kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С. Меркина

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Настоящая рабочая программа по литературе  для 6   класса  создана на основе

- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г.

-Областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений 

 -Школьного учебного плана  МБОУ «Висловская СОШ»  на 2015-2016 уч.год.

-Учебника «Литература « 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений    в двух частях. Автор-составитель    Г.С.Меркин  М;  «Русское слово 2009». 

При разработке планирования взята за основу «Примерная программа основного общего образования по литературе».

  При планировании использовалась авторская программа под редакцией Г.С. Меркина.

Место предмета «Литература » в учебном плане МБОУ «Висловская СОШ» - 2 часа в неделю. В год 70 часов.


          Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 6 классе.

Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

         Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

       Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).

       Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу

способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
       В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.

       Программа осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО.

       Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.

       Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.

       Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С. Меркина »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе

- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г..

-Областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений 

-Школьного учебного плана МБОУ «Висловская СОШ» на 2015-2016 уч.год.

-Учебника «Литература « 6 класс» . Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин М;  «Русское слово 2009».

При разработке планирования взята за основу «Примерная программа основного общего образования по литературе».

При планировании использовалась авторская программа под редакцией Г.С. Меркина.

Место предмета «Литература » в учебном плане МБОУ «Висловская СОШ» - 2 часа в неделю. В год – 70 часов.


Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 6 классе.

Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).

Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу

способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.

Программа осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО.

Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.

Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.

Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.

Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
• "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
• "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;

• (культуроведческий подход);

• "Возможные виды внеурочной деятельности" (деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).
Реализация программы предполагает достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

•воспитание гражданственности, патриотизма, интереса и любви к слову.

Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

*воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

*развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

*освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

*овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих ЗАДАЧ:

*формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

*обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

*формирование умений находить в произведениях темы, проблемы, идеи;

*развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

• выделение характерных причинно-следственных связей

• сравнение и сопоставление;

• умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

•самостоятельное выполнение различных творческих работ;
•способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезиса, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;

• обогащение словарного запаса;

• владение монологической и диалогической речью.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живо­пись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художе­ственное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о ге­роизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Из устного народного творчества Предания, легенды, сказки. Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и жи­вой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощ­ники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представ­ления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказ­ки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Из древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народ­ных представлений о событиях и людях. Поучительный харак­тер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская по­весть; автор и герой.

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отраже­ние в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реали­зация; независимость, гармония — основные мотивы стихотво­рения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Из литературы XIX века

В.А. ЖУКОВСКИЙ Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и ре­альное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и обра­зов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

А.С. ПУШКИН Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Ли­цеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравствен­ные и социальные проблемы романа (верность дружбе, лю­бовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); ав­торское отношение к героям.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюби­вые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Тарас Булъба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их созда­ния; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фоль­клорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпиче­ское в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и раз­нообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рас­сказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; по­зиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рас­сказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Н.А. НЕКРАСОВ Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е го­ды. Темы народного труда и «долюшки женской» — основ­ные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых две­рей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение со­циальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Тол­стого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с по­вестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная от­зывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

В.Г. КОРОЛЕНКО Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливо­сти, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, порт­рет и характер.

А.П. ЧЕХОВ Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и топкий », «Шуточка », «Налим »: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Из литературы XX века

И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бу­нина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании худо­жественного образа.

А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

С.А. ЕСЕНИН Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о соба­ке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворе­ния. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представле­ний о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, люб­ви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Н.М. РУБЦОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Об­разный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая ком­позиция.

Из поэзии о Великой Отечественной войне Изображение войны; проблема жестокости, справедливо­сти, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к роди­не: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной..,»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь,,,»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»', М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гри­вой». Тематика, проблематика рассказа.

Из зарубежной литературы

Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

БРАТЬЯ ГРИММ Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

О. ГЕНР Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Пе­тергоф».

А.С. Пушкин. «Зимнее утро ».

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревен­ская...»

И.А. Бунин. «Не видно птиц...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.

Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

  • Формы и средства контроля


Формы контроля

  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный

  • дифференцированный


Виды контроля

  • предварительный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый


Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
-показал умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиями на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
-допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
-допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
-имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использование терминологии по литературе, исправленных после нескольких наводящих вопросов учителя;
-ученик не справился с применением теории в новой ситуации.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание учеником наиболее важной части учебного материала;
-допущены ошибки в определении понятий, терминологии по литературе,
в выкладках, которые исправлены после нескольких вопросов учителя.

Оценка сочинений Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматическая ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.








«2»

1.Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана ко­роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час­ты случаи неправильного словоупотребле­ния. 5. Нарушено стилевое единство текста. В це­лом в работе допущено до 6 недочётов в со­держании и до 7 речевых недочетов.


Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Перечень учебно-методических средств обучения:

1.Учебник «литература», 6 класс, Г.С. Меркин, М., «Русское слово» 2009

2.Уроки литературы. Методичесое пособие. Ф.Е. Соловьёва. М., «Русское слово», 2010

3.Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций.

4.Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник.

5.История русской литературы XI-XVII веков/ под ред Д.С.Лихачев

6.Кусков В.В. История древнерусской литературы.

7.Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С.Пушкину: пособие для учителя и учащихся.

8.Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве.

9.Воропаев В.А. Н.В.Гоголь: жизнь и творчество.

10Богословский Н.В. Тургенев.

11.Скатов Н.Н. Некрасов.

12.Ломунов К.Н. Лев Толстой: очерк жизни и творчества.

13.Бердников В.П. Чехов: идейные и творческие искания.

14.Афанасьев В.Н. Александр Иванович Куприн.

15.Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха.

16.Журавлев С.И. Память пылающих лет: соврем. сов. проза о Великой отечественной войне.

17.Быков В.М. Джек Лондон.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

- таблицы по основным разделам курса литературы;

- портреты писателей ;

- раздаточный материал;

- тестовые задания;

- справочная литература;

- компьютер;

- презентации к урокам;

- иллюстрации к произведениям.

-интерактивная доска

РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЧАСАМ

ТЕМА

Количество часов


Роль книги в жизни человека (1 час)


1

Роль книги в жиз­ни человека.

1


Из мифологии ( 2 часа)


2

Понятие о мифо­логии. Миф «Прометей».

1

3

Миф «Яблоки Гесперид.

1


Из устного народного творчества (3 часа ).


4

Предания и легенды. Легенда «Солдат и смерть».

1

5

Сказки. «Сказка о молодильных яб­локах и живой во­де».

1

6

Урок внекласс­ного чтения. Ска­зочный фестиваль.

1


Из древнерусской литературы ( 2 часа)


7

Особенности древнерусской ли­тературы. «Сказа­ние о Белгород­ских колодцах».

1

8

Отражение исто­рии Древней Руси в «Повести о разо­рении Рязани Ба­тыем».

1


Из русской литературы 18 века ( 1 час)


9

М.В . Ломоносов. «Стихи, сочинен­ные на дороге в Петергоф».

1


Из русской литературы 19 века ( 38 часов)


10

Жанр баллады в творчестве Жуков­ского. «Светлана».

1

11

Лицей в жизни и творчествеА.С.Пушкина.

1

12

«Дуб­ровский». Историческая правда и художе­ственный вымысел.

1

13

Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

1

14

Сравнитель­ная характеристи­ка героев

1

15

Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер.

1

16

Урок развития речи. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1

17

Урок внекласс­ного чтения «Станционный смотритель» Пушкина

1

18

М.Ю.Лермонтов. Вольно­любивые мотивы в стихотворении «Тучи»

1

19

М.Ю. Лермонтов. В художественном мире стихотворе­ния «Парус».

1

20

Теория литературы. Стихотворные размеры стиха.

1

21

Характе­ристика стихотво­рения М.Ю. Лермонтова «Листок».

1

22

Урок внеклассного чтения. В художественном мире стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел»

1

23

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1

24

Степь как образ родины в повести Гоголя.

1

25

Андрий и Остап, братья или враги.

1

26

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.

1

27

Р.р. Сочинение по повести Гоголя «Тарас Бульба».

1

28

Внеклассное чтение. Кни­ги о героическом прошлом нашей родины.

1

29

И.С.Тургенев «За­писки охотника». Проблематика и художественное своеобразие рассказа «Бирюк».

1

30

Р.р. Чтение рас­сказа по ролям с элементами анали­за текста.

1

31

Внеклассное чтение. И.С.Тургенев «Певцы». Идейно-художественное своеобразие рассказа.

1

32

Тема любви в лирике И.С. Тургенева. Стихотворение «В дороге».

1

33

Трёхсложные размеры стиха.

1

34

Лирика Н.А.Некрасова.

1

35

Р.р. Устное словесное рисование.

1

36

Л.Н.Толстой. В 30-50-е гг. 19 века.

1

37

Л.Н.Толстой. Гла­вы из повести «Детство».

1

38

Р.р. Пересказ эпизода с изменением лица пересказчика.

1

39

Проблематика рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».

1

40

В.Г.Короленко. Про­блематика произ­ведения «В дур­ном обществе».

1

41

Система образов в рассказе «В дур­ном обществе».

1

42

Р.р. Выборочный пересказ от 3 лица эпизодов рассказа.

1

43

Роль портрета литера­турного героя в художественном произведении.

1

44

Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова.

1

45

Приемы создания характеров персо­нажей в рассказе «Толстый и тон­кий».

1

46

Внеклассное чтение. Литературная вик­торина «Чехов смеется».

1

47

И.А.Бунин. «Лапти». Душа крестьянина в изображении пи­сателя.

1


Из русской литературы 20 века (13 часов)


48

И.А.Бунин. Стихо­творение «Не вид­но птиц...»

1

49

А.И. Куприн. Сюжет рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».

1

50

Внутренний мир человека в рассказе Куприна «Тапер».

1

51

Внеклассное чтение. Про­блематика расска­за Н.С.Лескова «Человек на ча­сах».

1

52

С.А.Есенин. Тема­тика стихотворе­ний «Песнь о со­баке», «Разбуди меня завтра ра­но...».

1

53

В мире ху­дожественного слова С.А.Есенина.

1

54

Внеклассное чтение. « Поэты 20 века о родине, родной природе и о себе».

1

55

М.М.Пришвин. Сведения о писателе. «Кладовая солн­ца».

1

56

Особенности жанра сказки-были «Кладовая солнца».

1

57

Р.р. Рассказ о литературном герое.

1

58

Внеклассное чтение. По рассказам М.М.Пришвина и К.Г.Паустовского.

1

59

Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей».

1

60

Человек и природа в стихо­творении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

1


Из поэзии о Великой Отечественной войне (4 часа)


61-62

Произведения о Великой Отечест­венной войне.

2

63

Проблематика произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

64

Р.р. Сжатое изложение по рассказу «Конь с розовой гривой».

1

65

Р.р. Сжатое изложение по рассказу «Конь с розовой гривой».

1

Из зарубежной литературы (5 часа)


66

«Сказка о Синдбаде-мореходе».

1

67

О.Генри.«Вождь крас­нокожих»: о дет­стве - с улыбкой и всерьез.

1

68

Братья Гримм. Сказка «Снегурочка».

1

69

Итоговая контрольная работа.

1

70

Д.Лондон. Жизнеутвер­ждающий пафос рассказа «Любовь к жизни».

1



График

проведения контрольных, проверочных работ, сочинений, изложений.


Виды работ

Тема

Дата

По плану

Факт.

1.

Р.Р. Сочинение.

По роману А.С. Пушкина «Дубровский»

21.10.


2.

Р.Р. Сочинение.

По повести Гоголя «Тарас Бульба»

08.12.


3.

Р.Р. Сжатое изложение от 3-го лица

По рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

19.05.


4.

Итоговая контрольная работа.

Повторение за весь курс










Календарно-тематическое планирование 6 класс




Дата


Тема урока


Кол- во

часов


Виды учебной деятельности


Теоретико-литературные понятия



Оборудование

По плану

Факт.

1 четверть / 9 недель- 18 часов/

Роль книги в жизни человека (1 час)

1.

04.09.


Роль книги в жиз­ни человека.

1

Слово учителя, беседа, творческое задание, уст­ные высказывания.

Повторение сведе­ний о выразитель­ных средствах ху­дожественной речи.

Выставка книг

Из мифологии ( 2 часа)

2.

07.09.


Понятие о мифо­логии. Миф «Прометей».

1

Выделение смысло­вых частей мифоло­гических рассказов, сопоставление мифа и сказки, беседа по содержанию мифоло­гических рассказов. Чтение и различные виды пересказа.

Мифология, эпос, сюжет.

Иллюстрации к мифу

3.

11.09.


Миф «Яблоки Гесперид.

1

Слово учителя, беседа, обмен мнениями, чтение, пересказ, словарная работа.

Мифология, сюжет

Иллюстрации к мифу

Из устного народного творчества (3 часа ).

4.

14.09.


Предания и легенды. Легенда «Солдат и смерть».

1

Беседа, обмен мнениями, анализ легенды, самостоятельная исследовательская работа с текстом, художественный пересказ, работа в группах.

Понятие о легенде, предании

Иллюстрации к легенде

5.

18.09.


Сказки. «Сказка о молодильных яб­локах и живой во­де».

1

Определение жанра произведения, беседа по вопросам. Сказывание сказки, сочинение сказки, подбор синонимов, выписывание афори­стических выраже­ний.

Структура волшеб­ной сказки, мифоло­гические элементы в волшебной сказке

Иллюстрации к сказке

6.

16.09.


Урок внекласс­ного чтения. Ска­зочный фестиваль.

1

Самостоятельный языковой анализ тек­стов сказок, инсцени­рование сказок (раз­витие интерпретаци­онных умений), соз­дание альманаха «Наши сказки». Сочинение сказки, конкурс чтецов, со­бирание пословиц, поговорок, крылатых выражений из сказок.

Закрепление пред­ставления о художе­ственных особенно­стях русской народ­ной сказки.

Иллюстрации к сказкам, выставка рисунков

Из древнерусской литературы ( 2 часа)

7.

22.09.


Особенности древнерусской ли­тературы. «Сказа­ние о Белгород­ских колодцах».

1

Беседа по вопросам, формирование уме­ния выражать свое отношение к прочи­танному. Выборочный пере­сказ, составление словаря устаревших слов.

Сказание, поучи­тельный характер древнерусской ли­тературы, автор и герой.

Иллюстрации к сказанию

8.

23.09.


Отражение исто­рии Древней Руси в «Повести о разо­рении Рязани Ба­тыем».

1

Формирование уме­ния разбивать повесть на части, озаглавли­вать их, выявлять ав­торскую позицию. Рассказ о герое по­вести с использова­нием цитат из текста, словарная работа, со­ставление рассказа об особенностях древне­русской литературы.

Понятие об исторической повести, плач.

Репродукции картин

Из русской литературы 18 века ( 1 час)

9.

29.09.


М.В . Ломоносов. «Стихи, сочинен­ные на дороге в Петергоф».

1

Беседа по вопросам, работа с изобра­зительно-выразительными средствами. Выразительное чте­ние, объяснение зна­чения непонятных слов.

Иносказание, мно­гозначность слова и образа, аллегория, риторическое обра­щение.

Портрет

Из русской литературы 19 века ( 38 часов)

10.

30.09


Жанр баллады в творчестве Жуков­ского. «Светлана».

1

Нахождение в балла­де завязки, кульмина­ции и развязки, язы­ковой анализ текста.

Выразительное чте­ние, подробный пере­сказ сна Светланы.

Реальное, фантасти­ческое, фабула, бал­лада.

Портрет , репродукция картины Брюллова «Гадающая Светлана»

11.



06.10.


Лицей в жизни и творчестве

А.С.Пушкина.

1

Беседа по вопросам, устные высказывания о по­эте. Составление цитатно­го плана вступитель­ной статьи, определе­ние значения слов: культ, прогрессив­ный, мемуарист.

Литературная жизнь Петербурга, творче­ская биография.

Портрет поэта, репродукции картин Репина , Фаворского «Пушкин-лицеист», презентация

12.

07.10.


«Дуб­ровский». Историческая правда и художе­ственный вымысел.

1

Определение жанра романа. Рассказ о творческой истории романа «Дубровский»

Роман, историче­ская правда, худо­жественный вымы­сел

Иллюстрации к роману

13.

13.10.


Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

1

Комментированное чтение с опорой на вопросы учителя и учащихся. Выразительное чте­ние, составление во­просов к тексту, сло­варная работа, раз­личные виды пере­сказа.

Сюжет, автор и его герой, портретная характеристика, система персона­жей, пейзаж в рома­не

Иллюстрации к роману

14.

14.10


Сравнитель­ная характеристи­ка героев

1

Формирование уме­ний давать сравни­тельную характери­стику героям, выяв­лять авторскую пози­цию. Обучение составле­нию сравнительной характеристики геро­ев.

Персонаж, портрет, социальное положе­ние, черты характе­ра, авторское отно­шение к героям.

Иллюстрации к роману, таблица

15.

20.10.


Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер.

1

Беседа по вопросам, составление вопросов к тексту произведе­ния, отбор эпизодов для пересказа.

Герой и персонаж, авторская позиция, развитие представ­ления о проблема­тике художествен­ного произведения.

Иллюстрации к роману

16.

21.10.


Урок развития речи. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1

Выявление тематики и проблематики романа, сбор материала к сочинению, составление плана сочинения.

Повторение теоре­тических понятий, необходимых для раскрытия темы со­чинения.

Иллюстрации к роману, словарь

17.

27.10


Урок внекласс­ного чтения.«Станционный смотритель» Пушкина

1

Эвристическая бесе­да, составление уча­щимися вопросов и заданий к повестям. Сопоставление про­изведений.

Тема, идея, пробле­матика.

Портреты поэтов, иллюстрации

18.

28.10.


М.Ю.Лермонтов. Вольно­любивые мотивы в стихотворении «Тучи»

1

Эвристическая бесе­да, знакомство с кни-

гой И.Л.Андронникова «Лермонтов» (к твор­ческой истории сти­хотворения «Тучи»). Выразительное чте­ние стихотворения, работа со словом по­эта, описание приро­ды стихами или про­зой.

Сравнения, эпитеты, лексические повто­ры, метафоры, ком­позиция, антитеза.

Портрет поэта, презентация

2 четверть / 7 недель-15часов/

19.

10.11.


М.Ю. Лермонтов. В художественном мире стихотворе­ния «Парус».

1

Языковой анализ по­этического текста.

Выразительное чте­ние, подбор синони­мов и антонимов.

Композиция, эпитет, инверсия, ключевые слова, цветообраз, основная мысль.

Отрывок из музыкального произведения Варламова

20.

11.11.


Теория литературы. Стихотворные размеры стиха.

1

Составление схемы ямбической стопы, определение размера стихотворений. Составление тезисно­го плана статьи учеб­ника.

Силлабо-тоническое стихосложение, стих, стопа, дву­сложные размеры, хорей, ямб.

Таблица

21.

17.11.


Характе­ристика стихотво­рения М.Ю. Лермонтова «Листок».

1

Составление плана характеристики, ана­лиз художественного текста, выявление особенностей худо­жественного мира М.Ю.Лермонтова. Самостоятельная ха­рактеристика стихо­творения.

Композиция, изо­бразительно-выразительные средства, образ, мо­тив.

Портрет поэта, таблица

22.

18.11.


Урок внеклассного чтения. В художественном мире стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел»

1

Устное словесное рисование, словарная работа, эвристическая беседа, творческие задания, знакомство с материалами биографического характера.

Художественный мир, повторение теоретических понятий по теме «Лирика».

Портрет поэта, романс Варламова

23.

24.11


Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1

Эвристическая беседа, составление цитатного плана.

Героическая повесть, тема, проблематика.

Портрет писателя, презентация

24.

25.11


Степь как образ родины в повести Гоголя.

1

Эвристическая беседа, устные ответы на вопросы учителя, словарная работа. работа в группах.

Типы речи и разнообразие лексических пластов, тропы и фигуры в повести.

Иллюстрации к повести

25.

01.12.


Андрий и Остап, братья или враги.

1

Эвристическая беседа, анализ эпизода, выявление связи повести с фольклорным эпосом, составление цитатного плана, сравнительная характеристика.

Языковые средства, использованные писателем для изображения битвы.

Иллюстрации к повести, просмотр отрывка из художественного фильма

26.

02.12.


Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.

1

Анализ эпизода «Казнь Остапа», характеристика образа Тараса Бульбы, объяснение смысла финала повести.

Лирическое и эпическое содержание повести

Иллюстрации к повести

27.

08.12.


Р.р. Сочинение по повести Гоголя «Тарас Бульба».

1

Выявление тематики и проблематики по­вести, сбор материала к сочинению, составление плана сочинения.

Повторение теоре­тических понятий, необходимых для раскрытия темы со­чинения.

Иллюстрации к повести , словарь

28.

09.12.


Внеклассное чтение. Кни­ги о героическом прошлом нашей родины.

1

Эвристическая бесе­да, выявление автор­ской позиции. Пересказы эпизодов самостоятельно про­читанных книг, рас­сказы о произведени­ях.

Сюжет, композиция, тема, проблематика, образы-персонажи

Выставка книг

29.

15.12.


И.С.Тургенев «За­писки охотника». Проблематика и художественное своеобразие рассказа «Бирюк».

1

Эвристическая бесе­да, работа с материа­лами вступительной статьи, сопоставление литературных персо­нажей.

Сложный план, ци­татный план.

Своеобразие харак­тера, образ рассказ­чика, идея произве­дения и авторский замысел, тропы и фигуры в рассказе ( сравнение, метафо­ра, эпитет).

Портрет писателя, презентация

30.

16.12.


Р.р. Чтение рас­сказа по ролям с элементами анали­за текста.

1

Эвристическая бесе­да, чтение по ролям.

Участие в диалоге по прочитанному произведению.

Образ автора и об­раз рассказчика, способы создания образа-персонажа.

Прослушивание отрывка из рассказа в исполнении мастеров художественного слова

31.

22.12.


Внеклассное чтение. И.С.Тургенев «Певцы». Идейно-художественное своеобразие рассказа.

1

Эвристическая бесе­да, выявление автор­ской позиции, объяснение смысла финала рассказа. Участие в диалоге по прочитанному произ­ведению

Тема, идея, способы выражения автор­ской позиции.

Портрет писателя, иллюстрации

32.

23.12.


Тема любви в лирике И.С. Тургенева. Стихотворение «В дороге».

1

Эвристическая беседа, устное словесное рисование, выражение своего отношения к прочитанному, выразительное чтение, языковой анализ текста.

Тема, изобразительно-выразительные средства

Музыкальная интерпретация стихотворения

33.

29.12


Трёхсложные размеры стиха.

1

Наблюдение над ритмом стихотворения А.С. Пушкина «Бесы». Составление цитатного плана статьи учебника.

Дактиль, амфибрахий, анапест, стихотворный ритм, пиррихий, спондей

Таблица

3 четверть / 10 недель-20 часов/

34.

12.01.


Лирика Н.А.Некрасова.

1

Слово учителя о поэте, анализ стихотворений, лексическая работа, определение размеров стихотворений.

Дактиль, амфибрахий, анапест, стихотворный ритм, пиррихий, спондей

Портрет поэта, презентация

35.

13.01.


Р.р. Устное словесное рисование.

1

Эвристическая беседа, создание связного устного текста, устное словесное рисование.


Тема, основной пафос стихотворений, образно- изобразительные средства, способы создания образа женщины-труженицы.

Репродукции картин

36.

19.01.


Л.Н.Толстой. В 30-50-е гг. 19 века.

1

Беседа по вопросам, формирование уме­ния строить устное высказывание о писа­теле. Составление цитатно­го плана вступитель­ной статьи.

Автобиографиче­ское произведение, трилогия.

Портрет писателя, презентация

37.

20.01.


Л.Н.Толстой. Гла­вы из повести «Детство».

1

Анализ глав по во­просам учителя, язы­ковой анализ текста. Комментированное чтение с опорой на вопросы учителя и учащихся. Выразительное чте­ние, подробный пере­сказ

Автобиографиче­ское произведение, проблематика.

Иллюстрации

38.

26.01


Р.р. Пересказ эпизода с изменением лица пересказчика.

1

Пересказ эпизода повести с изменением лица рассказчика.

Автобиографическое произведение, проблематика.

Портрет, иллюстрации

39.

27.01


Проблематика рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».

1

Беседа по вопросам, формирование уме­ния строить устное высказывание о про­блематике произве­дения, сопоставлять произведения. Рассказ о творческой истории произведе­ния

Проблематика, стихотворение в прозе

Иллюстрации

40.

02.02.


В.Г.Короленко. Про­блематика произ­ведения «В дур­ном обществе».

1

Комментированное чтение с опорой на вопросы учителя и учащихся. Рассказ о творческой истории произведе­ния «В дурном обще­стве», различные ви­ды пересказа.

Повесть, проблема­тика, портрет и ха­рактер, художест­венная деталь.

Портрет писателя

41.

03.02.


Система образов в рассказе «В дур­ном обществе».

1

Характеристика эпи­зода, персонажа, эв­ристическая беседа. Различные виды пе­ресказа, подготовка вопросов для обсуж­дения, план характе­ристики эпизода, пер­сонажа.

Повесть, проблема­тика, портрет и ха­рактер, художест­венная деталь.

Иллюстрации к рассказу

42.

09.02


Р.р. Выборочный пересказ от 3 лица эпизодов рассказа.

1

Составление плана пересказа, беседа по вопросам учителя. Выборочный пере­сказ, подбор синони­мов, работа с изобра­зительно-выразительными средствами.

Портрет и характер, художественная де­таль, образно-изобразительные средства.

Иллюстрации к рассказу

43.

10.02.


Роль портрета литера­турного героя в художественном произведении.

1

Беседа по вопросам учителя. Формирование уме­ния строить устные высказывания о роли портрета литератур­ного героя в художе­ственном произведе­нии.

Портрет и характер, художественная де­таль

Иллюстрации

44.

16.02.


Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова.

1

Беседа по вопросам учителя и учебника.

Выразительное чте­ние, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крыла­тых фраз из произве­дений Чехова.

Юмор, юмористи­ческая ситуация, конфликт в юмори-стическом произве­дении, деталь и ее художественная роль в юмористиче­ском произведении.

Портрет писателя, презентация, иллюстрации к рассказам

45.

17.02.


Приемы создания характеров персо­нажей в рассказе «Толстый и тон­кий».

1

Анализ рассказа, беседа, лексическая работа, самостоятельная исследовательская работа в группах, выразительное чтение.

Юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом рассказе.

Иллюстрации к рассказу

46.

24.02


Внеклассное чтение. Литературная вик­торина «Чехов смеется».

1

Составление вопро­сов учащимися и учителем к литературной викторине. Ответы на вопросы викторины, вырази­тельное чтение.

Юмор, юмористи­ческая ситуация, конфликт в юмори­стическом произве-дении, деталь и ее художественная роль в юмористиче­ском произведении.

Иллюстрации к рассказам, выставка рисунков

47.

02.03


И.А.Бунин. «Лапти». Душа крестьянина в изображении пи­сателя.

1

Беседа по вопросам учебника, выполне­ние аналитических заданий по тексту рассказа. Составление словаря языка персонажа, письменный отзыв об эпизоде.

Стили речи и их роль в создании ху­дожественного об­раза.

Портрет писателя, презентация

Из русской литературы 20 века (13 часов)

48.

03.03.


И.А.Бунин. Стихо­творение «Не вид­но птиц...»

1

Эвристическая бесе­да, анализ поэтиче­ского текста. Устные ответы на во­просы учителя.

Лирический персо­наж, цветообраз, образно-выразительные средства, стихо­творный размер, ху­дожественная де­таль.

Портрет, презентация

49.

10.03.


А.И. Куприн. Сюжет рассказа А.И. Куприна

«Белый пудель».

1

Беседа по вопросам учебника, выполне­ние аналитических заданий по тексту рассказа. Словарная работа.

Смысл названия рассказа, портрет, художественная де­таль, главная мысль.

Портрет писателя, презентация

50.

16.03


Внутренний мир человека в рассказе Куприна «Тапер».


1

Эвристическая бесе­да, анализ эпизода рассказа, словарная работа: за­детый за живое, хле­босольный, испокон века, в общей сумя­тице, различные виды пересказа

Способы создания образов-персонажей и выражения автор­ской позиции.

Иллюстрации к рассказу

51.

17.03


Внеклассное чтение. Про­блематика расска­за Н.С.Лескова «Человек на ча­сах».

1

Составление плана пересказа, беседа по вопросам учителя. Различные виды пе­ресказа, подготовка вопросов для обсуж­дения, план характе­ристики персонажа.

Своеобразие харак­тера, образ рассказ­чика, идея произве­дения и авторский замысел, тропы и фигуры в рассказе .

Портрет писателя

52.


С.А.Есенин. Тема­тика стихотворе­ний «Песнь о со­баке», «Разбуди меня завтра ра­но...».

1

Составление тезисно­го плана к вступи­тельной статье учеб­ника, организация диалога учащихся с профессиональным читателем («Пораз­мышляем о прочи­танном»), эвристиче­ская беседа. Чтение наизусть, уст­ный отзыв о стихотворении.

Поэтический образ, цветообраз, эпитет, метафора.

Портрет поэта, презентация

В связи с тем, что выпали праздничные дни /23 февраля, 8 марта/ программа уроков 41- 42 будет объединена в 1 час

4 четверть /9 недель- 18 часов/

53.

06.04.


В мире ху­дожественного слова С.А.Есенина.

1

Анализ стихотворе­ния, эвристическая беседа. Составление устного связного текста

Поэтический образ, цветообраз, эпитет, метафора.

Портрет поэта



54.

07.04


Внеклассное чтение. « Поэты 20 века о родине, родной природе и о себе».

1

Выразительное чте­ние, участие в диало­ге по прочитанным произведениям.

Строфа. Риториче­ские вопросы. Сравнения, эпитеты, лексические повто­ры, метафоры, ком­позиция, антитеза.

Композиция, эпитет, инверсия, ключевые слова, цветообраз, основная мысль.

Портреты поэтов

55.

13.04


М.М.Пришвин. Сведения о писателе. «Кладовая солн­ца».

1

Рассказ о писателе, чтение и анализ нача­ла сказки-были. Словарная работа, те­зисный план вступи­тельной статьи учеб-

ника.

Сказочные и мифо­логические мотивы, портрет героя в ли- тературном произ­ведении.

Портрет писателя, презентация

56

14.04


Особенности жанра сказки-были «Кладовая солнца».

1

Комментированное чтение. Различные виды пе­ресказа, участие в диалоге по прочитан­ному произведению.

Сказочное и реали­стическое, особен­ности стиля писате­ля, основные эле­менты сюжета, смысл заглавия, идея произведения.

Иллюстрации Е.Рачева

57.

20.04.


Р.р. Рассказ о литературном герое.

1

Развитие умений ха­рактеристики образа-персонажа. Составление плана, рассказ по плану, вы­борочный пересказ (рассказы о Насте и Митраше по плану).


Способы создания образа-персонажа.

Иллюстрации к рассказу

58.

21.04.


Внеклассное чтение. По

рассказам М.М.Пришвина и К.Г.Паустовского.

1



Ответы на вопросы и выполнение заданий учителя, выявление идейно-художественного своеобразия расска­зов.

Краткий и подробный пересказ.

Элементы сюжета, смысл заглавия, идея произведения, способы создания образа-персонажа.

Портреты писателей, иллюстрации

59.

27.04.


Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей».

1

Слово учителя о поэте, чтение статьи, выразительное чтение, анализ стихотворения, лексическая работа.

Художественная идея, кольцевая композиция

Фотовыставка

60.

28.04.


Человек и природа в стихо­творении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

1

Анализ поэтического текста по вопросам учителя, составление устного связного тек­ста. Выразительное чтение, чтение наизусть.

Художественная идея, кольцевая композиция, обоб­щение сведений по теме «Лирика».

Музыкальная запись

Из поэзии о Великой Отечественной войне (4 часа)

61-62.

05.05

12.05


Произведения о Великой Отечест­венной войне.

2

Эвристическая беседа по вопросам учебни­ка. Выразительное чте­ние, устное словесное рисование.

Обобщение теоре­тических сведений по теме «Лирика».

Презентация, музыкальная запись

63.

18.05.


Проблематика произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Эвристическая беседа по вопросам учебни­ка. Лексическая работа. Устное рисование интерьера деревенской избы. Анализ рассказа.

Тема, проблема, сюжет, образ-персонаж, идея рас­сказа.

Иллюстрации к рассказу

64.

19.05.


Р.р. Сжатое изложение по рассказу «Конь с розовой гривой».

1

Словарная работа, составление плана сжатого изложения. Написание сжатого изложения.

Тема, проблема, сюжет, образ-персонаж, идея рас­сказа.

Словарь

Из зарубежной литературы (5 часа)

65.

25. 05.


«Сказка о Синдбаде-мореходе».

1

Чтение статьи, беседа, слово учителя, сообщения учащихся, анализ отрывка, работа в группах, словарная работа.

Сказка, сюжет

Иллюстрации

66.

26.05.


О.Генри.«Вождь крас­нокожих»: о дет­стве - с улыбкой и всерьез.

1

Рассказ о писателе, заполнение таблицы, анализ рассказа, лексическая работа.

Тема, проблема, сюжет, образ-персонаж, идея рас­сказа.

Портрет писателя, иллюстрации

67.


Братья Гримм. Сказка «Снегурочка».

1

Рассказ о писателях, исследовательская работа в группах, лексическая работа, заполнение таблицы.

Литературная сказка.

Иллюстрации, рисунки

78.


Итоговая контрольная работа.

1

Тест за курс 6 класса.


Распечатка с заданиями

69-70.

.


Д.Лондон. Жизнеутвер­ждающий пафос рассказа «Любовь к жизни».

2

Эвристическая беседа по вопросам учебни­ка, учителя и уча­щихся. Цитатный план, пере­сказ по плану, подго­товка вопросов для обсуждения.

Пафос произведе­ния, сюжет, худо­жественный образ.

Портрет писателя, иллюстрации к рассказу

В связи с тем, что выпали праздничные дни /1 мая, 9 мая / программа уроков 55-56, 59-60, 61-62, 68-69 будет объединена в 4 часа.















ПРИЛОЖЕНИЕ

Итоговая контрольная работа по литературе

  1. Что такое народная сказка?

А) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием;

Б) историческая повесть;

В) жанр устного народного творчества;

Г) легенда.


2.Что отличает миф от сказки?

А) сюжет;

Б) вымысел;

Г) художественные приёмы.

3.Кто автор баллады « Светлана»?

а) А. С.Пушкин б) В.А.Жуковский в) М.Ю. Лермонтов г) Н.А. Некрасов

4. « …Воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания,… будучи расточителен и честолюбив,он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги ,не заботясь о будущем…» О каком персонаже какого литературного произведения идёт речь?

а) Андрий ( « Тарас Бульба»); б) Алексей Берестов( «Барышня -крестьянка);

в) Владимир Дубровский (« Дубровский).

5. Марья Кирилловна Троекурова вышла замуж за князя Верейского :

а) по расчёту; б) по любви; в) по принуждению

6. Роман А.С. Пушкина « Дубровский» заканчивается:

а) свадьбой Дубровского; б) арестом Дубровского; в) отъездом его за границу

7. Автором какого стихотворения не является М. Ю. Лермонтов:

а) « Тучи»; б) « Парус»; в) « Зимнее утро» ; г) « Листок»

8. Какие стихотворные размеры относятся к двусложным?

а) ямб; б) дактиль; в) хорей; г) анапест.

9. С какой целью Н.В. Гоголь при описании боя запорожцев с врагами использует приёмы народного творчества?

а) подчеркнуть физическую силу казаков;

б)провести параллель образов казаков с богатырями;

в) показать любовь народа к казакам.

10. Почему Андрий оказался способен на предательство?

а) его полностью поглотило чувство любви к полячке;

б) его характеру присущи пылкость, порыв, необузданность желаний;

в) Андрию не нравилось жить в Запорожской сечи;

г) Андрий на самом деле не любил отца и брата

11. Какова основная тема рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»?

а) конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания;

б)стремление Бирюка « выслужиться» перед барином

12. Какой повести нет в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого?

а) « Детство»; б) « Отрочество»; в) «Юность», г) « Старость»

13. Почему Николенька плачет, после того как Наталья Савишна попросила у него извинения за свою несдержанность?

А) он продолжает сердиться на Наталью Савишну;

Б) ему стыдно за свои мысли о «доброй старушке»;

В) он понимает, что оплатить за обиду не удастся.


14. Действие рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» происходит?

а) на вокзале; б) в гимназии; в) в поезде; г) на даче

15. Определите художественный приём в предложении из рассказа А.П. Чехова « Толстый и тонкий»: « Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились» :

а) гипербола; б)эпитет; в)олицетворение; г)сравнение

16. Определите жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:

А) повесть;

Б) рассказ;

В) сказка-быль;

Г) роман.





17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С. Меркина

Автор: Наконечная Наталья Сергеевна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по литературе к учебнику Меркина"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapolitieraturiekuchiebnikumierkina"
    ["file_id"] => string(6) "339462"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471286982"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Г.С.Меркин "Рабочая программа по литературе" "
    ["seo_title"] => string(48) "g-s-mierkin-rabochaia-proghramma-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "117373"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412779493"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-7-klassie-po-proghrammie-g-s-mierkina"
    ["file_id"] => string(6) "160590"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422092134"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С. Меркина "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-6-klassie-po-proghrammie-g-s-mierkina"
    ["file_id"] => string(6) "160580"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422090929"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "144277"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418673909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства