kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006 г. Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. Рабочая программа составлена также с учётом рекомендаций Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, изложенных в инструктивно-методическом письме о преподавании литературы в 2013-2014 учебном году в образовательных учреждениях Белгородской области.

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

            Учебник «Литература. 7 класс» (автор-составитель: Г.С. Меркин. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007 г.) соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования.

            В соответствии с Базисным учебным планом для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 7 классе отводится 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

            Реализация практической части программы: классное сочинение – 4; домашнее сочинение – 1.

           Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006 г. Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. Рабочая программа составлена также с учётом рекомендаций Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, изложенных в инструктивно-методическом письме о преподавании литературы в 2013-2014 учебном году в образовательных учреждениях Белгородской области.

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Учебник «Литература. 7 класс» (автор-составитель: Г.С. Меркин. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007 г.) соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования.

В соответствии с Базисным учебным планом для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 7 классе отводится 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Реализация практической части программы: классное сочинение – 4; домашнее сочинение – 1.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

Важнейшими умениями в 7 классе являются следующие:

  • умение видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ


п/п

Дата

Тема урока

Теория литературы

Развитие речи

Связь с другими искусствами

Возможные виды внеурочной деятельности

1


3. 09

Введение

Литературные роды. Жанр и жанровое образование

Теория литературы: литературные роды





2


5. 09

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Со­ловей-разбойник».

А.К. Толстой. «Илья Муромец»

Теория литературы: былина. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на во­просы


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями


Для домашнего чтения

Былины: «Святогор и Илья Муромец»

3


10. 09

Русские народные песни

Обрядовая поэзия; лириче­ские песни; лироэпические песни

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, много­образие жанра обрядовой поэзии



Возможные виды внеурочной деятельности:

устная газета

4


12. 09

Из древнерусской литературы

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»


Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения

Связь с другими искусствами: иконопись

Для домашнего чтения

«Повесть временных лет», «Житие Сергия Радонежского»

5


17. 09

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

«О вы, кото­рых ожидает...», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»

Теория литературы: ода; тема и мотив


Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшес-твия на всероссий-ский престол...»

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты

М.В. Ломоносова)


Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург

6


19. 09

Г.Р. ДЕРЖАВИН Стихотворение «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихо­творении

Теория литературы: лирическое стихотворение

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок)


Для домашнего чтения Г.Р. Державин. «Признание»

7


24. 09

Д.И. ФОНВИЗИН

Комедия «Недоросль». Своеоб­разие драматургического произведения

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как лите­ратурный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление; классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение


Связь с другими искусствами: театральное искусство

(те­атральные профессии, авторский замысел и исполнение [трак­товка]; актер и режиссер; режиссер и художник)


Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка



8


26. 09

Д.И. ФОНВИЗИН

«Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика

9


1. 10

Д.И. ФОНВИЗИН

«Недоросль». Образы комедии

10


3. 10

Д.И. ФОНВИЗИН

«Недоросль». Социальные вопросы в комедии; позиция писателя

11


8. 10

РР. Написание классного сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

12


10. 10

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы:

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...» Человек и природа («Туча»)

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, об­разный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры


Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наи­зусть; сочинение с элементами рассуждения

Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин.

1—2 стихотворения — по выбору


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся


Для домашнего чтения

А.С. Пушкин.

«19 октября»,

«19 октября 1827 г.»

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»

13


15. 10

А.С. ПУШКИН

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в лето­писном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы

14


17. 10

А.С. ПУШКИН

Поэма «Полтава». Образ Петра и тема Рос­сии в поэме

15


22. 10

Развитие речи. Написание классного сочинения по «Песне о вещем Олеге»

16


24. 10

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении

Теория литературы: жанры лирики; сюжет и композиция лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произве­дении; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. «Родина»

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.


Для домашнего чтения

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия»


17


29. 10

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «Песня про царя Ивана Васильевича...». Проблематика и основные мотивы

18


31. 10

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «Песня про царя Ивана Васильевича...». Центральные персонажи и художественные приемы их создания

19


12. 11

Внеклассное чтение

Поэзия М.Ю. Лермонтова





20


14. 11

Н. В. ГОГОЛЬ Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое в повести

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористиче­ские ситуации, «говорящие» фамилии


Развитие речи: различные виды пересказа, составление словаря для ха­рактеристики персонажа, написание рассказа

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипли­кация)


Возможные виды внеурочной деятельности: заочная лите­ратурно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя»


21

19. 11

Н. В. ГОГОЛЬ «Шинель». Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям

22


21. 11

И.С. ТУРГЕНЕВ Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне)

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе




Для домашнего чтения

И.С. Тургенев. «Первая любовь»


23


26. 11

И.С. ТУРГЕНЕВ Рассказ «Певцы» и стихотворение в прозе «Нищий»: тематика

24


28. 11

Н.А. НЕКРАСОВ Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Основная проблематика

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представле­ний о жанре поэмы


Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристи­ки героев, цитатный план, элементы тезисного плана

Для заучивания наизусть

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-краеведческая заочная экскурсия «Си­бирскими дорогами декабристок»


25


3. 12

Н.А. НЕКРАСОВ Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Основная проблематика поэмы

26


5. 12

Н.А. НЕКРАСОВ

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Пи­сатель и власть; новые типы героев и персонажей

27


10. 12

Н.А. НЕКРАСОВ Стихотворение «Железная дорога». Основная проблематика

28


12. 12

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ». Своеобразие сюжета; проблематика сказ­ки

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатириче­ский персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатири­ческих сказок; мораль; гипербола, аллегория

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями


Для домашнего чтения

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга»

29


17. 12

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Сказка «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказ­ки

30


19. 12

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов»

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений)


Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, со­ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями


Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Го­род русской славы, ратных подвигов»


31


24. 12

Л.Н. ТОЛСТОЙ Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя

32


26. 12

Н.С. ЛЕСКОВ «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша»

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы


Связь с другими искусствами: образ Левши в русском ис­кусстве (живопись, кинематограф, мультипликация)



33


14. 01

Н.С. ЛЕСКОВ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести

34


16. 01

Н.С. ЛЕСКОВ «Левша». Образный мир повести

35


21. 01

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...»

Теория литературы: лирика природы, эпитет, сравнение, метафора, бес­союзие

Для заучивания наизусть

А.А. Фет. Стихотворение



36


23. 01

А.П. ЧЕХОВ

Рассказ «Хамелеон». Своеобразие сюжета, способы создания обра­зов, социальная направленность рассказа

Теория литературы: психологический портрет, сюжет

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа


Для домашнего чтения

А.П. Чехов. «Смерть чиновника»

37


28. 01

А.П. ЧЕХОВ Рассказ «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания обра­зов, социальная направленность рассказа



Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся



38


30. 01

Произведения русских поэтов о России





39


4. 02

Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ Повесть «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической прозе

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста


Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями


Для домашнего чтения

В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

М. Горький.

«В людях»

40


6. 02

М. ГОРЬКИЙ «Детство». Становление характера мальчика

41


11. 02

М. ГОРЬКИЙ «Детство». Проблематика и авторская позиция

42


13. 02

М. ГОРЬКИЙ «Детство». Контраст как основной прием раскрытия замысла

43


18. 02

Развитие речи. Написание классного сочинения по повести М.Горького «Детство»

44


20. 02

М. ГОРЬКИЙ «Легенда о Данко». Основные сюжетные линии в рассказе

45


25. 02

И.А. БУНИН Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии

Теория литературы: темы и мотивы в стихо­творении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, вырази­тельное чтение, различные виды пересказа


Для домашнего чтения

И.А. Бунин. «Цифры»


46


27. 02

И.А. БУНИН

Рассказ «Кукушка». Смысл на­звания; основные проблемы рассказа

47


4. 03

А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия и художественная идея

Теория литературы: рассказ, ди­алог в рассказе


Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод


Встреча в литературной гостиной «Что есть доброта?»

48


6. 03

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихо­творения

Теория литературы: мотив, тема, идея, рифма; гипербола, метафора; синтаксические фигуры

Развитие речи: выразительное чтение



Для домашнего чтения

В.В. Маяковский. «Адище города»


49


11. 03

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика стихотворений

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпи­тет, оксюморон, поэтический синтаксис)

Развитие речи: отзыв о стихотворении

Для заучивания наизусть

С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам»

50


13. 03

Внеклассное чтение

Стихотворения о России поэтов XX века


Стихотворения

о России поэтов XX века (1-2 стихотв.)



51


18. 03

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Проблематика и художественная идея

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка

Развитие речи: устный отзыв о прочитанном, работа со словарями



52

20. 03

М.М. ПРИШВИН Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль

Теория литературы:

Выразительн. средства художественной речи

Развитие речи: составление тезисов




53


1. 04

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона». Чтение и обсуждение фрагментов, образ рассказ­чика

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения



Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лириче­ская проза о малой родине)

54


3. 04

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению о природе





55


8. 04

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея

Теория литературы: выразительно-художественные

сред­ства речи, морфологи­ческие средства

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лек­сики стихотворения по заданной тематике


Для заучивания наизусть

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»


56


10. 04

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского

Теория литературы: композиция лирического стихотворе­ния и поэмы, поэтический синтаксис

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть


Для заучивания наизусть

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»

«Дом у дороги»

57


15. 04

Внеклассное чтение

Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны




Для домашнего чтения

Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Веры»

58


17. 04

Развитие речи. Написание классного сочинения о войне





59


22. 04

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравствен­ной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании


Развитие речи: подготовка плана к диспуту, ви­ды комментирования эпизода


Для домашнего чтения

В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров»

60


24. 04

В.М. ШУКШИН

Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя

Теория литературы: способы создания характера

Развитие речи: составление словаря языка персонажей

Деятельность

В.М. Шукшина в киноискусстве

К. Булычев. «Белое платье Золушки»

61


29. 04

Русские поэты XX века о России

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века





62


2.05

Внеклассное чтение

Русские поэты XX века о России




В.М. Шукшин. «Забуксовал»

63


6. 05

У. ШЕКСПИР

Темы и мотивы сонетов





64


8. 05

Р. БЕРНС «Возвращение солдата». Основные мотивы стихотворения




«Джон Ячменное зерно»

65


13. 05

Ш. ПЕТЕФИ «В деревне». Тема стихотворения и позиция поэта





66


15. 05

Р.Л. СТИВЕНСОН

«Вересковый мед». Чувство долга, любовь к родине





67


20. 05

Р.Л. СТИВЕНСОН

Роман «Остров сокровищ». Приемы создания образов





68


22. 05


А. КОНАН ДОЙЛ

«Голубой карбункул». Событийная канва; основные грани характера Холмса




Для домашнего чтения

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»

69


27. 05

А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

«Планета людей». Основные со­бытия и позиция автора

Теория литературы: лирическая проза, правда и вымысел



Для домашнего чтен.

А. Сент-Экзюпери «Малень­кий принц»

70

29. 05

Итоговый урок








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Свое­образие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Со­ловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра­жение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масле­ница дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лириче­ские песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; свое­образие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные пред­ставления и судьба народа в народной песне.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня свое­го »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, ре­лигиозность.

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, ко­торых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всерос­сийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лири­ческого стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отра­жение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти­хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо­творении.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеоб­разие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Ча­адаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в лето­писном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема Рос­сии в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «мас­сы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая ис­тория создания произведений.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Ва­сильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независи­мость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в соз­дании характеристики героя. Фольклорные элементы в произ­ведении. Художественное богатство «Песни...».

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чи­новничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характери­стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож­ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; худо­жественное богатство стихотворения.

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Пи­сатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, лю­бовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и од­на сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказ­ки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа поме­щика. Позиция писателя.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от­ношение к героям.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

А.А ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

А П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон». Разоблаче­ние беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, само­уничижения. Своеобразие сюжета, способы создания обра­зов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Произведения русских поэтов XIX - XX веков о России

А.К. Толстой. «Илья Муромец» и два стихотворения по выбору;

Я.П. Полонский. «В альбом К.Ш…»;

А.А. Ахматова. «Молитва»;

В Хлебников. «Мне мало надо…»;

И Северянин. «Родник».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XIX - XX веков.

Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характе­ра мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятель­ства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, рав­нодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, спра­ведливость, покорность, смирение — основные проблемы расска­за; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зве­рей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыруч­ка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихо­творения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

С.А. ЕСЕНИН

«Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас­сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная зе­мля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказ­чика в произведении.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду­ховный труд — основное нравственное достоинство человека.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

«Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…», «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен­ной убогости, лицемерия.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рас­сказах В.М. Шукшина. Рассказы, «Чудик», «Микроскоп». Внутренняя про­стота и нравственная высота героя.

РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОССИИ

Я.В. Смеляков. «История»; А.Я. Я ш и н. «Не разучился ль...»; Р.А. И п а т о в а. «Как хорошо, что есть на свете дом…»; А.А. Вознесенский. «Муромский сруб»; А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмол­вных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Лю­блю, но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Р. БЕРНС

Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное зерно» - по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народные представление о добре и силе.

Ш.ПЕТЕФИ

Краткие сведения об авторе. «В деревне». Тема стихотворения и позиция поэта. Вопросы смысла жизни, жизни и смерти.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед» (чувство долга, любовь к родине). «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привле­кательные качества героя.

А. КОНАН ДОЙЛ

Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе» («Пять зернышек апельсина», «Голубой карбункул», «Последнее дело Холмса» - по выбору). Событийная канва; основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм.

А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. «Планета людей» («Линия», «Самолет», «Самолет и планета» - по выбору). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Вид работы

Тема

урока

1

Классное сочинение


По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

11

2

Классное сочинение


«Песнь о вещем Олеге»

15

3

Классное сочинение


По повести М.Горького «Детство»

43

4

Домашнее сочинение

О природе (по произведениям литературы XX века)


54

5

Классное сочинение


О Великой Отечественной войне

58


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям: альбом по литературе для 7 класса;

1

2

Портреты поэтов и писателей:

альбом «М.М. Шолохов»;

альбом «М.Ю. Лермонтов»;

альбом «В.В. Маяковский»;

альбом иллюстраций и документов «Л.Н. Толстой»


1

1

1

1

3

Словари:

Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. – М.: Просвещение, 1981;

Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М.: «Просвещение», 1971;

Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994;

Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолинская и др.; Под ред. В.В. Иванова. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994;

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1997;

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 1980;

Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999.


1


1


1


1


1


1


1

4

Энциклопедия для детей. Универсальный энциклопедический словарь / ред. коллегия: М. Аксёнова, Е.Журавлева, Д. Люри и др. – М.: Мир энциклопедий. Аванта плюс, 2007.

1

6

Учебно-методические комплексы по литературе

«Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авт-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – Москва: «Русское слово», 2006г.;

«Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007»;

Е.Д. Волжина «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»; Н.Н. Оглоблина «Тесты по литературе. 5-11 классы»;

М. Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь», Москва: «Айрис-пресс» Москва «ТЦ Сфера», 2009 год;

А.И. Горшков «Русская словесность», Москва: «Просвещение», 2006 год

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (литература): http://vschool.km.ru/


7

Иллюстрации по литературе:

раздаточный иллюстративный материал по литературе для 7 класса;

выставка в школе «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»;

выставка в школе «Жизнь и творчество Н А. Некрасова;

выставка в школе «Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского»;

выставка в школе «Жизнь и творчество В.В. Маяковского»


1

1 1

1 1

8

Галерея портретов поэтов и писателей XIX века

1




11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина

Автор: Махрина Лариса Леонидовна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Г.С.Меркин "Рабочая программа по литературе" "
    ["seo_title"] => string(48) "g-s-mierkin-rabochaia-proghramma-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "117373"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412779493"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С. Меркина "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-6-klassie-po-proghrammie-g-s-mierkina"
    ["file_id"] => string(6) "160580"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422090929"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по литературе  к учебнику Г.С. Меркина "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-k-uchiebniku-g-s-mierkina"
    ["file_id"] => string(6) "234253"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443380096"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа по литературе 8 класса под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-8-klassa-pod-riedaktsiiei-g-s-mierkina-s-a-zinina"
    ["file_id"] => string(6) "173524"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424003493"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по литературе к учебнику Меркина"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapolitieraturiekuchiebnikumierkina"
    ["file_id"] => string(6) "339462"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471286982"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства