№ п/п | Тема урока | Реализуемое содержание | Требования к уровню подготовки | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Русская литература XX века (1час) |
1 | Введение. Русская литература в контексте мировой культуры. | Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. | Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
| Литература первой половины XX века(78часа) |
2 | Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. | Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”. | Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
3 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика. | И.А.Бунин Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. («Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель») | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
4 | Социально-философские обобщения в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
5 | Тема угасания «дворянских гнезд» и тема любви в рассказах. | Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). «Чистый понедельник». «Темные аллеи» | Знать/понимать содержание изученных литературных произведений. Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
6 | Сочинение по творчеству И.А.Бунина | Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
7 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. | А.И.Куприн Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
8 | Любовь как высшая ценность мира в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». | Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
9 | М.Горький. Жизнь и творчество. | М.Горький .Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
10 | Романтизм в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль». | Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
11 | М.Горький. «На дне» как социально-философская драма | Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
12 | «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне» и их трагическое столкновение. | Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
13 | Сочинение по творчеству М.Горького | “На дне” как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
14 | Сочинение по творчеству М.Горького | “На дне” как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
15 | Обзор поэзии первой половины XX века | Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
16 | К.Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Символика образов в лирике | К.Бальмонт. Символизм Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
17 | Своеобразие лирики В. Я. Брюсова. | В. Я. Брюсов Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. («Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны») | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
18 | Тема Родины в поэзии А. Белого. | А. Белый. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. «Раздумье», «Русь», «Родине» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
19 | Экзотическое и фантастическое в лирике Н. С. Гумилева. | Акмеизм. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
20 | Выражение чувств в стихотворениях И.Северянина. | И.Северянин. Футуризм. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
21 | Поэтические эксперименты в стихотворениях В. В. Хлебникова | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
22 | Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Быт крестьян в поэзии | Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. «Осинушка»,«Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…» Ритм. Рифма. Строфа. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
23 | Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в. | Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина. Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
24 | Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в. | Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина. Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
25 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Деталь. Символ. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
26 | Тема Родины в стихах А.А.Блока | Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом”«Русь»,»Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»)» | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
27 | Тема города и образы “страшного мира в творчестве А.Блока | Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. «На железной дороге» В ресторане» | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
28 | Лирический герой поэзии А.А.Блока | Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. («Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Коршун» «Незнакомка») | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
29 | Отражение истории в поэме А.А.Блока «Двенадцать» | История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
30 | Система образов в поэме А.А.Блока «Двенадцать» | Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
31 | Сочинение по творчеству А.А.Блока | Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
32 | Сочинение по творчеству А.А.Блока | Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
33 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм | Маяковский и футуризм Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века.. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
34 | Дух бунтарства в творчестве В.В.Маяковского | Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Сатирические образы в творчестве Маяковского. «Нате!» «Послушайте!» «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
35 | Лиризм в стихотворениях В.В.Маяковского | Особенности любовной лирики. «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой» | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
36 | Тема поэта и поэзии в стихотворениях В.В.Маяковского | Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. «А вы могли бы?» «Разговор с фининспектором о поэзии» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
37 | Любовь в поэме В.В.Маяковского «Облако в штанах» | Особенности любовной лирики. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
38 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
39 | Тема Родины в творчестве С.Есенина. | Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. « Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь Советская» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
40 | Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта | Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу…», | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
41 | «Вечные» темы в стихотворениях С.Есенина | Светлое и трагическое в поэзии Есенина. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» «Письмо к женщине» «Сыплет черёмуха снегом», «В хате» | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
42 | Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина. | Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Светлое и трагическое в поэзии Есенина. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
43 | Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина. | Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Светлое и трагическое в поэзии Есенина. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
44 | М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Художественный мир М.Цветаевой. | Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
45 | Тема творчества в поэзии М.И.Цветаевой | Своеобразие поэтического стиля. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…» | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
46 | Исповедальный характер лирики М.И.Цветаевой | Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Тоска по родине! Давно…», «Стихи о Москве», «Вчера ещё в глаза глядел» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
47 | Основные образы поэзии О.Мандельштама. | Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
48 | Творческая манера лирики О. Мандельштама. | Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» | Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
49 | Художественное своеобразие лирики О.Мандельштама | Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. «Невыразимая печаль», «Tristia» | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
50 | А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. | Конфликт человека и эпохи. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой Стихотворение «Песня последней встречи» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
51 | Внутренний мир героини А. Ахматовой | Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства «Сжала руки под темной вуалью…», Я научилась просто, мудро жить…», | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
52 | Тема Родины в стихотворениях А.А.Ахматовой. | Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. « Мне голос был. Он звал утешно…» Родная земля», | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
53 | Тема пота и поэзии в творчестве А.Ахматовой | Тема искусства «Бывает так: какая-то истома…» Мне ни к чему одические рати…» | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
54 | Отражение личной трагедии и народного горя в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» | История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
55 | Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой. | Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
56 | Б.Л. Пастернак Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы лирики. | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова Философская глубина лирики Пастернака. Соединение патетической интонации и разговорного языка. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
57 | Тема поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака | Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет» Быть знаменитым некрасиво…» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
58 | Природа и человек в поэзии Б.Л. Пастернака | Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. «Зимняя ночь» Снег идет», | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
59 | Образ главного героя в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». | История создания и публикации романа. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; | |
60 | Христианские мотивы в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». | Конфликт человека и эпохи. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
61 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. | М.А.Булгаков Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Конфликт человека и эпохи. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
62 | «Мастер и Маргарита» История создания и публикации. | История создания и публикации романа. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
63 | Своеобразие жанра и композиции романа. | Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
64 | Реальное и фантастическое в романе М.Булгакова. | Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Гипербола. Аллегория. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
65 | Библейские мотивы в романе М.Булгакова | Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
66 | Сатира в романе М.Булгакова. «Мастер и Маргарита | Эпическая широта и сатирическое начало в романе. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретиро вать художественное произведение | |
67 | Сочинение по творчеству М.А.Булгакова. | «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Художественное своеобразие романа. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
68 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». | Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане” Психологизм. Народность. Историзм. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
69 | Философская многозначность названия повести «Котлован». | Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; | |
70 | М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. История создания романа-эпопеи « Тихий Дон». | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции Функция пейзажа в романе. Смысл финала. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
71 | Изображение гражданской войны в романе-эпопее « Тихий Дон». | Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
72 | Изображение гражданской войны в романе-эпопее « Тихий Дон». | Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
73 | Система образов романа. | Система образов в романе. Женские образы. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
74 | Образ главного героя в романе «Тихий Дон». | Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
75 | Женские образы в романе «Тихий Дон». | Система образов в романе. Женские образы. | Знать/понимать содержание изученных литературных произведений. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
76 | Семейная тема в романе «Тихий Дон» | Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
77 | Утверждение высоких нравственных ценностей в романе «Тихий Дон» | «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
78 | Сочинение по роману «Тихий Дон» | «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Художественное своеобразие романа. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
79 | Сочинение по роману «Тихий Дон» | «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Художественное своеобразие романа. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
| Русская литература второй половины XX века (19 часов) |
80 | Литература второй половины XX века (обзор) | Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. | Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи. | |
81 | Литература второй половины XX века (обзор) | «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). | Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи. | |
82 | А.Т. Твардовский Жизнь и творчество. | Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Исповедальный характер лирики Твардовского. Стихотворения «Дробится рваный цоколь монумента…»,, «Памяти матери», «О сущем» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
83 | Тема исторической памяти в лирике А.Т.Твардовского | Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Стихотворения, Я знаю, никакой моей вины…» «Вся суть в одном-единственном завете…» | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
84 | В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы» | Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы. "Лагерная" тема в литературе. История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
85 | Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. | Характер повествования. «Последний замер», «Шоковая терапия» | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
86 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Лагерная» тема в повести «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретиро вать художественное произведение | |
87 | Роман «Архипелаг Гулаг» А.И.Солженицына | Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; | |
88 | «Деревенская» проза В.Шукшина | "Деревенская" проза. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
89 | Великая Отечественная война в творчестве В.Быкова. | Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе Нравственная проблематика повести «Сотников».Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа. Повесть «Обелиск» | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
90 | Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» | "Деревенская" проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Символические образы в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы | |
91 | Сочинение по творчеству писателей второй половины XX века | Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
92 | Сочинение по творчеству писателей второй половины XX века | Авторская позиция и способы ее выражения в произведении | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
93 | « Моя тихая Родина» в поэзии Н.М.Рубцова. | Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова. «Видения на холме», «Листья осенние» | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
94 | Тема одиночества человека в поэзии И. А. Бродского. | Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
95 | Б. Ш. Окуджава Стихотворения. | Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
96 | Сочинение по русской поэзии второй половины ХХ в. | Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
97 | А.Вампилов. Пьеса «Утиная охота» | Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
98 | Отражение современности в литературе последнего десятилетия | Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. С.Довлатов «Когда-то мы жили в горах» Н.Искренко «Зевая мы проветриваем дом» | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
| Литература народов России (1час) |
99 | М.Карим. Жизнь и творчество. Стихотворение «Цветы на камне» | Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык. | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
| Зарубежная литература(3 часа) |
100 | Итоговая тестовая работа | Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
101 | Творчество Э.Хемингуэя и Э.М.Ремарка. Лирика Т.Элиот и А.Рембо. | Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя. «Старик и море» Взаимодействие зарубежной, русской литературы, отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XX в. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. «Три товарища». Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы. Т.Элиот, «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» А.Рембо «Вечерняя песня» | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
102 | Б.Шоу. Пьеса «Пигмалион» | Проблемы самопознания и нравственного выбора | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |