Рабочая программа по литературе для 8 класса по Меркину Г.С.
Рабочая программа по литературе для 8 класса по Меркину Г.С.
Программа разработана на основе: программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 2013 год
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса по Меркину Г.С.»
Куйбышевский район, с. Куйбышево Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом от 30.08.2016, протокол №1
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
Приказ от_______.08.2016 №_____ОД
Подпись ____________
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2016-2017 учебный год
по литературе
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование 8-А класс
Количество часов:
Учитель: Штенская Наталья Сергеевна
Программа разработана на основе: программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 2013 год
Рассмотрена на заседании методического объединения 29.08.2016, протокол №1
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковыхсредств в создании художественных образов литературных произведений.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов XVIII, XIX, XX веков;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Основное содержание курса.
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственныхпредставлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы XIX века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А.Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л. Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;
Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;
В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи:дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Для заучивания наизусть.
Г.Р. Державин. «Памятник».
В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (монолог).
Н.А. Некрасов. «Тройка».
А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы…»
В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору. А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).
Для домашнего чтения.
Из устного народного творчества
«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Формы организации учебной деятельности: урок, контрольная работа, тестовая работа, практикум, контрольная работа, зачет, конференция, заочная экскурсия, групповая работа, парная работа.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности поосвоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретацию произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях:
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений:
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Основные виды устных и письменных работ, предусмотренные рабочей программой
Устно:
- правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
- устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
- развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );
отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
- подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста (сказки, частушки, рассказа, сценки и т.д);
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );
- использование словарей ( орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов.
Письменно:
- письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;
- создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );
- создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного );
- создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );
- свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Кол-во часов
Тема урока
Виды контроля
Домашнее задание
Примечание
1
05.09
1
Введение. Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история.
пересказ, сообщение
Прочитать ст. уч. "Исторические песни". Сост. таблицу "Отличительные признаки песни "
2
07.09
1
Исторические песни. Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне»:
различные виды чтения
Прочитать статью "Исторические песни 17 в. Песня-плач", заполнить2-ю часть таблицы.
3
12.09
1
Исторические песни XVII века "Плач Ксении" ,«Возвращение Филарета»:
составление словаря одной из исторических песен
Прочитать ст. "Песни о Степане Разине", закон-чить табл.
Подготовить анализ песни по плану по вариантам.
4
14.09
1
Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разинидевка-астраханка»
составление таблицы
Подготовить выразит.чтение "Слово о погибели ...". Инд. зад.
Сост. вопросы к статье о древнерусской литературе.
5
19.09
1
«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.
различные виды чтения и пересказа
Прочитать "Житие Александра Невского". Сост. словарь слов, в которых содержится хар-ка враждебных сил.
6
21.09
1
«Житие Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.
формулировки и запись выводов, работа с иллюстрациями
Прочитать "Житие Сергия", сост. цитатный план.
7
26.09
1
«Житие Сергия Радонежского». Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.
наблюдения над лексическим составом произведений
Сост. вопросы к ст. "Из литературы 18 в".
8
28.09
1
Г.Р. Державин - поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений.
различные виды чтения и пересказа
Г.Р.Державин. «Памятник» - наизусть
9
03.10
1
Г.Р. Державин. Ода «Вельможа», Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии.
выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний, сопоставительный анализ
Сост. тезисный план ст. о биографии Карамзина. Инд. сообщ. Гораций - Ломоносов - Державин
10
05.10
1
Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.
различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю.
Прочитать "Б.Л.".
11-12
10.10
12.10
2
Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.
Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю.
Заполнить вторую часть таблицы цитатами.
1 вар. "Мотив денег в эпизодах, связанных с Эрастом"
2 вар. "Мотив белизны, чистоты, связанных с Лизой"
Составить вопросы к статье "Поэты пушкинского круга"
13
17.10
1
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.
устные сообщения, подбор вопросов, анализ статьи
Составить вопросы к ст. о "В.А.Жуковском"
Инд.зад. сообщ. о портрете Жуковского
14
19.10
1
Романтизм. В.А. Жуковский. Основные темы, мотивы лирики.
анализ, чтение наизусть
Составить план статьи учебника, посвященной Рылееву и Батюшкову.
15
24.10
1
К.Ф. Рылеев. К.Н. Батюшков. Краткие сведения о поэтах. Основные темы и мотивылирики.
составление цитатного плана, выразительное чтение
Составить план статьи учебника, посвященной Баратынскому и Дельвигу, ответить на вопросы учебника
16
26.10
1
Обобщение «Поэты пушкинского круга.».
запись тезисного плана, выразительное чтение
Подготовиться к литературному монтажу.
17
07.11
1
А С. Пушкин «Жизнь и судьба поэта».
выразительное чтение
Прочитать статью о Пушкине, составить вопросы.
Инд.зад. худ. пересказ встречи Пушкина с Пущиным, пересказ ст. "После декабрьского восстания"
18
09.11
1
А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.
составление вопросов по статье, устные высказывания
Выучить наизусть стих.
«И.И. Пущину», подготовить анализ стих. «19 октября»
19
14.11
1
Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни оСтеньке Разине».
анализ, выразительноечтение наизусть
Читать "Маленькие трагедии", подготовиться к самостоятельной работе.
20
16.11
1
«Маленькие трагедии». Характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.
самостоятельная работа
Подготовить рассказ о творческой истории романа «Капитанская дочка».
21
21.11
1
Роман «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история.
устные сообщения, работа со статьей учебника
Знать содержание романа "Капитанская дочка"
22
23.11
1
Тема семейной чести в романе.
анализ эпизодов, разные виды чтения, составление плана, тестовая работа
Главы 3-5 прочитать
Составить цитатный план главы «Поединок» и пересказ этой главы.
23
28.11
1
Порядки Белгородской крепости.
подготовка тезисов, разные виды пересказа
Образ Гринева (письменно по плану), прочитать главы 6-14, составить сложный план главы «Приступ»
24
30.11
1
Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой". Гринев и Швабрин.
составление характеристики героя
Образ Маши Мироновой, Пугачева, Екатерины, пересказ эпизода «Встреча Маши с Екатериной 2»
25
05.12
1
Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы.
Написание сочинения
Домашнее сочинение на одну из тем.
Подготовить выставку рисунков к поэме Лермонтова "Мцыри"
26
07.12
1
М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри». Основные мотивы: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа.
различные виды чтения, составление цитатного плана, тестовая работа
Читать главы из поэмы "Мцыри"
27
12.12
1
Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.
анализ, выразительное чтение наизусть
Инд. зад.-сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии.
28
14.12
1
«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
устное сочинение
работа с иллюстрациями
Прочитать статью учебника, подготовить вопросы
Инд. сообщение о Гоголе по учебнику.
29
19.12
1
Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
различные виды чтения и комментирования, работа с иллюстрациями
Прочитать 1 действие комедии, заполнить наиболее показательными цитатами вторую часть таблицы.
30
21.12
1
Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, знакомство с афишей комедии.
подготовка вопросов для обсуждения.
Прочитать 2 действие. Составить цитатный план рассказа о Хлестакове.
31
26.12
1
"Сборный город всей темной стороны" русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.
составление цитатного плана
инсценировка
Прочитать 3-5 действия
32
28.12
1
Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Хлестаков и городничий. .
составление характеристики героя, анализ эпизодов, формулировка тем творческих работ
Прочитать статью "В мире гоголевской комедии", сост. расссказ о героях с опорой на нее.
33
11.01
1
Художественная идея. Подготовка к написанию домашнего сочинения.
сочинение сопоставительного характера
Написать сочинение. Инд. сообщ. о Тургеневе.
34
16.01
1
И.С. Тургенев. Основные вехи биографии
тезисный план
Прочитать повесть "Ася", выраз. чт. 3 гл. и фрагментов 2 и 4 гл. о Гагине.
35
18.01
1
Произведения писателя о любви: повесть «Ася».
различные виды пересказа
Сост. цит. план. Озаглавить части повести, заполнив таблицу.
36
23.01
1
Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.
дискуссия
Подготовить хар-ку образа Аси.
37
25.01
1
Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.
Домашнее сочинение
Соч. "Мотив России в повести" или анализ эпизодов "Образ героини", "Образ природы", "Мотив рока в повести" Инд. сообщ. о Некрасове.
38
30.01
1
Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум».
выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Сост. тезисный план по статьи учебника.Выучить наизусть "Внимая ужасам войны".
39
01.02
1
А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии
устное рисование, выразительное чтение наизусть
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века».
40
06.02
1
А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.
чтение по ролям
Прочитать сказку, ответить на вопросы с.333 № 1, 2
41-42
08.02
13.02
2
Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.
Образ Снегурочки. Язык персонажей.
чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Составить план по вопросам с.333 № 3
Письм. ответ на вопрос с. 334 № 1
43-
44
15.02
20.02
2
Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя.
«Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола.
различные виды пересказа, работа с иллюстрациями
Ответ.на вопросы с. 336
Чит. «Отрочество» главы. Вопросы и задания с. 350
45-
46
22.02
27.02
2
Рассказ «После бала». Основные мотивы рассказа.
Приемы создания образов..
рисунки учащихся, составление
тезисного плана, сочинение-рассуждение
Чит. «После бала».
Вопросы для анализа 1 части с. 362 № 1-8.
Анализ 2 части, вопросы.с. 363 № 9-13
Прочитать статью учебника о Горьком, подготовить вопросы
47
01.03
1
М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе».
различные виды чтения
Сост. план статьи о Горьком. Пересказ легенды о Лойко и Радде. Повторить особенности романтизма.
48-49
06.03
13.03
2
Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.
Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
различные виды пересказа, цитатный план,
сочинение с элементами рассуждения
Выписать цитаты - размышления Макара о труде, смысле жизни, вере. Заполнить таблицу.
Подготовить сообщение о музеях Маяковского в Багдади и в Москве
50
15.03
1
В. В. Маяковский.Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
анализ, выразительное чтение наизусть
Выучить наизусть стих. «Хорошее отношение к лошадям». Подготовить рассказ о Тэффи по статье учебника.
51
20.03
1
О серьезном— с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие». художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа
Прочитать рассказ «Свои и чужие».
Повторить определения видов комического.
52
22.03
1
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство;
различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа
Составить план статьи о Зощенко. Выписать афоризмы на тему «Смех». Прочитать «Обезьяний язык». Зад. № 2 с. 56-57
Подготовить сообщение о Заболоцком.
53
03.04
1
Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике 50-60-х годов.
выразительное чтение наизусть,
письменный ответ на вопрос «Что есть красота?»
Повторить тему «Поэзия 19-20 век о родной природе».
Выучить наизусть стихотворение «Я не ищу гармонии».
Сообщение об Астафьеве по статье учебника.
54-
55
05.04
10.04
2
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа
Читать «Фотография…». Вопросы с. 101 № 1, 2
Вопросы с. 101 № 3-10
Подготовить сообщение о Твардовском. Выразительное чтение «Мост»
56
57
12.04
17.04
2
А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского.
«За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
цитатный план, выразительное чтение наизусть
Составить характеристику главы поэмы «Две кузницы».
Вопросы с. 127, № 1-6
Подготовить сообщение о В. Распутине, ответить на вопросы № 1-3 с. 133
58
19.04
1
В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина.
презентации
Прочитать «Уроки французского».
Подобрать цитаты для заглавий частей рассказа
59
24.04
1
Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.
составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту
Выполнить задание №4
60-
61
26.04
03.05
2
Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.
Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
сочинение-рассуждение
Подготовиться к итоговой к/р
62
10.05
1
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
Индивидуальное задание – сообщение об эпохе Возрождения. Читать статью о Шекспире
63-65
15.05
17.05
22.05
3
У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ».
Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь,проблема отцов и детей).
Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
анализ, разные виды чтения, пересказа, инсценировка
Прочитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта».
Подготовить письменное сообщение на одну из тем с. 298
66-68
24.05
29.05
31.05
3
М. Сервантес. Краткие сведения о писателе.
Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.
Образ Дон Кихота. Позиция писателя.
Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся
Составить план статьи о Сервантесе. Читать «Дон Кихот»