kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С. Меркина

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 год. Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций  Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, изложенных в  инструктивно-методическом письме о преподавании литературы  в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.                                                                                                                                    

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В УМК входит «Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007», соответствующий основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования.

В соответствии с Базисным учебным планом для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе отводится               70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Из них для проведения контрольных работ: классное сочинение – 3;  домашнее сочинение – 1.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С. Меркина »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 год. Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, изложенных в инструктивно-методическом письме о преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В УМК входит «Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007», соответствующий основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования.

В соответствии с Базисным учебным планом для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе отводится 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Из них для проведения контрольных работ: классное сочинение – 3; домашнее сочинение – 1.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Важнейшими умениями в 6 классе являются:

- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

п/п

Дата по плану

Тема урока

Теория литературы

Развитие речи

Связь с другими искусствами

Возможные виды внеурочной деятельности

1


3. 09

Введение. Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства





2



6. 09


Из греческой мифологии Миф о героях: «Герои. Пять веков»

Теория литературы: мифологический сюжет

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения

Связь с другими искусствами: произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве


3


10. 09

Миф о героях: «Прометей»

4


13. 09


Миф о героях: «Яблоки Гесперид», «Дедал и Икар»

5



17. 09


Из устного народного творчества

Предания, легенды: «Знаменитый полководец», «Суворовские внуки»

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки


Связь с другими искусствами:

работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино


Для домашнего чтения Сказки: «Два Ивана - солдатских сына», «Каша из топора»

Возможные виды внеурочной деятельности:

запись произведений фольклора своей местности

6


20. 09

Сказки

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле

7


24. 09


Из древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах»

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой


Развитие речи: различные виды пересказа, простой план


Связь с другими искусствами:

работа с иллюстрациями, рисунки учащихся


Для домашнего чтения «Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе» Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы

8


27. 09


Из древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем»

9


1. 10

Нравственная проблематика житийной литературы

10


4. 10

Внеклассное чтение

Из древнерусской литературы





11


8. 10


Из литературы XVIII века М.В. ЛОМОНОСОВ Годы учения

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение

Развитие речи: выразительное чтение



Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

12


11. 10

Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

13


15. 10

Из литературы XIX века В.А. ЖУКОВСКИЙ Личность писателя. Баллада «Светлана»

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада

Развитие речи: выразительное чтение


Для домашнего чтения

В.А. Жуковский. «Кубок»

14


18. 10


Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа

15


22. 10

Баллада «Светлана»: особенности языка и образов. Тема любви в балладе

16



25. 10


А.С. ПУШКИН Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга


Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения


Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве


Для заучивания наизусть А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

Для домашнего чтения А.С. Пушкин. «Еще дуют холодные ветры...» Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья

А.С. Пушкина»

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным»

17


29. 10

Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро»

18


1. 11


Теория литературы: роман; авторское отношение к героям

19


12. 11


Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел

20


15. 11

Нравственные и социальные проблемы романа «Дубровский»

21


19. 11

Основной конфликт романа «Дубровский»

22


22. 11

Центральные персонажи романа «Дубровский»

23


26. 11


РР. Подготовка к написанию классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский»





24

29. 11

РР. Написание классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

25




3. 12


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы учения. Ссылка на Кавказ. Вольнолюбивые мотивы в лирике: «Тучи»


Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия


Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов Для заучивания наизусть М.Ю. Лермонтов. Одно - стихотворение - на выбор

Связь с другими искусствами:

работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей


Для домашнего чтения М.Ю. Лермонтов.

«Три пальмы»,

«На севере диком...», «Утес», «Пленный рыцарь»

Краеведение:

М.Ю. Лермонтов и Кавказ Возможные виды внеурочной деятельности:

конкурс чтецов

26


6. 12

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Поэт и власть. Стихотворение «Парус», Многозначность художественного образа

27



10. 12


Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры)


Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод


Связь с другими искусствами:

работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам


Для домашнего чтения Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Возможные виды внеурочной деятельности:

подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны»

28



13. 12


Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Тарас Бульба». Центральные образы и приемы их создания

29



17. 12


Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Тарас Бульба». Лирическое и эпическое в содержании повести. Связь повести с фольклорным эпосом

30


20. 12

Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Тарас Бульба». Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Своеобразие стиля

31


24. 12

РР. Подготовка к написанию домашнего сочинения по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»





32


27. 12

И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет)

Развитие речи: сложный план, цитатный план


Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование

Для домашнего чтения Из литературы XIX века И.А. Крылов. «Две бочки», «Любопытный», «Аисты и Корни», «Демьянова уха»

33


14. 01

И.С. ТУРГЕНЕВ

Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»

34


17. 01

И.С. ТУРГЕНЕВ «Записок охотника». Рассказ по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения

35


21. 01


Н.А. НЕКРАСОВ

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская...» Пафос стихотворения

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет


Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом)

Связь с другими искусствами:

работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники


Для домашнего чтения Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» Краеведение: экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя»


36


24. 01

Н.А. НЕКРАСОВ

Стихотворение «Великое чувство! у каждых дверей...». Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери

37


28. 01

Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство»: «Маman», «Что за человек был мой отец?»

Теория литературы: автобиографическая проза


Развитие речи: различные типы пересказа, составление цитатного плана



Для домашнего чтения Н.С. Лесков. «Человек на часах»

38


31. 01

Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство»: глава «Детство»

39


4. 02

Л.Н. ТОЛСТОЙ Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; проблематика рассказа

40


7. 02


В.Г. КОРОЛЕНКО Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер


Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа

Связь с другими искусствами:

работа с иллюстрациями, устное рисование


Возможные виды внеурочной деятельности:

Встреча в литературной гостиной

«Я думаю, что я поступил бы...»

41


11. 02

В.Г. КОРОЛЕНКО Повесть «В дурном обществе». Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям

42


14. 02

Внеклассное чтение

Встреча в литературной гостиной

«Я думаю, что я поступил бы...»





43



18. 02


А.П. ЧЕХОВ Рассказ «Толстый и тонкий»: тема, приемы создания характеров персонажей

Теория литературы: юмор, юмористи-ческая ситуация, конфликт

в юмористическом произведении; деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; написание юмористического рассказа на заданную тему

Связь с другими искусствами:

работа с иллюстрациями


Для домашнего чтения А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия»

44


21. 02


А.П. ЧЕХОВ Рассказы «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям

45


25. 02


РР. Подготовка к написанию классного сочинения по рассказам А.П. Чехова





46


28. 02

РР. Написание классного сочине- ния по рассказам А.П. Чехова

47


4. 03

Из литературы XX века И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть


Для домашнего чтения И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...»

48


7. 03

А.И. КУПРИН Повесть «Белый пудель». Основная тема и характеристики образов


Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна


49


11. 03


А.И. КУПРИН Рассказ «Тапёр». Основная тема и характеристики образов

50


14. 03

C.A. ЕСЕНИН Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений

Теория литературы: поэтический образ, цветообраз, эпитет, метафора

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении

Для заучивания наизусть С.А. Есенин. Одно стихотворение


51


18. 03

Внеклассное чтение «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»





52


21. 03

М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений)


Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа


Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование


Для домашнего чтения Из литературы XX века В.К. Железников. «Чучело» Для домашнего чтения Р.П. Погодин. «Время говорит - пора», «Зеленый попугай»

53


1. 04


М.М. ПРИШВИН «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя

54


4. 04


М.М. ПРИШВИН «Кладовая солнца»: воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе

55


8. 04

В.К. ЖЕЛЕЗНИКОВ

«Троп»: мир животных и человека в изображении писателя


Развитие речи: написание рассказа по сюжету


Для домашнего чтения А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение»

56


11. 04

Н.М. РУБЦОВ Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть


Для заучивания наизусть Н.М. Рубцов. Одно стихотворение - на выбор

57


15. 04


Из поэзии о Великой Отечественной войне Изображение войны


Для заучивания наизусть

Стихотворение о Великой Отечественной войне – на выбор


Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру


58


18. 04

Из поэзии о Великой Отечественной войне Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине

59


22. 04


В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой»


Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению


Возможные виды внеурочной деятельности:

письма с войны и на войну

60


25. 04

В.П. АСТАФЬЕВ

«Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа

61


29. 04


РР. Подготовка к написанию классного сочинения по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

62


2. 05

РР. Написание классного сочинения по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

63

6. 05

Внеклассное чтение

Письма с войны и на войну





64


9. 05

Из зарубежной литературы

М. ТВЕН

«Приключения Гекльберри Финна»: мир детства, образы детей


Развитие речи: ответы на вопросы, различные виды чтения и пересказа

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению


65


13. 05

М. ТВЕН «Приключения Гекльберри Финна»: приемы создания детских характеров

66


16. 05

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»


Развитие речи: рассказ от другого лица



67


20. 05


О. ГЕНРИ

Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьез

68


23. 05

Х.К. АНДЕРСЕН

Сказка «Чайник»: мир доброты и красоты

Теория литературы:

литературная сказка


Связь с другими искусствами: рисунки учащихся


69


27. 05


ДЖ. ЛОНДОН Рассказ «Любовь к жизни»: сюжет и основные образы


Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану


Для домашнего чтения А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами»

70


30. 05

Итоговый урок Что читать летом






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Книга и ее роль в жизни человека. Стихотворения, посвященные книге, читателю, писателям. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие умений работы с учебником литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид», «Дедал и Икар». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, культуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произве­дения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из устного народного творчества


Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представ­ления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказ­ки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; ска­зочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись произ­ведений фольклора своей местности.

Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская по­весть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отраже­ние в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реали­зация; независимость, гармония — основные мотивы стихотво­рения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из литературы XIX века

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и ре­альное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и обра­зов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Ли­цеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравствен­ные и социальные проблемы романа (верность дружбе, лю­бовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); ав­торское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пере­сказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

Краеведение: литературная викторина «Места, где побыва­ли лицейские друзья А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюби­вые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письмен­ный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

Н.В.ГОГОЛЬ

«Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их созда­ния; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фоль­клорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпиче­ское в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и раз­нообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; под­бор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литера­туры и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рас­сказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; по­зиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рас­сказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е го­ды. Темы народного труда и «долюшки женской» — основ­ные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых две­рей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение со­циальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-пере­движники».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Тол­стого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с по­вестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная от­зывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зари­совка, составление цитатного плана.

В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливо­сти, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, порт­рет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка во­просов для обсуждения; план характеристики эпизода, персо­нажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в ли­тературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».

А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пе­ресказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведе­ний А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмори­стического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, со­ставление кадров для диафильма.

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бу­нина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании худо­жественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чте­ние наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный от­зыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произ­ведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

С.А. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о соба­ке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворе­ния. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представле­ний о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворе­нии, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепи­ца...», «Что в жизни мне всего милей...»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пере­сказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

В. К. ЖЕЛЕЗНИКОВ

Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.

Развитие речи: творческая мастерская – написание рассказа по заданному сюжету.

Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина ». Человек и природа в стихотворении. Об­разный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая ком­позиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Из поэзии о Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливо­сти, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к роди­не:

Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; В.П. А с т а ф ь е в. «Конь с розовой гривой», «Яшка Лось» - по выбору.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музы­кальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с Розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпи­графа к сочинению.

Из зарубеж ной литературы

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. «Приключения Гекльберри Финна»: мир детства, образы детей. Стремление к независимости — отличительное качество маленьких героев М. Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое.

Развитие речи: ответы на вопросы, различные виды чтения и пересказа.

Связь с другими искусствами: устное рисование.

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.

Х.К. АНДЕРСЕН

Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. Христианские мотивы в произведении: умение отдавать, разоблачение гордыни.

Теория литературы: литературная сказка.

Развитие речи: подробный пересказ, краткий план, изложение с элементами рассуждения

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подго­товка вопросов для обсуждения.


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

п/п

Вид работы

Тема

урока

1

Классное сочинение

По роману А.С. Пушкина «Дубровский»


23-24

2

Домашнее сочинение

По повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»


31

3

Классное сочинение

По рассказам А.П. Чехова


45-46

4

Классное сочинение

По рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»


60-61


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям: альбом по литературе для 6 класса;

1

2

Портреты поэтов и писателей:

альбом «М.М. Шолохов»;

альбом «М.Ю. Лермонтов»;

альбом «В.В. Маяковский»;

альбом иллюстраций и документов «Л.Н. Толстой»


1

1

1

1

3

Словари:

Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. – М.: Просвещение, 1981;

Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М.: «Просвещение», 1971;

Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994;

Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолинская и др.; Под ред. В.В. Иванова. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994;

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1997;

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 1980;

Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999.


1


1


1


1


1

1

1


1

4

Энциклопедия для детей. Универсальный энциклопедический словарь / ред. коллегия: М. Аксёнова, Е.Журавлева, Д. Люри и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта плюс, 2007. – 688 с.

1

6

Учебно-методические комплексы по литературе

«Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авт-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – Москва: «Русское слово», 2006г.;

«Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007»;

Е.Д. Волжина «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»; Н.Н. Оглоблина «Тесты по литературе. 5-11 классы»;

М. Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь», Москва: «Айрис-пресс» Москва «ТЦ Сфера», 2009 год;

А.И. Горшков «Русская словесность», Москва: «Просвещение», 2006 год

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (литература): http://vschool.km.ru/


7

Иллюстрации по литературе:

раздаточный иллюстративный материал по литературе для 5 класса;

раздаточный иллюстративный материал по литературе для 6 класса;

выставка в школе «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»;

выставка в школе «Жизнь и творчество Н А. Некрасова;

выставка в школе «Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского»;

выставка в школе «Жизнь и творчество В.В. Маяковского»


2

1 1

1 1

1

8

Галерея портретов поэтов и писателей XIX века

1





13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С. Меркина

Автор: Махрина Лариса Леонидовна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Г.С.Меркин "Рабочая программа по литературе" "
    ["seo_title"] => string(48) "g-s-mierkin-rabochaia-proghramma-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "117373"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412779493"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-7-klassie-po-proghrammie-g-s-mierkina"
    ["file_id"] => string(6) "160590"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422092134"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по литературе  к учебнику Г.С. Меркина "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-k-uchiebniku-g-s-mierkina"
    ["file_id"] => string(6) "234253"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443380096"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по литературе к учебнику Меркина"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapolitieraturiekuchiebnikumierkina"
    ["file_id"] => string(6) "339462"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471286982"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа по литературе 8 класса под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-8-klassa-pod-riedaktsiiei-g-s-mierkina-s-a-zinina"
    ["file_id"] => string(6) "173524"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424003493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства