями изучения русского языка, пересдача материала может быть в виде теста, работы с карточками, включающими задания по изучаемой теме. Работа, оцененная оценкой «4» и «3», не пересдаётся. На пересдачу материала отводится не менее 10 дней с момента выставления оценок.
В связи с тем что выпускники школы в 11 классе с 2014-2015 уч.года будут сдавать сочинение по литературе с целью допуска к сдаче ЕГЭ, в 10 классе необходимо усилить работу по подготовке к написанию сочинения. Поэтому контрольные работы заменены на сочинения. Кроме того, из программы удалены домашние сочинения , т.к. дома обучающиеся пользуются ресурсами Интернета и всевозможными печатными пособиями, сборниками сочинений и т.д.
Сочинения по литературе пишутся в классе. Подготовка к сочинению идёт на всех рабочих уроках по теме и на специально отведённых для этого уроках. Оценки за сочинение выставляются в соответствии с Нормами оценки знаний и умений учащихся по литературе.
В рабочую программу включён перечень сочинений, но в процессе работы над темой учитель может добавить или, наоборот, убрать определённые темы.
Перечень тем сочинений.
Сочинение по творчеству А.С.Пушкина
Гуманизм творчества А.С.Пушкина.
Эволюция темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии
«Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина
Тема любви в творчестве А.С.Пушкина
«Милый идеал» А.С.Пушкина
Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»
Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
М.Ю.Лермонтов о поэте и поэзии
Тема вольности и гордого одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова
Судьба поколения в лирике М.Ю.Лермонтова
Судьба «лишних» людей в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя
Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя
Изображение русского народа в творчестве Н.В.Гоголя
«Горьким смехом моим посмеюся…»
Сочинение по творчеству И.А.Гончарова
Обломов и Штольц
Обломов и Ольга Ильинская
Изображение «обломовщины» в романе И.А.Гончарова
Мой любимый герой в романе «Обломов»
Сочинение по творчеству А.Н.Островского
Осуждение эгоизма, нравственной слабости и приспособленчества в драме А.Н.Островского «Гроза»
Женские образы в драме А.Н.Островского «Гроза»
Кто является «лучом света» в «тёмном царстве»?
Сочинение по творчеству И.С.Тургенева
«Отцы» и «дети» в романе И.С.Тургенева
Тема любви в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Базаров и братья Кирсановы
«Вечные» темы в романе «Отцы и дети»
Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова
Судьба Родины и народа в творчестве Н.А.Некрасова
«Есть женщины в русских селеньях…»
Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Раскольников и Соня Мармеладова
Роль снов Раскольникова в раскрытии идейного замысла романа
Роль эпилога в раскрытии идейного замысла романа
Гуманизм Достоевского
Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
«Диалектика души» героев Толстого
Истинный и ложный патриотизм
Партизанская война в романе «Война и мир»
Женские образы в романе
Эпилог романа
Изображение Бородинского сражения в романе
Семья Ростовых и семья Болконских
Светское общество в романе «Война и мир»
Сочинение по творчеству А.П.Чехова
Образ сада в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»
Три поколения в пьесе А.П.Чехова
Уроки А.П.Чехова
От Старцева к Ионычу
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса предмета «Литература»
Литература, необходимая для овладения курса.
Для ученика (обучающегося)
Обязательная
Учебник:
«Литература. 10 класс» в 2-х частях.автор: Лебедев Ю.В. М., «Просвещение», 2011г.
Дополнительная
Для учителя (преподавателя)
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Государственный стандарт основного общего образования по литературе;
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень» под ред. В.Я.Коровиной. 9-е издание, переработанное и дополненное - Москва «Просвещение», 2012г
Поурочные разработки по литературе.10 класс.,авторы: Н.В.Егорова. И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова, 4-е изд. перераб. и доп.М.: «ВАКО»,2012
Уроки словесности. 5-9 кл. : Пособие для учителя – М.: Дрофа, 2010