РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» (базовый уровень) 2014-2015 учебный год 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» (базовый уровень) 2014-2015 учебный год 9 класс
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Выбор авторской программы /автор-составитель В.Я.Коровина/ связан с тем, что основная особенность курса литературы по данной программе - формирование духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» (базовый уровень) 2014-2015 учебный год 9 класс »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
с углубленным изучением отдельных предметов
(МОБУ СОШ № 14)
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам.директора по УВР_________ Директор школы
Председатель МО ___________ «_____» ________ 2014 г. А.Г.Помалейко _________
протокол № ________ Приказ № ________
от «____»_________ 2014 г. от «____»_________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
2014-2015 учебный год
КЛАСС: 9 «Б»
Разработала:
Никитина Сталина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
г.Благовещенск, 2014
Пояснительная записка
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитаниедуховно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2.; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа разработана на основании нормативных правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»
Образовательная программа основного общего образования на период 2012-2015 годы, утверждённая педагогическим советом МОБУ СОШ №14, протокол №1от 29 августа 2012 года
Учебный план МОБУ СОШ №14 на 2014-2015 год
Годовой календарный график МОБУ СОШ №14 на 2014-2015 учебный год
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Выбор авторской программы /автор-составительВ.Я.Коровина/ связан с тем, что основная особенность курса литературы по данной программе - формирование духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.
Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности. На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа полностью соответствует авторской.
Основное содержание программы
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 3 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 11 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 52 ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море».Романтический образ моря.
«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 26 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 7 ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение - 2 ч.
Учебно-тематический план
№
п/п
Содержание
Кол-во часов
Кол-во уроков
Развитие речи
Самостоятельная подготовка учащихся
1
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.
1
1
2
Из древнерусской литературы.
4
4
1
3
Из литературы XVIII века.
13
12
1
2
4
Из литературы первой половины XIX века.
48
44
4
7
5
Из литературы второй половины 19 века
8
7
1
1
6
Из литературы XX века.
18
16
2
2
7
Из зарубежной литературы.
6
6
1
8
Резервные уроки
3
3
ИТОГО
102
94
8
14
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Литература и средства обучения
Аристова М. А. Справочник по русской литературе для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2009.
Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.
Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Для учителя:
Программы и учебники:
Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Программа по литературе для 9 класса общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В. Я. Коровина – М.: Просвещение, 2008.
Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Методические пособия:
Литература . 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.
Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.
Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература:
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Фильмотека
Альбом по литературе для 9 класса
Альбом «Пушкин»
Альбом «Лермонтов»
Календарно-тематический план
№
Тема урока
Дата
план
Кол час
Тип урока
Форма урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Дом. зад
1 четверть ( 26 часов
1
Вводный урок. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
03.09
1
Вводный урок
Беседа, работа с книгой
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.
Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.
Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8
Древнерусская литература
2
Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
06.09
1
Урок освоения новых знаний
лекция
Характеристика этапов древнерусской литературы
Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный период развития литературы.
план
Прочитать текст "Слова",
3
"Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.
08.09
1
Урок обучения умениям и навыкам
практикум
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
.
Знать:жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.
Вступление наизусть или плач Ярославны.
4
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
Поэтическое искусство автора в «Слове…»
10.09
1
Урок повторения и обобщения
Урок-семинар
Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?
Подготовка к домашнему сочинению.
Знать: понятие образ автора, лирическое отступление. Уметь:формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию
«Ратный подвиг народа на страницах современной литературы» (К. Воробьев «Это мы, Господи!»)
13.10
1
Урок внеклассного чтения
Урок-практикум
Из русской литературы 18 века
6
Литература XVlll века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.
15.09
1
Урок формирования новых знаний
лекция
Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор).
Знатьосновные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
Мультимедийная презентация
Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40
7
8
Пьеса эпохи классицизма.
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
17.09
20.09
2
Комбинированный урок
Лекция,
практикум
Признаки классицизма в драме, знакомство с биографией и творчеством Ж.-Б. Мольера.
Знать историю создания комедии, уметь находить интригу и анализировать основные образы комедии
тест
Подготовить чтение сцен по ролям»
Прочит. «Недоросль»
9
10
Д.И. Фонвизин «
«Недоросль»: герои и события. Проблема гражданственности; воспитания и образования в комедии.
22.09
24.09
2
Урок-семинар
Определение понятия сатира и комедия. Знакомство с сюжетом , текстом. Героями комедии; Признаки классицизма.
Знать историю создания комедии, уметь находить интригу и анализировать основные образы комедии
тест
В чем традиции и новаторство Фонвизина?
Охарактеризовать Митрофанушку
11
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
27.09
1
Урок формирования новых знаний
Лекция, практикум
Особенности содержания и формы произведения.
Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств
Мультимедиа презентация
С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение
12
Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
29.09
1
выразительное чтение, беседа
Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.
Знать содержание оды, его особенность и форму.
Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.
Тест
наизусть
Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из оды
13
14
Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник».
01.10
04.10
2
Внеклассное чтение
Практикум
Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.
наизусть
С.59-64, записи в тетрадях.
Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"
15
Подвиг А. Н. Радищева.
"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.
06.10
1
Комбинированный урок
Рассказ, беседа
черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию
Знатьвзгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметьформулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
пересказ
С.68-74, вопросы 1-6
16
Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.
08.10
1
Комбинированный урок
Лекция
беседа
Биография Карамзина. Сентиментализм как литературное направление
Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.
Презентация
С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»
17
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
11.10
1
Урок проверки знаний и умений
практикум
Характеристика героев Сюжет.
Знать содержание произведения.
Уметь коротко формулировать идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.
тест
С.103, вопросы, подготовиться к сочинению
18
Контрольная работа по русской литературе 18 века
13.10
1
Урок провеки заний
контроль
Контрольная работа
Из русской литературы 1 половины 19 века ( 47 часов)
19
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
15.10
1
Урок формирования новых знаний
лекция
Романтизм как литературное направление. Романтизм в России. Основные свойства и черты.
Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос.
тест
презентация
Выучить лекцию, с.112 вопросы
20
Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.
18.10
1
Комбинированный урок
практикум
Жуковский и Пушкин. Жуковский – переводчик. Анализ стихотворения «Море»
Знать основные черты романтизма как литературного направления
теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с т.з.принадлежности к романтизму, с т. з. жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
В.И. Коровин Русская поэзия 19 века.
самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126
21
В.А.Жуковский. «Светлана».
20.10
1
Комбинированный урок
практикум
Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.
Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.
наизусть
С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады
Александр Сергеевич Грибоедов ( 6 часов + 1 р/р)
22
А. С. Грибоедов: личность и судьба.
22.10
1
Урок формирования новых знаний
лекция
Личнорсть и судьба Грибоедова. воспоминание современников о писателе. Составление таблицы.
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.
тест
А.С. Грибоедов в годы военной службы
Прочитать комедию "Горе от ума".
23
Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.
25.10
1
Урок анализа художественного произведения
практикум
Анализ списка действующих лиц. Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет)
Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.
27.09Выразительное чтение II действия Выучить наизусть монолог (по выбору)
24
2 действие комедии. Обучение анализу монолога.
27.10
1
Урок анализа художественного произведения
практикум
Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова?
Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.
Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова
Выразительное чтение 3 действия
25
3 действие комедии. Анализ сцены бала.
29.10
1
Урок анализа художественного произведения
практикум
Анализ сцены бала. Характеристика «фамусовской» Москвы. Чацкий в сцене бала.
Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию.
Перечитать 4 действие комедии.
26
4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
10.11
1
Урок анализа художественного произведения
практикум
Характеристика Московского света. Характеристика Чацкого. Проблема жанра. Традиции и новаторство в комедии.
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.
Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты
тест
Начать подготовку к классному сочинению по комедии.
2 четверть ( 22 часа)
27
И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.
12.11
1
Урок развития речи
практикум
Обучение конспектированию
Знатьосновные положения статьи.
Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» .
Конспект статьи
Закончить конспект статьи. Завершить подготовку к сочинению.
28
Классное сочинение по комедии "Горе от ума".
.
15.11
1
Урок развития речи
сочинение
«Век нынешний и век минувший» в комедии.
"Смысл названия комедии".
"Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума"
Уметьсопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст
сочинение
Александр Сергеевич Пушкин ( 14 часов + 1 р/р)
29
Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.
17.11
1
Урок формирования новых знаний
лекция
Жизнь и творчество А.С. Пушкина.
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления
Уметь создавать презентацию информационного проекта
тест
презентация
Работа в группах собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина
30
Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
19.11
1
Комбинированный урок
практикум
Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина. «19 октября», «К Пущину». Рассказ о друзьях А.С.Пушкина
Знать адресаты пушкинской дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств.
наизусть
Коровина В.Я. Литература 9 класс. Методические советы. М - 2001
Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметьанализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.
презентация
Наизусть, тезисный план с использованием опорной лексики
33
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
26.11
1
Комбинированный урок
практикум
Тезисный план. Чтение и анализ стихотворений «Поэт», «пророк». «Я памятник себе воздвиг»
Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Наизусть «Памятник»
34
А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы.
29.11
1
Комбинированный урок
практикум
Характеристика героев, комментарий текста. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.
Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.
«Герой и злодейство – две вещи несовместимые». А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
01.12
1
Внеклассное чтение
Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение
Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.
36
«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.
03.12
1
Урок формирования новых знаний
лекция
История создания романа. Композиция, Сюжет
Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.
Уметь выделять смысловые части текста
День Онегина в Петербурге.
37
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
06.12
1
Урок анализа произведения
практикум
Ответы на проблемные вопросы
Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».
Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном
Кто был убит на дуэли – будущий помещик или поэт, задумчивый мечтатель?
38
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
08.12
1
Урок анализа произведения
практикум
Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.
Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.
Уметь давать характеристику героя произведения
Выучить наизусть письмо Татьяны к Онегину.
39
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
10.12
1
Урок анализа произведения
практикум
Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.
Знать текст художественного произведения.
Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения
Наизусть письмо
Лирические отступления
40
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
13.12
1
\
Урок анализа произведения
практикум
Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.
Уметь различать образ автора и героя
тест
Ответы на вопросы
41
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев.
15.12
1
Урок обучения умениям и навыкам
практикум
У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы
Конспект статьи
Прочитать «пиковую даму»
42
Подготовка к сочинению по роману.
17.12
1
Урок развития речи
сочинение
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..
сочинение
Написать сочинение
43
Внеклассное чтение. Урок – киносценарий по повести А.С. Пушкина «пиковая дама»
20.12
1
Внеклассное чтение
Урок-киносценарий
Тема произведения, характер персонажей, авторская позиция.
Знать правила составления киносценариев. Уметь выделять главные эпизоды в тексте
тест
Смелкова З. С. Литература как вид искусства.– М. 1997 с.237-279
Составить киносценарий
Михаил Юрьевич Лермонтов ( 13 часов + 1 р/р)
44
М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике.
22.12
1
Урок формирования новых знаний
лекция
Лермонтов- крупнейший поэт России. Лирический герой
Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте
презентация
Что повлияло на формирование Лермонтова-поэта
45
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы».
24.12
1
Комбинированный урок
практикум
Судьба поколений 1830-х в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения «Дума»
Знать основные признаки эпохи.
Уметь выделять смысловые части текста
тест
Литература в школе 1997 № 6
Выучить стихотворение «Дума»
46
Образ поэта-пророка в поэзии М.Ю.Лермонтова.
27.12
1
Комбинированный урок
практикум
Знать основные мотивы лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворения по вопросам.
наизусть
Анализ стихотворения
47
Адресаты любовной лирики Лермонтова.
29.12
1
Комбинированный урок
практикум
Сообщения учащихся, Адресаты лирики Лермонтова. Анализ стихотворений
Знать адресатов любовной лирики.
Уметьанализировать текст на.лексическом уровне
Выписать цитаты к теме Родины
48
Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова Анализ Стихотворении «Родина»
12.01
1
Комбинированный урок
практикум
Родина в ранней и поздней лирике Лермонтова; завершение темы в итоговых произведениях
Знать основные мотивы лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворения по вопросам.
наизусть
Стихотворение «Родина» наизусть
3 четверть ( 30 час)
49
“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе.
14.01
1
Урок усвоения новых заний
лекция
Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель “портрета поколения”.
Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.
Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции
Мануйлов В. Роман М.Ю. Лермонтова «герой нашего времени» М.1975
50
51
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».
17.01
19.01
2
Комбинированный урок
Урок-суд
Знать текст повести «Бэла».
Уметьсопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей
презентация
«Тамань» пересказ
52
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань»,
Обучение анализу эпизода.
21.01
1
Комбинированный урок
Урок-анализ
Обучение анализу эпизода главы «Тамань»
тест
53
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
24.01
1
Комбинированный урок
Урок-диалог
Печорин и Вернер. Печорин и Грушницкий.
Знать содержание«Журнала Печорина».
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.
Литература 1997, № 19 с.5-12
Прочитать «Княжну Мери»
54
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
26.01
1
Комбинированный урок
Урок-диалог
Знать содержание«Журнала Печорина».
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.
тест
Прочитать главу «Фаталист»
55
Тема судьбы в романе . Глава «Фаталист»
28.01
1
Комбинированный урок
Урок-размышление
Тема судьбы и случая в романе «Герой нашего времени»
Разработать план сочинения
56
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению
31.01
1
Урок обучения умениям и навыкам
практикум
Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским
Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.
сочинение
Написать сочинение
57
Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова и роману «Герой нашего времени».
02.02
1
Урок проверки знаний и умений
тестовые задания: уровни А, В, С
Котрольная роабота
Николай Васильевич Гоголь ( 9 часов)
58
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
04.02
1
Урок формирования новых знаний
лекция
Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя
Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя
Уметь выделять главное.
презентация
Прочитать «Петербургские повести»
59
Цикл «Петербургские повести»
07.02
1
Комбинированный урок
Урок-семинар
«Шинель». тема «маленького человека»
Аналитическое чтение глав 1-6
60
«Мертвые души». История создания, особенности сюжета.
09.02
1
Урок формирования новых знаний
лекция
Обзор содержания, история создания поэмы
Знатьисторию создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.
Аналитическое чтение глав 1-6
61
62
63
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.
11.02
3
Урок обучения умениям и навыкам
Урок анализ
Деталь как средство создания образов
Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.
Уметьанализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.
тест
Рассказ о героях по плану
64
Образ города в поэме «Мертвые души».
14.02
1
Урок обучения умениям и навыкам
Анализ произведения
Образ города. Чиновники. Жены Чиновников.
Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина
Пониматьроль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведо.
Прочитать 11 главу. Рассказ о Чичикове
65
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
16.02
1
Урок обучения умениям и навыкам
диспут
Характеристика образа Чичикова. Деталь в раскрытии образа
тест
Статья Белинского
66
«Мертвые души» - поэма о величии России.. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.
18.02
1
Урок обучения умениям и навыкам
практикум
Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Поэма в оценках В.Г. Белинского..
конспект
Написать сочинение
Литература 2 половины 19 века ( 7 часов + 1 р/р)
67
А.Н.Островский. Слово о драматурге. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Основной конфликт в комедии.
21.02
1
Урок формирования новых заний
Лекция, беседа
Жизнь и творчество Островского. Имена и фамилии в пьесах Островского.
Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.
Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.
презентация
Сочинение –миниатюра «Мне поручили роль»
68
Любим Торцов – главный герой пьесы
25.02
1
Урок обучения умениям и навыкам
практикум
Обучение анализу образов драматического произведения
уметь характеризовать героев
Чтение статьи о Достоевском
69
70
Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
28.02
02.03
2
Комбинированный урок
Анализ литературного произведения
Петербург Достоевского. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.
Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства
Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.
тест
«Мое представление о главном герое»
71
Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное богатство.
04.03
1
Комбинированный урок
практикум
Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Уметь анализировать поэтические произведения
презентация
цитаты
72
Л.Н.Толстого «Юность» психологизм прозы Толстого
07.03
1
Комбинированный урок
Урок - диалог
Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни
Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии
Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.
Прочитать рассказ Чехова «Тоска»
73
А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска».
11.03
1
Комбинированный урок
беседа
Бмография чехова. Художественное мастерство. Анализ рассказа «Тоска»
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(243) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Литература» для основной школы на основе программы по литературе УМК В.Я. Коровиной 7 класс Базовый уровень"
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_litieratura_dlia_osnovnoi_shkoly_na_osnovie_proghrammy"
["file_id"] => string(6) "428575"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1505677276"
}
}