Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 6 классе.
Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).
Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу
способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.
Программа осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО.
Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.
Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.
Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С. Меркина »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г..
-Областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
-Школьного учебного плана МБОУ «Висловская СОШ» на 2015-2016 уч.год.
-Учебника «Литература « 6 класс» . Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин М; «Русское слово 2009».
При разработке планирования взята за основу «Примерная программа основного общего образования по литературе».
При планировании использовалась авторская программа под редакцией Г.С. Меркина.
Место предмета «Литература » в учебном плане МБОУ «Висловская СОШ» - 2 часа в неделю. В год – 70 часов.
Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 6 классе.
Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).
Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу
способствует формированию ключевых и предметных компетенций. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.
Программа осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО.
Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.
Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.
Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.
Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы: • "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы); • "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;
• (культуроведческий подход);
• "Возможные виды внеурочной деятельности" (деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению). Реализация программы предполагает достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
•воспитание гражданственности, патриотизма, интереса и любви к слову.
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
*воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
*развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
*освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
*овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих ЗАДАЧ:
*формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;
*обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
*формирование умений находить в произведениях темы, проблемы, идеи;
*развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
• выделение характерных причинно-следственных связей
• сравнение и сопоставление;
• умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
•самостоятельное выполнение различных творческих работ; •способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезиса, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;
• обогащение словарного запаса;
• владение монологической и диалогической речью.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческоймифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Из устногонародноготворчестваПредания, легенды, сказки. Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Из древнерусскойлитературы«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Из литературыXVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Из литературыXIXвека
В.А. ЖУКОВСКИЙКраткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
А.С. ПУШКИН Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Тарас Булъба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
И.С. ТУРГЕНЕВ«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Н.А. НЕКРАСОВ Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
В.Г. КОРОЛЕНКО Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
А.П. ЧЕХОВ Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и топкий », «Шуточка », «Налим »: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Из литературыXX века
И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
С.А. ЕСЕНИН Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Н.М. РУБЦОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Из поэзии о ВеликойОтечественнойвойне Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной..,»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь,,,»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»', М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Из зарубежнойлитературы
Восточныесказки«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
БРАТЬЯ ГРИММ Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
О. ГЕНР Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
А.С. Пушкин. «Зимнее утро ».
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...»
И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Формы и средства контроля
Формы контроля
индивидуальный
групповой
фронтальный
дифференцированный
Виды контроля
предварительный
текущий
тематический
итоговый
Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5», если ученик раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику; -показал умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; -продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиями на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: -в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; -допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; -допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; -имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использование терминологии по литературе, исправленных после нескольких наводящих вопросов учителя; -ученик не справился с применением теории в новой ситуации. Отметка «2» ставится в следующих случаях: -не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание учеником наиболее важной части учебного материала; -допущены ошибки в определении понятий, терминологии по литературе, в выкладках, которые исправлены после нескольких вопросов учителя.
Оценка сочинений Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматическая ошибки.
«4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
«2»
1.Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Перечень учебно-методических средств обучения:
1.Учебник «литература», 6 класс, Г.С. Меркин, М., «Русское слово» 2009
2.Уроки литературы. Методичесое пособие. Ф.Е. Соловьёва. М., «Русское слово», 2010
И.А.Бунин. «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
1
Из русской литературы 20 века (13 часов)
48
И.А.Бунин. Стихотворение «Не видно птиц...»
1
49
А.И. Куприн. Сюжет рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
1
50
Внутренний мир человека в рассказе Куприна «Тапер».
1
51
Внеклассное чтение. Проблематика рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах».
1
52
С.А.Есенин. Тематика стихотворений «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...».
1
53
В мире художественного слова С.А.Есенина.
1
54
Внеклассное чтение. « Поэты 20 века о родине, родной природе и о себе».
1
55
М.М.Пришвин. Сведения о писателе. «Кладовая солнца».
1
56
Особенности жанра сказки-были «Кладовая солнца».
1
57
Р.р. Рассказ о литературном герое.
1
58
Внеклассное чтение. Порассказам М.М.Пришвина и К.Г.Паустовского.
1
59
Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей».
1
60
Человек и природа в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».
1
Из поэзии о Великой Отечественной войне (4 часа)
61-62
Произведения о Великой Отечественной войне.
2
63
Проблематика произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
1
64
Р.р. Сжатое изложение по рассказу «Конь с розовой гривой».
1
65
Р.р. Сжатое изложение по рассказу «Конь с розовой гривой».
1
Из зарубежной литературы (5 часа)
66
«Сказка о Синдбаде-мореходе».
1
67
О.Генри.«Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез.
1
68
Братья Гримм. Сказка «Снегурочка».
1
69
Итоговая контрольная работа.
1
70
Д.Лондон. Жизнеутверждающий пафос рассказа «Любовь к жизни».
1
График
проведения контрольных, проверочных работ, сочинений, изложений.
№
Виды работ
Тема
Дата
По плану
Факт.
1.
Р.Р. Сочинение.
По роману А.С. Пушкина «Дубровский»
21.10.
2.
Р.Р. Сочинение.
По повести Гоголя «Тарас Бульба»
08.12.
3.
Р.Р. Сжатое изложение от 3-го лица
По рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
19.05.
4.
Итоговая контрольная работа.
Повторение за весь курс
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
Дата
Тема урока
Кол- во
часов
Виды учебной деятельности
Теоретико-литературные понятия
Оборудование
По плану
Факт.
1 четверть / 9 недель- 18 часов/
Роль книги в жизни человека (1 час)
1.
04.09.
Роль книги в жизни человека.
1
Слово учителя, беседа, творческое задание, устные высказывания.
Повторение сведений о выразительных средствах художественной речи.
Выставка книг
Из мифологии ( 2 часа)
2.
07.09.
Понятие о мифологии. Миф «Прометей».
1
Выделение смысловых частей мифологических рассказов, сопоставление мифа и сказки, беседа по содержанию мифологических рассказов. Чтение и различные виды пересказа.
Мифология, эпос, сюжет.
Иллюстрации к мифу
3.
11.09.
Миф «Яблоки Гесперид.
1
Слово учителя, беседа, обмен мнениями, чтение, пересказ, словарная работа.
Мифология, сюжет
Иллюстрации к мифу
Из устного народного творчества (3 часа ).
4.
14.09.
Предания и легенды. Легенда «Солдат и смерть».
1
Беседа, обмен мнениями, анализ легенды, самостоятельная исследовательская работа с текстом, художественный пересказ, работа в группах.
Понятие о легенде, предании
Иллюстрации к легенде
5.
18.09.
Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
1
Определение жанра произведения, беседа по вопросам. Сказывание сказки, сочинение сказки, подбор синонимов, выписывание афористических выражений.
Структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке
Иллюстрации к сказке
6.
16.09.
Урок внеклассного чтения. Сказочный фестиваль.
1
Самостоятельный языковой анализ текстов сказок, инсценирование сказок (развитие интерпретационных умений), создание альманаха «Наши сказки». Сочинение сказки, конкурс чтецов, собирание пословиц, поговорок, крылатых выражений из сказок.
Закрепление представления о художественных особенностях русской народной сказки.
Иллюстрации к сказкам, выставка рисунков
Из древнерусской литературы ( 2 часа)
7.
22.09.
Особенности древнерусской литературы. «Сказание о Белгородских колодцах».
1
Беседа по вопросам, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному. Выборочный пересказ, составление словаря устаревших слов.
Сказание, поучительный характер древнерусской литературы, автор и герой.
Иллюстрации к сказанию
8.
23.09.
Отражение истории Древней Руси в «Повести о разорении Рязани Батыем».
1
Формирование умения разбивать повесть на части, озаглавливать их, выявлять авторскую позицию. Рассказ о герое повести с использованием цитат из текста, словарная работа, составление рассказа об особенностях древнерусской литературы.
Понятие об исторической повести, плач.
Репродукции картин
Из русской литературы 18 века ( 1 час)
9.
29.09.
М.В . Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
1
Беседа по вопросам, работа с изобразительно-выразительными средствами. Выразительное чтение, объяснение значения непонятных слов.
Иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Портрет
Из русской литературы 19 века ( 38 часов)
10.
30.09
Жанр баллады в творчестве Жуковского. «Светлана».
1
Нахождение в балладе завязки, кульминации и развязки, языковой анализ текста.
Портрет , репродукция картины Брюллова «Гадающая Светлана»
11.
06.10.
Лицей в жизни и творчестве
А.С.Пушкина.
1
Беседа по вопросам, устные высказывания о поэте. Составление цитатного плана вступительной статьи, определение значения слов: культ, прогрессивный, мемуарист.
Литературная жизнь Петербурга, творческая биография.
Портрет поэта, репродукции картин Репина , Фаворского «Пушкин-лицеист», презентация
12.
07.10.
«Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел.
1
Определение жанра романа. Рассказ о творческой истории романа «Дубровский»
Комментированное чтение с опорой на вопросы учителя и учащихся. Выразительное чтение, составление вопросов к тексту, словарная работа, различные виды пересказа.
Сюжет, автор и его герой, портретная характеристика, система персонажей, пейзаж в романе
Иллюстрации к роману
14.
14.10
Сравнительная характеристика героев
1
Формирование умений давать сравнительную характеристику героям, выявлять авторскую позицию. Обучение составлению сравнительной характеристики героев.
Персонаж, портрет, социальное положение, черты характера, авторское отношение к героям.
Иллюстрации к роману, таблица
15.
20.10.
Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер.
1
Беседа по вопросам, составление вопросов к тексту произведения, отбор эпизодов для пересказа.
Герой и персонаж, авторская позиция, развитие представления о проблематике художественного произведения.
Иллюстрации к роману
16.
21.10.
Урок развития речи. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
1
Выявление тематики и проблематики романа, сбор материала к сочинению, составление плана сочинения.
Повторение теоретических понятий, необходимых для раскрытия темы сочинения.
Эвристическая беседа, составление учащимися вопросов и заданий к повестям. Сопоставление произведений.
Тема, идея, проблематика.
Портреты поэтов, иллюстрации
18.
28.10.
М.Ю.Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Тучи»
1
Эвристическая беседа, знакомство с кни-
гой И.Л.Андронникова «Лермонтов» (к творческой истории стихотворения «Тучи»). Выразительное чтение стихотворения, работа со словом поэта, описание природы стихами или прозой.
Составление плана характеристики, анализ художественного текста, выявление особенностей художественного мира М.Ю.Лермонтова. Самостоятельная характеристика стихотворения.
Эвристическая беседа, создание связного устного текста, устное словесное рисование.
Тема, основной пафос стихотворений, образно- изобразительные средства, способы создания образа женщины-труженицы.
Репродукции картин
36.
19.01.
Л.Н.Толстой. В 30-50-е гг. 19 века.
1
Беседа по вопросам, формирование умения строить устное высказывание о писателе. Составление цитатного плана вступительной статьи.
Автобиографическое произведение, трилогия.
Портрет писателя, презентация
37.
20.01.
Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство».
1
Анализ глав по вопросам учителя, языковой анализ текста. Комментированное чтение с опорой на вопросы учителя и учащихся. Выразительное чтение, подробный пересказ
Автобиографическое произведение, проблематика.
Иллюстрации
38.
26.01
Р.р. Пересказ эпизода с изменением лица пересказчика.
1
Пересказ эпизода повести с изменением лица рассказчика.
Автобиографическое произведение, проблематика.
Портрет, иллюстрации
39.
27.01
Проблематика рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».
1
Беседа по вопросам, формирование умения строить устное высказывание о проблематике произведения, сопоставлять произведения. Рассказ о творческой истории произведения
Проблематика, стихотворение в прозе
Иллюстрации
40.
02.02.
В.Г.Короленко. Проблематика произведения «В дурном обществе».
1
Комментированное чтение с опорой на вопросы учителя и учащихся. Рассказ о творческой истории произведения «В дурном обществе», различные виды пересказа.
Повесть, проблематика, портрет и характер, художественная деталь.
Портрет писателя
41.
03.02.
Система образов в рассказе «В дурном обществе».
1
Характеристика эпизода, персонажа, эвристическая беседа. Различные виды пересказа, подготовка вопросов для обсуждения, план характеристики эпизода, персонажа.
Повесть, проблематика, портрет и характер, художественная деталь.
Иллюстрации к рассказу
42.
09.02
Р.р. Выборочный пересказ от 3 лица эпизодов рассказа.
1
Составление плана пересказа, беседа по вопросам учителя. Выборочный пересказ, подбор синонимов, работа с изобразительно-выразительными средствами.
Портрет и характер, художественная деталь, образно-изобразительные средства.
Иллюстрации к рассказу
43.
10.02.
Роль портрета литературного героя в художественном произведении.
1
Беседа по вопросам учителя. Формирование умения строить устные высказывания о роли портрета литературного героя в художественном произведении.
Портрет и характер, художественная деталь
Иллюстрации
44.
16.02.
Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова.
1
Беседа по вопросам учителя и учебника.
Выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений Чехова.
Юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмори-стическом произведении, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Портрет писателя, презентация, иллюстрации к рассказам
45.
17.02.
Приемы создания характеров персонажей в рассказе «Толстый и тонкий».
1
Анализ рассказа, беседа, лексическая работа, самостоятельная исследовательская работа в группах, выразительное чтение.
Юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом рассказе.
Беседа по вопросам учебника, выполнение аналитических заданий по тексту рассказа. Словарная работа.
Смысл названия рассказа, портрет, художественная деталь, главная мысль.
Портрет писателя, презентация
50.
16.03
Внутренний мир человека в рассказе Куприна «Тапер».
1
Эвристическая беседа, анализ эпизода рассказа, словарная работа: задетый за живое, хлебосольный, испокон века, в общей сумятице, различные виды пересказа
Способы создания образов-персонажей и выражения авторской позиции.
Иллюстрации к рассказу
51.
17.03
Внеклассное чтение. Проблематика рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах».
1
Составление плана пересказа, беседа по вопросам учителя. Различные виды пересказа, подготовка вопросов для обсуждения, план характеристики персонажа.
Своеобразие характера, образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел, тропы и фигуры в рассказе .
Портрет писателя
52.
С.А.Есенин. Тематика стихотворений «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...».
1
Составление тезисного плана к вступительной статье учебника, организация диалога учащихся с профессиональным читателем («Поразмышляем о прочитанном»), эвристическая беседа. Чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении.
Поэтический образ, цветообраз, эпитет, метафора.
Портрет поэта, презентация
В связи с тем, что выпали праздничные дни /23 февраля, 8 марта/ программа уроков 41- 42 будет объединена в 1 час
4 четверть /9 недель- 18 часов/
53.
06.04.
В мире художественного слова С.А.Есенина.
1
Анализ стихотворения, эвристическая беседа. Составление устного связного текста
Поэтический образ, цветообраз, эпитет, метафора.
Портрет поэта
54.
07.04
Внеклассное чтение. « Поэты 20 века о родине, родной природе и о себе».
1
Выразительное чтение, участие в диалоге по прочитанным произведениям.
4. « …Воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания,… будучи расточителен и честолюбив,он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги ,не заботясь о будущем…» О каком персонаже какого литературного произведения идёт речь?
а) Андрий ( « Тарас Бульба»); б) Алексей Берестов( «Барышня -крестьянка);
в) Владимир Дубровский (« Дубровский).
5. Марья Кирилловна Троекурова вышла замуж за князя Верейского :
а) по расчёту; б) по любви; в) по принуждению
6. Роман А.С. Пушкина « Дубровский» заканчивается:
а) свадьбой Дубровского; б) арестом Дубровского; в) отъездом его за границу
7. Автором какого стихотворения не является М. Ю. Лермонтов:
13. Почему Николенька плачет, после того как Наталья Савишна попросила у него извинения за свою несдержанность?
А) он продолжает сердиться на Наталью Савишну;
Б) ему стыдно за свои мысли о «доброй старушке»;
В) он понимает, что оплатить за обиду не удастся.
14. Действие рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» происходит?
а) на вокзале; б) в гимназии; в) в поезде; г) на даче
15. Определите художественный приём в предложении из рассказа А.П. Чехова « Толстый и тонкий»: « Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились» :