Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С. Меркина
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С. Меркина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 год. Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, изложенных в инструктивно-методическом письме о преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Цели и задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В УМК входит «Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007», соответствующий основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования.
В соответствии с Базисным учебным планом для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе отводится 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Из них для проведения контрольных работ: классное сочинение – 3; домашнее сочинение – 1.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С. Меркина »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 год. Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, изложенных в инструктивно-методическом письме о преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Цели и задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В УМК входит «Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007», соответствующий основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования.
В соответствии с Базисным учебным планом для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе отводится 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Из них для проведения контрольных работ: классное сочинение – 3; домашнее сочинение – 1.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Важнейшими умениями в 6 классе являются:
-умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
Теория литературы: роман; авторское отношение к героям
19
12. 11
Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел
20
15. 11
Нравственные и социальные проблемы романа «Дубровский»
21
19. 11
Основной конфликт романа «Дубровский»
22
22. 11
Центральные персонажи романа «Дубровский»
23
26. 11
РР. Подготовка к написаниюклассного сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
24
29. 11
РР. Написаниеклассногосочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
25
3. 12
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы учения. Ссылка на Кавказ. Вольнолюбивые мотивы в лирике: «Тучи»
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов Для заучивания наизустьМ.Ю. Лермонтов. Одно - стихотворение - на выбор
Связь с другими искусствами:
работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей
Для домашнего чтения М.Ю. Лермонтов.
«Три пальмы»,
«На севере диком...»,«Утес», «Пленный рыцарь»
Краеведение:
М.Ю. Лермонтов и Кавказ Возможные виды внеурочной деятельности:
конкурс чтецов
26
6. 12
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Поэт и власть. Стихотворение «Парус», Многозначность художественного образа
27
10. 12
Н.В. ГОГОЛЬПовесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры)
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод
Связь с другими искусствами:
работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам
Для домашнего чтения Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Возможные виды внеурочной деятельности:
подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны»
28
13. 12
Н.В. ГОГОЛЬПовесть «Тарас Бульба». Центральные образы и приемы их создания
29
17. 12
Н.В. ГОГОЛЬПовесть «Тарас Бульба». Лирическое и эпическое в содержании повести. Связь повести с фольклорным эпосом
30
20. 12
Н.В. ГОГОЛЬПовесть «Тарас Бульба». Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Своеобразие стиля
31
24. 12
РР. Подготовка к написаниюдомашнего сочинения по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
32
27. 12
И.С. ТУРГЕНЕВ«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет)
Развитие речи: сложный план, цитатный план
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование
Для домашнего чтения Из литературы XIX века И.А. Крылов. «Две бочки», «Любопытный», «Аисты и Корни», «Демьянова уха»
33
14. 01
И.С. ТУРГЕНЕВ
Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»
34
17. 01
И.С. ТУРГЕНЕВ «Записок охотника». Рассказ по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения
35
21. 01
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская...» Пафос стихотворения
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом)
Связь с другими искусствами:
работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники
Для домашнего чтения Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» Краеведение: экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя»
36
24. 01
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворение «Великое чувство! у каждых дверей...». Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери
37
28. 01
Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство»: «Маman», «Что за человек был мой отец?»
Теория литературы: автобиографическая проза
Развитие речи: различные типы пересказа, составление цитатного плана
Для домашнего чтения Н.С. Лесков. «Человек на часах»
38
31. 01
Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство»: глава «Детство»
39
4. 02
Л.Н. ТОЛСТОЙ Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; проблематика рассказа
40
7. 02
В.Г. КОРОЛЕНКО Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа
Связь с другими искусствами:
работа с иллюстрациями, устное рисование
Возможные виды внеурочной деятельности:
Встреча в литературной гостиной
«Я думаю, что я поступил бы...»
41
11. 02
В.Г. КОРОЛЕНКО Повесть «В дурном обществе». Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям
42
14. 02
Внеклассное чтение
Встреча в литературной гостиной
«Я думаю, что я поступил бы...»
43
18. 02
А.П. ЧЕХОВ Рассказ «Толстый и тонкий»: тема, приемы создания характеров персонажей
Теория литературы: юмор, юмористи-ческая ситуация, конфликт
в юмористическом произведении; деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; написание юмористического рассказа на заданную тему
Связь с другими искусствами:
работа с иллюстрациями
Для домашнего чтения А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия»
44
21. 02
А.П. ЧЕХОВ Рассказы «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям
45
25. 02
РР. Подготовка к написанию классного сочинения по рассказам А.П. Чехова
46
28. 02
РР. Написание классного сочине-ния по рассказам А.П. Чехова
47
4. 03
Из литературы XX векаИ.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть
Для домашнего чтенияИ.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...»
48
7. 03
А.И. КУПРИН Повесть «Белый пудель». Основная тема и характеристики образов
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзывоб эпизоде
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна
49
11. 03
А.И. КУПРИН Рассказ «Тапёр». Основная тема и характеристики образов
50
14. 03
C.A. ЕСЕНИН Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений
Теория литературы: поэтический образ, цветообраз, эпитет, метафора
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении
Для заучивания наизустьС.А. Есенин. Одно стихотворение
51
18. 03
Внеклассное чтение «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
52
21. 03
М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений)
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование
Для домашнего чтения Из литературы XX века В.К. Железников. «Чучело»Для домашнего чтения Р.П. Погодин. «Время говорит - пора», «Зеленый попугай»
53
1. 04
М.М. ПРИШВИН«Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя
54
4. 04
М.М. ПРИШВИН«Кладовая солнца»: воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе
55
8. 04
В.К. ЖЕЛЕЗНИКОВ
«Троп»: мир животных и человека в изображении писателя
Развитие речи: написание рассказа по сюжету
Для домашнего чтения А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение»
56
11. 04
Н.М. РУБЦОВ Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть
Для заучивания наизустьН.М. Рубцов. Одно стихотворение - на выбор
57
15. 04
Из поэзии о Великой Отечественной войне Изображение войны
Для заучивания наизусть
Стихотворение о Великой Отечественной войне – на выбор
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру
58
18. 04
Из поэзии о Великой Отечественной войне Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине
59
22. 04
В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой»
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению
Возможные виды внеурочной деятельности:
письма с войны и на войну
60
25. 04
В.П. АСТАФЬЕВ
«Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа
61
29. 04
РР. Подготовка к написанию классного сочиненияпо рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
62
2. 05
РР. Написание классного сочинения по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
63
6. 05
Внеклассное чтение
Письма с войны и на войну
64
9. 05
Из зарубежной литературы
М. ТВЕН
«Приключения Гекльберри Финна»: мир детства, образы детей
Развитие речи: ответы на вопросы, различные виды чтения и пересказа
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению
65
13. 05
М. ТВЕН «Приключения Гекльберри Финна»: приемы создания детских характеров
66
16. 05
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»
Развитие речи: рассказ от другого лица
67
20. 05
О. ГЕНРИ
Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьез
68
23. 05
Х.К. АНДЕРСЕН
Сказка «Чайник»: мир доброты и красоты
Теория литературы:
литературная сказка
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся
69
27. 05
ДЖ. ЛОНДОН Рассказ «Любовь к жизни»: сюжет и основные образы
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану
Для домашнего чтения А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами»
70
30. 05
Итоговый урок Что читать летом
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Книга и ее роль в жизни человека. Стихотворения, посвященные книге, читателю, писателям. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие умений работы с учебником литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид», «Дедал и Икар». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, культуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Из устного народного творчества
Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Краеведение: сказки о богатырях в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из литературы XIX века
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В.ГОГОЛЬ
«Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег даснег...»; Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Поростравой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...»,«Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
В. К. ЖЕЛЕЗНИКОВ
Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
Развитие речи: творческая мастерская – написание рассказа по заданному сюжету.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина ». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине:
Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; В.П. А с т а ф ь е в. «Конь с розовой гривой», «Яшка Лось» - по выбору.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с Розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Из зарубеж ной литературы
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. «Приключения Гекльберри Финна»: мир детства, образы детей. Стремление к независимости — отличительное качество маленьких героев М. Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое.
Развитие речи: ответы на вопросы, различные виды чтения и пересказа.
Связь с другими искусствами: устное рисование.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.
Х.К. АНДЕРСЕН
Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»:мир добра и красоты. Христианские мотивы в произведении: умение отдавать, разоблачение гордыни.
Теория литературы: литературная сказка.
Развитие речи: подробный пересказ, краткий план, изложение с элементами рассуждения
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
№
п/п
Вид работы
Тема
№ урока
1
Классное сочинение
По роману А.С. Пушкина «Дубровский»
23-24
2
Домашнее сочинение
По повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
31
3
Классное сочинение
По рассказам А.П. Чехова
45-46
4
Классное сочинение
По рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
60-61
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Количество
1
Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям: альбом по литературе для 6 класса;
1
2
Портреты поэтов и писателей:
альбом «М.М. Шолохов»;
альбом «М.Ю. Лермонтов»;
альбом «В.В. Маяковский»;
альбом иллюстраций и документов «Л.Н. Толстой»
1
1
1
1
3
Словари:
Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. – М.: Просвещение, 1981;
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М.: «Просвещение», 1971;
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994;
Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолинская и др.; Под ред. В.В. Иванова. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994;
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1997;
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 1980;
Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999.
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Энциклопедия для детей. Универсальный энциклопедический словарь / ред. коллегия: М. Аксёнова, Е.Журавлева, Д. Люри и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта плюс, 2007. – 688 с.
1
6
Учебно-методические комплексы по литературе
«Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авт-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – Москва: «Русское слово», 2006г.;
«Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007»;
Е.Д. Волжина «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»; Н.Н. Оглоблина «Тесты по литературе. 5-11 классы»;
М. Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь», Москва: «Айрис-пресс» Москва «ТЦ Сфера», 2009 год;
А.И. Горшков «Русская словесность», Москва: «Просвещение», 2006 год
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (литература): http://vschool.km.ru/
7
Иллюстрации по литературе:
раздаточный иллюстративный материал по литературе для 5 класса;
раздаточный иллюстративный материал по литературе для 6 класса;
выставка в школе «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»;
выставка в школе «Жизнь и творчество Н А. Некрасова;
выставка в школе «Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского»;
выставка в школе «Жизнь и творчество В.В. Маяковского»