kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе для 7 класса / УМК В.Я.Коровиной /

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 общеобразовательного класса разработана  на основе Примерной  программы основного общего образования по литературе  для 7 класса  (Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень). и авторской программы для 5-11 кл. под ред. Коровиной В. Я. Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта образования и учебному плану ОБОУ "Суджанская школа - интернат" на 2015-2016 уч.год. Разделы Программы соответствуют Положению о рабочей программе ОБОУ "Суджанская школа - интернат."

Программа рассчитана на 70 часов /35 учебных недель/. В неделю - 2 часа.

Срок реализации - 1 год.

Уровень - базовый.

.

разработана  на основе Примерной  программы основного общего образования по литературе  для 7 класса (базовый уровень) и авторской программы для 5-11 кл. под ред. Коровиной В. Я. (Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень).разработана  на основе Примерной  программы основного общего образования по литературе  для 7 класса (базовый уровень) и авторской программы для 5-11 кл. под ред. Коровиной В. Я. (Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень).

 м

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 7 класса / УМК В.Я.Коровиной / »

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУДЖАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УР

_____________ /О. П. Березуцкая/

_______08.2015


УТВЕРЖДЕНО

Приказом

от _____08.2015 №____

Директор школы-интерната

______________­­­­­____________________

/Н. А. Пилипенко/


Решением заседания

педагогического совета

от ______08.2015 №___







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО ЛИТЕРАТУРЕ


ДЛЯ 7 КЛАССА

/базовый уровень/



учителя

Ильиной Людмилы Дмитриевны










2015-2016 учебный год


Пояснительная записка


Программа по литературе для обучающихся 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. «Просвещение» 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.



Главной идеей  программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Соблюдается также  системная направленность: например, от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.п.

Содержание программы позволяет утверждать, что она сохраняет преемственность с программой литературного образования начальной школы. В свою очередь она состоит из двух концентров: 5 - 9 классы (внутри этого концентра три возрастные группы: 5 – 6, 7 – 8, 9 класс), 10 – 11 классы. Программа концентра 5 – 9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10 – 11 классов, где монографически изучается творчество классиков русской литературы. Подобный подход позволяет учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода, осознавая их единство.

Принцип концентризма, осуществляемый последовательно на каждой ступени обучения, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже к одним и тем же  произведениям. Но, разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:

1)  познакомить с писателем и его лучшими произведениями;

2)  углубить первоначальное впечатление от прочитанного;

3)  раскрыть подтекст;

4)  усложнить анализ;

5)  раскрыть образ автора и др.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан мной на основе читательских пристрастий учащихся,  индивидуальных  особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении  произведения.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Наряду с основными уроками, в программу включены уроки внеклассного чтения.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.

В программу включены для изучения следующие произведения, не предусмотренные Госстандартом:

* А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), А. С. Пушкин «Борис Годунов» (Сцена в Чудовом монастыре);

* Л.Н. Андреев «Кусака»;

* Д.С. Лихачёв «Земля родная»;

* Песни на слова русских поэтов 20 века

Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе .

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 70 часов /35 учебных недель/ , 2 часа в неделю. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я. Коровиной. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведений зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Срок освоения программы – 1 год.



Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. « Лесной царь»

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ­лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк», «Бежин луг». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В.А. Жуковский « Приход весны» А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край» Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Родина». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин Краткий рассказ о писателе. «Родина». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.


Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные

представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

«Неизвестный цветок». Труд как нравствен­ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про­зы Платонова (для самостоятельного чтения).

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, ге­рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Р. Брэдбери « Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отры­вок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею­щая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотво­рения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты по­мнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Виноку­ров. Москвичи).

C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).





ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ


Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбо­ру учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление твер­ского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A. П. Сумароков. Эпиграмма.

B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоев­ского.

Н. А. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А. Н. Майков. Гроза.

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

A. И. Куприн. Изумруд.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A. Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.

A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B. С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы

Японские трехстишия (хокку, или хайку).

Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.

Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.

Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.

Р. Брэдбери. Все лето в один день















Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:

жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений);

роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений);

  • литературный герой (развитие понятия);

  • понятие о теме и идее произведения (начальные представления);

  • герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.




УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Программой предусмотрено изучение разделов:


п/п


Название раздела


Количество часов


Из них

Р/р

Вн.ч.

1.

Введение.


1



2.

Устное народное творчество.


6


1

3.

Из древнерусской литературы.


3

1


4.

Из русской литературы XVIII века.


2



5.

Из русской литературы XIX века.


30

3

3

6.

Из русской литературы XX века.


22

1

1

7.

Литература народов России

1



8.

Зарубежная литература.

4



9.

Итоги года

1




Итого: всего часов 70 5 5



Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

1.Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.

2.Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

3.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM /Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

4.Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.

Для учителя:

1.Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.

2.Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

3.Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.

4.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.

5.Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.

6.Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.

7.Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

8. Л. Н.Тимофеев, С.В.Тураев. Краткий словарь литературных терминов. – М.: Просвещение, 2001

9.Л.Е.Тумина. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы.- М.: ДРОФА, 200г.

10.Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, Л.А. Холодкова. Литература в 7 классе: Урок за уроком.- М.: Русское слово, 2003.




Список литературы


1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, утверждённый приказом Минобразования России от 5.03. 2004 г.№1089.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7,9).

3. Примерная программа основного общего образования по литературе для 5-11классов. Базовый уровень (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И. С.Збарский, В.П. Полухина) под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.

4.Учебный план ОБОУ «Суджанская школа - интернат» на 2015-2016 учебный год.

5.Учебник «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я. Коровина, В.И. Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).








Календарно – тематический план

п/п

Дата

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Примеча-ние

План

Факт

1

3.09.15


Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.


1

Вводный

урок

Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства.

Понимать: природу художественного образа и своеобразие художественной действительности.

Уметь: пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию из пособия «Читаем, думаем, спорим» и использовать ее в собственных высказываниях; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений.


2.

5.09.15


Устное народное творчество

Предания как поэтическая автобиография народа.

Исторические события в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного». «Сороки-Ведьмы». «Пётр и плотник».

6


1



Урок-

бе­седа



Знать: определение понятия «предание».

Понимать: своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа. Уметь: пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания.


3.

9.09.15


Понятие о былине.

Собирание былин. Собиратели.

«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала


Знать: определение понятия

«былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Уметь : составлять характеристику героя, определять тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность.



4.

12.09.15


Вн.ч.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах.


1

Урок внеклас-сного чтения

Знать: какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря.

Уметь: характеризовать героев; оценивать отражённые в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы ,анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.)



5.

16.09.15


Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.


1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Уметь: характеризовать героев; оценивать отражённые в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы.


6.

19.09.15


«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Изображение жизни народа, его национальных тради­ций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен .


1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Знать: своеобразие карело-финского мифологического эпоса.

Понимать: эстетическое совершенство «Калевалы».

Уметь: характеризовать героев, воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа.



7.

23.09.15


Пословицы и поговорки.

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.


1

Комбини-рованный урок

Знать: определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговорки народов мира.

Понимать: жанровые особенности пословиц и поговорок.

Уметь: объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь.


8.

26.09.15


Из древнерусской литературы


«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси.

3


1




Урок изуче­ния ново­го

мате­риала, урок-беседа



Знать: особенности поучения как жанра литературы.

Понимать: смысл поучения Владимира Мономаха.

Уметь: выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе.



9.

30.09.15


«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

1


Урок изуче­ния ново­го

мате­риала с элемента-ми диспута

Знать: содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои. Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев.

Понимать: какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций.


10.

3.10.15


Р/р

Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество»; «Древнерусская литература».

Сочинение на одну из тем:

1.Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях устного
народного творчества?

2.Что воспевает народ в героическом эпосе?

3.Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

4.В чем значение древнерусской
литературы для современного читателя?

1

Урок развития речи

Знать: особенности композиции сочинения-рассуждения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений.



11.

7.10.15


Русская литература XVIII века


М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, российской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению.

2


1



Урок изуче­ния ново­го

мате­риала

Знать: факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды.

Понимать: особенности поэтического языка

М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы.

Уметь: выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов).



12.

10.10.15


Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

Урок изуче­ния ново­го

мате­риала

Знать: факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений.

Понимать: философский и иносказательный смысл стихотворений.

Уметь: определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»).



13.

14.10.15


Русская литература XIX века


А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок).

Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл XII.

Обучение выразительному чтению.

30


1




Урок изуче­ния ново­го

мате­риала



Знать: содержание поэмы «Медный всадник».

Понимать: идейное содержание поэмы.

Уметь: видеть особенности художественного мира поэмы.


14.

17.10.15


А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).

Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

1

Урок изуче­ния ново­го

мате­риала

Знать: содержание поэмы «Медный всадник».

Уметь: видеть особенности художественного мира поэмы; понимать идейное содержание поэмы, сопоставлять исторические события и события, описанные в произведении.


15.

21.10.15


А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка.

1

Урок изуче­ния ново­го

мате­риала

Знать: историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому.


16.

24.10.15


А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».

1

Урок изуче­ния ново­го

мате­риала

Знать: особенности драматического произведения.

Уметь: анализировать текст произведения, понимать его тему и идею ,самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы.


17.

28.10.15


А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

1

Комбини-рованный урок

Знать: содержание повести, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе.

Понимать: ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина.

Уметь: объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.)



18.

31.10.15


Р/р

Художественное совершенство и человечность повести А.С. Пушкина.


Написание развёрнутого ответа на предложенный вопросы:

Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы.

1

Урок развития речи

Понимать: идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе).

Уметь: анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика (его сострадание, «память сердца», «внутренний нерв» повести), особенности языка повести (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение повести.


19.



М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

Интегри-рованный урок – литерату-ра-история

Знать: причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу.

Понимать: содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе.

Уметь: отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы.


20.



Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.

1

Урок-дискуссия

Знать: нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Понимать: основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев.

Уметь: составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора .


21.



Р/р

Аудиторное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня…»


Темы сочинений:

«В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?»


1

Урок развития речи

Знать: особенности композиции сочинения-рассуждения.

Уметь: самостоятельно анализировать текст, выбрать жанр сочинения, составить план, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами.



22.



М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие пейзажа Лермонтова.Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению.

1

Урок- мастер-ская

Понимать: образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа.

Уметь: анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст.




23.



Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1


Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве

Н.В. Гоголя, замысел писателя.

Понимать: роль исторического фона в повествовании.

Уметь: сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное.




24.



Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

1

Урок-конферен-ция

Знать: содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная деталь».

Понимать: мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа.

Уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические.



25.



Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

1

Урок – панорама

Знать: основное содержание глав 3-9;

понимать: глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям;

уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.



26.



Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

1

Урок-практикум


Знать/понимать: идейную направленность заключительной главы и повести в целом.

Уметь: отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком (битва, гл.9, особенности повторов боевых кличей, обращение автора к воинам, величавые сравнения).


27.



Р/р

Аудиторное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Темы сочинений:

«Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя „Тарас Бульба‟», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя)».

1

Урок развития речи

Знать: содержание прочитанного произведения.

Понимать: нравственную проблематику повести.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное, объяснять в сочинении способы создания образов (монологи, поступки, внесюжетные элементы, пейзаж, интерьер).



28.



И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк».

Уметь: определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей.



29.



И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

1

Урок-практикум


Знать: определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности. Понимать: нравственный смысл стихотворений в прозе.

Уметь: определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы.



30.



Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

1

Урок-практикум

Знать: факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), жанровые особенности поэмы.

Уметь: определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини.



31.



Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

1

Урок вырази-тельного чтения и анализа произве-дения


Знать: рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить элементы фольклора, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы.


32.



А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­риала

Знать/понимать: факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад.

Уметь: анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приемы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения.


33.



М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

1

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­риала

Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика).

Уметь: составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные Д.Дефо и в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.



34.



М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Обличение нравственных пороков общества. Понятие о гротеске.

1

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­риала

Знать: содержание сказки «Дикий помещик».

Понимать: идейно-тематическое содержание сказки.

Уметь: находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке.


35.



Вн.ч.

Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Урок внеклас-сного чтения

Знать: содержание сказок Салтыкова-Щедрина, приемы сатирического изображения (гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического).

Уметь: находить аналогичные приемы в самостоятельно прочитанных сказках писателя, создавать собственные сказки, приводить примеры использования в сказках просторечий, канцеляризмов, объяснять, как употребление их в речи характеризует героев, авторское отношение к героям в разных сказках.


36.



Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

Урок

изуче­ния

но­вого

мате­риала

Знать: отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна.

Уметь: анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье.


37.



Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки и духовный мир.

1

Урок - беседа

Знать: нравственную проблематику повести.

Уметь: вести диалог по произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера, понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать толстовские» эпитеты, их роль в произведении.



38.



А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе. Развитие понятий о юморе и сатире.

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа.

Понимать: тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев.

Уметь: оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.



39.



Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1

Урок – исследо-вание

Знать: содержание рассказа, понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа и ее смысл.

Понимать: идейно-тематическую направленность произведения.

Уметь: анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа.



40.



Вн.ч.

Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня», др.

1

Урок внеклас-сного чтения

Знать/понимать:

содержание рассказов, позицию автора.

Уметь: видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать - искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова.



41.



Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А. Бунин «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века.

1

Урок – мастер-ская

Знать: план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы.

Уметь: анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка.



42.



Вн.ч.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант».


1

Урок внеклас-сного чтения

Знать/понимать: содержание повести, основную идею произведения о роли искусства в судьбе человека.

Уметь: делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий.


43.



Русская литература XX века


И.А Бунин. Судьба и творчество писателя.

Рассказ «Цифры».

Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

22


1




Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Знать/понимать: сведения о жизни И.А. Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику.

Уметь: составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героями описываемым событиям.


44.



Вн.ч.

И.А. Бунин

«Лапти». Нравственный смысл рассказа.

1

Урок внеклас-сного чтения

Знать: понятие «деталь произведения».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно- этические темы.


45.



М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Знать/понимать:

автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев.

Уметь: делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий.


46.



«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

1

Урок-исследо-вание


Знать: специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу.

Уметь: видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом.


47.



Р/р

Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

1

Урок-практикум

Уметь: определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное), сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении.


48.



«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

Урок-исследо-вание


Знать: содержание легенды, жанровое своеобразие произведения.

Уметь: оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою



49.



Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Знать: сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения.

Уметь: сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа.



50.



В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению.

1

Урок-практикум

Знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира».

Понимать: роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе.

Уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта.



51.



В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1

Урок-практикум

Знать: понятие о лирическом герое.

Понимать: тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения.

Уметь: видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения.



52.



А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению человека.

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание.

Уметь: анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев.


53.



А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова.

1

Урок – исследо-вание

Знать: содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя.

Понимать: идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте,

взаимопонимании, жизни для других; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.


54.



Р/р

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

1

Урок развития речи

Знать: содержание прочитанных произведений. Уметь: определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение, уметь вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения.


55.



Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.


1

Урок – мастер-ская

Знать: сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое.

Уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику лирики, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, высказывать свое впечатление от стихотворения.


56.



А.Т. Твардовский.

Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.


1

Урок – исследо-вание

Знать: сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое.

Уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики, размер, высказывать свое впечатление от стихотворения.



57.



Час мужества.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

1

Урок - концерт

Знать: особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне.

Уметь: выразительно читать стихотворения патриотической направленности.



58.



Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади».

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции.

Уметь: анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения.


59.



Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Протест против равнодушия. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.


1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения.

Уметь: анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя.


60.



Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Знать: сведения из жизни писателя, план характеристики героев.

Понимать: нравственную проблематику рассказа.

Уметь: давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев.



61.



Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

1

Урок-практикум

Знать: автора, биографические сведения о нем, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление).

Уметь: выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному.



62.



М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

Урок – исследо-вание

Знать/понимать:

автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев.

Уметь: видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ.



63.



«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе.

1

Урок - концерт

Знать: план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать

настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении.


64.



Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки». И. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1

Урок - концерт

Знать: факты жизни и творческого пути поэтов, план анализа лирического произведения. Понимать: особенности художественной образности поэтов;

Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст.



65.



Из литературы народов России


Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.


1


1




Урок изуче­ния но­вого мате­риала



Знать факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения.

Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст.


66.



Зарубежная литература


Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно -поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса.






Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

4


1




Урок – мастер-ская



Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть.

Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер; объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта; определять, какие образы и понятия противопоставляются, роль рефрена.



Знать/понимать:

автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона.

Уметь: анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении.




67.



Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.


1

Урок-практикум

Знать : особенности жанра хокку.

Уметь: анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении.



68.



Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.


1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Знать/понимать: автора, факты его жизненного и творческого пути.

Уметь: видеть гуманизм и лёгкий юмор в рассказах писателя.



69.



Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Знать: биографические сведения о Р. Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение».

Уметь: объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики.



70.



Итоговый урок


Итоги года. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек».

(К. Паустовский).

Рекомендации для летнего чтения.


1

Урок-конферен-ция

Знать/понимать:

как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического

чувств.

Уметь: обобщать прочитанное и изученное.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературе для 7 класса / УМК В.Я.Коровиной /

Автор: Ильина Людмила Дмитриевна

Дата: 21.07.2015

Номер свидетельства: 223258

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства