Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.
В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.
В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.
В 9 классе — 3,0 — 4,0.
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
2. или не более двух недочетов.
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.
Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Виды контроля | Дата проведения |
| | | | | | План | Факт |
1 | Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | 1 | Изучение нового материала | Личностные: выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём главное. Предметные: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Фронтальный опрос | 01.09 04.09 | |
2 | Русская старина. Народная песня | 1 | Изучение нового материала | Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы | 05.09 05.09 | |
3 | Исторические народные песни | 1 | Изучение нового материала | Личностные: понимание принципов построения или создания произведений каждого жанра; создание считалки, небылицы, загадки. Метапредметные: овладение умением составлять малые жанры фольклора, находить их черты их сходства и различия. Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Самостоятельная работа | 07.09 11.09 | |
4 | Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского» | 1 | Углубление ЗУН | Личностные: понимание жанровых особенностей, видов сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки -небылицы, характер ные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказоч -ные зачины и концовки); Метапредметные: определение характерных для сказок обороты речи в самостоя тельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. Предметные: давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жан-ра. | Фронтальный опрос Сочинение-миниатюра | 12.09 12.09 | |
5 | «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. | 1 | Углубление ЗУН | Личностные: понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение отличий в вариан тах сказки; умение определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок. | Ответы на вопросы | 14.09 18.09 | |
6 | Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. | 1 | Изучение нового материала | Личностные: умение формули ровать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображе ние, мотивировать ответ. Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения Предметные: знание жанровых особенностей повести; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок. | Ответы на вопросы | 19.09 19.09 | |
7 | События повести «Наталья, боярская дочь». Характеры героев | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: понимание тайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев Метапредметные: умение работать с текстовым материа лом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки Предметные: иметь представле ние о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим) | Участие в аналитической беседе | 21.09 25.09 | |
8 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | 1 | Комбинированный урок | Личностные: понимание тайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ых приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев Метапредметные: умение работать со статьёй учебника, знание основных этапов жизни и творчество художников. Предметные: умение находить отличия в вариантах сказки. | Ответы на вопросы урока и вопросы викторины | 26.09 26.09 | |
9 | К.Ф.Рылеев | 1 | Изучение нового материала | Личностные: понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умение определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста. Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок. | Индивидуальный, ответы на вопросы | 28.09 02.10 | |
10 | А.С.Пушкин Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка» | 1 | Изучение нового материала | Личностные: понимание особенностей сюжета сказки; умение видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию Метапредметные: овладение умением пересказа текста, умение составлять план по предложенному тексту. Предметные: закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Индивидуальный, ответы на вопросы | 03.10 03.10 | |
11 | Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав. | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа) Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставлен ные вопросы. Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок. | Индивидуальный, ответы на вопросы | 05.10 09.10 | |
12 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…». Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтени текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин. Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напев ность, отношение автора к героям) | Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | 10.10 10.10 | |
13 | Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверж- дение наук в отечестве». Метапредметные: овладение умением выразительного чтения стихотворений Предметные: знать определе ние теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противо поставлен житейский, практический опыт простого человека | Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | 12.10 16.10 | |
14 | Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12 | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни Метапредметные: умение выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: знать жанровые особенности басни | оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу | 17.10 17.10 | |
15 | Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений» | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов Предметные: знать жанровые особенности басни | Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно) | 19.10 23.10 | |
16 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Личностные: на основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текс та, включать авторское отноше ние к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения. Метапредметные: умение выразительно читать Предметные: знать художествен ные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использо вать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | 21.10 22.10 | |
17 | Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Личностные: знание основных мотивов творчества Крылова Предметные: понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; умение оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | 24.10 24.10 | |
18-19 | Сочинение по повести «Капитанская дочка» | 2 | Контрольный урок | Личностные: знать сведения о поэте, историю создания сказки Метапредметные: умение работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки. | | 26.10 09.11 30.10 31.10 | |
20 | Обобщающий урок-игра | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Личностные:понимание роли и значения сказок в жизни селовека Метапредметные: овладение умением составления таблицы, выявление общих и отличитель ных черт Предметные: знание сюжета и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки | Оценка выполнения предложенных заданий | 14.11 14.11 | |
21 | «Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения | 1 | Изучение нового материала | Личностные: знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», Метапредметные: вырабатывать умение выразительного чтения Предметные: знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям | Оценка ответов учащихся на уроке | 16.11 20.11 | |
22 | Жизнь и судьба М.Лермонтова Кавказ в жизни и творчестве поэта | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе Метапредметные: вырабатывать умение вырази тельного чтения, умение работать с различными источни-ками, выделять главное в текс-те, отвечать на поставленные вопрсы. Предметные: понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона | Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать | 21.11 21.11 | |
23 | «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. | 1 | Комбинированный урок | Личностные: знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни Метапредметные: отработка умения выразительно читать стихотворение Предметные: оценивать отно шение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы | Оценка ответов учащихся | 23.11 27.11 | |
24 | Образ Мцыри в поэме | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Личностные: знать историю рождения сюжета сказки Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, отработка умения выразительно читать стихотворение Предметные: знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев | Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы | 28.11 28.11 | |
25 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | 1 | Комбинированный урок | Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью | Оценка ответов на поставленные вопросы | 30.11 04.12 | |
26 | Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: понимание роли сказки в жизни человека Метапредметные: выработать умение выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять критерии для сравнения произ-ведений Предметные: отработать умение делать сравнительную характеристику персонажей, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, объяснять отношение автора к изображаемому | | 05.12 05.12 | |
27 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | 1 | Изучение нового материала | Личностные: овладеть сведениями о жизни писателя, что такое псевдоним Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос Предметные: выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки | Выборочная проверка записей, сделанных учеником | 07.12 11.12 | |
28 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | 1 | Комбинированный урок | Личностные: знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; Метапредметные: отработать умение выразительного чтения, краткого пересказа текста Предметные: умение находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер | Оценка ответов учащихся в ходе урока | 12.12 12.12 | |
29 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова | 1 | Комбинированный урок | Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией Предметные: умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог. | Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах. | 14.12 18.12 | |
30 | Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. | 1 | Комбинированный урок | Личностные: умение объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-вырази тельные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и лично-стного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения Метапредметные: выработать умение выразительно читать, сопоставлять текст произведе ния с иллюстрациями, Бородинского сражения Предметные: при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий | Оценка ответов во время работы с текстом | 19.12 19.12 | |
31 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | 1 | Комбинированный урок | Личностные: знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И..Репина Предметные: иметь представ ление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения | Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы. | 21.12 25.12 | |
32 | Практическая работа по комедии «Ревизор» | 1 | Контрольный урок | Личностные: знать определение теоретичес ких понятий: юмор, фантастика Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказы -вать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное | Уровень выполнения практической работы | 26.12 26.12 | |
33 | И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася» | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией Предметные: иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды | Индивидуальный | 11.01 15.01 | |
34 | История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя. | 1 | Комбинированный урок | Личностные: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий; Метапредметные: умение отвечать на поставленный вопрос Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа. | Оценка ответов во время беседы на знание текста | 16.01 16.01 | |
35 | Роль 16 главы в повести «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя. | 1 | Комбинированный урок | Личностные: знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм | Оценка умения анализировать произведение | 18.01 22.01 | |
36 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать содержание стихотворения Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные:уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями | Оценка ответов во время беседы | 23.01 23.01 | |
37 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | 1 | Комбинированный урок | Личностные: соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст-вом учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы Предметные: Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы | Ответы во время беседы, тест | 25.01 29.01 | |
38 | Внеклассное чтение по повести «Хаджи Мурат» | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства. Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. Предметные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | 30.01 30.01 | |
39 | Сочинение | 1 | Контрольный урок | Личностные: сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. Метапредметные: комменти ровать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно переска зывать эпизоды, составлять цитатный план. Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | | 06.02 06.02 | |
40 | Поэзия родной природы | 1 | Комбинированный урок | Личностные: знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; Метапредметные: уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, проследить за изменениями, произошедшими в главном герое Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Оценка выразительного чтения наизусть | 08.02 12.02 | |
41 | А.П.Чехов. рассказ «о любви» как история об упущенном счастье. | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст-вом учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы Предметные: уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя | Оценка за выполнение домашнего задания | 13.02 13.02 | |
42 | И.А.Бунин. слово о писателе | 1 | Изучение нового материала | Личностные: знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения Метапредметные: планоровать свою деятельность под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос Предметные: уметь определять, какие художествен ные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. | Выборочная проверка составленных тезисов | 15.02 19.02 | |
43 | И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой» Метапредметные: планировать свою деятельность под руковод-ством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений Предметные: уметь опериро вать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого | Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы | 20.02 20.02 | |
44-45 | А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | 2 | Совершенствование ЗУН | Личностные: Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) Метапредметные: планировать свою деятельность под руковод-ством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений Предметные: умение опериро вать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя | Индивидуальный, групповой | 22.02 27.02 26.02 27.02 | |
46-47 | Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма» | 1 | Комбинированный урок | Личностные: Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогичес кой речью. Метапредметные: комменти ровать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно переска зывать эпизоды, установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи Предметные: уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости) | Индивидуальная | 05.03 07.03 04.03 05.03 | |
48 | А.М.Горький. личность писателя. «Явление босяка» в творчестве писателя | 1 | Изучение нового материала | Личностные: совершенствовать навыки устного и письменного высказывания Метапредметные: находить ответ на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы. | Выборочная проверка тезисов, творческого задания | 12.03 12.03 | |
49 | Рассказ А.М.Горького «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного Метаредметные: умение работатьс учебником, выделять главное в тексте, установление ассоциативных связей с иллюст рацией Предметные: передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речь героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации | Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста | 14.03 18.03 | |
50 | А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. | 1 | Изучение нового материала | Личностные: умение опреде лять такие приемы юмористи ческой и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость худо-жественной детали, контраст -ность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуаль -ность речи Метапредметные: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение. Предметные: характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию. | Индивидуальный | 19.03 19.03 | |
51 | А.Блок «На поле Куликовом» | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать основные сведения из биографии поэтов; Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразитель ности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Коллективная, групповая, индивидуальная | 21.03 25.03 | |
52 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать план анализа лирического произведения Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, отрабатывать навыки выразительного чтения Предметные: уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст | Индивидуальная | 26.03 26.03 | |
53 | А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» | 1 | Изучение нового материала | Личностные: знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»; понимать авторское отношение к описываемым событиям; Метапредметные: планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого Предметные: уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проник нуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне | Коллективный, индивидуальный | 04.04 08.04 | |
54 | «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа» | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события Метапредметные: планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого Предметные: наблюдать за художествен ными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества | Оценка ответов во время урока | 09.04 09.04 | |
55-56 | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. | 1 | Совершенствование ЗУН | Личностные: знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений; Метапредметные: планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого Предметные: уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения | Оценка ответов во время урока. Тест | 11.04 16.04 15.04 16.04 | |
57 | Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин» | 1 | Комбинированный урок | Личностные: знать определение понятия «композиция»; Метапредметные: планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого, выработать умение пересказывать текст Предметные: уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характе-ризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характе -ров героев, позицию автора и его отношение к изображае -мому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения | Индивидуальная | 18.04 22.04 | |
58-59 | Урок развития речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Тёркину | 2 | Контрольный урок | Личностные: Владеть монологической и диалогичес кой речью; выбирать и использо вать выразительные средства языка. Метапредметные: планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого, выработать умение пересказывать текст Предметные: умение определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произве -дения, его роль в композиции; дать характеристику персона -жам, действующим в эпизоде, проследить динамику (разви-тие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформу -лировать общий вывод о роли эпизода в произведении | Индивидуальный контроль (за выполнение домашнего задания) | 23.04 25.04 22.04 23.04 | |
60-61 | Урок внеклассного чтения «У войны не детское лицо» по повести Ч.Айтматова «Ранние журавли» | 2 | Комбинированный урок | Личностные: Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал Предметные: выработать умение охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию | Индивидуальный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения) | 30.04 02.05 29.04 30.04 | |
62 | Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса | 1 | Контрольный урок | Личностные: знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать Предметные : уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения | Индивидуальный, тест | 07.05 07.05 | |
63-64 | У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии. | 2 | Изучение нового материала | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека Метапредметные:подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе) Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Индивидуальный, коллективный. Проверочная работа | 14.05 16.05 13.05 14.05 | |
65-66 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». | 2 | Изучение нового материала | Личностные: знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал, отрабатывать умения пересказа текста Предметные: умение отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать | Оценка ответов на участие в беседе | 21.05 23.05 20.05 21.05 | |
.67 | Урок внеклассного чтения | 1 | | | | 28.05 27.05 | |
68-70 | Резервный урок | 3 | | | | | |