РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по литературе в 8 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по литературе в 8 классе
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе МБОУ «Лицей №1» разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 109 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г., примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, учебного плана Лицея, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Утверждена руководителем образовательного учреждения
Директор МБОУ «Лицей №1»
/Туленин Н.Н./
« » _______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курсапо литературев 8 классе Б
Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.
2014/2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель изучения литературы в школе:
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи литературного образования:
Приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры.
Сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.
Расширить читательский кругозор учащихся; повысить качество чтения.
Способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников; воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
Активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус.
Подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы.
Формировать навык выразительного чтения.
Стимулировать творческую активность подростков.
Основные учебные цели:
Формирование умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;
Осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
Развитие чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Общая характеристика учебного предмета:
Литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Компетентность читателя предполагает: способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст; овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Б МБОУ «Лицей №1» разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 109 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г., примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, учебного плана Лицея, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».
Общий объём часов на изучение данного курса,
предусмотренный учебным планом:
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения произведений, предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт обучение анализу произведения, составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане:
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 70 часов в 8 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать (требования к учебному материалу, который воспринимается и воспроизводится учащимися):
- биографические сведения о мастерах слова;
- историко-культурные факты, необходимые для понимания включенных в программу произведений;
- содержание изученных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь (требования, основанные на более сложных видах деятельности):
- устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- использовать различные виды чтения (беглое, просмотровое, поисковое);
- составлять монологическое высказывание на литературную тему;
- составлять реферат, сообщение по творчеству писателя;
- анализировать художественный текст; эпизод текста
- выделять смысловые части текста, составлять план;
- составлять сравнительную характеристику литературных героев;
- пользоваться различными источниками информации;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему;
- определения круг своего чтения, уметь дать оценку литературному произведению;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, Интернет, телевидение).
Межпредметные связи в ходе изучения предмета «Литература»:
литература и русский язык;
литература и история;
литература и история и культура мордовского края;
литература и музыка;
литература и изобразительное искусство.
Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе Б
МБОУ «Лицей №1»
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
Из них
Теоретическая часть
Уроков развития речи
Контрольные работы
1
Введение
2
2
-
-
2
Устное народное творчество
2
2
-
-
3
Из древнерусской литературы
3
3
-
-
4
Из русской литературы 18 века
4
2
1
1
5
Из русской литературы 19 века
33
25
6
2
6
Из русской литературы 20 века
21
17
3
1
7
Из зарубежной литературы
4
4
-
-
8
Обобщение
1
1
-
-
ИТОГО
70
56
10
4
Содержание учебной дисциплины
№ п/п
Раздел программы
Содержание дисциплины,
основные понятия
Знания и умения учащихся
Виды самостоятельной работы
1
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы учителя, в т.ч. строить развернутый ответ.
Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как литературный процесс, художественный образ, образность.
Работа с текстом: осознанный, творческий пересказ художествен. текста, выделение причинно- следственных связей, развитие навыка анализа лирического произведения, формирование читательской культуры учащихся.
2
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы.
Народная песня, частушка (развитие представлений).
Предание (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь расширять и углублять индивидуальный читательский опыт, интерпретировать художественный текст на основе личного восприятия произведения, осмыслять специфику произведения устного народного творчества как словесного вида искусства, определять особенности содержания и формы произведений устного народного творчества.
Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как народная песня, частушка, предание.
Работа с текстом: осознанное, творческое чтение произведений устного народного творчества разных жанров; определение этической, нравственно-философской, социально-исторической проблематики произведения; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; построение развернутого аргументированного высказывания различных форм и жанров; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана; работа со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
3
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» – «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»).
Теория литературы.
Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Учащиеся должны уметь расширять и углублять индивидуальный читательский опыт, интерпретировать художественный текст на основе личного восприятия произведения, осмыслять специфику произведения литературы как словесного вида искусства.
Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как летопись, древнерусская повесть, житие как жанр литературы, сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.
Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; определение этической, нравственно-философской, социально-исторической проблематики произведения ; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; построение развернутого аргументированного высказывания различных форм и жанров; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана; работа со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
4
Из русской литературы 18 века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы.
Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Учащиеся должны уметь расширять и углублять индивидуальный читательский опыт, интерпретировать художественный текст на основе личного восприятия произведения, осмыслять специфику произведения литературы как словесного вида искусства.
Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как классицизм, основные правила классицизма в драматическом произведении.
Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; определение этической, нравственно-философской, социально-исторической проблематики произведения ; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; построение развернутого аргументированного высказывания различных форм и жанров; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана; работа со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
5
Из русской литературы 19 века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы.
Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы.
Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы.
Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы.
Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы.
Психологизм художественной литературы.
Учащиеся должны уметь расширять и углублять индивидуальный читательский опыт, интерпретировать художественный текст на основе личного восприятия произведения, осмыслять специфику произведения литературы как словесного вида искусства.
Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как дума (начальное представление), историзм художественной литературы (начальные представления), роман (начальные представления), реализм (начальные представления), гипербола, гротеск (развитие представлений), литературная пародия (начальные представления), рассказ (развитие представлений), художественная деталь (развитие представлений), антитеза (развитие представлений), композиция (развитие представлений), психологизм художественной литературы,
Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; определение этической, нравственно-философской, социально-исторической проблематики произведения ; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; построение развернутого аргументированного высказывания различных форм и жанров; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана; работа со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
6
Из русской литературы 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о счастье и несчастиях героев. Любовь украденная и любовь трагическая. Мастерство Бунина-прозаика.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Челкаш». Герои и их судьбы. Внимание к бунтарю и «маленькому человеку». Авторское представление о счастье. Поэтизация гордых и сильных людей в раннем творчестве М.Горького.
Теория литературы.
Романтический герой (развитие понятия).
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«На поле Куликовом». Историческая тема в стихотворном цикле, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы.
Понятие о стихотворном цикле (начальные представления).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы.
Драматическая поэма (начальные представления).
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы.
Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла.
Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи», Л.Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение
военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы.
Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда.
Учащиеся должны уметь расширять и углублять индивидуальный читательский опыт, интерпретировать художественный текст на основе личного восприятия произведения, осмыслять специфику произведения литературы как словесного вида искусства.
Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как романтический герой (развитие понятия), понятие о стихотворном цикле (начальные представления), драматическая поэма (начальные представления), фольклор и литература (развитие понятия), герой-повествователь (развитие представлений).
Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; определение этической, нравственно-философской, социально-исторической проблематики произведения ; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; построение развернутого аргументированного высказывания различных форм и жанров; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана; работа со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
7
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы.
Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
.
расширять и углублять индивидуальный читательский опыт, интерпретировать художественный текст на основе личного восприятия произведения, осмыслять специфику произведения литературы как словесного вида искусства.
Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; определение этической, нравственно-философской, социально-исторической проблематики произведения ; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; построение развернутого аргументированного высказывания различных форм и жанров; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана; работа со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
8
Обобщение
Обобщение индивидуального читательского опыта. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.
Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы учителя, в т.ч. строить развернутый ответ.
Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как литературный процесс, художественный образ, образность.
Работа с текстом: осознанный, творческий пересказ художествен. текста, выделение причинно- следственных связей.
Календарно-тематическое планирование
программного материала по литературе в 8 классе
Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций «Литература в 2-х частях». – М.: Просвещение, 2013 г.
а) Простакова и Скотинин, б) Простакова и Стародум, в) Простакова и Митрофан.
Художественный прием, характерный для драматургии классицизма:
а) «говорящие фамилии», б) нейтральная авторская позиция, в) несколько сюжетов.
10. Простакова:
а) тактичная, б) мудрая, в) своевольная.
11. Имя Митрофана в переводе с греческого означает «похожий на мать». Сходство проявляется:
а) в мудрости, б) в грубости и невежестве, в) в уважении к другим.
12. Комизм ситуации, когда герои рассуждают с серьезным видом о том, в чем не разбираются, создается автором при помощи:
а) гиперболы, б) антитезы, в) литоты.
Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
а
б
а
а
в
б
а
б
а
в
б
а
ТЕСТ. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».
В каком году А.С.Пушкин написал «Капитанскую доку»: а) 1834; б) 1835; в) 1836.
Жанр произведения: а) роман; б) историческая хроника; в) повесть.
В основе произведения лежит принцип: а) фантастики; б) жизнеподобия; в) сочетания фантастики и жизнеподобия.
Повествование в произведении ведётся от лица: а) автора; б) повествователя; в) Петра Гринёва.
Автор: а) высказывается от своего лица; б) не высказывается; в) делает редкие замечания.
Основная проблематика произведения: а) проблема чести и долга; б) проблема любви; в) проблема роли народа в развитии общества.
В чём заключается смысл названия произведения? Маша Миронова – а) единственный женский персонаж; б) идейный художественный центр произведения; в) возлюбленная Петра Гринёва.
«Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса его были обстрижены в кружок» – это портрет: а) Гринёва; б) Швабрина; в) Пугачёва.
В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет: а) фольклор; б) сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике; в) сцена на военном совете.
Какие черты русского национального характера показаны в образе Пугачёва: а) ум, сметливость, удальство; б) лень, бездеятельность, в) память на добро, благодарность.
Образы Гринёва и Швабрина вводятся в произведение по принципу: а) антитезы (противопоставления); б) сопоставления; в) взаимодополнения.
В произведении ближе всех к народу по своему положению, культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей: а) Гринёв; б) семья капитана Миронова, в) Швабрин.
Наиболее опоэтизирован в произведении образ: а) Маши Мироновой; б) Петра Гринёва; в) Пугачёва.
Кто из персонажей повести произносит слова: «Береги честь смолоду»?
Кому принадлежат слова: «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь»?
Назовите персонажей калмыцкой сказки, рассказанной Пугачевым.
Эпиграф к произведению взят из: а) былин, б) Библии, в) летописей, г) древней притчи.
В чём заключается смысл эпиграфа? а) восстание против судьбы, б) раскаяние, смирение, в) защита прав человека на свободу.
Почему местом действия выбран Кавказ? а) автор любил эти места, б) природа Кавказа сродни натуре главного героя, в) эти места связаны с историей России.
Что можно назвать символом свободы в произведении? а) степь, б) Кавказ, в) барс, г) девушку-грузинку.
Какой момент в сюжете является центральным? а) побег из монастыря, б) встречу с грузинкой, в) бой с барсом, г) гибель Мцыри.
В исповеди Мцыри звучит: а) гнев, негодование, б) смирение, покаяние, в) призыв отказаться от бесплодной борьбы, утверждение своей правоты.
Какова тема произведения? а) изображение сильного, мятежного человека, б) жизнь послушника в монастыре, в) бесплодность мечтаний Мцыри о воле, г) побег Мцыри в родные края.
В чём заключается основная идея произведения? а) отрицание морали смирения, б) тоска по воле, в) верность идеалам свободы даже перед лицом смерти, г) призыв к борьбе за свободу.
Какой из вариантов происхождения сюжета «Ревизора» верный: а) придуман Н.В.Гоголем; б) взят из газеты «Ведомости»; в) подарен автору А.С.Пушкиным.
К какой группе можно отнести город, изображённый Гоголем: а) уникальный, вобравший в себя все пороки России; б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами; в) типичный российский провинциальный город.
Часть композиции, в которой обрисована картина жизни и нравов уездного городка: а) зачин; б) экспозиция; в) эпилог.
Для речи Хлестакова характерна: а) логичность; б) искрящийся юмор; в) бессмыслица.
Причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора: а) рассказы Хлестакова о столичной жизни; б) недоразумение; в) страх.
Истинное стремление Хлестакова: а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением; б) жениться на Марье Антоновне; в) набрать как можно больше денег в долг.
Действие в «Ревизоре» достигает особого напряжения, а конфликт наибольшей остроты в сцене: а) в трактире; б) разглагольствования Хлестакова; в) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге.
Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы: а) ревизор; б) городничий; в) смех.
Одна из особенностей композиции пьесы: а) малое количество персонажей; б) перегруженность комическими ситуациями; в) две развязки сюжета.
Какому персонажу принадлежат слова: «А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся. Графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр…»: а) Хлестакову; б) городничему в) Землянике.
Какому персонажу принадлежат слова: «…потому что поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей!»…А ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора»: а) Хлестакову; б) городничему в) Землянике.
Хлестаковщина – это: а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле; б) стремление модно одеваться; в) погоня за высокими чинами.
Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
б
в
в
б
в
а, в
в
а
б
в
в
а
б
а
ТЕСТ. Л.Н.Толстой. «После бала».
Произведение написано в: а) 1903 г.; б) 1904 г.; в) 1905 г.
Тип композиции произведения: а) рассказ в рассказе; б) повествование от первого лица;
в) авторское изложение событий.
Первоначальный вариант названия произведения: а) «Бал»; б) «Дочь и отец»; в) «Сквозь строй».
Как можно охарактеризовать смысл заглавия произведения: а) важность судьбы героя после бала; б) особое значение сцены расправы с солдатом; в) важность утра, следующего за балом.
Число рассказчиков в произведении: а) один; б) два; в) несколько.
Роль вступления: а) показать место и время действия; б) познакомить с участниками событий; в) познакомить с рассказчиком.
Тема произведения: а) повествование о любви Ивана Васильевича; б) рассказ о полковнике; в) показ николаевской России.
Основная идея произведения: а) осуждение деспотизма; б) личная ответственность человека за жизнь общества; в) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость.
Образ полковника: а) типичен; б) трагичен; в) исключителен.