kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс (8 вид)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» для  7 класса  VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2011г.).

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор А.К.Аксёнова.- М.: «Просвещение», 2016г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«кал-тем чтение»

Календарно - тематическое планирование по чтению и развитию речи 7 класс ( восьмой вид)- 105ч.

п/п

Название разделов и

Тем уроков.

Кол-во часов

Дата

Тип урока (виды,формы деятельности)

Словарная работа

Коррекцион-ная работа

Требования к уровню подготовки уч-ся.

Вид контроля

Домашнее задание

П.

Ф.




Устное народное творчество

13









1.

Введение. Знакомство с учебником. Сказки.

1



Урок изучения новых знаний

Форзац, бытовой жанр

статья

Развитие речевой активности при анализе статьи.

Знать устное творчество народа, знать части сказки.

Уметь читать и рассказывать сказки, уметь находить их в тексте, читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя», пересказывать содержание прочитанного.


Чтение, пересказ, ответы на вопросы 1,2,3. Объясне-ние смысла выраже-ний.

Стр.4-7 читать. Выучить определе-ние.

2.

Сказки. Новосибирские сказки.

1



Урок формирования и совершенство-вания ЗУН

Сказка

Развитие речевой активности при анализе сказки.

Знать устное творчество народа, знать части сказки.

Уметь читать и рассказывать сказки, уметь находить их в тексте, читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя», пересказывать содержание прочитанного.


Чтение, пересказ, ответы на вопросы 5,6,7,8,9. Объясне-ние смысла пословиц.

Содержа-ние.

3.


Сивка – бурка (русская народная сказка).

1



Урок изучения новых знаний

Сказка

зачин


Развивать навыки выразительно чтения

Знать содержание сказки.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; подробно пересказывать прочитанное.


Упражне-ния для работы над техникой чтения. Чтение текста сказки, чтение по ролям разговора братьев и Ивана.

С. 9-10. чтение, ответы на вопросы.

4.

Сивка – бурка (русская народная сказка).

1



Комбинированный

Лукошко

перстень

Обогащение словаря, развитие мышления через подбор синонимов, ответы на вопросы.

Развивать навыки выразительно чтения.

Знать содержание сказки. Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; подробно пересказывать прочитанное.


Чтение текста сказки, чтение по ролям второго разговора братьев и Ивана.


С.11-13 чтение, пересказ.

5.

Сивка – бурка (русская народная сказка).

1



Комбинированный

Добрые кони, добрые молодцы

Обогащение словаря, развитие мышления через подбор синонимов, ответы на вопросы.

Развивать навыки выразительно чтения.

Знать содержание сказки. Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; подробно пересказывать прочитанное.


Чтение текста сказки, чтение по ролям третьего разговора братьев и Ивана. Объясне-ние смысла поговор-ки, слов и выраже-ний. Ответы на вопросы 1,2,5,6.

С.15-17, ответить на вопросы.

6.

«Журавль и Цапля» (русская народная сказка).

1



Комбинированный

Присказка

свататься

Развивать эмоциональное воспроизведе-ние сказки.

Развивать мышление через соотнесение главной мысли сказки с пословицами: Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сначала думай, а потом делай. Чтение по ролям.

Знать содержание сказки.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; подробно пересказывать прочитанное.


Чтение по ролям. Пересказ, ответы на вопросы 1,2,5. Соотнесение главной мысли сказки с пословицей. Объясне-ние значений поговорок

С.17-18 Подготовка к чтению по ролям.

7.

«Умный мужик» (русская народная сказка).

1



Комбинированный

Концовка

казна

Государь-батюшка

Развивать эмоциональное воспроизведе-ние сказки.

Развивать мышление через выделение главной мысли, соотнесение с пословицами: «Богатством ума не купишь». Развивать монологическую речь, краткий пересказ.

Знать содержание сказки.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; подробно пересказывать прочитанное.Уметь

характеризовать главных действующих лиц.


Чтение по ролям. Ответы на вопросы 1,3,4. Выделе-ние главной мысли сказки через выбор подходя-щей из предложенных пословиц.

С.20-23 Подготовка к чтению по ролям.


8-9.

Былина. «Три поездки Ильи Муромца».

2



Комбинирован-ный

Былина

Чистое поле,

ясный сокол

Развивать выразительное чтение через работу с выразительны-ми средствами и характеристику героев.

Знать содержание былины.

Уметь читать осознанно, правильно, напевно вслух былину. Характеризовать Илью Муромца.

Упражнения для работы над техникой чтения. Чтение, ответы на вопросы. Разбор смысла устарев-ших слов, языка былины.

С.24-28 чтение, ответы на вопросы.

10.

Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы…», « По улице мостовой».

1



Комбинированный

Кручина

по улице столбовой

Развитие мышления через сравнение и соотнесение иллюстрации с содержанием.

Знать содержание народных песен. Уметь выразительно читать вслух и «про себя». Выделять главную мысль песен.

Текущий, устный опрос

Стр.30-31 выучить стихотворение ( по выбору).

11.

Пословицы. Загадки.


1



Комбинированный

Пословица загадка.


Развитие памяти через заучивание пословиц, загадок.




Знать содержание пословиц. Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух.

Текущий, устный опрос

С.32-33 Пригото-вить объяснение 3 пословиц


12.

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».


1



Урок обобщения и систематиза-ции знаний (урок-викторина)

Устное народное творчество

Развитие мышления через сравнение и соотнесение иллюстрации с содержанием.

Развитие речевой активности при анализе произведений.

Знать устное творчество народа.

Уметь читать и рассказывать сказки, правильно читать былины, знать части сказки, уметь находить их в тексте.

Чтение, пересказ прочитанного, устный опрос

Тест.


13.

Внеклассное чтение.

В.Астафьев «Осенние грусти и радости».



1



Урок формирования и совершенство-вания ЗУН, урок практикум по заполнению дневника читателя


Развитие мышления и памяти. Развитие речевой активности при анализе произведения.

Знать содержание статей. Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; подробно пересказывать прочитанное.


Чтение, пересказ прочитанного, работа с текстом.

Прочитать

А.Р. Беляев «Чудесное око».



Русская литература XIX века

38









14.

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе.

1



Урок изучения новых знаний

Гувернер

рать

сень наук

Развитие связной речи через работу над сравнениями, полные ответы на вопросы и составление плана статьи.

Знать биографию А.С. Пушкина. Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Упражнения для работы над техникой чтения. Чтение, пересказ прочитанного, ответы на вопросы 1,2,4. Работа с иллюстрацией.

С.36-39 чтение, ответы на вопросы.



15.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика царя.

1



Урок изучения нового материала

Светлица

град

тужить

булат

вымолвить

снурок

Развитие логического мышления, отработка выразительности, развитие понятийного чтения, обогащение словаря.

Знать содержание сказки. Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное. Давать характеристику героям сказки.

Чтение, пересказ, характеристика героев. Ответы на вопросы 1, 2. Замена слов из сказки словами современного литературного языка.

С.40-46 чтение, ответы на вопросы.


16.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Чудеса на острове Буяне.

1



Комбинирован-ный

непривальный бает

Развитие мышления через сравнение и соотнесение иллюстрации с содержанием.

Знать содержание сказки, отрывок наизусть из сказки. Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное. Давать характеристику героям сказки. Уметь заучивать отрывок из сказки.

Чтение, пересказ. Ответ на вопрос 1. Разбор отрывка для заучива-ния Выделе-ние метких выраже-ний для описания ветра, моря, корабля.

С.47-52 Выучить отрывок наизусть.

17.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Поведение сестер и бабы Бабарихи.

1



Комбинирован-ный

Идти четами, булат

Развитие связной речи через чтение по ролям, анализ поступков героев, пересказ по иллюстрациям.

Знать содержание сказки, отрывок наизусть из сказки. Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное. Давать характеристику поступкам героев сказки. Уметь заучивать отрывок из сказки.

Чтение, пересказ. Ответы на вопросы 1, 2,3,4. Выделе-ние авторских определе-ний и сравне-ний для описания белки, Черномо-ра и витязей; царевны.

С.53-61 чтение, пересказ.


18.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика Гвидона.

1



Комбинирован-ный

Доселе

всяк

возопил

Развитие выразительно-го чтения через работу с выразительными средствами и характеристику героев, воспитание дружбы и добра.

Знать содержание сказки.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Подбирать отрывки из текста к иллюстрациям. Выделять главную мысль сказки.

Чтение, пересказ, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями. Выделе-ние главных мыслей сказки, авторско-го отноше-ния к героям.

С.62-68 составить план пересказа.

19.

Обобщающий урок по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1



Комбинирован-ный


Развитие выразительно-го чтения через работу с выразительными средствами и характеристику героев, воспитание дружбы и добра.

Знать содержание сказки.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Подбирать отрывки из текста к иллюстрациям. Выделять главную мысль сказки.

Чтение, анализ стихотво-рения, заучива-ние наизусть в парах. Подбор отрывков из текста к иллюстра-ции.


С.68-69, ответить на вопросы

20.

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер».

1



Урок изучения нового материала

Веретено

обветшалая

лачужка


Развитие связной речи через сравнение народных примет с личными наблюдениями и словесное рисование.

Знать текст стихотворения наизусть.

Уметь читать отдельные отрывки со спокойной интонацией, таинственно, торжественно, энергично, эмоционально и снова спокойно.

Читать отдель-ные отрывки со спокой-ной интонацией, таинственно, торжественно, энергичноэмоционально и снова спокойно. Подбор отрывков из текста к иллюстра-ции.

С.70 выучить стихотворение наизусть.

21.

А.С.Пушкина «У Лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

1



Комбинированный

Поэма лукоморье

Развитие памяти, воображения при анализе стихотворения.

Знать текст стихотворения наизусть.

Уметь читать отдельные отрывки со спокойной интонацией, таинственно, торжественно, энергично, эмоционально и снова спокойно.

Упражне-ния для работы над техникой чтения. Чтение, пересказ прочитанного, ответы на вопросы 1,2,4,5.

С.72-74 выучить наизусть отрывок.

22.

Внеклассное чтение.

А.Р. Беляев «Чудесное око».

1



Урок внеклассного чтения


Развитие связной речи через построение полных ответов.

Развитие выразительнос-ти через чтение

Знать содержание текста.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Подбирать отрывки из текста к иллюстрациям. Выделять главную мысль. Уметь рассуждать по анализу рассказа.

Краткий пересказ, анализ содержа-ния.

Прочитать

В. В. Бианки «Бешеный бельчонок».


23.


Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. « Бородино».

1






Урок изучения нового материала

Рифма

дуэль

кивер

бивак

Развитие логического мышления, памяти через работу с текстом (деление текста, выделение главной мысли, составление плана пересказа, пересказ).

Знать основные сведения из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Давать характеристику ночи перед сражением, боя. Уметь определять главную мысль стихотворения.

Чтение, словарная работа, анализ стихотво-рения, Ответы на вопросы 1,2,4,5. Объясне-ние отдель-ных выраже-ний. Работа с иллюстрацией.

С.76-78 чтение, ответы на вопросы.


24.

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1



Комбинирован-ный

Редут. Добраться до картечи. Лафет

Развивать речевую активность, восприятие через заучивание наизусть отрывка.

Знать основные сведения из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Давать характеристику ночи перед сражением, боя. Уметь определять главную мысль стихотворения. Заучивать отрывок из стихотворения наизусть.

Чтение, пересказ прочитанного, работа с иллюстрацией

С.78-82 отрывок наизусть.

25.

Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе.

« Кукушка и Петух».

1



Урок изучения нового материала

Сатира, комедия, баснописец

Молвил

божусь

Развитие связной речи через построение полных ответов.

Развитие выразительности через чтение по ролям. Заучивание наизусть.

Знать биографию баснописца. Знать содержание басен. Уметь читать басни осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Определять мораль басни.

Упражне-ния для работы над техникой чтения. Чтение, пересказ прочитанного, ответы на вопросы 1,2,3.

С.84-87 чтение, ответы на вопросы.

26.

Иван Андреевич Крылов. «Волк и Журавль».

1



Комбинирован-ный

Пособить, коварный

манить


Развитие воображения через устное рисование.

Знать биографию баснописца. Знать содержание басен. Уметь читать басни осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Определять мораль басни.

Чтение, пересказ прочитанного, анализ поступков героев басни; ответы на вопросы 1,3, 4. Чтение басни по ролям.

С.88-90 Подготов-ка к чтению по ролям.



27.

Иван Андреевич Крылов. «Слон и Моська».

1



Комбинирован-ный

Зевака

«Речи сахарные, а за пазухой камень».

Развитие связной речи, выразительнос-ти через чтение по ролям.

Знать биографию баснописца. Знать содержание басен. Уметь читать басни осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Определять мораль басни.

Чтение, пересказ прочитанного, ответы на вопросы 1,3, 4. Конкурс на лучшее чтение басни по ролям.

С.90-92 Подготов-ка к чтению по ролям.


28.

Итоговый урок по творчеству И.А. Крылова.

1



Урок обобщения и систематиза-ции

Знаний.


Развитие связной речи, выразительности через чтение по ролям.

Знать биографию баснописца. Знать содержание басен. Уметь читать басни осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Определять мораль басни.

Чтение басен И.А. Крылова.


29.

Внеклассное чтение.

В. В. Бианки «Бешеный бельчонок».

1



Урок внеклассного чтения


Развитие связной речи через построение полных ответов.

Развитие выразительнос-ти через чтение.

Знать содержание текста.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Подбирать отрывки из текста к иллюстрациям. Выделять главную мысль произведения. Уметь рассуждать по анализу рассказа.

Краткий пересказ, анализ содержа-ния. Работа по вопросам.

Жюль Верн «Дети капитана Гранта».



30.


Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте.

1



Урок изучения нового материала


Станица

нрав

провинность

Развитие связной речи, мышления через выделение главной мысли абзаца, озаглавливание абзацев.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Упражне-ния для работы над техникой чтения. Чтение, пересказ прочитанного, ответы на вопросы 1,2,3.

Стр. 93-96 чтение, ответы на вопросы.


31.

Стихотворение

«Несжатая полоса» Н.А. Некрасова.


1



Комбинирован-ный

Баржа

Бурлак

моченьки нет, заунывная


Развитие речевой активности, обогащение словаря через заучивание наизусть.

Знать содержание стихотворения.

Уметь выразительно читать вслух и «про себя», выделять главную мысль стихотворения.

Текущий, устный опрос

Стр.96-98 выразительное чтение, ответы на вопросы.


32.

Николай Алексеевич Некрасов. «Генерал Топтыгин».

1



Комбинирован-ный

Столбовая

дорога,

тракт,

обратный ямнц, смотритель, барин, материк

Развитие мышления через выборочное чтение, объяснение названия стихотворения, выразительное чтение.

Знать содержание стихотворения.

Уметь выразительно читать вслух и «про себя», выделять главную мысль стихотворения.

Текущий, устный опрос

Стр. 98-103 Подготов-ка к чтению по ролям.


33.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе

1



Урок изучения нового материала

Усадьба

упорство

Развитие связной речи, мышления через ответы на вопросы, выделение главной мысли, выборочный пересказ.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Составле-ние плана. Краткий пересказ прочитанного.

Стр.104-106 чтение, ответы на вопросы.


34.


Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».

1 часть. Жилин попал в плен.

1



Комбинирован-ный

Граф

Татары

Аул

Сакля Лоханка

Бешмет

Мечеть

Чалма

Верста

Рассолодил

аршин


Развитие памяти через выборочный пересказ.

Знать содержание 1 части текста.

Уметь правильно читать, давать характеристику главных действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешнос-ти, поступковподтверждение словами текста.

С.106-110 чтение, ответы на вопросы.




35.

Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».

2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену.

1



Комбинирован-ный

Сакля, лоханка

Развитие речи через подбор синонимов.

Развитие выразительного чтения через чтение по ролям.

Знать содержание 2 части текста.

Уметь правильно читать вслух и «про себя». Уметь составлять план и пересказывать по плану.

Чтение, деление прочитанного на части, составле-ние плана, пересказ по плану.

С.110-116 чтение, пересказ.


36.

Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».

3 часть. Доверие татар к Жилину.

1



Комбинирован-ный

Бешмет мечеть

Развитие связной речи, мышления через выделение главной мысли, абзацев, ответы на вопросы и пересказ.

Знать содержание 3 части текста.

Уметь правильно читать, давать характеристику главных действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешнос-ти, поступковподтверждение словами текста.

С.116-119 чтение, ответы на вопросы.


37.

Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».

4, 5 части. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег.

1



Комбинирован-ный

Верста, аршин, рассолодел

Развитие мышления через озаглавливание, сравнение и анализ поступков героев.

Знать содержание 4, 5 части текста.

Уметь правильно читать, давать характеристику поступков главных действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Выделе-ние в тексте метких выраже-ний, художественных определе-ний и сравне-ний. Пересказ.

С.119-125. Составить план пересказа.


38.

Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».

6 часть. Помощь Дины Жилину.

1



Комбинирован-ный

Забранилась

Развитие мышления через сравнение описаний и характеристики действующих лиц.

Знать содержание 6 части текста.

Уметь правильно читать. Выделять главную мысль главы. Находить в тексте меткие выражения и художественные определения и сравнения.


Выделе-ние в тексте метких выраже-ний, художественных определе-ний и сравне-ний. Пересказ.

С.125-129 чтение, пересказ.


39.

Итоговый урок по творчеству Л.Н.Толстого.

1



Урок обобщения и систематизации знаний


Развитие мышления через озаглавливание, сравнение и анализ поступков героев.

Знать содержание всего рассказа.

Уметь правильно читать, давать характеристику поступков главных действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Итоговый опрос.

Составить характеристику героев. Подобрать пословицы к рассказу.


40.

Р.Р. Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

1



Урок развития речи


Развитие мышления через озаглавливание, сравнение и анализ поступков героев.

Знать структуру написания сочинения.

Уметь составлять план сочинения, отбирать материал.

Творчес-кая работа-сочине-ние

Чистовой вариант сочинения.


41.


Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.



1






Урок изучения нового материала




Смех, насмешка.

Надзиратель Городовой Мировой судья


Развитие связной речи, мышления через ответы на вопросы, выделение главной мысли, выборочный пересказ.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Текущий устный опрос

С.132 – 135 чтение, ответы на вопросы.


42.

А. Чехов «Хамелеон».



1



Комбинирован-ный

Городовойконфиско-ванный, мировой

Развитие мышления через выборочное чтение, сравнение, анализ поступков действующих лиц и чтение по ролям.

Знать содержание всего рассказа.

Уметь правильно читать, давать характеристику поступков главных действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Текущий устный опрос

С. 135-139 составить план пересказа.



43.

Внеклассное чтение.

Жюль Верн «Дети капитана Гранта».



1



Урок внеклассного чтения





Развитие мышления через выборочное чтение, сравнение, анализ поступков действующих лиц.

Знать содержание всего рассказа.

Уметь правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Текущий устный опрос

Читать

А.П. Гайдар «Судьба барабанщика».


44.

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе.


1



Урок изучения нового материала


Развитие связной речи, мышления через ответы на вопросы, выделение главной мысли, выборочный пересказ.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Текущий устный опрос

С.141-144 чтение, ответы на вопросы


45.


В.Г. Короленко «Дети подземелья»

( в сокращении).

1 часть. «Я и мой отец».

1



Комбинирован-ный

Часовня


Развитие речи, мышления через составление характеристик героев.

Знать содержание 1 части рассказа.

Уметь правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Текущий устный опрос

С. 145-147 чтение, ответы на вопросы.



46.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 2 часть. «Я приобретаю новое знакомство».

1



Комбинирован-ный

престол

Развитие мышления через выделение главной мысли абзацев и выборочное чтение.

Знать содержание 2 части рассказа.

Уметь правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Текущий устный опрос

Выделе-ние в тексте метких выраже-ний, художественных определе-ний и сравне-ний. Пересказ.

С.147-154 чтение, пересказ.



47.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 3 часть. «Знакомство продолжается».

1



Комбинирован-ный

Поглощён, лютики

Развитие мышления через анализ, сравнительные описания двух девочек и пересказ по плану.

Знать содержание 3 части рассказа.

Уметь правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Анализ главных действующих лиц, описание их внешнос-ти, поступковподтверждение словами текста.

С. 155-157 пересказ по плану в учебнике.



48.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 4 часть. «Осенью».

1



Комбинирован-ный

Жатва, подобострастно

Развитие мышления через нахождение сходства в описании природы и состояния Маруси.

Знать содержание 4 части рассказа.

Уметь правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Текущий устный опрос

С.158-160 описание героев.



49.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 5 часть. «Кукла».

1



Комбинирован-ный

Собеседник

Развитие мышления через выделение главной мысли абзацев и выборочное чтение.

Знать содержание 5 части рассказа.

Уметь правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Пересказ

Текущий опрос

С.160-166, подбор материала к сочинению


50.

Р.Р.Сочинение по произведению «Дети подземелья» В.Г. Короленко.

1



Урок развития речи


Развитие мышления через озаглавливание, сравнение и анализ поступков героев.

Знать структуру написания сочинения.

Уметь составлять план сочинения, отбирать материал.

Сочине-ние

Чистовой вариант сочинения.


51.

Обобщение по разделу

«Русская литература XIX века».


1



Урок обобщения и систематизации знаний


Развитие мышления через озаглавливание, сравнение и анализ поступков героев.

Знать биографии русских писателей 19 века, их произведения.

Уметь находить главных действующих лиц, уметь давать характеристику героя и анализ его поступков. Делить прочитанное на части, составлять план произведения, уметь выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения.

Тест

Фронтальный и индивидуальный опрос

Ответить на вопросы.




Русская литература XX века.

54











52.

Максим Горький.

Слово о писателе.

1



Урок изучения нового материала

Псевдоним

карниз

Развитие связной речи, памяти через беседу по вопросам, выборочный пересказ.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Работа со статьёй в учебнике

С.168-170 чтение, ответы на вопросы.



53.

Максим Горький

« Детство».

Обстановка в доме деда.

1



Комбинирован-ный


Развивать память, мышления через беседу по вопросам, пересказ.

Знать содержание рассказа.

Уметь правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.



С.170-171 чтение, пересказ.


54.

Максим Горький «Детство».

История с напёрстком.

1



Комбинирован-ный


Развитие выразительности через чтение по ролям.

Знать содержание рассказа.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Пересказ, беседа по вопросам

С.171-175 чтение, ответы на вопросы.


55.

Максим Горький «Детство».

Наказание.

1



Комбинирован-ный

Семишник

Развитие речи через ответы на вопросы. Развитие мышления через выделение главной мысли абзацев, выборочное чтение.

Знать содержание рассказа.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Пересказ, беседа по вопросам

С.175-178 характеристика героев.


56.

Максим Горький «Детство». Характеристика Алексея.

1



Комбинирован-ный


Развитие связной речи через ответы на вопросы. Развитие мышления через выделение главной мысли абзацев, выборочное чтение.

Знать содержание рассказа.

Уметь правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Пересказ, беседа по вопросам

С.179-181 озаглавить части рассказа.


57.

Внеклассное чтение.

А.П. Гайдар «Судьба барабанщика».

1



Урок внеклассного чтения


Развитие мышления через анализ поступков героев, нахождение сравнений, определений для характеристики и работу с выразительными средствами.

Знать биографические данные поэта, содержание произведения «Робинзон Крузо» Д.Дефо.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Беседа по вопросам,

анализ текста

Читать Д.Дефо «Робинзон Крузо».


58.


Максим Горький

«В людях» (отрывки из повести). Жизнь Алеши в доме чертежника.

1



Урок изучения нового материала

Тальма, стеклярус


Развитие мышления через анализ поступков героев, нахождение сравнений, определений для характеристики и работу с выразительными средствами.

Знать содержание рассказа.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Пересказ, беседа по вопросам

С.182-186 чтение, ответы на вопросы.


59.

Максим Горький

«В людях». Характеристика Алексея.




Комбинирован-ный

Фасад

карниз

Развитие речевой активности через составление характеристик по плану.

Знать содержание рассказа.

Уметь правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Пересказ, беседа по вопросам

С.187-190 составить план пересказа.


60.

Р.Р. Сочинение по творчеству М.Горького.




Урок развития речи


Развитие связной речи через ответы на вопросы. Развитие мышления.

Знать содержание произведений М. Горького.

Знать структуру написания сочинения.

Уметь составлять план сочинения, отбирать материал.

Творчес-кая работа-сочине-ние

Написать сочинение.


61.

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство».

1



Урок изучения нового материала

Сирота, племя

Развитие воображения через устное рисование, развитие выразительности через чтение по ролям.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Работа со статьёй в учебнике,беседа по вопросам

С.191-194 выразительное чтение, ответы на вопросы.


62.


Михаил Васильевич Исаковский. «Ветер».


1



Комбинирован-ный

Пожурил

калитка

Развитие связной речи, работа с выразительными средствами, развитие памяти через заучивание наизусть.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно выразительно читать.


Текущий устный опрос

С.195 выучить наизусть.



63.

Михаил Васильевич Исаковский. «Весна».


1



Комбинирован-ный

Гребень

Развитие выразительного чтения по ролям, развитие воображения через устное рисование.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно выразительно читать.


Текущий устный опрос

С.195-196 выразительное чтение, ответы на вопросы.


64.

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.

1



Урок изучения нового материала

Процент,рядно,армяк

Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, мышления через работу со статьёй.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Работа со статьёй в учебнике

С.197-198 чтение, ответы на вопросы.



65.

К. Паустовский

« Последний черт».

1



Комбинирован-ный

Рядно

Армяк

Развитие мышления через выбор высказывания, развитие выразительности через работу с описанием жаркого лета.





Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Текущий устный опрос

С.198-201 отрывок наизусть.


66.

К. Паустовский

« Последний черт».

1



Комбинирован-ный


Развитие мышления через выбор высказывания, развитие воображения через устное рисование.

Пересказ, беседа по вопросам

С.201-205 пересказ по плану.



67.

К. Паустовский

« Последний черт».

1



Комбинирован-ный


Развитие связной речи через ответы на вопросы. Развитие мышления.

Анализ текста

С.205 вопросы.


68.

Внеклассное чтение.

Д.Дефо «Робинзон Крузо».

1



Урок внеклассного чтения


Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления через выделение главной мысли, составление плана.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Беседа по вопросам

Прочитать рассказ Л. Кассиля «Ночная ромашка».


69.

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе.


1



Урок изучения нового материала

Гимназия,

пароход

Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, мышления через работу со статьёй.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Работа со статьёй в учебнике

С. 206 чтение, ответы на вопросы.



70.

Михаил Зощенко «Великие путешественники»

1часть.

1



Комбинирован-ный

Юмористические рассказы

Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, мышления через работу с поговорками.



Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Беседа по вопросам,

выбороч-ное чтение

Стр.207-208, чтение, ответы на вопросы.



71.

Михаил Зощенко «Великие путешественники»

2 часть.

1



Комбинирован-ный



Пересказ,

Работа с поговорками.

С.208-210 составить план пересказа.


72.

Михаил Зощенко «Великие путешественники».

1



Комбинирован-ный



Анализ текста

С.210-213 вопросы.


73.

Константин Симонов - Военный корреспондент.

1



Урок изучения нового материала


Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, мышления через работу со статьёй.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, выразительно вслух. Пересказывать прочитанное.

Работа со статьёй в учебнике

С.214-215 чтение, ответы на вопросы.



74.

Константин Симонов

« Сын артиллериста»

( отрывки).

Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова.

1



Комбинирован-ный

Рысь

карьер

косая сажень

Развитие мышления через выделение главной мысли и работу над выразительными средствами.



Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Текущий устный опрос

С.215-217 выразительное чтение, ответы на вопросы.


75.

Константин Симонов

« Сын артиллериста»

( отрывки).

Опасное задание.


1



Комбинирован-ный


Развитие мышления через анализ поступков героев, определений для характеристикиРабота с выразительными средствами.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Работа по вопросам,

анализ текста

С.218-222 выучить отрывок наизусть.



76.

В.П. Катаев. Слово о писателе.

1



Урок изучения нового материала


Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, мышления через работу со статьёй.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, выразительно вслух. Пересказывать прочитанное.

Работа со статьёй в учебнике

С.224-226 чтение, ответы на вопросы.



77.

В.П. Катаев «Флаг».

1



Комбинирован-ный

Кирха Капитуляция Кубрик

Развитие речевой активности через ответы на вопросы, развитие мышления через выделение главной мысли.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Беседа по вопросам

С.227-229 составить план пересказа.



78.


Николай Иванович Рыленков. Слово о писателе.

1



Урок изучения нового материала

Межа,

чёрствая душа


Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, мышления через работу со статьёй.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Работа со статьёй в учебнике

Биография Н. И. Рыленкова.


79.

Николай Иванович Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».

1



Комбинирован-ный

Черствая душа

Развитие мышления через выделение главной мысли, совершенство-вание навыков выразительного чтения и работу с выразительны-ми средствами.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Пересказ, беседа по вопросам

Выучить стихотворение ( по выбору).


80.

Внеклассное чтение.

Л. Кассиль «Ночная ромашка».

1



Урок внеклассного чтения


Развитие мышления через выделение главной мысли, совершенство-вание навыков выразительного чтения.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Пересказ, беседа по вопросам

Читать В.П. Катаев «Хуторок в степи».


81.

Юрий Иосифович Коваль.

Слово о писателе.

1



Урок изучения нового материала

Критичность


Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, мышления через работу со статьёй.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.


С.235-236 пересказ.


82.

Юрий Иосифович Коваль

«Капитан Клюквин».

Гордый характер.

1



Комбинирован-ный

Настойчивость, заботли-вость, уважительность

Развитие речевой активности через беседу по вопросам.



Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Беседа по вопросам,

Краткий пересказ

С.236-241 чтение, ответы на вопросы.


83.

Юрий Иосифович Коваль

«Капитан Клюквин». Гитарные вечера.


1



Комбинирован-ный

Зазнайство

Развитие мышления через деление текста на части, озаглавлива-ние и составление характеристик, работу с иллюстрацией учебника, пересказ по предложенному плану и работу с выразительными средствами.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Пересказ по плану

Пересказ текста.


84.

Юрий Иосифович Коваль

«Капитан Клюквин»

Характеристика капитана Клюквина.

1



Комбинирован-ный


Составление характеристик, работу с иллюстрацией учебника, пересказ эпизодов.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь составлять характеристику клеста по плану.

Составле-ние характеристики.

Составить характеристику капитана Клюквина.


85.

Юрий Иосифович Коваль

« Картофельная собака».

Комизм в поведении собаки.

1



Урок изучения нового материала

Эпизод, гуляка,

Лохматый товар


Развитие точности восприятия, юмора, развитие речи через описание по плану.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Описание собаки по плану

С.242-244 пересказ главы.


86.

Юрий Иосифович Коваль

« Картофельная собака».

Тузик – воришка, гуляка, притвора.

1



Комбинирован-ный


Развитие точности восприятия через выборочное чтение, беседу по вопросам.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Выбороч-ное чтение, беседа по вопросам

С.245-248 составле-ние плана пересказа.



87.

Юрий Иосифович Коваль

« Картофельная собака».

Хозяин курицы.

1



Комбинирован-ный


Развитие мышления через составление плана, развитие выразительности через чтение по ролям.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное. Составлять характеристика пса по плану.

Составле-ние плана,

чтение по ролям

Иллюстра-ции к рассказу.



88.

Юрий Иосифович Коваль

« Картофельная собака».

Тузик-«великий артист».

1



Комбинирован-ный


Развитие точности восприятия через выборочное чтение, беседу по вопросам.

Развитие речи через составление описания собаки по плану.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Беседа по вопросам,

Составле-ние описания по плану.


С.248-250 характеристика пса по плану.


89.

Юрий Яковлевич Яковлев. Слово о писателе.

1




Урок изучения нового материала



Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, мышления через работу со статьёй.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Беседа по вопросам

Биография Ю.Я. Яковлева.


90.

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник»

1 часть.

1



Комбинирован-ный

Сопережива-ние,

дюны

Развитие связной речи через составление характеристик героев, анализ их поступков.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Анализ текста, работа по вопросам

С.252-255 чтение, ответы на вопросы.



91.

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник»

2 часть.

1



Комбинирован-ный



Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Пересказ текста, текущий опрос

С.255-258 характеристика героев.


92.

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник»

3 часть.

1



Комбинирован-ный



Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Анализ текста, работа по вопросам

С.258-262 чтение, ответы на вопросы.



93.

Внеклассное чтение.

В.П. Катаев «Хуторок в степи».

1



Урок внеклассного чтения


Развитие мышления через выделение главной мысли, совершенство-вание навыков выразительного чтения.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Пересказ, беседа по вопросам

Читать

А.А. Сурков «Победите-ли».



94.

Жизненный и творческий путь Радия Петровича Погодина.

1



Урок изучения нового матеиала

Опекунство


Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, мышления через работу со статьёй.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Работа со статьёй, беседа по вопросам

С. 264 Биография Р.П. Погодина.


95.

Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»

1



Комбинирован-ный

Опекунство

Развитие мышления через выделение главной мысли, анализ поступков героев.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Анализ поступков героев

С.265-268 придумать заглавие.



96.

Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»

1



Комбинирован-ный


Развитие речевой активности через ответы на вопросы, беседу, пересказ.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Ответы на вопросы, пересказ

С.269-272 чтение, ответы на вопросы.




97.

Анатолий Георгиевич Алексин.

Слово о писателе.

1



Урок изучения нового материала

Своё лицо


Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, мышления через работу со статьёй.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Работа со статьёй в учебнике

С. 274 Биография А.Г. Алексина.


98.

Анатолий Георгиевич Алексин «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).

1



Комбинирован-ный

Своё лицо

Развитие мышления через выделение главной мысли, анализ поступков, объяснение смысла пословиц. Деление текста на части, составление плана, пересказ рассказа.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Анализ поступков героев,

Объясне-ние смысла пословиц

С.275-276 чтение, ответы на вопросы.



99.

Анатолий Георгиевич Алексин «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).

1



Комбинирован-ный


Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Пересказ рассказа, составле-ние плана

С.277-279 чтение, пересказ.




100.

Константин Яковлевич Ваншенкин. Слово о писателе.

1



Урок изучения нового материала

Ватага

благодать


Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, мышления через работу со статьёй.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Кратко пересказывать прочитанное.

Работа со статьёй в учебнике

С. 281 Биография К.Я. Ваншен-кина.


101.

Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка».

1



Комбинирован-ный

Это он из детства уходил

Развитие речевой активности через беседу по вопросам, совершенствование техники чтения (соблюдение интонаций).

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.

Уметь кратко пересказывать.

Беседа по вопросам

С. 282-283 выразительное чтение, ответы на вопросы.


102.

Константин Яковлевич Ваншенкин «Снежки».

1



Комбинирован-ный

Торжествен-ное, радостное, озорное, трогательное

Развитие связной речи через сравнение народных примет с личными наблюдениями и словесное рисование.

Знать содержание произведений.

Уметь анализировать текст произведения, правильно читать, давать характеристику действующих лиц. Выделять главную мысль главы.


Анализ текста

С. 284 Выучить стихотворение.


103.

Обобщение по разделу

«Русская литература XX века».

1



Урок обобщения и систематиза-ции

знаний


Развитие мышления через озаглавливание, сравнение и анализ поступков героев.

Знать биографии русских писателей 19 века, их произведения.

Уметь находить главных действующих лиц, уметь давать характеристику героя и анализ его поступков. Делить прочитанное на части, составлять план произведения, уметь выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения.


Беседа по вопросам,

тестовая работа

Подготовка к сочинению


104.

Внеклассное чтение.

А.А. Сурков «Победители».

Рекомендация для летнего чтения.

1



Урок внеклассного чтения


Развитие мышления через выделение главной мысли, совершенство-вание навыков выразительного чтения.

Знать биографические данные поэта.

Уметь читать стихотворение осознанно, правильно, выразительно вслух. Уметь анализировать текст.

Пересказ текста, беседа по вопросам

Выучить стихотворение.



105.

Р.Р. Итоговое сочинение по произведениям русской литературы XX века.


1



Урок развития речи


Развитие творческих способностей.

Знать структуру написания сочинения.

Уметь составлять план сочинения, отбирать материал

Творчес-кая работа-сочине-ние.

Сочинение.







Просмотр содержимого документа
«пояснит чтение»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» для 7 класса VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2011г.).

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор А.К.Аксёнова.- М.: «Просвещение», 2016г.

Данная программа соответствует Федеральному Государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

Цель курса:

Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.

Задачи курса:

  • отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

  • социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специфика курса:

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Поэтому программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.

К началу обучения в 7-м классе учащиеся умеют читать доступный их пониманию текст (вслух и «про себя»), осмысленно воспринимать прочитанное; они ознакомлены с произведениями народного творчества, классиков русской литературы и зарубежной литературы. Учащиеся имеют опыт вместе с учителем разбираться в содержании произведения и составлять план, пересказывать текст, заучивать наизусть стихотворения. В 7 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.

Изучение каждого художественного произведения вызывает у обучающихся данного класса затруднения при его чтении и понимании содержания, так как произведения, изучаемые в курсе чтения и развития речи, разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Работе по совершенствованию техники чтения необходимо уделить особое внимание.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, их творческий путь, даже в упрощенном варианте. Школьники не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Учащиеся 7 класса продолжат учиться отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Для достижения целей и задач обучения чтению на уроках реализуется личностно ориентированный и деятельностный подход к обучению, используются методы группового обучения, проблемного обучения, игровые формы обучения, занимательные задания. Применяются такие формы работы, как устное словесное рисование (описание местности, человека, животного, предмета), самостоятельная работа с карточкой (задание по отрывку из текста – ответы на вопросы, небольшое рассуждение с опорой на текст), кроссворд и викторина по творчеству писателя или по отдельному произведению, тест (для самопроверки, для взаимопроверки), выразительное чтение по ролям, устное или письменное рассуждение по заданному началу, работа с текстом в группе по плану, данному на карточке; создание своей иллюстрации к прочитанному; самостотельное чтение к уроку внеклассного чтения, индивидуальное задание (подготовка сообщения о жизни писателя), самостоятельная подготовка занимательного задания (викторины, кроссворда, теста, ребуса) для своих одноклассников; заучивание наизусть; подробный или сжатый пересказ; составление плана по тексту или плана ответа (рассказа о герое произведения) и р.

Учащиеся учатся:

- задавать свои вопросы по тексту одноклассникам;

- анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану);

- комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).

Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории и географии.

Данная программа состоит из двух разделов, взаимодополняющих друг друга:

    1. Навыки чтения:

  • Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания;

  • Выделение главной мысли произведения; название главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков. Составление характеристики героя с помощью учителя;

  • Умение делить текст на части; составлять план, пересказывать по плану;

  • Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений;

  • Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика;

  • Заучивание стихотворений наизусть.

2. Внеклассное чтение:

  • Знание основных сведений из жизни писателей;

  • Самостоятельное чтение произведений

  • Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки героев;

  • Ведение дневника внеклассного чтения.

Уроки внеклассного чтения проводится один раз в месяц, они предусматривают систематическое чтение книг из школьной и сельской библиотек. Для внеклассного чтения взяты из перечня рекомендованных авторов следующие произведения: В.Астафьева «Гуси в полынье» ,А.П. Чехов «Каштанка»,Д.Дефо «Робинзон Крузо»,К.Паустовского «Жильцы старого дома», В. Бианки «Бешеный бельчонок» ,Л.Кассиля «Ночная ромашка»,А.П. Гайдара «Судьба барабанщика», А.А. Суркова Стихотворения из цикла «Победители ».

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса задает перечень тем, которые подлежат изучению в 7 классе. Тематика произведений включает доступные по содержанию и языку художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве; произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины, литературные сказки; произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. В рабочей программе разделы основного содержания гуманитарного образования структурированы по темам в соответствии с содержанием учебного материала учебника "Чтение" 7 класса автора - составителя А.К. Аксеновой. Даны произведения следующих авторов: А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова, А.М. Горького, М.В. Исаковского, К.Г. Паустовского, М.В. Зощенко, К.М. Симонова, В.П. Катаева, Н.И. Рыленкова, Ю. И. Коваля, Ю.Я. Яковлева, Р.П. Погодина, А. Г. Алексина, К. Я. Ваншенкина.


Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.


Основные направления коррекционной работы

  • Корригировать артикуляционный аппарат.

  • Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

  • Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  • Развивать речь, владение техникой речи;

  • Корригировать слуховое и зрительное восприятие.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Развивать познавательные процессы.

  • Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Данная рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса предназначена для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 3 часа в неделю в соответствии с базисным планом, согласно учебно-календарного графика образовательного учреждения.

3ч. х 35 недель = 105 ч. в год.


Содержание тем учебного курса


Устное народное творчество - 13 часов.

Сказки

«Сивка – бурка» (русская народная сказка),

«Журавль и Цапля» (русская народная сказка),

«Умный мужик» (русская народная сказка)

Былина. «Три поездки Ильи Муромца»

Народные песни. « Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой»

Пословицы.

Загадки

Основная цель: познакомить учащихся с образцами народного творчества, показать их красоту и ценность, заинтересовать учащихся их изучением

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Знать:

содержание прочитанных произведений

Уметь: -сознательно, правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения; читать «про себя».

- выделять главную мысль произведения.

-называть главных действующих лиц, описывать их внешность, характер их поступков, подтверждать своё заключение словами текста.

-составлять характеристики героя с помощью учителя.

-делить прочитанное на части.

- составлять план и пересказывать по нему (подробный, краткий, с изменением лица рассказчика).

-заучивать наизусть произведения устного народного творчества

-Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

выражения своего отношения к поступкам литературных героев и событиям в повседневной жизни

Русская литература XIX века - 38 часов.

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка

Стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья»

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года.

Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. Понятия: басня, мораль.«Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська»

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» ( в сокращении). Жилин и Костылин – герои рассказа, противопоставление характеров. Дина. Дружба Жилина и Дины. Нравственные проблемы рассказа.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» ( в сокращении). Нравственные проблемы повести. Валек и Вася. Соня и Маруся. Глава «Кукла» - кульминация повести.

Основная цель: познакомить с произведениями русской литературы 19 века , воспитывать морально этические и нравственные качества подростков через восприятие произведений Требования к результатам обучения и освоению содержания курса:

Знать: содержание прочитанных произведений, некоторые произведения наизусть

Уметь:

-сознательно, правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения; читать «про себя».

.-выделять главную мысль произведения.

-называть главных действующих лиц, описывать их внешность, характер их поступков, подтверждать своё заключение словами текста.

-составлять характеристики героя с помощью учителя

- делить прочитанное на части.

-выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения..

- составлять план и пересказывать по нему (подробный, краткий, с изменением лица рассказчика)

-заучивать наизусть стихотворения.

- Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

-формирования представлений об исторических событиях 19 века, на основе литературных произведений.

Русская литература XX века - 54 часа.

Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести)

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство», «Ветер», «Весна».

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний черт».

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники»

Константин Михайлович Симонов - Военный корреспондент.«Сын артиллериста» (отрывки).

Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг».

Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».

Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака».

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник».

Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»

Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (Отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).

Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки».

Основная цель: создать условия по совершенствованию техники чтения, развитию речи и пониманию учащимися художественных произведений через показ их красоты и ценности, решая проблемы нравственного воспитания.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Знать:

-содержание прочитанных произведений или отрывков из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о труде людей; родной природе и бережном отношении к ней;

Уметь:

-сознательно, правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения; читать «про себя»;

.-выделять главную мысль произведения;

-называть главных действующих лиц, описывать их внешность, характер их поступков, подтверждать своё заключение словами текста;

-составлять характеристики героя с помощью учителя;

- делить прочитанное на части;

-выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения;

- составлять план и пересказывать по нему (подробный, краткий, с изменением лица рассказчика.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- развития речи учащихся

-развития их нравственных качеств

Внеклассное чтение (урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц, всего 9 часов).

Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения:

1.В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха».

2.А.Р. Беляев «Чудесное око».

3. В.В. Бианки «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый бочок», «Мышарик», «Вести из леса».

3.Жюль Верн «Дети капитана Гранта».

4.А.П. Гайдар «Судьба Барабанщика».

5. Т.Д. Дефо «Робинзон Крузо».

6. Л.Кассиль «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».

7. В.П. Катаев «Хуторок в степи».

8.В.Г. Короленко «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч».

9.Л.Н. Лагин «Старик Хоттабыч».

10. К.Г. Паустовский «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза».

11. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

12.А.А. Сурков «Победители», «В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо её привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте», «Защитник Сталинграда».

13. А.П. Чехов «Спать хочется».

Основная цель: формирование читательской самостоятельности школьников

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Знать: знать содержание прочитанных на внеклассном чтении произведений.

Уметь:

-выбирать книгу на указанную учителем тему, читать их осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух ( словосочетанием, в трудных случаях – целым словом);читать про себя;

-вести дневник читателя по указанной учителем форме;

- выделять главную мысль произведения;

- пересказывать содержание прочитанного;

-характеризовать главных действующих лиц.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

-самостоятельного чтения книг, газет, журналов и обсуждения прочитанного.


Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Заучивание наизусть

Внеклассное чтение

1.

Устное народное творчество

13

1

1

2.

Русская литература XIX века.

38

3

3

3.

Русская литература XX века.

54

6

5


Итого:

105

10

9


Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения учащихся, окончивших 7 класс. Требования структурированы по уровням обученности (по В.В. Воронковой).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

- читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- характеризовать главных действующих лиц;

- пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений.


Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

- читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;

- участвовать в обсуждении темы и текста;

- оценивать поступки героев с помощью учителя;

- отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся 7 класса

по чтению и развитию речи

Базовый уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно;

  • выделяет главную мысль произведения или части;

  • делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания;

  • допускает неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

  • называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

  • допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две
самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно
выразительно.


Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

  • выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения;

-отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.


Минимальный уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

  • активно участвует в выделении главной мысли произведения;

  • делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

  • оценивает поступки героев;

  • отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок.


Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении знаков препинания, логических ударений;

-допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

  • допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

  • допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.


Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

-отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.



Литература для учащихся:


  1. Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: «Просвещение», 2016г.

  2. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М .


Литература для учителя:

1.Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с.

2.Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: «Просвещение», 2016г.

  1. Прокопенко В.П. Русский язык и чтение 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения-Волгоград «Учитель», 2009г.

  2. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М .




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс (8 вид)

Автор: Дмитриева Наталья Александровна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс"
    ["seo_title"] => string(57) "adaptirovannaia_rabochaia_programma_po_literature_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "554913"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1595323106"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-priedmietu-russkii-iazyk-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "230884"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442298495"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  развитию слухового восприятия и формированию произношения в 8 классе  для учащихся со сложной структурой нарушения"
    ["seo_title"] => string(157) "rabochaia-programma-po-razvitiiu-slukhovogho-vospriiatiia-i-formirovaniiu-proiznoshieniia-v-8-klassie-dlia-uchashchikhsia-so-slozhnoi-strukturoi-narushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253588"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447609791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства