kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе для 5 класса. Автор Меркин Г.С.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 5 класса. Автор Меркин Г.С. (ФГОС)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 5 класса. Автор Меркин Г.С.»

Тема ресурса: «Рабочая программа по литературе для 5 класса. Автор Меркин Г.С.»

Возрастная категория: 5 класс

Предметная область: литература

Сведения об авторе: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17 города Рыбинска Комиссарова И.К.

I. Планируемые результаты освоения обучающимися курса литературы 5 класса:

Личностными результатами являются:

  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

  • Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

  • Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметными результатами являются:

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметными результатами являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;



Читательская деятельность

Чтение и анализ художественного текста

Ученик научится:

- воспринимать прочитанные или прослушанные произведения разных жанров, понимать их смысл;

- различать стихи и прозу;

- выразительно читать произведение (или фрагменты) индивидуально и по ролям, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения и правила декламации;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- выражать личное отношение к прочитанному (прослушанному) тексту;

- отвечать на вопросы, подтверждая ответ примерами из текста, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту;

- сопоставлять героев одного или нескольких произведений, эпизоды или целые произведения одного или разных авторов со сходной тематикой, проблематикой;

- планировать свой круг чтения художественной литературы;

- участвовать в коллективном обсуждении (в том числе групповом) прочитанного или прослушанного произведения, вести диалог с учителем и одноклассниками: задавать вопросы, обосновывать собственное мнение, понимать чужую точку зрения;

- соотносить свою точку зрения с другими, участвовать в диспуте;

- различать произведения по их родовой принадлежности: эпос, лирику, драму;

- иметь первоначальное представление о лирическом стихотворении, о пейзажной лирике;

- различать жанры литературных произведений: миф, народную и литературную сказку, загадку, басню, рассказ, роман, балладу;

- иметь первоначальное представление о теме, проблематике и идее эпического произведения;

- определять тему, идею произведения по наводящим вопросам учителя;

- иметь представление о теме и идее лирического стихотворения;

- иметь первоначальное представление о фабуле, конфликте, композиции;

- выявлять основные элементы композиции в художественном произведении: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку;

- выделять смысловые части художественного текста; составлять простой план прочитанного, в том числе цитатный;

- иметь первоначальное представление о пространстве и времени в литературном произведении, характеризовать пространство и время в художественном произведении (в литературной сказке);

- иметь первоначальное представление о пейзаже, находить в тексте пейзаж, интерьер, определять их функцию в литературном произведении;

- анализировать эпизод художественного произведения по наводящим вопросам учителя;

- анализировать лирическое произведение по вопросам учителя;

- сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по заданным критериям;

- под руководством учителя выявлять систему персонажей в произведении;

- иметь первоначальное представление о портрете в литературном произведении;

- находить портрет героя, объяснять, как портрет его характеризует;

- характеризовать героя по предложенному плану;

- сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по заданным критериям;

- находить изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в создании образов героев, образа мира: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;

- иметь представление о цветописи в лирическом произведении;

- самостоятельно создавать сравнения;

- иметь первоначальное представление о ритме, рифме и строфе;

- под руководством учителя графически изображать ритмический узор стихотворения.

Ученик получит возможность научиться:

- различать тему и проблему

- определять с помощью учителя проблематику произведения

- сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции по наводящим вопросам и плану;

- сопоставлять переводы одного произведения под руководством учителя;

- сопоставлять черновой и окончательный вариант произведения;

- находить антитезу в художественном произведении

- находить в художественном тексте и характеризовать комические ситуации и комические характеры;

- находить в басне мораль, толковать аллегорию;

- находить в тексте художественные детали, определять их функцию в произведении

- соотносить свою точку зрения с другими участвовать в диспуте.


Основы смыслового чтения научно-популярных текстов:

Ученик научится:

- использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в содержании научно-популярного текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- пересказывать текст статьи учебника подробно, сжато и выборочно;

- работать с определениями: заучивать, находить толкование, пользуясь справочными материалами учебника и других источников, подбирать примеры, объяснять;

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания…), заданную в явном виде и скрытой форме;

- задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике;

- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

- готовить сообщения по заданной теме и материалам;

- определять назначение разных видов текстов;

- находить ключевые слова (тематическое поле текста);

- выделять главную мысль текста;

- преобразовывать текст в таблицу (2 графы), схему для лучшего запоминания по образцу, составлять простой план;

- исследовать обозначенную учителем проблему, находить ответы на проблемные вопросы в научных текстах;

Ученик получит возможность научиться:

- различать темы и подтемы специального текста, выделять главную и избыточную информацию;

- преобразовывать текст в таблицу (2 графы), схему самостоятельно;

- готовить информационную заметку в школьную газету о жизни и творчестве писателя на основе учебного текста.



Литературно-творческая деятельность

Ученик научится:

- выразительно читать текст художественного произведения;

- инсценировать эпизоды произведения;

- создавать устные словесные портреты, пейзажи, картины на основе художественного текста;

- готовить творческий пересказ художественного произведения (от лица другого героя);

- писать сочинение-рассуждение в форме развёрнутого ответа на вопрос на основе художественных и учебных текстов;

- писать сочинение-анализ эпизода литературного произведения по вопросному плану, предложенному учителем;

- создавать устные сочинения о доме (своём доме, доме литературного героя, сказочного персонажа) по плану;

- писать сочинение-анализ художественного произведения, отвечая на вопросы плана;

- писать сочинение-рассуждение в форме ответа на проблемный вопрос;

- сочинять собственные произведения: сказки, загадки, истории или диалоги с включением поговорок;

- сочинять пейзажные миниатюры на основе фотографий или пейзажной живописи;

- писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении малого жанра (рассказе, сказке) по плану;

- подбирать иллюстрации к произведениям или создавать свои;

- давать устный отзыв об иллюстрациях одноклассников по плану;

- сравнивать живописный и литературный образ (стихотворение и картину на сходную тему);

- писать отзыв об иллюстрациях к художественным произведениям;

- иметь представление о художественной интерпретации; писать отзыв о мультфильме, кинофильме или спектакле, созданных на основе художественного произведения (по мотивам народной или литературной сказки);

- составлять киносценарий по эпизоду художественного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

- сочинять свои стихотворения о природе;

- сочинять юмористический рассказ;

- писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении;

- писать отзыв о мультфильме, кинофильме или спектакле, созданных на основе художественного произведения (по мотивам народной или литературной сказки).


Учебно-исследовательская и проектная деятельность по литературе

Ученик научится:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;

- работать по составленному плану;

- использовать в работе дополнительные источники информации;

- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы под руководством учителя;

- подтверждать аргументы фактами;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

- давать оценку результатам проектной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно формулировать учебную проблему

- самостоятельно отбирать источники информации

- самостоятельно работать с источниками



II Содержание тем учебного предмета


5 класс

Введение

Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).


Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.


Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.


Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

«Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» – конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).


Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.


И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».


Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево – Карабиха»).


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).


А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».


Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».


Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.


А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.


С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново – Москва».


А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.


П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.


Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.


Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.


Родная природа в произведениях писателей XX века


Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).


Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.


М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.


ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.


А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.


Итоговый урок.

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).



Для заучивания наизусть


И.А. Крылов. Басня – на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

И.С. Тургенев «Русский язык»

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений – по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений – по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.


Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рожде­ние Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.


Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда – не знаю куда, при­неси то – не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).

Сказки братьев Гр и мм, Ш. Перро, Х.К. А н д е р с е н а (1-2 по выбору).


Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»


Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный ры­царь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».

В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».

А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».

Я.П. Полонский. «Утро».


III. Тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

1



Мифология

3



Устное народное творчество.

9

1


Древнерусская литература

4

1

1

Басни народов мира

1

1


Русская басня

5



Литература XIX века

37

5

5

Литература XX века

27

1

1

Зарубежная литература

15


1

Итого

102

9

8

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ


Классное сочинение (А.С. Пушкин. Сказки. Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»; И.С. Тургенев «Муму»)



3

Домашнее сочинение (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)

1

Проекты (устные, изобразительные работы, презентации)

6


Приложение I

Поурочное планирование


урока

Тема урока

Виды

контроля

1.

Введение. Книга – твой друг.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова.

Контроль начального уровня.

Викторина «Назови героя»

2.

Мифология. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека. Основные категории мифов. Возникновение мифов.




Пересказ мифа.

Выразительное чтение мифов. Различные виды пересказа; словесное рисование.


3.

Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах. «Рождение Зевса». «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.

Выразительное чтение мифов. Различные виды пересказа; словесное рисование.

Тест.


4.


Гомер «Одиссея». Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Рассказ о Гомере. Сюжет мифа.

Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников. Образы Одиссея и Полифема.

Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».


Промежуточный контроль

Викторина «Мифологический персонаж».

5.

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение.


Р.р. Рассказ с использованием пословицы.

Составление словарной статьи.

6.

Загадка как метафора, вид словесной игры.

Р.р. Рассказ с использованием загадок

Сообщение группы обучающихся, выполн. исследоват.

7

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

Сказка «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке. Сказочные образы. Особенности волшебной сказки.

Промежуточный контроль

8.

Трудолюбие, доброта и находчивость как главные достоинства героев в сказке «Царевна-лягушка»

Выразительное чтение сказок. Различные виды пересказа.
Анализ художествен. средств: повторов, эпитетов, гипербол Выступления по группам с размышлениями о названии сказки, философском смысле

9.

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?». Отличие бытовой сказки от волшебной. Своеобразие лексики в сказках.

Выразительное чтение сказки. Инсценирование фрагментов

10.

Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».

Выразительное чтение сказки. Инсценирование фрагментов


11.

РР Подготовка к сочинению по народным сказкам «Сказка - ложь, да в ней намёк»

Промежуточный контроль -графическая работа

12

"Устное народное творчество – золотое наследие русской старины" (Обоб­щающий урок по устному народному творчеству) Проекты по разделу «Устное народное творчество»

Создание проектов на заданную тему

13.

Сказки и произведения других фольклорных жанров в Ярославском регионе.


14.

Древнерусская литература.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян»). Исторические события, факты жизни государства и их отражение в древнерусской литературе.

Составление таблицы

Самостоятельная работа с книгой, иллюстрациями и оглавлением

15.

Из «Повести временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»).

Подготовить вопрос соседу Чтение по ролям. Словарная работа в группах

16.

Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы

Игра «Вставьте авторское слово»

Составление цитатного плана. Пересказ с использованием старинных слов и выражений..

17.

РР Подробное изложение по «Повести временных лет»

Тематический контроль

18.

Жанр басни. Басни народов мира. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград», «Жук и Муравей». Ж. Лафонтен. Басни «Лисица и виноград», «Жёлудь и Тыква». Г. Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». История жанра басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII—XVIII вв. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен


Промежуточный контроль- составить алгоритм «Особенности басни»

19.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII-XIX веков. Нравственная проблематика басен, злободневность. М.В.Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…»


Творческое списывание: продолжить строку басни

20.

И. А. Крылов. Басни «Ворона и лисица», «Волк и Ягнёнок». Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова.

Чтение басен по ролям Интерактивное задание из Коллекции Единых образовательных ресурсов. Промежуточный контроль-работа в парах по статье учебника.

21.

И.А. Крылов «Свинья под Дубом», «Волк на псарне», «Демьянова уха». Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

Сочинение-размышление над иносказательным смыслом басен.

22.

Вн. чт. Русская басня XX в. Последователи И.Крылова в жанре басни. Проекты по разделу «Басни»

Промежуточный контроль- тест

Создание проектов на заданную тему

23.

Образный мир басен И.А. Крылова и С.В.Михалкова. Басни С.В. Михалкова «Грибы», «Зеркало». Сопоставление произведений. Тематика, проблематика.

Самостоятельное редактирование текстов

24.

Литература XIXв. А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Пушкин и книга.

Промежуточный контроль

25.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне». Образ природы в стихотворении «Зимнее утро».

Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение

26

А.С. Пушкин. Образ природы в стихотворении «Зимняя дорога». Стихотворная речь. Ритм, рифма, строфа.


Интерактивный тест из Коллекции Единых образовательных ресурсов

27

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Гуманистическая направленность пушкинской сказки.

Взаимоконтроль в парах: восстановите текст, вставив пропущенные эпитеты 

28

Беззащитность добра и зла в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Герои и персонажи в сказке. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

Интерактивное тестирование из Коллекции Единых образовательных ресурсов : кроссворд по произведениям А. С. Пушкина



29

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Интерактивные задания из Коллекции Единых образовательных ресурсов: вставьте в отрывок из поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" пропущенные рифмующиеся слова

30

РР Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Контрольное классное сочинение

31

«Пред ликом священной природы». Родная природа глазами русских поэтов и художников XIX века, современных экологов. М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», А.А.Фет «Чудная картина…». Проекты по разделу «Поэзия природы»

Выразительное чтение наиз.стих. Создание иллюстраций.

Мини-сочинение по материалу урока

32

Вн. чт. Литературные сказки. В.Ф.Одоевский, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой. Проблематика понравившейся сказки.

Самостоятельный отбор материалов

33

М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта.

Виктори-на

Самостоятельный отбор материалов для таблицы

34

М.Ю.Лермонтов

Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен..


Литературная игра « На поле Бородино»

Выразительное чтение наизусть стих.

35

М.Ю.Лермонтов.

Стихотворение «Бородино». Образ рядового участника сражения. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.



36.

Подготовка к творческой работе «Путешествие на поле славы». Повествование о событиях от лица их участника. Проекты «Путешествие на поле славы».

Защита проектов

37.

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя

Сотавление таблицы. Групповые защиты проектов

38.

Н.В.Гоголь

Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет повести. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма. Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья).

Интерактивный тест

39.

Н.В.Гоголь Повесть «Ночь перед Рождеством». Фольклорные традиции в создании образов. Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана.

Интерактивные задания из

40

РР Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»


41.

И.С.Тургенев. Детские годы. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.

Промежуточное тестирование. Составление таблицы

42.

И.С.Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России.

Конкурс художественного пересказа фрагмента. Обучающий тест

43.

И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Образ Герасима. Образ Муму. Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Интерактивное задание из Коллекции Единых образовательных ресурсов: определить, какому эпизоду соответствует иллюстрация художников

44.

И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Герасим и Муму. Немой протест героя - символ немоты крепостных крестьян. Смысл финала повести.

Интерактивные задания из Коллекции Единых образовательных ресурсов: расположите названия событий в правильной последовательности

45

РР Контрольное классное сочинение по рассказу «Муму».

Классное сочинение

46

И.С. Тургенев Стихотворение в прозе «Русский язык», «Два богача». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы её выражения.

Обобщающий тест

47

Вн. чт. «Из записок охотника»: «Бежин луг»


48.

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта.

Составление таблицы

49.

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Особенности композиции. Изображение жизни простого народа.

Ответ на проблемный вопрос

50.

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.


Интерактивное задание Единой образовательной коллекции: вставить пропущенные слова в отрывок

51.

Н.А.Некрасов «Тройка». Содержание, особенности композиции. Судьба русской женщины в пореформенной России.

Промежуточный контроль

52.

Контрольная работа по изученному в I полугодии материалу

Редактирование текстов

53.

Л. Н. Толстой. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Сведения о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа.


Работа в парах по составлению вопросов к статье учебника.

54.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина.

Интерактивные задания из Коллекции Единых образовательных ресурсов: соотнесите имена персонажей рассказа Л. Н. Толстого "Кавказский пленник"


55.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.Осуждение войны и национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник»

Интерактивные задания из Коллекции Единых образовательных ресурсов: соотнесите фрагменты с моментами развития сюжета (теоретико-литературными терминами)

.

56.

РР Контрольное домашнее сочинение по рассказу «Кавказский пленник»

Домашнее сочинение

57

Вн. чт. Л.Н.Толстой «Война и дети» (Урок по фрагменту из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Ответ на проблемный вопрос

58

А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни Чехова.

Промежуточный контроль

59

А.П.Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Пересолил».

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия.


60.

Вн. чт. Литературная викторина по самостоятельно прочитанным произведениям литературы XIX века (А.С. Пушкин. «Выстрел», Н.В. Гоголь «Заколдованное место», Н.С. Лесков «Привидение в Инженерном замке…», Д.В.Григорович «Гуттаперчевый мальчик», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Викторина

61




Литература XX века.

И.А.Бунин. Краткие сведения об И.А.Бунине.

Викторина. Составление таблицы

62.

И.А.Бунин

Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги.». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

Самоконтроль (изготовление карточек)

63.

И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». Образы главных героев. Слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов.

Взаимоконтроль

64

И.А. Бунин.

Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия

Тест

65





Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика.


66

Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче». Значение финала.

Противопоставление мира города и дачи в рассказе.

промежуточный контроль

67

А.И. Куприн Краткие сведения о писателе.

взаимоконтроль

68

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

Игра

69

Письменная работа-отзыв об эпизоде (обучение анализу эпизода).

Проверочная работа- урок письменного контроля знаний

70

А.А.Блок.

Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Летний вечер», умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

Урок комплексного контроля знаний

71

А.Блок. Стихотворение ««Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворения.

самоконтроль

72

С.А.Есенин. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. В есенинском Константинове. Стихотворение «Ты запой мне ту песню…»Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный приём.

Урок комплексного контроля знаний

73

С.А.Есенин. Стихотворения «Поёт зима – аукает», «Нивы сжаты, рощи голы» Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

тест урок письменног о контроля знаний

74

А. Платонов. Сведения о жизни и творчестве.

«Цветок на земле» Рассказ «Цветок на земле». Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка

викторина урок устного контроля знаний

75

А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка, Образы главных героев, своеобразие языка.

Создание к урок письменног о контроля знаний

76



П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Сказ и сказка.

Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей.

Взаимоконтроль Урок устного контроля знаний

77

П.Бажов. «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова. Приемы создания художественного образа.

Взаимо-контроль

78


Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ

Н.Носова «Три охотника».

Виктори-на. Урок устного контроля знаний

79

Рассказ

Н.Носова «Три охотника». Тема, сюжет, система образов

Промежуточный контроль

80

В.П. Астафьев Рассказ «Васюткино озеро». Тема, идея произведения

Урок устного контроля знаний

81

В.П.Астафьев

Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

Урок комплексного контроля знаний

82

Е.И.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка, воспитание доброты и милосердия.

Игра-«Кластер»

83

Е.И.Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Лирическое и юмористическое в рассказе.


84

Родная природа в произведениях писателей XX века. В.Ф.Боков «Поклон», Н.М.Рубцов «В осеннем лесу», Р.Гамзатов «Песня соловья». Проекты «Красота родной природы в произведениях писателей»



Составьте текст из двух – трёх предложений на данную тему в публицистическом стиле.

85

Красота родной природы.

В.И.Белов. Рассказ «Весенняя ночь». В.Г.Распутин. Отрывок из повести «Век живи – век люби»

Работа в группах: анализ фрагментов рассказа Урок устного контроля знаний

86

Сочинение по произведениям писателей XX века о природе.


87

Вн. чт. В.П.Астафьев «Белогрудка».

Промежуточный контроль знаний



88





Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам.

Урок устного контроля знаний

89

Д.Дефо Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.


90


Г. Х. Андерсен. Краткие сведения о писателе. Сказка «Соловей»:

Внутренняя и внешняя красота, благодарность


Самоконтроль-составление рефлексивной таблицы

91

Сказочный мир Г.Х. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Противопоставление мира Герды и Снежной королевы


92

Г.Х.Андерсен «Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом.


93

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Символическое значение образов. Способы выражения авторского отношения к персонажам сказки.

Классное сочинение

94.

Вн. чт. Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К.Андерсена. Их тематика. Проекты

«Наши любимые сказки».

Защита проектов

95

М.Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детства и мир взрослых. Образ Тома Сойера. Жизнерадостность, неутомимость, бурная энергия героя.

Урок устного контроля знаний

Промежуточный контроль

96

Джек Лондон. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Сказание о Кише».

Урок устного контроля знаний

Промежуточный контроль

97

Джек Лондон. Рассказ «Сказание о Кише». Эмоциональный мир человека. Человек и природа. Борьба за выживание


98

Сочинение «Мир детства в произведениях зарубежных писателей»

Контрольное сочинение

99

Ж. Рони - Старший. Краткие сведения о писателе.

Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

Урок устного контроля знаний

100

А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Леннеберги»

Урок устного контроля знаний

Промежуточный контроль

101

Итоговая контрольная работа по изученному материалу


102.

Заключительный урок. Проекты «Любимые книги, любимые авторы». Рекомендация книг для летнего чтения. Рекомендация книг для летнего чтения

Итоговый контроль

Приложение II

Заочные экскурсии на уроках литературы

5 класс

1. ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО ТУРГЕНЕВСКИМ МЕСТАМ.
Спа́сское-Лутови́ново (к северу от Мценска, Российская Федерация, Орловская обл.), усадьба матери И. С. Тургенева, в которой прошли его детские годы и были задуманы и написаны многие его произведения.

2.БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ А. С. ПУШКИНА

Бо́лдино (Большое Болдино), село на юге Нижегородской обл., в 39 км от железнодорожной станции Ужовка. 4,4 тыс. жителей (1989). Бывшее нижегородское имение Пушкиных.

3. Кара́биха, музей-усадьба русского поэта Н.А. Некрасова.

Кара́биха, музей-усадьба русского поэта Н.А. Некрасова в Ярославской области 15 км к югу от Ярославля; входит в состав поселка Красные Ткачи.

4. Усадьба Ясная Поляна. Дом-музей Толстого.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературе для 5 класса. Автор Меркин Г.С.

Автор: Комиссарова Ирина Константиновна

Дата: 09.08.2017

Номер свидетельства: 425142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Г.С.Меркин "Рабочая программа по литературе" "
    ["seo_title"] => string(48) "g-s-mierkin-rabochaia-proghramma-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "117373"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412779493"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-7-klassie-po-proghrammie-g-s-mierkina"
    ["file_id"] => string(6) "160590"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422092134"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по литературе к учебнику Меркина"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapolitieraturiekuchiebnikumierkina"
    ["file_id"] => string(6) "339462"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471286982"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С. Меркина "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-6-klassie-po-proghrammie-g-s-mierkina"
    ["file_id"] => string(6) "160580"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422090929"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по литературе  к учебнику Г.С. Меркина "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-k-uchiebniku-g-s-mierkina"
    ["file_id"] => string(6) "234253"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443380096"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства