«Лицей №1» р. п. Чамзинка
Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 «А» класса разработана в соответствии с
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» (Стандарты второго поколения, М.: Просвещение, 2010г.) с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» .
Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 класса составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка.
Учебный курс «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке в 7 классе изучается в объёме 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).
Освоение программы на ступени основной школы предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Раздел 1. Россия-родина моя (11 ч) |
Преданья старины глубокой | Русские народные песни: исторические и лирические «На заре то было, братцы , на утренней». «Ах вы, ветры, ветры буйные…». Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине (песня 1). И.З.Суриков Я ли в поле да не травушка была…». А.К.Толстой «Моя душа летит приветом…» |
Города земли русской | Сибирский край В.Г.Распутин. «Сибирь, Сибирь…». А.И. Солженицын «Колокол Углича». |
Родные просторы | Русское поле И.С.Никитин «Поле». И.А.Гофф «Русское поле». Д.В.Григорович «Пахарь» ( главы из повести) |
Раздел 2. Русские традиции (11 ч) |
Праздники русского мира | Пасха К.Д.Бальмонт «Благовещенье в Москве». А.С.Хомяков «Кремлевская заутреня на Пасху». А.А.Фет «Христос Воскресе!» ( По Боткину). А.П.Чехов «Казак» |
Тепло родного дома | Русские мастера С.А.Есенин «Ключи Марии» (фрагмент). Ф.А.Абрамов «Дом» (фрагмент). В.А.Солоухин «Камешки на ладони». |
Раздел 3. Русский характер-русская душа (12 ч) |
Не до ордена-была бы Родина | На первой мировой войне С.М.Городецкий «Воздушный витязь». Г.М.Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…». «Георгий Победоносец». Н.С.Гумилёв. «Наступление». «Война». М.М.Пришвин. «Голубая стрекоза». |
Загадки русской души | Долюшка женская Ф.И.Тютчев. «Русской женщине». Н.А.Некрасов. «Внимая ужасам войны…». Ю.В.Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…». Ф.А.Абрамов. «Золотые руки». В.М.Тушнова. «Вот говорят Россия…». |
О ваших ровесниках | Взрослые детские проблемы А.С.Игнатова. «Джинн Сева». Н.Н.Назаркин. «Изумрудная рыбка» ( главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь». |
Лишь слову жизнь дана | Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…» |
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них: | Тип урока | Дата проведения |
развитие речи | контрол работа | планиру емая | фактическая |
РАЗДЕЛ 1. Россия-родина моя | 11 | 2 | 1 | | | |
1 | 1.1 | Преданья старины глубокой. Русские народные песни: исторические и лирические «На заре то было, братцы , на утренней». «Ах вы, ветры, ветры буйные…». | 1 | | | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | | |
2 | 1.2 | Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине (песня 1). | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
3 | 1.3 | И.З.Суриков Я ли в поле да не травушка была…». А.К.Толстой «Моя душа летит приветом…» | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
4 | 1.4 | Р.Р. Смысловой анализ фольклорного и литературного произведениия | | 1 | | Урок развития речи и комплексного применения зун | | |
5 | 1.5 | Города земли русской. Сибирский край | 1 | | | Урок развития речи и комплексного применения зун | | |
6 | 1.6 | В.Г.Распутин. «Сибирь, Сибирь…». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
7 | 1.7 | А.ИСолженицын «Колокол Углича». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
8 | 1.8 | Родные просторы. Русское поле И.С.Никитин «Поле». И.А.Гофф «Русское поле». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
9 | 1.9 | Русское поле Д.В.Григорович «Пахарь» ( главы из повести) | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
10 | 1.10 | Р.р. Обучение подробному пересказу. | | 1 | | Урок развития речи и комплексного применения зун | | |
11 | 1.11 | Контрольная работа по разделу. | | | 1 | Урок контроля знаний | | |
РАЗДЕЛ 2. Русские традиции | 11 | 2 | | | | |
12 | 2.1 | Праздники русского мира. Пасха. | 1 | | | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | | |
13 | 2.2 | К.Д.Бальмонт «Благовещенье в Москве». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
14 | 2.3 | А.С.Хомяков «Кремлевская заутреня на Пасху». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
15 | 2.4 | А.А.Фет «Христос Воскресе!» ( По Боткину). | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
16 | 2.5 | А.П.Чехов «Казак». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
17 | 2.6 | Р.р. Составление подробного плана рассказа. | | 1 | | Урок развития речи и комплексного применения зун | | |
18 | 2.7 | Тепло родного дома. Русские мастера. С.А.Есенин «Ключи Марии» (фрагмент). | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
19 | 2.8 | Ф.А.Абрамов «Дом» (фрагмент). | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
20 | 2.9 | В.А.Солоухин «Камешки на ладони». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
21 | 2.10 | Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Какие русские традиции чтутся в моей семье». | | 1 | | Урок развития речи и комплексного применения зун | | |
22 | 2.11 | Работа над ошибками | 1 | | | Урок развития речи и комплексного применения зун | | |
РАЗДЕЛ 3. Русский характер-русская душа | 12 | 2 | 1 | | | |
23 | 3.1 | Не до ордена-была бы Родина. На первой мировой войне. | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
24 | 3.2 | С.М.Городецкий «Воздушный витязь». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
25 | 3.3 | Г.М.Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…». «Георгий Победоносец». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
26 | 3.4 | Н.С.Гумилёв. «Наступление». «Война». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
27 | 3.5 | М.М.Пришвин. «Голубая стрекоза». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
28 | 3.6 | Р.р. Урок –импровизация. Создание собственного лирического произведения. | | 1 | | Урок развития речи и комплексного применения зун | | |
29 | 3.7 | Загадки русской души. Долюшка женская Ф.И.Тютчев. «Русской женщине». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
30 | 3.8 | Н.А.Некрасов. «Внимая ужасам войны…». Ю.В.Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…». Ф.А.Абрамов. «Золотые руки». В.М.тушнова. «Вот говорят6 Россия…». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
31 | 3.9 | Ю.В.Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…». Ф.А.Абрамов. «Золотые руки». В.М.Тушнова. «Вот говорят Россия…». | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |
32 | 3.10 | Р.р. Урок-концерт. | | 1 | | Урок развития речи и комплексного применения зун | | |
33 | 3.11 | Итоговая контрольная работа. | | | 1 | Урок контроля знаний | | |
34 | 3.12 | Лишь слову жизнь дана. Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…» | 1 | | | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | | |