№ п/п план | № п/п факт | Тема урока | Дата план | Дата факт | Наизусть |
Тема 1. Введение. Древнерусская литература. ( 5 ч. + 1 ч. ЛРК) |
1 | | Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы. Соотношение мировой и русской литератур. Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. | | | |
2 | | Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Значение введения христианства на Руси для развития образования и искусства. Переводная церковная литература. Переводная светская литература: сборники афоризмов («Пчела»), естественно-научные произведения («Шестоднев»), исторические хроники и повести («Александрия»). | | | |
3 | | Оригинальная светская литература. Выдающиеся памятники древнерусской письменности: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати», Иллариона, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Поучение Владимира Мономаха» и другие. Основные периоды развития древнерусской литературы. | | | |
4 | | «Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова…». Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др. Голос автора, патриота и гражданина. Построение, поэтический язык «Слова…». | | | Отрывок из «Слова о полку Игореве» |
5 | | Связь поэмы с устным народным творчеством. Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. | | | |
6 | | Литература родного края. Д.П.Кравец «Тайна похода князя Игоря в Донецкие степи» | | | |
Тема 2. Русская литература XVIII ВЕКА ( 11 ч. +1 КС + 1 ВЧ + 1 РР + 1 КТР ) |
7 | | Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Общие сведения о литературе классицизма (следование культу разума, основные черты классицистической системы, выдающиеся представители во французской литературе). Особенности русского классицизма (культ просвещения, гражданская направленность, патриотический пафос, назидательность, интерес к исторической тематике). Реформа литературного языка и стихосложения. Выдающиеся писатели - классицисты и основные жанры их творчества (ода (М.В.Ломоносов, Р.Г.Державин), комедия (Д.И.Фонвизин), сатира (А.Д.Кантемир), трагедия, басня (М.В.Сумароков)). | | | |
8 | | Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765) Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». | | | Отрывок из оды (по выбору учителя). |
9 | | Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Содержание оды и особенности русского классицизма. | | | |
10 | | Гавриил Романович ДЕРЖАВИН (1743-1816) Жизнь и творчество. (Обзор.) Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. | | | Одно стихотворение (по выбору обучающихся). |
11 | | «Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. | | | |
12 | | Александр Николаевич РАДИЩЕВ (1749-1802) Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) | | | |
13 | | Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. | | | |
14 | | Автор и путешественник. Особенности повествования. | | | |
15 | | Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. | | | |
16 | | Контрольное сочинение № 1. «Мечта Радищева о будущем Отечества». | | | |
17 | | Николай Михайлович КАРАМЗИН (1766-1826) Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». | | | |
18 | | Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. | | | |
19 | | Внеклассное чтение. Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». | | | |
20 | | Развитие речи. Устный ответ на проблемный вопрос, раскрывающий знание и понимание текста произведения | | | |
21 | | КТР № 1 | | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
Тема № 3. В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов. ( 7 ч. ). |
22 | | Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. | | | |
23 | | Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) Жизнь и творчество. (Обзор.) Основные этапы его творчества. «Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Черты элегии в стихотворении. «Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. | | | Одно стихотворение (по выбору учителя). |
24 | | «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. | | | |
25 | | Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ (1795-1829) Жизнь и творчество. (Обзор.) Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера А.С.Грибоедова. Связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы. | | | «Горе от ума» (один из монологов Фамусова: «Петруша, вечно ты с обновкой…», «Вот то-то, все вы гордецы!..», |
26 | | Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума. Особенности развития интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. | | | «Вкус, батюшка, отменная манера…»; |
27 | | Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Чацкий и фамусовская Москва. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. | | | |
28 | | Необычность развязки, смысл финала комедии. Широкий обобщающий смысл образов комедии. Черты классицизма и реализма в комедии. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. | | | «В той комнате незначащая встреча…», «Не образумлюсь…») (по выбору учащихся). |
Тема № 4. А.С.Пушкин. (15 ч. + 1 КС + 1 ВЧ + 1 РР + 1 КТР) |
29 | | Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837) Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного. Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы, тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"), тема любви), философские мотивы "), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии… | | | 3 стихотворения |
30 | | Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина. Тема любви к родному дому. "Два чувства дивно близки нам…". | | | |
31 | | Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. "Деревня", "К Чаадаеву", "Арион" | | | |
32 | | Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. "Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…. | | | |
33 | | Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики. "На холмах Грузии…", «К***» , "Я помню чудное мгновенье…", "Я вас любил…" | | | |
34 | | Философская лирика А.С..Пушкина. "К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посети…". | | | |
35 | | Развитие речи № 2. Урок-концерт «Поговорим о Пушкине». Чтение наизусть стихотворений об А.С.Пушкине. | | | |
36 | | «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». | | | |
37 | | Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. | | | |
38 | | «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. | | | Отрывок из романа "Евгений Онегин" |
39 | | Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. | | | (по выбору учащихся). |
40 | | Татьяна — нравственный идеал Пушкина. | | | |
41 | | Татьяна и Ольга. | | | |
42 | | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | | | |
43 | | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | | | |
44 | | Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). | | | |
45 | | Контрольное сочинение № 2. «Является ли Евгений Онегин «Лишним человеком» ?. | | | |
46 | | Внеклассное чтение № 2. А.С. Пушкин. «Бахчисарайский фонтан», | | | |
47 | | КТР № 2 | | | |
Тема № 5. М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь ( 17ч. + 1 КС + 1 ВЧ) ) |
48 | | Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841) Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах. | | | Два стихотворения (по выбору учащихся). |
49 | | Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. | | | |
50 | | Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно». | | | |
51 | | Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». | | | |
52 | | Любовь как страсть, приносящая страдания. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним («Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»). Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М.Ю.Лермонтова в критике В.Г.Белинского. | | | |
53 | | «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). | | | |
54 | | Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». | | | |
55 | | Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. | | | |
56 | | Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского | | | |
57 | | Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1852) Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. | | | |
58 | | Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. | | | |
59 | | Мертвые и живые души. | | | |
60 | | Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. | | | |
61 | | Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. | | | |
62 | | Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. | | | |
63 | | Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. | | | |
64 | | Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы | | | |
65 | | Контрольное сочинение № 3. «Души «мёртвые» и «живые» в поэме Н.В.Гоголя». | | | |
66 | | Внеклассное чтение № 3. | | | |
Тема № 6. Произведения писателей ХІХ века ( 6ч. + 1 ч. РР) |
67 | | Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823-1886) Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. | | | |
68 | | Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. | | | |
69 | | Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. | | | |
70 | | Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | | | |
71 | | Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904) Слово о писателе. «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа, «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. | | | |
72 | | Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. | | | |
73 | | Развитие речи № 3. Устное сочинение-рассуждение по изученному произведению | | | |
74 | | КТР № 3 | | | |
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА |
Тема № 7. Произведения писателей ХХ века ( 17 ч. + 1 КС + 1 ЛРК ТКР) |
75 | | Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской литературе ХХ века. Ведущие писатели ХХ века | | | |
76 | | Иван Алексеевич БУНИН (1870-1953) Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. | | | |
77 | | Александр Александрович БЛОК (1880-1921) Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. И поэтов | | | |
78 | | Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895-1925) Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жалею, не зову, не плачу» Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. | | | |
79 | | Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ (1893-1930) Слово о поэте.«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Прощанье», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. | | | |
80 | | Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ (1891-1940) Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. | | | |
81 | | Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в повести | | | |
82 | | Контрольное сочинение № 4. «Смысл названия повести «Собачье сердце». | | | |
83 | | Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА (1892-1941) Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | | | |
84 | | Анна Андреевна АХМАТОВА (1889-1966) Слово о поэте. «Стихи о Петербурге», «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Я спросила у кукушки...», «Сказал, что у меня соперниц нет», «Не с теми я, кто бросил землю», «Что ты бродишь неприкаянный...», «Муза», «И упало каменное слово», «Пушкин», «Клятва» Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. | | | |
85 | | Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ (1903-1958) Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. | | | |
86 | | Михаил Александрович ШОЛОХОВ (1905-1984) Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. «Судьба человека». Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки). Война как суровое испытание человеческого характера | | | |
87 | | Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа. Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок. | | | |
88 | | Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890-1960) Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. | | | |
89 | | Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971) Слово о поэте. «Я убит подо Ржевом», «Когда кремлевскими стенами...», «Кому другому...», «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...», «О сущем». Стихотворения о Родине, | | | |
90 | | «Урожай», «Весенние строчки Стихотворения о природе. Интонация и стиль стихотворений. | | | |
91 | | Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН (1918-2008) Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. | | | |
92 | | РОМАНСЫ И ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XX ВЕКОВ А.С. Пушкин «Певец»; Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); М.Ю. Лермонтов «Отчего»; А.К. Толстой «Средь шумного бала...»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь»; Н.А. Заболоцкий «Признание»; М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера»; Б.Ш. Окуджава «Пожелание друзьям»; В.С. Высоцкий «Песня о друге»; К.Я. Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. | | | |
93 | | Литература родного края № 2 | | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
Тема № 8. Произведения зарубежных писателей ( 7 ч. + ВЧ + 1 РР+ 1 ТКР) |
94 | | Гай Валерий КАТУЛЛ (около 87-54 гг. до Рождества Христова) Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом, Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). | | | |
95 | | КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (65-8 гг. до Рождества Христова) Слово о поэте. «К Мельпомене» («Создал памятник я...»). Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. | | | |
96 | | ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265-1321) Жизнь и творчество Данте. «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности. Композиция и стих поэмы. Всемирная слава «Божественной комедии». | | | |
97 | | Уильям ШЕКСПИР (1564-1616) Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. | | | |
98 | | Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. | | | |
99 | | Иоганн Вольфганг ГЕТЕ (1749-1832) Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. | | | |
100 | | Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. | | | |
101 | | Внеклассное чтение № 4. Э.Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер | | | |
102 | | Урок развития речи № 4. Составление тезисов, конспектов литературно-критических статей | | | |
103 | | ТКР № 4 | | | |
104 | | Повторение и обобщение изученного | | | |
105 | | Итоговый урок | | | |