Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 395
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ лицея № 395 Протокол от ___________ г. № ___ | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ лицея № 395 _______________________________ С.П. Сергеева приказ от ______________ г. № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык» для 5 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Класс: 5б
ФИО учителя: Литвинова Лариса Ивановна
Квалификационная категория: высшая
Количество часов по учебному плану: 204 часа (6 часов в неделю)
Количество часов по рабочей программе: ….. час…
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с учетом следующей нормативной базы:
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Примерная программа основного общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения (Приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312)
Авторская учебная программа по русскому языку. 5-9 классы. (Авторы: В.В.Бабайцева – редактор, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова. М., «Дрофа», 2015)
Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ лицея №395 на 2015-2016 учебный год
Учебный план ГБОУ лицея №395 на 2015-2016 учебный год
Цели изучения учебного предмета
Основные цели изучения русского языка в школе:
формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Достижение указанных целей требует решения следующих задач:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
осуществлять речевой самоконтроль;
проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного п о д х о д а, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5—7, 8—9 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что в программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Логика изложения и содержание программы выстроены в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;
соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и деятельностном.
Программа реализуется в адресованном учащимся 5—9 классов комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь», обеспечивающим необходимую теоретическую и практическую подготовку.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Основной принцип, определяющий содержание книги «Русский язык. Теория», — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.
Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса — «Русский язык. Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с Примерной программой нет.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Общий объем времени, отводимого на изучение русского языка в 5-9 классах согласно Основной образовательной программе основного общего образования ГБОУ лицея №395, составляет 782 часа. В пятом классе уроки проводятся 6 раз в неделю. Программа рассчитана по учебному плану на 34 часа в год, по рабочей программе – на 204 часа.
Программой предусмотрено проведение:
Информация о внесѐнных изменениях в авторскую программу
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования. Изменений нет.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
для учителя:
В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова. Программа по русскому языку. 5-9 классы. М., «Дрофа», 2015
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс/ под ред. С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2011
Никитина Е.И. Русская речь. 6 класс Методическое пособие к учебнику «Русская речь» М.: Дрофа, 2012
для учащихся:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. М., «Дрофа», 2011
Русский язык. Практика. 6 класс / под ред. Г. К. Лидман-Орловой. М., «Дрофа», 2013
Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 6 класс. М., «Дрофа», 2013
дополнительные пособия:
Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000.
Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004.
Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости // Русская словесность. — 2000. — № 1.
Бабайцева В.В. Актуальное членение односоставных предложений // Проблемы изучения односоставных предложений. — М., 2005.
Бабайцева В.В. Принципы русской орфографии // РЯШ.—2009. — № 3.
Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку // РЯШ.—2009. — № 9—10.
Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.
Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Николина Н.А. Филологический анализ текста. — М., 2003.
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 2005.
Сыров И.А. Способы реализации категории связности в художественном тексте. — М., 2005.
Успенский М.Б. В мире парадоксов русского языка. — М., 2006.
Хисамова Г.Г. Диалог как компонент художественного текста. — М., 2007.
Штайн К.Э., Петренко Д.И. Метапоэтика Лермонтова. — Ставрополь, 2009.
Словари
Жуков А.В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М., 2010.
Карпюк Г.В., Харитонова Е.И. Школьный словарь употребления буквы ё в русском языке. — М., 2010.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997. (Любое последующее издание.)
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. (Любое последующее издание.)
Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. — М., 2008.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 2005.
Скворцов Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010.
Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996.
Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н.Ю. Шведова. — М., 2008.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. — М., 2005.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 2000.
Шипов Я.А. Православный словарь. — М., 1998.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Энциклопедия для детей. — Т. 10: Языкознание. Русский язык. — М., 1998.
электронного сопровождения УМК:
Электронное приложение к учебнику «Русский язык. Практика. 6 класс»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками http://edu.of.ru/zaoch/
Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/profil/default.asp
Особенности 5 «б» класса, в котором будет реализована данная рабочая программа
Количественный состав класса – 23 человека.
Форма получения образования обучающимися – очная.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.
Работу с пятиклассниками следует планировать с учетом возрастных особенностей детей. По своим психологическим и физиологическим особенностям они относятся к учащимся младшего школьного возраста и одной из основных форм работы должна быть дидактическая игра, дифференцированный подход к каждому ребенку, следует разумно сочетать разнообразные варианты, формы и методы работы как с сильными учащимися, так и со слабоуспевающими.
Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
У обучающихся имеется достаточный уровень подготовленности к освоению данного учебного курса, т.к. в начальной классе они показали 100% успеваемость, качество обучения составило .
Обучающиеся осознают роль родного языка в жизни человека и общества, но развитие речевой культуры ещё недостаточно высокое, что объясняется низким уровнем словарного запаса. Именно поэтому на уроках важно не только уделять внимание орфографической и пунктуационной грамотности, но и развивать и укреплять навык речевого общения, стремление к чтению художественной литературы, что помогает решению задач формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Характерная для учебного курса форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, проектная, фронтальная, игровая, самостоятельная, практикумы.
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемное обучение, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, элементы технологии развития «критического мышления», исследование в обучении, проектная деятельность.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах игровых технологий, викторин, проектной, исследовательской деятельности, интеллектуальных марафонов, конкурса «Русский медвежонок».
Специфика контроля
Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе следующих видов контроля:
текущий контроль. Он осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроках.
промежуточный контроль. Проводится после изучения логически законченной части, раздела программы или в конце учебного периода (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля.
итоговый контроль. Он осуществляется в конце каждого учебного года, а также по окончании курса обучения в школе.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: система контрольных работ:
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением об утверждении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга» в форме диагностической работы.
Оценивание работ обучающихся производится с учетом утвержденных критериев оценивания предметных результатов (Приложение №1).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования некоторых выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
При реализации рабочей программы обучающийся получит возможность изучить основные определения изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографические и пунктуационные правила.
Обучающийся научится:
различать самостоятельные части речи по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;
использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
проводить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
строить тексты разных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи;
анализировать и создавать тексты изученных стилей.
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты изученных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Поурочно-тематическое планирование по курсу «Русский язык»
для 5 класса на 2015-2016 учебный год
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
лабораторно-практические работы | контрольные работы |
| О языке | 3 | | |
| Вводный курс | 92 | 1 - сочинение | |
| Морфология и орфография | 38 | 5 | 3 (2-к/д; 1-к/р) |
3 | Синтаксис и пунктуация | 54 | 10 | 2 к/д |
| Основной курс | 109 | | |
4 | Понятие о литературном языке | 1 | | |
5 | Фонетика и графика | 20 | 3 | 1 к/д |
6 | Морфемика и словообразование | 50 | 10 | 2 к/д |
7 | Лексика и фразеология | 21 | 3 | 1 к/р |
9 | Повторение | 16 | 3 | 1к/д, 1 д/р |
| Итого: | 204 | | |
Содержание курса
О ЯЗЫКЕ
Знакомство с учебным комплексом. Роль языка в жизни общества.
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и,а, у после шипящих. Правописание звонких и глухих
согласных. Правописание непроизносимых согласных. Удвоенные согласные в словах. Развитие речи (далее Р.Р.). Составление грамматического рассказа. Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольное тестирование № 1 по теме ≪Орфография≫.
Морфология и орфография
Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки имени существительного. Склонение имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце существительных. Собственные имена существительные. Имя прилагательное как часть речи. Неопределенная форма глагола. Изменение по временам. Прошедшее время глагола. Личные окончания глаголов настоящего и будущего времени I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Правописание -тся и -ться в глаголах. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Служебные части речи. Предлог. Понятие частицы. Понятие о союзах.
Р.Р. Написание сочинения-повествования с использованием глаголов прошедшего времени.
К.Р. Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме ≪Имя существительное≫. Контрольное тестирование № 2 по теме ≪Глагол≫.
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Пунктуационный разбор предложений. Признаки предложения.Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. Грамматическая основа предложения – подлежащее и сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения. Смысловое и грамматическое
значение словосочетаний. Сочинительные и подчинительные словосочетания. Предложения с однородными членами. Признаки однородных членов предложения.Пунктуация в предложении с однородными членами.Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Выразительные возможности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Предложения с однородными членами. Предложения с обращениями. Основные
признаки обращения. Предложения с вводными словами. Разряды вводных слов по значению. Сложные предложения: союзные и бессоюзные сложные предложения Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Союзы в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного и простого предложения. Особенности строения предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Отличие диалога
от прямой речи. Прямая речь до и после слов автора.
Р.Р. Типы речи текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме ≪Синтаксис≫. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме ≪Пунктуация≫.Контрольное тестирование № 3 по теме ≪Синтаксис.
Пунктуация≫.
ОСНОВНОЙ КУРС
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
Понятие о литературном языке. Звуки речи, буквы и алфавит. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса. Ударение. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиции. Типы орфограмм. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласны в корне слова. Непроизносимые согласные звуки, их обозначение на письме. Удвоенные согласные, их обозначение на письме. Твердые и мягкие согласные
звуки, обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. Значение букв е, ё, ю, я.Правописание разделительных ъ и ь знаков. Гласные
буквы после шипящих. Гласные ы – и после ц. Звонкие и глухие согласные, их обозначение на письме. Твердые и мягкие согласные. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь. Фонетический
разбор слова. Орфоэпические словари.
Р.Р. Создание текста на основе исходного (сжатое изложение), членение его на части. Составление лингвистического повествования.
Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика»
Морфемика. Словообразование
Морфемика как раздел лингвистики о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Виды морфем. Окончание как словоизменительная морфема. Основа слова. Членение слова на морфемы. Основа слова. Окончание как словоизменительная морфема. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. Корень слова. Однокоренные слова. Орфограммы в корне слова. Корень слова. Исторические изменения в составе слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка. Приставка как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемы. Суффикс как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемы.
Чередование гласных в корне слов. Варианты морфем. Членение слова на морфемы. Применение знаний и умений по Чередование согласных в корне слов. Варианты морфем. Членение слова на морфемы. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания морфемике в практике правописания Чередование гласных и согласных звуков. Полногласные и неполногласные сочетания. Членение слова на морфемы. Морфемные словари русского языка.
Правописание корней с чередованием гласных А - О в корнях - ЛАГ-/-ЛОЖ- Чередование гласных в корне слова. Правописание гласных А - О в корне - КОС-/-КАС- Правописание гласных А - О в корнях - РАСТ-/-РАЩ-/ -РОС Правописание гласных А-О в корнях -ГОР-/-ГАР-, -ЗОР- /-ЗАР-. Чередование гласных в корне. Варианты морфем. Правописание гласных Е-И, -А (Я)/-ИМ - ИН- в корнях с чередованием Правописание чередующихся гласных и согласных в корне слова Правописание гласных и согласных в приставках, не изменяющихся на письме. Членение слова на морфемы Правописание гласных и согласных в приставках Правописание приставок, оканчивающихся на –З (-С) Буква -Ы- после приставок, оканчивающихся на согласный Правописание приставок –ПРИ -и -ПРЕ-
Лексика и фразеология
Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов Толкование лексического значения слов с помощью описания, толкования, подбора однокоренных слов. Использование словарей для определения лексического значения слова Однозначные и многозначные слова. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Прямое и переносное значение слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, сложность объектов или признаков) Лексические омонимы как слова тождественные по звучанию и написанию, но не различные по лексическому значению. Различие омонимов и многозначных слов в речи Синонимы как слова близкие или тождественные по лексическому значению. Словари синонимов русского языка и их использование. Смысловые и стилистические различия синонимов. Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмыза использованием антонимов в художественных текстах. Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов; в разговорной речи, в средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Устаревшие слова. Основные причины появления устаревших слов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов в текстах. Словари устаревших слов. Неологизмы. Основные причины появления неологизмов в процессе развития языка. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием неологизмов. Словари неологизмов. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки - источники лексических заимствований. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления
Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка.
Повторение.
Приложение 1
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
(Критерии оценивания предметных результатов)
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс | Количество в контрольном диктанте | Кол-во слов в словарном диктанте |
слов (самостоятельных и служебных)1 | орфограмм2 | пунктограмм | слов с непроверяемыми орфограммами3 |
5 | 90-100 | 12 | 2-3 | 5 | 15-20 |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | 7 | 20-25 |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | 10 | 25-30 |
8 | 120-150 | 24 | 10 | 10 | 30-35 |
9 | 150-170 | 24 | 15 | 10 | 35-40 |
1До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.
3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Нормы оценивания диктанта
Вид диктанта | оценка/количество ошибок |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка. | 2 орф. - 2 пункт. или 1 орф.- 3 пункт. или 0 орф. – 4 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные. | 4 орф. - 4 пункт. или 3 орф. - 5 пункт. или 0 орф. - 7 пункт. *в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт. *при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. | 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. - 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. |
Словарный | 0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | до 7 ошибок |
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс | Объем текста для |
подробного изложения | классного сочинения |
5 | 100-150 слов | 0,5 – 1,0 страницы |
6 | 150-200 слов | 1,0 – 1,5 страницы |
7 | 200-250 слов | 1,5 – 2,0 страницы |
8 | 250-350 слов | 2,0 – 3,0 страницы |
9 | 350-450 слов | 3,0 – 4,0 страницы |
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной
мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка | Основные критерии отметки |
содержание и речь | грамотность |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок. |
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Форма контроля – тестирование.
Правила при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»
71-85% — «4»
86-100% — «5»
18