Рабочая программа по литературе 8 класса под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина
Рабочая программа по литературе 8 класса под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина
Рабочая программа по литературе 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе 2004 года, Примерной программы основного общего образования по литературе 2004 г., программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов авт. –сост.: Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класса под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина »
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе 2004 года, Примерной программы основного общего образования по литературе 2004 г., программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов авт. –сост.: Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» 2008 г. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения) и авторской программы по литературе под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. 4- издание, исправленное и дополненное. – М. : Русское слово, 2010г
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 8 классе предполагается обучение в объёме 70 часов (2 часа в неделю). В соответствие с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 8 классе реализуется программа базового уровня.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
заучивание наизусть стихотворных текстов;
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание изложений с элементами сочинения;
анализ и интерпретация произведений;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Раздел 2. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Раздел 4. Содержание программы учебного предмета
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственныхпредставлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы XIX века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А.Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л. Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
Сатира начала XX века
Н.А. Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;
Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;
В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами:повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами:история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи:дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ
№п\п
Наименование разделов
Количество часов
1.
Введение
1
2.
Устное народное творчество
2
3.
Древнерусская литература
3
4.
Литература 18 века
3
5.
Литература 19 века
32
6.
Литература 20 века
22
7.
Зарубежная литература
4
8.
Что читать летом?
1
ИТОГО
70, из них 4 часа развития речи, 2 контрольные работы, 4 часа внекл. чт.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
Домашнее
задание
Дата проведения
Примеча-ние
План
факт
1.
Введение
Художественная литература и история.
Комбинированный урок
Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Знать жанры и роды художественной литературы.
Стр.3-4 (изучить)
04.09.2014г
2.
Из устного народного творчества
Исторические песни
«Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»
Урок изучения нового материала
Отражение жизни народа в исторических песнях. Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины , песня-плач.
«Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молится по сыне»
Урок изучения нового материала
Средства выразительности русского языка. Проблематика произведения.
Уметь находить средства выразительности в исторических песнях, формулировать проблему, затронутую в произведении. Уметь выразительно читать поэтический текст.
Стр.10-11(изучить,стр.)
18(в.1-7 устно)
11.09.2014г
4.
Из древнерусской литературы
«Сказание о Борисе и Глебе»
«Слово о погибели Русской земли»..
Урок изучения нового материала
Тематическое многообразие древнерусской литературы. Житийная литература. Сказание и слово как жанры древнерусской литературы. Летописный свод. Выразительность речи. Тропы и фигуры речи.
Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь наблюдать над лексическим составом произведения .
Уметь находить средства выразительности в художественном произведении.
Стр.19-20 (изучить)
15.09.2014г
5.
«Житие Сергия Радонежского».
Урок изучения нового материала
Основные нравственные проблемы житийной литературы.
Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.
Стр.27-28 (в.1,2,6) устно
18.09.2014г
6.
«Житие Александра Невского».
Комбинированный урок
Основные нравственные проблемы житийной литературы.
Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.
Стр.38-39 (в.1,2,5)устно
22.09.2014г
7.
Из литературы 18 века
Г.Р Державин
Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»
Урок изучения нового материала
Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта. Основные мотивы стихотворений Державина.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, ода.
Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. Находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.
Наизусть стих. «Памят-ник», стр.47 (в.4 устно)
25.09.2014г
8.
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.
Урок изучения нового материала
Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному). Жанр сентиментальной повести.
Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.
Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.
Владеть различными видами чтения и пересказа.
«Бедная Лиза» прочитать
29.09.2014г
9.
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика
Урок-практикум
Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения.
Владеть анализом прозаического произведения.
Стр.65 (в.1,2,3,4,8 устно)
02.10.2014г
10
Из литературы 19 века
Поэты круга Пушкина:
Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского.
Урок-проект
Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий:
Уметь определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности.
Стр.269(в.1,2,4,5,6 устно)
20.11.2014г
22
Композиция и художественные особенности поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Урок-практикум
Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия – как форма выразительности поэтической силы, монолог – важнейшее средство раскрытия характера Мцыри.
Уметь работать с поэтическим текстом, проводить его анализ.
Стр.269 (в.9 письмен-но), выу-
чить наи-зусть отры-вок из поэ-мы (по выбору).
24.11.2014г
23
«Мцыри – любимый идеал поэта»-В.Белинский.
Урок изучения нового материала
Обобщения и выводы по образу главного героя поэмы. Значение поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы.
Написать сочинение по одной из тем на стр.271.
27.11.2014г
24
Н.В Гоголь. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор»
Комбинированный урок
Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина.
Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.
Инд. зада-ния по группам (сообще-ния о би ографии Некрасова)
25.12.2014г
32
Н.А. Некрасов .Судьба и жизнь народная в изображении поэта.
Урок изучения нового материала
Сведения о биографии писателя.
Тематика лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений «Зеленый шум»,
Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.
Наизусть выучить стихотворение Некрасова (по выбору).
29.12.2014г
33-
34
А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта
Гармония чувств, единство с миром природы, духовность лирики Фета.
Гармония чувств, единство с миром природы, духовность лирики Фета.
Сведения о биографии поэта. Мир природы и духовности в поэзии поэта. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир красоты».
Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их.
Стр.73-74 прочитать, в.1-3 устно.
Стр. 75, вопрос 7 устно
12.01.2015г
15.01.2015г
35
А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе.
Урок изучения нового материала
Биографические сведения . Основные произведения. Островский и театр.
Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра.
Прочитать пьесу«Сне-гурочка»
19.01.2015г
36
А.Н. Островский. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Образ Снегурочки
Урок-практикум
Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы.
Определять жанр «Снегурочки»
Стр.97-103 прочитать
22.01.2015г
37
А.Н. Островский .Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке
Комбинированный урок
Связь пьесы с УНТ.
Определять, какие события пьесы составляют ее композицию: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.
Стр.117, вопросы 3,5 устно.
29.01.2015г
39
Л.Н. Толстой «После бала».. Приёмы создания образов.
Комбинированный урок
История рассказа. Жанр рассказа. Наблюдения за полковником на балу и после бала. Основные мотивы рассказа.
Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.
Стр.127, вопросы 2,6 устно
02.02.2015г
40
Л.Н. Толстой «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола
Урок-практикум
Главная мысль рассказа. Личная ответственность человека за все, что он совершает в жизни.
Прием контраста
Понять главную мысль рассказа, уметь находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев.
Стр.127, вопросы 8,9 устно
05.02.2015г
41
Контрольное сочинение по теме «Литература 19 века».
Урок контроля
Контроль знаний
09.02.2015г
42
Из литературы 20 века
М. Горький. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».
Урок изучения нового материала
Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя. Романтический рассказ.
Уметь наблюдать над композицией рассказа.
Стр. 152, вопросы 3,4,5 устно
12.02.2015г
43
М. Горький «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа
Урок изучения нового материала
Идейное своеобразие песни.
Образ-символ. Поэтизация гордых и сильных людей. Романтический герой.
Определять, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения.
Прочитать рассказ «Мой спутник»
16.02.2015г
44
Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»
Комбинированный урок
Идеал личности в раннем творчестве писателя.
Определять художественные средства, которые использованы в рассказе. Уметь находить черты романтизма в описании природы.
Стр.179, вопросы 9,10 устно.
Инд . зада-ние стр.181, в.1-4 по выбору.
19.02.2015г
45-
В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы»
Комбинированный урок
Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта.
Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений .
Стр. 190, вопросы
1-5
устно.
23.02.2015г
46
Поэт и толпа в стихотворениях В.В. Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям»
Урок исследова-ние
Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского. Лексика, рифма, ритм, система образов, поэтический синтаксис, интонация в стихотворениях Маяковского.
Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений .
Подготовить выразитель-ное чтение стихотворе-ния
26.02.2015г
47
Н.А. Тэффи «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.
Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.
Наизусть стихотворение Забо- лоцкого по выбору.
09.03.2015г
50
Н.А. Заболоцкий «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта
Урок- практикум
Основная мысль стихотворения, мастерство поэта в создании образа. Разное понимание красоты: внешнее и внутреннее.
Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.
Стр. 212, вопросы 1-3 устно.
12.03.2015г
51
Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)
Урок развития речи
Развитие речи учащихся.
Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.
Доработать сочинение.
16.03.2015г
52.
Поэзия М.В.Исаковского.
Урок изучения нового материала
Биографические сведения. Связь лирики поэта с УНТ, основные черты поэзии Исаковского.
Выразительное чтение стихотворений.
Стр. 252-253 изучить.
19.03.2015г
53.
А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».
Комбинированный урок
Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения.
История создания поэмы «За далью-даль»
Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения.
Стр. 248, вопросы 1,2 устно
30.03.2015г
54.
А.Т. Твардовский. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора.
Урок- практикум
Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов поэмы. Особенность поэтического языка поэмы, роль лирических отступлений.
Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.
Стр. 248, вопросы 3 устно, 4 письменно.
02.04.2015г
55.
Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.
Урок изучения нового материала
Краткие биографические сведения о писателе, обзор основных произведений.
Уметь объяснять своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему.
Прочитать рассказ «Фотогра-фия, на которой меня нет»
06.04.2015г
56.
В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.
Урок- практикум
Художественный пересказ рассказа, чтение ключевых эпизодов, разговор о деревенской жизни 30-х годов 20 века, о человеческих характерах и отношениях между людьми. Образ бабушки и учителя.
Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.
Стр. 270, вопросы 6-11
09.04.2015г
57
Вн.чт. «Музы не молчали» (стихи поэтов 20 века о войне)
Комбинированный урок
Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии. Как при помощи силы слова и музыки поэты воздействовали на души людей, изнуренных войной.