Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина
Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006 г. Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. Рабочая программа составлена также с учётом рекомендаций Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, изложенных в инструктивно-методическом письме о преподавании литературы в 2013-2014 учебном году в образовательных учреждениях Белгородской области.
Цели и задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Учебник «Литература. 7 класс» (автор-составитель: Г.С. Меркин. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007 г.) соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования.
В соответствии с Базисным учебным планом для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 7 классе отводится 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006 г. Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. Рабочая программа составлена также с учётом рекомендаций Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, изложенных в инструктивно-методическом письме о преподавании литературы в 2013-2014 учебном году в образовательных учреждениях Белгородской области.
Цели и задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Учебник «Литература. 7 класс» (автор-составитель: Г.С. Меркин. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007 г.) соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования.
В соответствии с Базисным учебным планом для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 7 классе отводится 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
Важнейшими умениями в 7 классе являются следующие:
умение видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
№
п/п
Дата
Тема урока
Теория литературы
Развитие речи
Связь с другими искусствами
Возможные виды внеурочной деятельности
1
3. 09
Введение
Литературные роды. Жанр и жанровое образование
Теория литературы: литературные роды
2
5. 09
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
А.К. Толстой. «Илья Муромец»
Теория литературы: былина. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями
Для домашнего чтения
Былины: «Святогор и Илья Муромец»
3
10. 09
Русские народные песни
Обрядовая поэзия; лирические песни; лироэпические песни
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии
Возможные виды внеурочной деятельности:
устная газета
4
12. 09
Из древнерусской литературы
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения
«О вы, которых ожидает...», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»
Теория литературы: ода; тема и мотив
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшес-твия на всероссий-ский престол...»
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты
М.В. Ломоносова)
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург
6
19. 09
Г.Р. ДЕРЖАВИН Стихотворение «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении
Теория литературы: лирическое стихотворение
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок)
Для домашнего чтения Г.Р. Державин. «Признание»
7
24. 09
Д.И. ФОНВИЗИН
Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление; классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение
Связь с другими искусствами: театральное искусство
(театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник)
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка
8
26. 09
Д.И. ФОНВИЗИН
«Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика
9
1. 10
Д.И. ФОНВИЗИН
«Недоросль». Образы комедии
10
3. 10
Д.И. ФОНВИЗИН
«Недоросль». Социальные вопросы в комедии; позиция писателя
11
8. 10
РР. Написание классного сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
12
10. 10
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы:
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...» Человек и природа («Туча»)
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения
Для заучивания наизусть
А.С. Пушкин.
1—2 стихотворения — по выбору
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся
Для домашнего чтения
А.С. Пушкин.
«19 октября»,
«19 октября 1827 г.»
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»
13
15. 10
А.С. ПУШКИН
«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы
14
17. 10
А.С. ПУШКИН
Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме
15
22. 10
Развитие речи. Написание классного сочинения по «Песне о вещем Олеге»
16
24. 10
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении
Теория литературы: жанры лирики; сюжет и композиция лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. «Родина»
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов»
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений)
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов»
31
24. 12
Л.Н. ТОЛСТОЙ Рассказ «Севастополь вдекабре месяце»: основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя
32
26. 12
Н.С. ЛЕСКОВ «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша»
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация)
33
14. 01
Н.С. ЛЕСКОВ«Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести
34
16. 01
Н.С. ЛЕСКОВ«Левша». Образный мир повести
35
21. 01
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...»
Теория литературы: лирика природы, эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие
Для заучивания наизусть
А.А. Фет. Стихотворение
36
23. 01
А.П. ЧЕХОВ
Рассказ «Хамелеон». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказа
Теория литературы: психологический портрет, сюжет
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа
Для домашнего чтения
А.П. Чехов. «Смерть чиновника»
37
28. 01
А.П. ЧЕХОВ Рассказ «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказа
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся
38
30. 01
Произведения русских поэтов о России
39
4. 02
Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ Повесть «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической прозе
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями
Для домашнего чтения
В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».
М. Горький.
«В людях»
40
6. 02
М. ГОРЬКИЙ «Детство». Становление характера мальчика
41
11. 02
М. ГОРЬКИЙ«Детство». Проблематика и авторская позиция
42
13. 02
М. ГОРЬКИЙ«Детство». Контраст как основной прием раскрытия замысла
43
18. 02
Развитие речи. Написание классного сочинения по повести М.Горького «Детство»
44
20. 02
М. ГОРЬКИЙ «Легенда о Данко».Основные сюжетные линии в рассказе
45
25. 02
И.А. БУНИН Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии
Теория литературы: темы и мотивы в стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа
Для домашнего чтения
И.А. Бунин. «Цифры»
46
27. 02
И.А. БУНИН
Рассказ «Кукушка». Смысл названия; основные проблемы рассказа
47
4. 03
А.И. КУПРИН
Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия и художественная идея
Теория литературы: рассказ, диалог в рассказе
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод
Встреча в литературной гостиной «Что есть доброта?»
48
6. 03
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения
Теория литературы: мотив, тема, идея, рифма; гипербола, метафора; синтаксические фигуры
Развитие речи: выразительное чтение
Для домашнего чтения
В.В. Маяковский. «Адище города»
49
11. 03
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика стихотворений
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)
Рассказ «Русская песня». Проблематика и художественная идея
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка
Развитие речи: устный отзыв о прочитанном, работа со словарями
52
20. 03
М.М. ПРИШВИН Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль
Теория литературы:
Выразительн. средства художественной речи
Развитие речи: составление тезисов
53
1. 04
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона». Чтение и обсуждение фрагментов, образ рассказчика
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине)
54
3. 04
Развитие речи. Подготовка к домашнемусочинению о природе
55
8. 04
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея
Теория литературы: выразительно-художественные
средства речи, морфологические средства
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике
Для заучивания наизусть
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
56
10. 04
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть
Для заучивания наизусть
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»
«Дом у дороги»
57
15. 04
Внеклассное чтение
Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
Для домашнего чтения
Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Веры»
58
17. 04
Развитие речи. Написание классного сочинения о войне
59
22. 04
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, виды комментирования эпизода
Для домашнего чтения
В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров»
60
24. 04
В.М. ШУКШИН
Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя
Теория литературы: способы создания характера
Развитие речи: составление словаря языка персонажей
Деятельность
В.М. Шукшина в киноискусстве
К. Булычев. «Белое платье Золушки»
61
29. 04
Русские поэты XX века о России
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века
62
2.05
Внеклассное чтение
Русские поэты XX века о России
В.М. Шукшин. «Забуксовал»
63
6. 05
У. ШЕКСПИР
Темы и мотивы сонетов
64
8. 05
Р. БЕРНС «Возвращение солдата». Основные мотивы стихотворения
«Джон Ячменное зерно»
65
13. 05
Ш. ПЕТЕФИ «В деревне». Тема стихотворения и позиция поэта
66
15. 05
Р.Л. СТИВЕНСОН
«Вересковый мед». Чувство долга, любовь к родине
67
20. 05
Р.Л. СТИВЕНСОН
Роман «Остров сокровищ». Приемы создания образов
68
22. 05
А. КОНАН ДОЙЛ
«Голубой карбункул». Событийная канва; основные грани характера Холмса
Для домашнего чтения
Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
69
27. 05
А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
«Планета людей». Основные события и позиция автора
Теория литературы: лирическая проза, правда и вымысел
Для домашнего чтен.
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
70
29. 05
Итоговый урок
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Из устногонародноготворчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Из литературыXVIIIвека
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Из литературыXIXвека
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
А.А ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
А П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Произведения русских поэтов XIX - XX веков о России
А.К. Толстой. «Илья Муромец» и два стихотворения по выбору;
Я.П. Полонский. «В альбом К.Ш…»;
А.А. Ахматова. «Молитва»;
В Хлебников. «Мне мало надо…»;
И Северянин. «Родник».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XIX - XX веков.
Из литературыXX века
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
А.И. КУПРИН
Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН
«Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
«Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…», «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказы, «Чудик», «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОССИИ
Я.В. Смеляков.«История»; А.Я. Я ш и н. «Не разучился ль...»; Р.А. И п а т о в а. «Как хорошо, что есть на свете дом…»; А.А. Вознесенский. «Муромский сруб»; А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Из зарубежнойлитературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Р. БЕРНС
Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное зерно» - по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народные представление о добре и силе.
Ш.ПЕТЕФИ
Краткие сведения об авторе. «В деревне». Тема стихотворения и позиция поэта. Вопросы смысла жизни, жизни и смерти.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед» (чувство долга, любовь к родине). «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
А. КОНАН ДОЙЛ
Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе» («Пять зернышек апельсина», «Голубой карбункул», «Последнее дело Холмса» - по выбору). Событийная канва; основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм.
А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. «Планета людей» («Линия», «Самолет», «Самолет и планета» - по выбору). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
№
Вид работы
Тема
№ урока
1
Классное сочинение
По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
11
2
Классное сочинение
«Песнь о вещем Олеге»
15
3
Классное сочинение
По повести М.Горького «Детство»
43
4
Домашнее сочинение
О природе (по произведениям литературы XX века)
54
5
Классное сочинение
О Великой Отечественной войне
58
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Количество
1
Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям: альбом по литературе для 7 класса;
1
2
Портреты поэтов и писателей:
альбом «М.М. Шолохов»;
альбом «М.Ю. Лермонтов»;
альбом «В.В. Маяковский»;
альбом иллюстраций и документов «Л.Н. Толстой»
1
1
1
1
3
Словари:
Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. – М.: Просвещение, 1981;
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М.: «Просвещение», 1971;
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994;
Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолинская и др.; Под ред. В.В. Иванова. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994;
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1997;
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 1980;
Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999.
1
1
1
1
1
1
1
4
Энциклопедия для детей. Универсальный энциклопедический словарь / ред. коллегия: М. Аксёнова, Е.Журавлева, Д. Люри и др. – М.: Мир энциклопедий. Аванта плюс, 2007.
1
6
Учебно-методические комплексы по литературе
«Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авт-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – Москва: «Русское слово», 2006г.;
«Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007»;
Е.Д. Волжина «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»; Н.Н. Оглоблина «Тесты по литературе. 5-11 классы»;
М. Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь», Москва: «Айрис-пресс» Москва «ТЦ Сфера», 2009 год;
А.И. Горшков «Русская словесность», Москва: «Просвещение», 2006 год
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (литература): http://vschool.km.ru/
7
Иллюстрации по литературе:
раздаточный иллюстративный материал по литературе для 7 класса;
выставка в школе «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»;
выставка в школе «Жизнь и творчество Н А. Некрасова;
выставка в школе «Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского»;
выставка в школе «Жизнь и творчество В.В. Маяковского»