РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» (базовый уровень) 2014-2015 учебный год 8 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» (базовый уровень) 2014-2015 учебный год 8 класс
Данная Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературе основного общего образования с использованием программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин,В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово», 2009 года, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» (базовый уровень) 2014-2015 учебный год 8 класс »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
с углубленным изучением отдельных предметов
(МОБУ СОШ № 14)
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам.директора по УВР_________ Директор школы
Председатель МО ___________ «_____» ________ 2014 г. А.Г.Помалейко _________
протокол № ________ Приказ № ________
от «____»_________ 2014 г. от «____»_________ 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
2014-2015 учебный год
КЛАСС: 8 «А»
Разработала:
Никитина Сталина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
г.Благовещенск, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы “предметных результатов” (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма
Для реализации задач литературного образования в программу по литературе авторов Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, на основе которой составлена данная рабочая программа, начиная с 5 класса, включаются вершинные произведения классической литературы и литературы 20- века, соответствующие особенностям развития и читательским интересам учащихся того или иного возраста. Восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 8 класса происходит на новой ступени. К этому возрасту у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст. В связи с этим в 8 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника. Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. В период становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах в программу 8 класса включены произведения, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема “человек – общество - государство”. Акцент делается на осмыслении вечных тем: власть и народ, человек и война, жизнь и смерть, назначение поэта и поэзии, труд и творчество, любовь и ненависть.
На основании требований Государственного образовательного стандарта. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
обучение развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
умение составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;
Таким образом, компетентностный подход к созданию рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу “готовых знаний”, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Рабочая программа разработана на основании нормативных правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»
Образовательная программа основного общего образования на период 2012-2015 годы, утверждённая педагогическим советом МОБУ СОШ №14, протокол №1от 29 августа 2012 года
Учебный план МОБУ СОШ №14 на 2014-2015 год
Годовой календарный график МОБУ СОШ №14 на 2014-2015 учебный год
Данная Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературе основного общего образования с использованием программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин,В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово», 2009 года, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебном плане МОБУ СОШ № 14 города Благовещенска Амурской области для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов: 2 часа в неделю - 70 часов в год. Из них: 12 уроков развития речи,классных сочинений – 4, 1– домашнее сочинение, 4 - урока внеклассного чтения, 1 - урок-проект, 1 - урок-исследование, 1 лабораторная работа, 1 - контрольный тест.
В 2014-2015 учебном году литературное образование в школена базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы).
Учебник « Литература. 8 класс в 2-х частях. Автор составитель: Г.С.Меркин. Москва, «Русское слово», 2011 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.
Особенностью данной рабочей программы является то, что в каждом разделе предусмотрено проведение уроков развития речи с целью формирования речевой культуры пятиклассников. Для формирования навыков исследовательской и проектной деятельности предусмотрены уроки исследования и проектирования. Так как 3 четверть самая продолжительная, то в данный период запланировано написание классного сочинения и домашнего сочинения. Считаю, что такой подход позволит облегчить задачу восьмиклассникам при написании домашнего сочинения. Изучение раздела «Из зарубежной литературы» увеличено на 2 часа, потому что является одним из сложных в усвоении. Следовательно, изучение литературы 19 века было сокращено на 2 часа, так как здесь встретились ребятам уже хорошо знакомые произведения. При выборе системы обучения и УМК учитывалось соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям школьников, соответствие федеральному перечню, обеспеченность школы учебниками данного учебно-методического комплекта. Программа рассчитана на 70 часов. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по литературе.
На данном этапе литературного образования сохраняет актуальность проблема формирования аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, связи произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Преобладающие формы проведения уроков: беседы, практикумы, урок усвоения новых знаний.
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);
методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико – синтетических упражнений);
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая работа, контрольный тест во 2-й части программы )
Виды и формы контроля
Формы контроля
индивидуальны
групповой
фронтальный
Виды контроля
предварительный
текущий
тематический
итоговый
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен
знать / понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений ;
- основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса;
- изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;
- участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:
- создания связного текста;
- определения своего круга чтения;
- поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Г.Р. Державин « Памятник»
Поэты пушкинской поры Одно стихотворение
А.С. Пушкин «19 октября» ( отрывок). « И. Пущину»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (отрывок)
Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны»
А. А. Фет «Учись у них - у дуба, у берёзы»
В.В.Маяковский Стихотворение по выбору
Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе»
М.В. Исаковский «Катюша»
А.Т. Твардовский Отрывок из поэмы
Содержание программы учебного курса
«Литература». 8 класс
70 часов
Введение (1ч.)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества (3ч.)
Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы (3ч.)
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из литературы ХVIII века (3 ч.)
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала ХIХ века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
«Ревизор»:творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века
А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.
А.Н.Островский
Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки» А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы ХХ века (21 ч.)
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся
О серьезном — с улыбкой
(сатира начала ХХ века)
Н.А. Тэффи.«Сон и чужие», М.М. Зощенко.«Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
А. Грин
Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.
Теория литературы: романтическое движение в повести.
Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.
Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: А.Т.Твардовского: «За далью-даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы ( 5ч.)
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Э.Т.А. Гофман
Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик». Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве.
Дж. Г. Байрон
Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
«В темном лесе, темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» , Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Из литературы ХIХвека
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»; В.А.Жуковский. «Кубок»; К.Ф. Рылеев. «Державин»; П.А.Вяземский. «Тройка»; Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»; А.С. Пушкин. «Муза, 3олото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад», Н.В. Гоголь. «Портрет»; И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»; Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка»; А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо»; Л.Н. Толстой. «Холстомер».
Из литературы ХХ века
М. Горький. «Сказки об Италии»; А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...»; М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года»; С.А. Есенин. «Письмо матери»; Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»; А. Грин. «Бегущая по волнам»; В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель»; Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида»; В. Шаламов. «Детский сад»; В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки»; В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»; Д.С. Лихачев. «3аметки о русском».
Из зарубежной литературы
В. Гюго. «Девяносто третий год».
Учебно-тематический план
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Введение
1
2
Исторические песни
3
3
Из древнерусской литературы
3
4
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
5
5
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
33
6
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
19
7
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
5
8
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ГОДА
1
ИТОГО:
70
Литература и средства обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 9-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20011.
Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс»/ Авторы-составители: Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин – 2-е издание –М., «Русское слово», 2008.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 5-е изд., испр. И доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово – РС»,2009.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 9-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2001
Литература.
«Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.
Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
Русская литература 18 века./С. В. Сергушева. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя/ Агапова И. А., Давыдова М.А. М.: ТЦ Сфера, 2004
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во час
Дата
Тип и форма урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Домашние задание
1 четверть ( 17 часов)
1
Художественная литература и история
1
02.09
Вводный урок
Знакомство со структурой и содержанием учебника.
Художественная литература и история. Творческий процесс, творческое вдохновение, творческое воображение
Знать значение художественного произведения в культурном наследии страны, специфику творческого процесса.
Мини-сочинение «Почему чтение художественного произведения – это и труд и творчество?»
Знать тематику лирики Пушкина. Уметь конструировать вопросы к статье учебники, анализировать лирическое произведение
Анализ стихотворения
Выучить стихотворение о лицейской дружбе
19
20
«Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе.
2
11.11
14.11
Урок анализа произведения
Историческая основа романа. Творческая история романа. Честь. Истоки формирования характера Петра Гринева. Анализ 1-2 глав.
Знать историю романа, историческую основу произведения. Понимать нравственные основы личности отца Петра Гринева.
Художественный пересказ
Пересказ стр. 120 -123.
Чтение глав 3-5. Составить цитатный план главы «Поединок»
21
Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой»
1
18.11
Урок анализа произведения
Облик Белогорской крепости. Комендант и его семья. Знатятия Гринева в крепости. Гринев и Швабрин.
Уметь составлять рассказ о герое, цитатный план, проводить исследовательскую работу с текстом
Цитатный план
Читать главы 6 – 14. Составить сложный план главы «Приступ»
22
23
Тема человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе.
2
21.11
25.11
Урок анализа произведения
Исторические события в романе. Пугачевщина. Символическое значение бурана. «Маски» Пугачева. Образ Маши Мироновой.
Уметь анализировать эпическое произведение в единстве формы и содержания, работать с иллюстрациями и статьей учебника.
Тест по произведению
Вопросы стр. 231 - 233
24
Защита рефератов по творчеству А.С. Пушкина. Контрольная работа по повести
1
28.11
Урок - семинар
Контрольная работа по роману
М. Ю. Лермонтов (3 часа)
25
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме
1
02.12
Комбинированный урок
Кавказ в творчестве Лермонтова. Лермонтов художник. Военная служба Лермонтова. Творческая история поэмы. Композиция. Выразительное чтение. Эпиграф
Знать особенности композиции произведения. Уметь составлять тезисный и цитатный план.
Выразительное чтение
Выучить наизусть отрывок из поэмы.
26
Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
1
05.12
Урок анализа лирического произведения
Основа поэмы – романтическая концепция двух миров. Символ неволи – монастырь Анализ глав.
Уметь выявлять художественную идею произведения, работать со статьей учебника
Чтение наизусть. Тест.
Пересказ стать учебника о Гоголе.
27
Сочинение по поэме М.Ю. Мцыри»
1
09.12
Урок развития речи
Сочинение.
Написать сочинение.
Н.В. Гоголь ( 6 часов)
28
Краткие сведения о Н.В. Гоголе. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии.
1
12.12
Комбинированный урок
Пересказ статьи учебника о Н.В. Гоголе. Творческая история комедии. Сценическая история комедии. Эпиграф. Знакомство с афишей. Толкование говорящих имен.
Знать особенности драматического рода, биографию Гоголя. Уметь работать с учебником.
пересказ
Читать 1 действие, заполнить таблицу
29
«Сборный город всей темной стороны» ( Анализ первого действия.
1
16.12
Урок анализа драматического произведения
Городничий и городские чиновники. Облик городских богоугодных заведений. Страх действующее лицо комедии.
Понимать авторскую позицию, Уметь выразительно читать по ролям, проводить исследовательскую работу.
Таблица. Выразительное чтение по ролям.
Прочитать 2 – 3 действие комедии.
30
Хлестаков и городничий (анализ второго действия). Хлестаков – «вельможа и значительное лицо» ( анлиз третьего действия0
1
19.12
Урок анализа драматического произведения
Просмотр видеофрагментов. Анализ второго действия. Городничий и Хлестаков. Осип. Анализ 3 действия. Хлестаков и чиновники.
Уметь составлять цитатный план, анализировать речь персонажей.
Цитатный план. Выразительное чтение по ролям.
Прочитать 4-5 действие.
31
32
Хлестаков р ревизор ( Анализ 4 действия). Художественная идея комедии ( анализ 5 действия)
2
23.12
26.12
Урок анализа драматического произведения
Исследовательская работа с текстом. Анализ эпизодов. Развязка комедии «Ревизор.
Понимать авторскую позицию, Уметь выразительно читать по ролям, проводить исследовательскую работу.
Таблица. Выразительное чтение по ролям.
Тест
рефераты
3 четверть (20 часов)
33
Итоговый урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор
1
30.12
Урок - викторина
Знать произведение «Ревизор», уметь отвечать на вопросы.
тест
И.С. Тургенев (4 часа)
34
35
И.С. Тургенев «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие традиции в повести.
2
13.01
16.01
Урок изучения нового материала
Краткие сведения биографии И.С. Тургенева. Творческая история повести «Ася». Комментированное чтение 1 главы
Знать биографию И.С. Тургенева, творческой истории произведения. Уметь сопоставлять героев.
Письменный ответ на вопрос «Какие события жизни И.С. Тургенева оказали влияние на замысел повести «Ася»
Цитатный портрет героя
36
Композиция повести. Образ «Аси»
1
20.01
Комбинированный урок
Композиция повести. Элементы фабулы. Образ Аси. Ася и Гагин – исследовательская работа с текстом.
Знать особенности композиции повести. Понимать причины обусловившие противоречивость поступков героини. Уметь составлять цитатный портрет героя
Цитатный портрет героя
Стр. 49-57 читать. Вопросы 1, 2 стр. 57
37
Образ природы. Тема рока в повести.
1
23.01
Урок анализа прозаического произведения
Природа в повести. Символы природы. Мотив реки в повести.
Понимать символическое значение образа Рейна в повести, смысл роковых предзнаменований. Уметь проводить исследовательскую работу с текстом.
сочинение
Написать сочинение.
Н.А. Некрасов ( 2 часа)
38
Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны..»
1
27.01
Урок изучения нового материала
Рассказ о поэте. Журнал «Современник». Крымская война в изображении поэтов. Стихотворение «Внимая ужасам войны…»
Знать биографии Некрасова, тема Крымской войны. Уметь работать с учебником, выделять главное в прослушанном.
Тезисный план
Выучить стихотворение
39
Н.А. Некрасов «Зеленый шум»
1
30.01
Урок анализа лирического произведения
Нравственная философия Некрасова. Лирический герой. Художественные приемы.
Уметь проводить многоуровневый анализ поэтического текста
таблица
С. 69 – 71 пересказ
40
Краткие сведения о А.А. Фете. «Целый мир от красоты». «Учись у них – у дуба, у березы»
1
03.02
Урок анализа лирического произведения
А.А. Фет – поэт не мысли, а не осознанных ощущений. «Целый мир от красоты» анализ стихотворения. «Учись у них – у дуба, у березы». «Одинокий дуб».
Уметь выявлять художественную идею стихотворения выполнять анализ лирического произведения
Чтение наизусть
Выучить стихотворение Фета. Вопросы к статье «Творческая история пьесы «Снегурочка»
А. Н. Островский ( 2 часа)
41
Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями.
1
06.02
Урок изучения нового материала
А.Н. Островский – краткие сведения из биографии.. Образ Снегурочки в русских произведениях. Черты книжной народной и литературной сказки. Композиция волшебной сказки. Элементы фольклора в сказке.
Знать факты биографии Островского, оказавшими влияние на формирование таланта драматурга. Уметь выявлять сходство сюжета и композиции пьесы.
пересказ
С. 97 – 99 пересказ, заполнить таблицу
42
Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского
1
10.02
Урок анализа драматического произведения
Основа конфликта – столкновение олицетворенных явлений природы. Герои пьесы-сказки. Берендеево царство.. Пьеса «Снегурочка» в кино и музыке.
Уметь находить конфликт пьесы-сказки, составлять литературный комментарий
Составить литературный комментарий
Художественный пересказ стр. 107 - 127
Л. Н. Толстой ( 3 часа)
43
Краткие сведение о Л.Н. Толстом. «Отрочество»
1
13.02
Урок изучения нового материала
Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого. Художественный пересказ глав «Отрочество». «Поездка на долгих», «Гроза». Работа над анализом глав
Знать особенности мировосприятия Николеньки. Уметь пересказывать текст
пересказ
Вопросы стр. 127
44
Л.Н. Толстой. «После бала». История создания. Анализ 1 части рассказа.
1
17.02
Урок анализа произведения
Жизненные источники рассказа «После бала». Композиция. Герои во время бала
Знать философскую основу рассказа, особенности композиции. Уметь исследовать текст.
таблица
Выписать из второй части цитаты
45
«После бала» Анализ второй части рассказа
1
20.02
Урок анализа произведения
Детали пейзажа, звуки второй части рассказа. Варианты окончания рассказа.
Знать художественную идею текста. Уметь исследовать текст
сочинение
Написать сочинение
Из литературы 20 века
46
47
М. Горький «Макар Чудра»
2
24.02
27.02
Урок изучения нового материала
М. Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького
Знать особенности литературы 20 века, романтизма, Уметь работать с текстом
цитаты
Стр. 153 – 158 читать, вопросы стр. 179, вопрос 2 составить таблицу
48
М. Горький «Мой спутник».
1
03.03
Урок анализа произведения
Реализм Горького. Образ Шарко и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начала.
Знать особенности мировоззрения рассказчика. Уметь составлять сравнительную характеристику, исследовать текст
Сравнительная таблица
Пересказ эпизода
49
В.В. Маяковский. Поэт и толпа в стихах Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям»
1
06.03
Комбинированный урок
Краткие сведения о Маяковском. Характерные черты лирики. Изобразительно-выразительные средства.
Понимать художественную идею произведения. Уметь выполнять филологический анализ поэтического текста
Рефераты стр. 197
50
Журнал «Сатирикон» Н. А Тэффи Темы творчества
1
10.03
Урок-семинар
Краткие сведения о Тэффи. Журнал «Сатирикон». Темы и идеи
Знать основные темы и особенности творчества писательницы
рефераты
Чит с. 193 -196. Выписать определение видов комического
51
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»
1
13.03
Урок анализа произведения
Виды комического. Особенности сюжета и композиции. Исследовательская работа с текстом
Знать способы формирования диалога между автором и читателем. Уметь исследовать текст
Исследовательская работа
52
М.М. Зощенко. Большие проблемы «маленьких людей»
1
17.03
Урок изучения нового материала
Особенности творчества Зощенко в разные периоды. Человек и государство. Художественное своеобразие рассказов.
Знать ключевые темы творчества Зощенко, художественное своеобразие его рассказов.
Стр. 205 Самостоятельная работа
4 четверть ( 18 часов)
53
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Тэффи и Зощенко
1
20.03
Урок внеклассного чтения
Особенности языка и стиля писателя. Образы героев, рассказчика, авторская позиция.
Уметь проводить исследовательскую работу с текстом.
Творческая работа
Задание 2 стр. 204
54
Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе»
1
31.03
Урок анализа лирического произведения
Основные темы лирики Заболоцкого. Метафоричность поэзии
Уметь находить изобразительно- выразительные средства, анализировать лирические произведения
Чтение наизусть
Выучить стихотворение
55
Сочинение «Что есть красота?»
1
03.04
Урок развития речи
Уметь писать сочинение-рассуждение, подбирать цитаты к сочинению.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(243) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Литература» для основной школы на основе программы по литературе УМК В.Я. Коровиной 7 класс Базовый уровень"
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_litieratura_dlia_osnovnoi_shkoly_na_osnovie_proghrammy"
["file_id"] => string(6) "428575"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1505677276"
}
}