РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 2014-2015 учебный год 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 2014-2015 учебный год 5 класс
Данная Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературе основного общего образования с использованием программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин,В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово», 2009 года, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебном плане МОБУ СОШ № 14 города Благовещенска Амурской области для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов: 2 часа в неделю - 70 часов в год. Из них: 12 уроков развития речи,классных сочинений – 4, 1– домашнее сочинение, 4 - урока внеклассного чтения, 1 - урок-проект, 1 - урок-исследование, 1 лабораторная работа, 1 - контрольный тест.
В 2014-2015 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 2014-2015 учебный год 5 класс »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
с углубленным изучением отдельных предметов
(МОБУ СОШ № 14)
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам.директора по УВР_________ Директор школы
Председатель МО ___________ «_____» ________ 2014 г. А.Г.Помалейко _________
протокол № ________ Приказ № ________
от «____»_________ 2014 г. от «____»_________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
2014-2015 учебный год
КЛАСС: 5«А, Б, В»
Разработала:
Никитина Сталина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
г.Благовещенск, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели программы: Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции
Задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2.; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа разработана на основании нормативных правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»
Образовательная программа основного общего образования на период 2012-2015 годы, утверждённая педагогическим советом МОБУ СОШ №14, протокол №1от 29 августа 2012 года
Учебный план МОБУ СОШ №14 на 2014-2015 год
Годовой календарный график МОБУ СОШ №14 на 2014-2015 учебный год
Данная Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературе основного общего образования с использованием программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин,В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово», 2009 года, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебном плане МОБУ СОШ № 14 города Благовещенска Амурской области для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов: 2 часа в неделю - 70 часов в год. Из них: 12 уроков развития речи,классных сочинений – 4, 1– домашнее сочинение, 4 - урока внеклассного чтения, 1 - урок-проект, 1 - урок-исследование, 1 лабораторная работа, 1 - контрольный тест.
В 2014-2015 учебном году литературное образование в школена базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы).
Учебник « Литература. 5 класс в 2-х частях. Автор составитель: Г.С.Меркин. Москва, «Русское слово», 2011 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.
Особенностью данной рабочей программы является то, что в каждом разделе предусмотрено проведение уроков развития речи с целью формирования речевой культуры пятиклассников. Для формирования навыков исследовательской и проектной деятельности предусмотрены уроки исследования и проектирования. Так как 3 четверть самая продолжительная, то в данный период запланировано написание классного сочинения и домашнего сочинения. Считаю, что такой подход позволит облегчить задачу пятиклассникам при написании домашнего сочинения. Изучение раздела «Из зарубежной литературы» увеличено на 2 часа, потому что является одним из сложных в усвоении. Следовательно, изучение литературы 19 века было сокращено на 2 часа, так как здесь встретились ребятам уже хорошо знакомые произведения А.С. Пушкина (изучаются на уроках литературного чтения в начальной школе) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Преобладающие формы проведения уроков: беседы, практикумы, урок усвоения новых знаний.
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);
методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико – синтетических упражнений);
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая работа, контрольный тест во 2-й части программы ).
Виды и формы контроля
Формы контроля
индивидуальны
групповой
фронтальный
Виды контроля
предварительный
текущий
тематический
итоговый
Содержание программы учебного курса
«Литература 5 класс».
Введение (1ч.)
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. Д.).
Из мифологии (3 ч. +1ч.)
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устногонародноготворчества(5ч.+2ч.)
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ5а: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусскойлитературы(2ч.)
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Баснинародов мира (1ч.)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русскаябасня(3 ч.+1ч.)
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературыXIXвека (18 ч.+5 ч.)
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературыXXвека (13 ч.+2 ч.)
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима — аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы… » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Роднаяприродав произведениях писателейXX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежнойлитературы(10ч.+1ч.)
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, ро9анн воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М.ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Итоговыйурок
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам…»).
Для заучиваниянаизусть
И.А. Крылов. Басня — на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.
С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.
Для домашнегочтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.
Сказания русского народа
Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.
Детская Библия
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».
Загадки, частушки, пословицы, поговорки.
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1—2 по выбору).
Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К.Андерсена (1—2 по выбору).
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет. «Облаком волнистым…», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».
А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…».
Ф.И. Тютчев. «Утро в горах».
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». А.Н. Островский. «Снегурочка».
Из литературы XX века
М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». А.И. Куприн. «Чудесный доктор». И.А. Бунин. « Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит. ..», «Помню — долгий зимний вечер…». И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима». М.М. Пришвин. «Моя родина». А.Т. Твардовский. «Лес осенью». К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…» Е.И. Носов. «Варька». В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» — по выбору.
Учебно-тематический план
Раздел/тема
Всего
часов
Из них часов:
Контрольные работы
Развитие речи
Проверочные работы
Вводный урок. Книга – твой друг
1
Раздел I. Из мифологии
4
1
Раздел II. Устное народное творчество
7
2
Раздел III. Древнерусская литература
2
Раздел IV. Басни народов мира
1
Тема I. Русская басня
4
1
Раздел V. Литература ХIХ века
23
5
Раздел VI. Литература ХХ века
15
2
Раздел VII. Зарубежная литература
11
1
Итоговое повторение
2
1
Итого:
70
1
12
Требования к уровню подготовки учащихся
Важнейшими умениями в 5 классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
—умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Литература и средства обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 9-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20011.
Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс»/ Авторы-составители: Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин – 2-е издание –М., «Русское слово», 2008.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 5-е изд., испр. И доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово – РС»,2009.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 9-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2001
Литература.
«Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.
Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
Русская литература 18 века./С. В. Сергушева. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя/ Агапова И. А., Давыдова М.А. М.: ТЦ Сфера, 2004
Календарно – тематический план
5 «А», «Б» классы
№ урока
Дата проведения
Тема урока и наименование раздела
Тип урока
Теория
литературы
план
факт
Первое полугодие
1.
02.09
Книга – твой друг.
Урок –беседа
Измифологии (3+1))
2.
04.09
Миф и мифология. Мифологические герои и персонажи. Мифологический сюжет.
Л. Н. Толстой. Сведения о писателе. Творческая история рассказа «Кавказский пленник»
Урок-презентация
Рассказ
(развитие представлений)
41
06.02
Тема и основные проблемы в рассказе. Две жизненные позиции.
Урок закрепления изученного материала
Сюжет, фабула, завязка, кульминация, развязка
42
11.02
Врач А. П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Жанровое своеобразие рассказа «Злоумышленник»
Урок усвоения новых знаний
Юмор, ирония,
комическая ситуация, роль детали в создании художественного образа, градация.
Литература 20 века (13+2)
43
13.02
И. А. Бунин Заочная экскурсия «Литературый Орел» Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги..»
Урок –презентация
Стихотворение- размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений)
44
18.02
Л.Н. Андреев Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа.
Урок усвоения новых знаний
Тема, эпизод, финал
45
20.02
А. И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух»
Урок усвоения новых знаний
Рассказ (расширение и углубление понятий), характеристика персонажа, портрет героя
46
25.02
А. А. Блок Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»
Урок усвоения новых знаний
антитеза
47
27.02
С. А. Есенин. Детские годы поэта. Стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»
Урок усвоения новых знаний
Эпитет, метафора, сравне-ние, олицетворение (разви-тие представлений о понятиях)
48
04.03
А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита»
Урок усвоения новых знаний
Рассказ (повтор.)
фантастика
49
06.03
П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок»
Урок усвоения новых знаний
Сказ, отличие сказки от сказа, герой повествования, афоризм
50
11.03
Человек труда в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок
Урок открытых мыслей
51
13.03
Н. Н. Носов Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»
Урок усвоения новых знаний
Рассказ (повтор.)
52
18.03
Е. И. Носов Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»
Урок усвоения новых знаний
Юмор (развитие представлений)
53
20.03
Р.Р. Сочинение на тему «Образ моего ровесника в литературе 20 века» (На примере изученных произведений)
Урок развития речи
54
01.04
Р.Р. Сочинение на тему «Образ моего ровесника в литературе 20 века» (На примере изученных произведений)
Урок развития речи
55
03.04
Родная природа в стихотворениях писателей 20 века (В. Ф. Боков,Н. М, Рубцов, Р. Г. Гамзатов)
Урок –конкурс чтецов
56
08.04
Вн. Чт. В. И. Белов «Весенняя ночь»,
В. Г.Распутин «Век живи – век люби» (отрывок)
Урок внеклассного чтения
Из зарубежной литературы (10 + 1)
57-58
10.04
15.04
Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок)
Комбинированные уроки
Притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие
(первичные представления о данных понятиях)
59
17.04
Х.К. Андерсен Краткие сведения о поэте. Сказка «Соловей».
Урок усвое-ния новых знаний
Волшебная сказка
(развитие представлений), авторский замысел и способы его
характеристики.
60
22.04
Марк Твен. Краткие сведения о писателе. Роман «Приключения тома Сойера» (отрывок)
Комбинированные уроки
Юмор,
приключения как форма детской фантазии
61-62
24.04
Р. Р. Мини-сочинение на тему «Хотел бы ты дружить с Геком и Томом? Почему?»
Урок развития речи
63-64
29.04
06.05
Жозеф Рони- старший краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы)
Комбинированные уроки
Повесть
65-66
08.05
13.05
Джек Лондон Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише»
Урок усвоения новых знаний
Рассказ (повтор.)
67
15.05
Вн. Чт. Джек Лондон «Мексиканец»
Уроки внеклассного чтения
68
20.05
Астрид Анна Эмилия Линдгрен Краткие сведения о писателе. «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок)
Урок усвоения новых знаний
69
22.05
Контрольное тестирование по изученным темам
Урок контроля
70
27.05
Литературный час «Я хочу рассказать вам…»
Урок круглый стол
Резервный урок 29.05
Текущий контроль:
Индивидуальный эспресс-тест по мифологии
1. Дайте определения следующим понятиям:
а) Бродячие певцы Древней Греции — …
б) Богиня счастья — …
в) Богиня плодородия — …
г) Циклоп — …
д) Бог врачевания — …
е) Богиня земли — …
ж) Древние музыкальные инструменты греков и россиян —…
з) Дике —…
и) Миф —…
к) Мойры —…
л) Бог огня — …
м) Громовержец —… н) Ярило — …
2. . Согласно славянской легенде, Земля была рождена: а) из воды; б) из облака; в) из молока; г) из масла.
3. Род — отец и мать всех богов славян. Составьте ряд однокоренных слов со словом «род».
Индивидуальный экспресс-тест по теме «Русские народные сказки»
1. Дайте определения понятиям:
а) Фольклор — …
б) Малые жанры фольклора — …
в) Пословица — …
г) Поговорка — …
д) Загадка —…
2. Вспомните не менее двух пословиц на следующие темы: ученье, здоровье, труд, верность слову.
3. В чем разница между пословицей и поговоркой?
Групповой контроль по теме «Пословицы и поговорки»:
Напишите записку или письмо шуточного характера. Используйте в них одну из данных пословиц:
1 вариант - Люди пахать, а мы руками махать;
2 вариант - Мало, да честно, а и немного, да сытно.
Тематический фронтальный контроль по теме «Древнерусская литература».
Контрольные вопросы:
1. По какой причине и в каком году возникла необходимость в распространении книг?
2. Дайте определение: Летопись —…
3. Кто автор «Повести временных лет»?
4. Расскажите историю названия города «Киев».
5. Что значит прочитать книгу от доски до доски? Откуда пошло это выражение?
6. Когда и где была издана первая печатная книга?
7. Как звали русского первопечатника?
Тематический фронтальный контроль по теме «Басни»
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте определения следующим понятиям:
а) Басня —…
б) Родоначальник басни — …
в) Эзопов язык — …
г) Аллегория — …
д) Басня состоит из — …
2. С какими сказками можно сравнить басни? Обоснуйте ответ.
3. В чем проявляется иносказательный смысл басен?
4. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к басне «Свинья под Дубом». Помимо указанных в произведении басенных персонажей (Свинья, Дуб), вы найдете на ней и изображение ворона. Как вы думаете, почему художник поместил эту птицу на свою иллюстрацию?
5. Перечислите известных вам баснописцев.
Тематический фронтальный контроль по теме «Творчество А. С. Пушкина»
Контрольные вопросы и задания по теме «А. С. Пушкин»
1. Где и в какой семье родился А. С. Пушкин? Кто из близких людей оказал на него наибольшее влияние?
2.По эпизодам «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» составьте план кинофильма. Выпишите ключевые слова для характеристики царевны и царицы.
3. Дайте определения следующим понятиям:
а) Риторическое обращение — …
б) Ритм —…
в) Эпитет —…
г) Отличие литературной сказки от фольклорной заключается в…
5. Приведите примеры обычных и риторических обращений из «Сказки о мертвой царевне…».
6. Чем отличается прозаическая речь от стихотворной?
Групповой контроль по рассказу И. С. Тургенева «Муму»
Творческая работа в малых группах. Составьте сжатый пересказ рассказа «Муму». Для этого разбейте произведение на отдельные эпизоды, озаглавьте их, кратко сформулируйте основное содержание эпизода.
Самостоятельная работа по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
1 вариант - 5. К какому стилю речи относится выделенное слово? Почему Л. Н. Толстой его использует?
«Переехали еще речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки».
2 вариант - На какие детали обращает внимание Жилин в первые сутки после своего пленения? Какое место в его наблюдениях занимает цвет?
С помощью каких языковых средств передан эпизод первой встречи Дины с Жилиным? Какое чувство девочки по отношению к пленному русскому офицеру подчеркивает писатель?
3 вариант -- Как относились татары к Жилину? Чем завоевал он их расположение? Все ли татары одинаково воспринимали русского пленного?
4 вариант - Сделайте главный вывод. Чему учит рассказ Л. Н. Толстого, какова главная мысль произведения?
Индивидуальная творческая работа по литературе 20 века
Написать собственный рассказ о деревне в жанре малой лирической прозы.
Контрольный тест №2 по итогам года
1 вариант
1. Как назывались народные произведения, рассказывающие о происхождении мира, а также о деяниях богов и героев:
а) сказка
в) миф
б) басня
г) сказ
2. К какому типу сказок ты отнесешь русскую народную сказку «Царевна-лягушка»?
а) волшебная
в) сказка о животных
б) бытовая
г) фантастическая
3. Как звали монаха, автора летописного сборника «Повесть временных лет»?
а) Нестор
в) Сильвестр
б) Никон
г) Филарет
4. Какая басня И. А. Крылова посвящена Отечественной войне
1812 г.?
а) «Ворона и Лисица»
в) «Демьянова уха»
б) «Свинья под дубом»
г) «Волк на псарне»
5. Какие средства художественной выразительности использованы А. С. Пушкиным в следующем отрывке из стихотворения «Зимняя дорога»:
Сквозь волнистые туманы
Побирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
а) эпитет, сравнение
в) эпитет, сравнение
б) эпитет, олицетворение
г) эпитет, гипербола
6. В каком из перечисленных ниже произведении действуют реальные исторические лица – Екатерина II, Потемкин, Фонвизин?
а) Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
в) М. Ю. Лермонтов «Бородино»
б) И. С. Тургенев «Муму»
г) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
7. В каком варианте ответа перечислены все элементы, составляющие сюжет литературного произведения:
а) эпитет, метафора, сравнение, олицетворение
в) завязка, кульминация, развязка
б) рассказ, сказ, сказка, сказание
г) завязка, кульминация, развязка, экспозиция
8. Определи, что в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» является кульминацией:
а) Жилин получил письмо от матери
в) 1-й побег Жилина из плена
б) Жилин и Костылин попали в плен
г) 2-й побег Жилина из плена
9. Найди соответствия между проблемой и произведением
Проблема, затронутая автором
Произведение, в котором поднимается эта проблема
1. Проблема трудного детства
а) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
2. Проблема тесной связи природы и человека
б) А. П. Чехов «Злоумышленник»
3. Проблема межнациональных отношений
в) Н. А Некрасов «Крестьянские дети»
4. Проблема социального неравенства, непонимания
г) А. Платонов «Никита»
10. Вспомни, в каком(-их) еще произведении(-ях), прочитанном(-ых) тобой в 5-м классе, поднимается проблема трудного детства. Докажите свой мнение.
2 вариант
1. Как звали слепого древнегреческого поэта, создавшего на основе древнегреческих мифов известные на весь мир поэмы «Одиссея» и «Илиада»?
а) Эзоп
в) Софокл
б) Гомер
г) Эсхил
2. К какому типу сказок ты отнесешь сказку «Чего на свете не бывает?»?
а) волшебная
в) о животных
б) бытовая
г) фантастическая
3. Как назывался сборник летописей, созданный монахом Киево-Печерского монастыря?
а) «Повесть временных лет»
г) «Расселение славян»
б) «Сборник временных лет»
в) «Дань хазарам»
4. Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл?
а) мораль
в) басня
б) стихотворение
г) повесть
5. Какие средства художественной выразительности использованы М. Ю. Лермонтовым в следующем отрывке из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»:
… Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой…
а) аллегория, эпитет
в) сравнение, эпитет
б) метафора, эпитет
г) олицетворение, эпитет
6. Что объединяет стихотворение «Бородино» и басню «Волк на псарне»?
а) оба произведения относятся к одному и тому же литературному жанру – стихотворению;
б) оба произведения написал один и тот же автор – М. Ю. Лермонтов;
в) оба произведения посвящены одному и тому же событию – Отечественной войне 1812 г.;
г)
7. В каком варианте ответа элементы сюжета литературного произведения расположены в правильной последовательности:
а) кульминация, завязка, развязка, экспозиция;
б) экспозиция, завязка, кульминация, развязка;
в) экспозиция, завязка, развязка, кульминация;
г) завязка, кульминация, развязка, экспозиция.
8. Определи, что является кульминацией в произведении Д. Лондона «Сказание о Кише»:
а) рассказ о родителях Киша
в) Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша
б) выступление Киша на совете
г) Киш становится вождем племени
9. Найди соответствия между проблемой и произведением
Проблема, затронутая автором
Произведение, в котором поднимается эта проблема
1. Проблема истинной дружбы, предательства
а) И. С. Тургенев «Муму»
2. Проблема зависти
б) А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
3. Проблем нравственного выбора человека
в) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
4. Проблема человеческих пороков
г) басни И. А. Крылова
10. Вспомни, в каком(-их) еще произведении(-ях), прочитанном(-ых) тобой в 5-м классе, поднимается проблема истинной дружбы и предательства. Докажите свое мнение.
Ключи
Вариант 1.
1. в
2. а
3. а
4. б
5. б
6. в
7. г
8. б
9. 1-в, 2-г, 3-а, 4-б
10. Проблема трудного детства поднимается также в рассказе А. Платонова «Петька на даче». В нем автор рассказывает о том, как трудно жилось Петьке, маленькому мальчику, в городе, в парикмахерской, где он работал. Кроме побоев, окриков и тяжелой работы, Петька там ничего не видел. В настоящего, живого, человека он превращается, только когда попадает на дачу к хозяевам своей матери, у которых та работала кухаркой.
Вариант 2.
1. б
2. б
3. а
4. в
5. а
6. г
7. в
8. в
9. 1-в, 2-б, 3-а, 4-г
10. Проблема истинной дружбы и предательства поднимается также в сказке Х. К. Андерсена «Соловей». Ведь живой соловей, несмотря на то что в нем уже не нуждались при дворе после того, как там появился соловей искусственный, вернулся к китайскому императору, когда тот умирал. Своим прекрасным пением он прогнал смерть. Соловей пообещал прилетать к императору регулярно и рассказывать обо всем, что творится в Китае. А придворные императора, даже не дождавшись его смерти, уже назначили нового кандидата на его место.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(243) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Литература» для основной школы на основе программы по литературе УМК В.Я. Коровиной 7 класс Базовый уровень"
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_litieratura_dlia_osnovnoi_shkoly_na_osnovie_proghrammy"
["file_id"] => string(6) "428575"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1505677276"
}
}