Красносулинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Первомайской СОШ
Приказ от ___________ № __________
_______________________ Л.П.Меркулова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Веселый светофор»
Начальное общее образование 1 класс
Количество часов – 138
Учитель Лихолетова Людмила Ивановна
Программа направлена на создание условий для формирования знаний Правил дорожного движения и привитие обучающимся устойчивых навыков безопасного поведения на дороге
«Веселый светофор»
(социально-педагогической направленности)
Возраст обучающихся: 7-11 лет.
Срок реализации программы -4 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Весёлый светофор» имеет социально - педагогическую направленность. Программа направлена на создание условий для формирования знаний Правил дорожного движения и привитие обучающимся устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Актуальность программы. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях на дорогах города свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения (ПДД).
Целесообразность программы. Изучение программы способствует адаптации обучающихся к различным дорожным ситуациям и формированию позиции сознательного участника дорожного движения.
Целью данной программы является создание условий для предупреждения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма через освоение знаний ПДД и практическое применение их в повседневной жизни, по средствам реализации программы дополнительного образования детей.
Задачи:
Образовательные:
- приобретение базовых знаний Правил дорожного движения РФ, относящихся к пешеходам, пассажирам и водителям велосипедов;
- разъяснение основных терминов и понятий Правил дорожного движения РФ;
- приобретение знаний безопасного пересечения улиц, перекрестков и т. д.;
- понимание сигналов светофора и регулировщика;
- знание правил ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки из троллейбуса, автобуса, трамвая;
- знание основных (важнейших) дорожных знаков, линий дорожной разметки, частей улицы.
Развивающие:
- развитие способности к анализу дорожно-транспортных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД;
- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- развитие и совершенствование творческих способностей: воображения и пространственного мышления, внимательности, памяти.
Воспитательные:
- воспитание ответственности, внимательности, вежливости в взаимоотношениях ко всем участникам дорожного движения.
Отличительной особенностью программы от других программ является то, что она рассчитана на работу с детьми с различными соматическими заболеваниями, с детьми с ограниченными возможностями и рекомендациями к надомному обучению.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Группы наполняемостью 7-10 человек.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1 год - 1 час в неделю (33 часа в год)
2 год - 1 час в неделю (35 часов в год)
3 год - 1 час в неделю (35 часов в год)
4 год - 1 час в неделю (35 часов в год)
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ.
Два раза в неделю в группах до 10 человек по 25-35 минут.
Формы занятий – групповая, коллективная.
Ожидаемым результатом работы по данной программе является: приобретение базовых знаний Правил дорожного движения РФ, знание правил ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки из троллейбуса, автобуса, трамвая, развитие способности к анализу дорожно-транспортных ситуаций и оценке возможных опасностей, понимание сигналов светофора и регулировщика, знание основных терминов и понятий Правил дорожного движения РФ, возникновение и закрепление у обучающихся устойчивого интереса к изучению правил дорожного движения, формирование мотивационно - поведенческой культуры в условиях общения с дорогой.
Способы проверки - мини-опросы, тесты, игры - упражнения, разгадывание загадок и кроссвордов, рабочие листы, практическая работа.
Подведение итогов - участие в районных мероприятиях, конкурсы, викторины, выставки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первый год обучения
№№ п/п | Раздел, темы | Кол-во часов |
| | Всего |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Раздел 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Тема 1. Дорога в школу. Тема 2. Участники дорожного движения. Тема 3. Как устроена дорога. Тема 4. Движение пешеходов по тротуару. Тема 5. Дорога с двусторонним движением. Тема 6. Дорога с односторонним движением. Тема 7. Виды пешеходных переходов. Тема 8. Нерегулируемый пешеходный переход. Тема 9. Регулируемый пешеходный переход. Тема 10. Перекресток. | 16 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 |
3. | Раздел 2. Мы отдыхаем. Тема 1. Мой – двор. Тема 2. Загородная дорога. | 3 1 2 |
4. | Раздел 3. Мы – пассажиры. Тема 1. Виды транспорта. Тема 2. Городской общественный транспорт. Тема 3. Поездка на автобусе и троллейбусе. Тема 4. Поездка на трамвае. Тема 5. Поездка на маршрутном такси. Тема 6. Поездка в метро. | 9 1 1 2 2 1 1 |
5. | Раздел 4. Работа водителя и поведение пешехода. Тема 1. Дорога глазами водителя. Тема 2. Причины ДТП. | 3 1 2 |
6. | Раздел 5. Дорожные знаки. Тема 1. Возникновение первых дорожных знаков. Тема 2. Наши верные друзья - знаки. | 2 1 1 |
7. | Итоговое занятие. | 1 |
| Всего | 33 |
К концу первого года обучения у обучающихся сформируются следующие знания и умения:
Обучающиеся будут знать:
- места для подвижных игр на улице;
- безопасный путь в школу;
- элементы дороги (проезжая часть, тротуар, газон) и их назначение;
- правила поведения на тротуаре и правила поведения при движения в группе;
- классификацию транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
- правила перехода дороги по пешеходному переходу;
- три вида переходов (наземный, надземный, подземный) и обозначение их дорожными знаками;
- два вида светофоров (пешеходный и транспортный), значение сигналов;
- понятие перекрестка и правила перехода проезжей части на нем;
- элементы загородной дороги (проезжая часть, обочина, кювет), их назначение;
- правила движения пешеходов по загородной дороге (обочина, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка);
- виды городского общественного транспорта, обозначение остановок транспорта дорожными знаками, правила поведения в общественном транспорте;
- понятие «дорожный знак»;
- название и назначение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса (троллейбуса)», «Место стоянки легковых такси», «Место остановки трамвая», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Проход запрещен»;
- два варианта появления пешеходов на проезжей части;
- виды и причины ДТП (наезд на пешехода, столкновение машин).
Обучающиеся будут уметь:
-выбирать безопасные места для игр и езды на велосипеде;
-уметь выбирать безопасный путь в школу;
- определять места перехода через проезжую часть;
-останавливаться, слушать и смотреть, чтобы убедиться в безопасности перехода дороги;
-переходить проезжую часть в сопровождении взрослого или под его наблюдением;
-обращаться за помощью к взрослым при переходе дороги, при падении какого-либо предмета на проезжую часть;
-свободно владеть терминологией по правилам движения;
- пользоваться наземным и подземным общественным транспортом в сопровождении взрослого.
второй год обучения
№ № п/п | Раздел, темы | Кол-во часов |
| | всего |
1. | 1. Вводное занятие. | 1 |
2. | Раздел 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Тема 1. Дорога в школу. Тема 2. Виды транспорта. Специальный транспорт. Тема 3. Улицы большого города. Тема 4. Элементы улицы. Тема 5. Элементы загородной дороги. Тема 6. Правила перехода дороги вне перекрестка и пешеходного перехода. Тема 7. Перекресток. Тема 8. Регулируемый и нерегулируемый перекресток. | 12 1 1 1 2 1 1 2 2 |
3. | Раздел 2. Мы отдыхаем. Тема 1. Мы играем во дворе. Тема 2. За городом. | 4 1 3 |
4. | Раздел 3. Мы – пассажиры. Тема1. От конки до трамвая. Из истории транспорта. Тема 2. Виды транспорта. Городской - пригородный транспорт. Тема 3. Поездка на пригородном автобусе. Тема 4. Поездка на электричке. Тема 5. Поездка на такси. | 8 1 1 2 2 2 |
5. | Раздел 4. Работа водителя и поведение пешехода. Тема 1. Опасности на улицах города. | 3 3 |
6. | Раздел 5. Дорожные знаки Тема1. В стране дорожных знаков. | 6 6 |
7. | Итоговое занятие. | 1 |
| Всего | 35 |
К концу второго года обучения у обучающихся сформируются следующие знания и умения:
Обучающиеся будут знать:
- историю развития наземного транспорта Санкт – Петербурга;
- виды транспорта (городской - пригородный транспорт), правила пользования пригородным автобусом, такси и электричкой, правила поведения в транспорте;
- основные улицы микрорайона школы;
- безопасный путь в школу;
- безопасные места для подвижных игр на улице; опасности во дворах;
- элементы улицы (трамвайные пути, пешеходные ограждения ) и их назначение, типы улиц;
- элементы загородной дороги (дорожные ограждения);
- особенности спецтранспорта с синими проблесковыми маячками;
- понятие «тормозной путь», погодные условия, влияющие на тормозной путь;
- правила перехода дороги вне перекрестка и пешеходного перехода;
- типы перекрестков, виды перекрестков и обозначение нерегулируемого перекрестка односекционным светофором, значение мигающего желтого сигнала светофора;
- места и правила движения для пешеходов и велосипедистов на загородной дороге;
- название и назначение дорожных знаков: «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Светофорное регулирование»,«Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Дорожные работы», «Место стоянки легковых такси», «Опасный поворот»,«Прочие опасности», «Скользкая дорога», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Пересечение с трамвайными путями», «Пересечение равнозначных дорог», «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение».
Обучающиеся будут уметь:
- выбирать безопасные места для игр во дворах, места для езды на велосипеде;
- уметь выбирать безопасный путь в школу;
- определять безопасные места перехода через проезжую часть;
- переходить проезжую часть в сопровождении взрослого или под его наблюдением;
- уметь пользоваться городским и загородным транспортом в сопровождении взрослого;
- свободно владеть терминологией по правилам движения в рамках программы.
третий год обучения
№ № п/п | Раздел, темы | Кол-во часов |
| | Всего |
1. | 1. Вводное занятие. | 1 |
2. | Раздел 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Тема 1. Безопасный путь в школу. Тема 2. Какие бывают дороги. Тема 3. Элементы дороги. Тема 4. Жилая зона. Тема 5. Виды светофоров. | 10 1 2 2 2 3 |
3. | Раздел 2. Мы отдыхаем. Тема 1.Загородная дорога - шоссе. Тема 2. Железнодорожный переезд. | 5 2 3 |
4. | Раздел 3. Мы – пассажиры. Тема 1. Транспортные средства. Тема 2. Мы едем на экскурсию. | 3 2 1 |
5. | Раздел 4. Работа водителя и поведение пешехода. Тема 1. Световые сигналы. Тема 2. Звуковые сигналы. Тема 3. Движение на перекрестках. Тема 4.ДТП с участием пешеходов. | 9 2 1 3 3 |
6. | Раздел 5. Дорожные знаки. Тема 1. Знакомство с новыми знаками. | 6 6 |
7. | Итоговое занятие. | 1 |
| Всего | 35 |
К концу третьего года обучения у обучающихся сформируются следующие знания и умения:
Обучающиеся будут знать:
- места для подвижных игр во дворах домов;
- безопасный путь в школу;
- виды и подгруппы транспорта;
- типы дорог по назначению, типу покрытия;
- все элементы улицы;
- историю светофора, виды и назначение светофоров;
- виды перекрестков и правила движения транспортных средств и пешеходов на них;
- световые и звуковые сигналы транспортных средств;
- понятие «шоссе», «населенный пункт», обозначение его дорожными знаками; понятие «жилая зона», правила движения для пешеходов и транспортных средств в жилой зоне;
- понятие «железнодорожный переезд», правила движения через переезд;
- основные виды травм (переломы, ушибы, раны), получаемые при наезде на пешехода;
- 8 групп дорожных знаков;
- название и назначение знаков: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Жилая зона», «Конец жилой зоны», «Подача звукового сигнала запрещена», «Искусственная неровность», «Больница», «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Кемпинг», «Пост ДПС», «Бассейн или пляж».
Обучающиеся будут уметь:
-выбирать безопасные места для игр и езды на велосипеде и т. п.;
- уметь выбирать безопасный путь в школу, ориентироваться в микрорайоне школы;
- классифицировать транспорт по видам и подгруппам;
- определять места перехода через проезжую часть, через железнодорожный переезд;
- переходить проезжую часть в сопровождении взрослого и самостоятельно;
- пользоваться транспортом в сопровождении взрослых.
четвертый год обучения
№ п/п | Раздел, темы | Кол-во часов |
| | Всего |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Раздел 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Тема 1. Безопасный путь в школу. Тема 2. Виды транспорта. Электротранспорт. Тема 3. Виды транспорта. Спецтранспорт. Тема 4. Элементы улиц и дорог. Тема 5. Загородная дорога. Автомагистраль. Тема 6. Остановка и стоянка транспорта. Тема 7. Дорожная разметка. Тема 8.Регулируемый перекресток. Тема 9.Сигналы регулировщика. | 15 1 1 2 2 2 2 3 2 |
3. | Раздел 2. Мы отдыхаем. Тема 1. Мой друг – велосипед. | 2 2 |
4. | Раздел 3. Мы – пассажиры. Тема 1. Поездка на речном такси. Тема 2. Личный транспорт. | 5 2 3 |
5. | Раздел 4. Работа водителя и поведение пешехода. Тема 1. Девять видов ДТП. Тема 2. Первая медицинская помощь. | 5 2 3 |
6. | Раздел 5. Дорожные знаки. Тема 1. Знакомство с новыми знаками. | 6 6 |
7. | Итоговое занятие. | 1 |
| Всего | 35 |
К концу четвертого года обучения у обучающихся сформируются следующие знания и умения:
Обучающиеся будут знать:
- историю возникновения ПДД;
- виды транспорта, спецтранспорт (с желтыми проблесковыми маячками, обозначение опасного и габаритного грузового транспорта), личный транспорт;
- виды светофоров и значение сигналов светофора;
- элементы улицы, загородной дороги, их назначение;
- формы регулирования движения: светофорное и регулировщиком, сигналы регулировщика;
- виды перекрестков;
- железнодорожный переезд, правила перехода и проезда;
- элементы загородной дороги;
- понятие « интенсивное движением»;
- понятие «автомагистраль», обозначение дорожными знаками, правила движения транспорта на автомагистрали;
- дорожную разметку, ее значение для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, виды разметки;
- название и назначение знаков: «Дикие животные», «Перегон скота», «Слепой пешеход», «Глухой водитель», «Инвалид», «Врач», «Учебное транспортное средство», «Движения мотоциклов запрещено», «Движения запрещено», «Движения механических транспортных средств запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; места установки дорожных знаков, группы дорожных знаков;
- правила движения по дороге на велосипеде;
- девять видов дорожно-транспортных происшествий;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
Обучающиеся будут уметь:
- пользоваться ПДД;
- распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности;
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге;
- переходить проезжую часть самостоятельно;
- пользоваться общественным транспортом самостоятельно;
- выбирать безопасные места для игр и занятий спортом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
первый год обучения
1. Вводное занятие - 1 ч.
Теория: Знакомство с коллективом детей. Знакомство с программой.
Практика: рисование на тему «Моя улица».
2. Раздел 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней - 16 ч.
Тема 1. Дорога в школу.
Теория: Город, в котором ты живешь. Наиболее безопасный путь в школу. Разбор конкретного маршрута.
Практика: просмотр презентации «Мой город», работа со схемой безопасного подхода к школе, чтение и обсуждение стихов.
Тема 2. Участники дорожного движения.
Теория: Понятие «пешеход», «пассажир», «водитель».
Практика: просмотр презентации «Участники дорожного движения», рабочие листы.
Тема 3. Как устроена дорога.
Теория: Понятие « улица». Тротуар, проезжая часть, газон; их назначение.
Практика: просмотр презентации, отгадывание загадок, работа с рабочими листами.
Тема 4. Движение пешеходов по тротуару.
Теория: Правостороннее движение. История возникновения этого правила. Движение пешеходов в группе по тротуару. Что делать, если ты что-либо уронил на проезжую часть.
Практика: ролевая игра, работа с рабочими листами.
Тема 5. Дорога с двусторонним движением.
Теория: Правила перехода дороги с односторонним движением. Что делать, если не успел перейти проезжую часть. Поведение пешехода, стоящего на середине проезжей части.
Не можешь сам перейти улицу – попроси помощи у взрослого.
Практика: работа с рабочими листами, ответы на вопросы.
Тема 6. Дорога с односторонним движением.
Теория: Как определить направление движения транспорта на дороге с односторонним движением. Правила перехода дороги с односторонним движением.
Практика: рассказы детей, ответы на вопросы, работа с рабочими листами.
Тема 7. Виды пешеходных переходов.
Теория: Понятие «пешеходный переход». Наземный, подземный, надземный переходы; обозначение их соответствующими знаками. Самый безопасный переход.
Практика: просмотр презентации, отгадывание загадок, рисование.
Тема 8. Нерегулируемый пешеходный переход.
Теория: Обозначение пешеходного перехода дорожным знаком «Пешеходный переход» и дорожной разметкой – «зеброй». Правила перехода нерегулируемого пешеходного перехода.
Практика: ответы на вопросы, отгадывание загадок, рисование знака и «зебры».
Тема 9. Регулируемый пешеходный переход.
Теория: Светофор. История первого светофора. Транспортный и пешеходный светофор. Их назначение. Сигналы светофора.
Практика: просмотр презентации, отгадывание загадок, участие в конкурсе на лучший рисунок светофора, обсуждение прочитанных стихов, рассказов, разучивание стишков.
Тема 10. Перекресток.
Теория: Понятие «перекресток». Виды перекрестков. Правила перехода перекрестка.
Практика: просмотр презентации, рисование перекрестков, схем перехода перекрестков, работа с макетом перекрестка.
3. Раздел 2. Мы отдыхаем - 3 ч.
Тема 1. Мой – двор.
Теория: Где можно играть: детская площадка, спортивные площадки.
Дорожный знак «Дети».
Места для езды на самокатах, велосипедах, роликах; лыжах, санках, коньках.
Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть.
Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах строительных и дорожных работ. Дорожные знаки «Проход запрещен», «Дорожные работы».
Практика: рассказы детей по картинкам, отгадывание загадок про дорожные знаки, анализ прочитанного.
Тема 2. Загородная дорога.
Теория: Элементы загородной дороги: проезжая часть, обочина, кювет. Их назначение.
Места для движения пешеходов на загородной дороге: обочина, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка.
Правила движения пешеходов по загородной дороге. Дорожные знаки «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка».
Практика: просмотр презентаций, ответы на вопросы, работа с рабочими листами.
4. Раздел 3. Мы – пассажиры – 9 ч.
Тема 1. Виды транспорта.
Теория: Транспорт наземный, подземный, воздушный, водный.
Практика: просмотр презентации, работа с рабочими листами, загадывание загадок, рисование транспорта будущего.
Тема 4. Городской общественный транспорт.
Теория: Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, метро.
Особенности общественного транспорта.
Практика: работа с рабочими листами, тесты.
Тема 3. Поездка на автобусе и троллейбусе.
Теория: Остановка автобуса и троллейбуса, ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Опасность игр рядом с проезжей частью.
Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Опасность игр в транспорте.
Правила перехода проезжей части после выхода из автобуса или троллейбуса.
Практика: просмотр презентации, рисование, обсуждение прочитанного,
стихов, отгадывание загадок про транспорт и знаки, работа с макетом улицы города.
Тема 4. Поездка на трамвае.
Теория: Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трамвайной остановки от автобусной.
Как правильно пройти на трамвайную остановку. Правила поведения на трамвайных остановках.
Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе.
Правила перехода проезжей части после выхода из трамвая.
Практика: просмотр презентации, рисование, обсуждение прочитанного,
стихов, отгадывание загадок про транспорт и знаки, работа с макетом улицы города, работа с рабочими листами.
Тема 5. Поездка на маршрутном такси.
Теория: Отличие маршрутного такси от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным такси.
Практика: просмотр презентации, рисование, обсуждение прочитанного,
стихов, отгадывание загадок про транспорт и дорожные знаки, работа с макетом улицы города.
Тема 6. Поездка в метро.
Теория: Из истории метро. Правила посадки, высадки, поведения на платформе и в вагоне метро.
Практика: просмотр презентации, отгадывание загадок, работа с рабочими листами.
5. Раздел 4. Работа водителя и поведение пешехода- 3 ч.
Тема 1. Дорога глазами водителя.
Теория: Проезжая часть – место работы водителей. Два случая, когда пешеход может временно находиться на проезжей части.
Практика: работа с рабочими листами.
Тема 2. Причины ДТП.
Теория: Понятие «ДТП». Почему происходят дорожно-транспортные происшествия?
Практика: рассказы детей, анализ сюжетных картинок.
6. Раздел 5. Дорожные знаки - 3 ч.
Тема 1. Возникновение первых дорожных знаков.
Теория: Из истории дорожных знаков.
Практика: тесты по пройденному материалу, ответы на вопросы.
Тема 2. Наши верные друзья - знаки.
Теория: Где устанавливают знаки. Название и назначение дорожных знаков:
«Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса (троллейбуса)», «Место стоянки легковых такси», «Место остановки трамвая», «Дети», «Пешеходная дорожка»,«Велосипедная дорожка», «Проход запрещен».
Практика: ответы на вопросы, отгадывание загадок про дорожные знаки, работа с пазлами «Дорожные знаки», тесты.
7. Итоговое занятие-1 ч.
Теория: Повторение пройденного за год.
Практика: викторина.
второй год обучения
1. Вводное занятие - 1 ч.
Теория: Знакомство с коллективом детей. Знакомство с программой.
Повторение пройденного.
Практика: блиц – опрос, рассказы детей.
2. Раздел 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней -12 ч.
Тема 1. Дорога в школу.
Теория: Повторение правил безопасного поведения на улицах города.
Основные улицы в микрорайоне школы. Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы. Разбор схемы безопасного подхода к школе.
Практика: работа со схемой, просмотр презентации «Улицы нашего района».
Тема 2. Виды транспорта. Специальный транспорт.
Теория: Повторение видов транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный).
Специальный транспорт. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами).
Практика: просмотр презентации «Специальный транспорт», тесты, работа с рабочими листами, отгадывание кроссвордов.
Тема 3. Улицы большого города.
Теория: Понятие «улица». Почему улицу назвали «улицей». Типы улиц (проспект, переулок, набережная, бульвар, площадь)
Практика: просмотр презентации, рисование улиц, обсуждение прочитанного.
Тема 4. Элементы улицы.
Теория: Повторение пройденного. Элементы дорог: тротуар, поребрик, проезжая часть, газон, пешеходные ограждения, трамвайные пути. Их назначение.
Практика: просмотр презентации, работа с рабочими листами.
Тема 5. Элементы загородной дороги.
Теория: Проезжая часть, обочина, кювет, дорожные ограждения.
Практика: тест, просмотр презентации, работа с рабочими листами.
Тема 6. Правила перехода дороги вне перекрестка и пешеходного перехода.
Теория: Особенности движения по мокрой и скользкой дороге, в темное время суток. Отражатели на одежде.
Практика: обсуждение прочитанного, рассказы детей, анализ дорожных ситуаций.
Тема 7. Перекресток.
Теория: Типы перекрестков: крестообразный, Х-образный, У-образный, Т - образный, площадь, многосторонний. Схемы перехода перекрестков.
Практика: просмотр презентации, работа с рабочими листами, работа с макетами перекрестков.
Тема 8. Регулируемый и нерегулируемый перекресток.
Теория: Перекресток: регулируемый и нерегулируемый. Обозначение нерегулируемого перекрестка односекционным светофором. Значение мигающего желтого сигнала транспортного светофора. Правила перехода перекрестков.
Практика: работа с макетами перекрестков, рисование перекрестков.
3. Раздел 2. Мы отдыхаем - 4 ч.
Тема 1. Мы играем во дворе.
Теория: Опасность игр рядом с аркой между домами. «Ловушки» наших дворов.
Практика: анализ «ловушек», рассказы детей из личного опыта, тесты по картинкам «верно» - «неверно»,
Тема 2. За городом.
Теория: Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.
Опасности на загородных дорогах для пешеходов.
Практика: обсуждение дорожных ситуаций, составление памятки для пешеходов, работа с рабочими листами.
4. Раздел 3. Мы – пассажиры - 8 ч.
Тема 1. От конки до трамвая. Из истории транспорта.
Теория: Первые транспортные средства Санкт-Петербурга (конка, омнибус, пролетка).
Практика: просмотр презентации, игра «Соотнеси название транспорта с картинкой», игра «Транспорт вчера и сегодня», разучивание песни про дилижанс.
Тема 2. Виды транспорта. Городской - пригородный транспорт.
Теория: Повторение изученного ранее. Подгруппы транспорта.
Практика: классификация транспорта по группам, работа с пазлами.
Тема 3. Поездка на пригородном автобусе.
Теория: Из истории транспорта. Дилижанс История развития автобусного движения. Правила пользования пригородным автобусом.
Практика: просмотр презентации, рассказы детей из личного опыта.
Тема 4. Поездка на электричке.
Теория: Транспорт железнодорожный. Немного из истории. Отличие его от автомобильного транспорта. Правила посадки, высадки, поведения на платформе и вагоне электрички.
Практика: составление памятки для пассажиров, работа с рабочими листами «Найди нарушителей порядка».
Тема 5. Поездка на такси.
Теория: История развития такси. Правила посадки, высадки и оплаты.
Практика: просмотр презентации, ролевая игра.
5. Раздел 4. Дорога глазами водителя – 4 ч.
Тема 1. Опасности на улицах города.
Теория: Дорога осенью, зимой, весной, летом. Дорога в темное время суток. Понятие «тормозной путь» и «остановочный путь».
Практика: работа с сюжетными картинками, анализ дорожных ситуаций.
6. Раздел 5. Дорожные знаки – 6 ч.
Тема 1. В стране дорожных знаков.
Теория: Повторение ранее изученных знаков. Знакомство с новыми знаками «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Светофорное регулирование», «Движение запрещено», «Место стоянки легковых такси», «Опасный поворот», «Прочие опасности»,«Скользкая дорога», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Пересечение с трамвайными путями», «Пересечение равнозначных дорог», «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение».
Деление знаков на группы: предупреждающие знаки, запрещающие знаки,
информационные, знаки особых предписаний. Особенности формы и цвета каждой группы знаков.
Практика: отгадывание загадок, игры «Собери знак», «Что пропало в знаке», «Узнай знак», настольная игра «Дорожные знаки», презентация «Какой знак здесь должен быть», «Раздели по группам».
7. Итоговое занятие – 1 ч.
Теория: Повторение пройденного.
Практика: Тесты.
третий год обучения
1. Вводное занятие – 1 ч.
Теория: Знакомство с коллективом детей. Знакомство с программой.
Повторение пройденного.
Практика: блиц – опрос, рассказы детей.
2. Раздел 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней -10 ч.
Тема 1. Безопасный путь в школу.
Теория: Примеры ДТП с участием детей в городе.
Практика: Разбор конкретного маршрута и составление маршрута на макете.
Тема 2. Какие бывают дороги.
Теория: Дороги по назначению: автомобильные, железнодорожные, велосипедные, пешеходные; по типу покрытия; асфальтированные, мощеные, гравийные, бетонные, грунтовые.
Практика: просмотр презентации «Какие бывают дороги», тесты.
Тема 3. Элементы дороги.
Теория: Тротуар, поребрик, проезжая часть, газон, пешеходные ограждения, разделительная полоса, разметка.
Практика: просмотр презентации «Элементы дороги», работа с макетом улицы, работа с рабочими листами.
Тема 4. Жилая зона.
Теория: Понятие «жилая зона», обозначение ее дорожными знакам; правила движения для водителей и поведения пешеходов в жилой зоне. «Лежачий полицейский». Дорожный знак «Искусственная неровность»
Практика: просмотр презентации, составление памятки для пешеходов и водителей, рисование знаков.
Тема 5. Виды светофоров.
Теория: Из истории светофора. Назначение светофоров.
Транспортный светофор для регулирования движения трамваев, светофор для велосипедистов, светофор на железнодорожных переездах, значение сигналов светофоров.
Практика: просмотр презентации «Виды светофоров», рисование светофоров, чтение стихов.
3. Раздел 2. Мы отдыхаем – 5 ч.
Тема 1. Загородная дорога – шоссе.
Теория: Понятие «населенный пункт»; знаки, обозначающие начало и конец населенного пункта; разница между белыми и синими дорожными знаками, обозначающими начало и конец населенного пункта.
Правила движения транспорта и пешеходов по шоссе.
ДТП с участием животных. Знаки «Дикие животные», «Перегон скота».
Знаки сервиса.
Практика: просмотр презентации «Шоссе», «Знаки - помощники на шоссе», рисование знаков.
Тема 2. Железнодорожный переезд.
Теория: Виды переездов; дорожные знаки, обозначающие их, Правила движения транспорта и пешеходов через железнодорожный переезд
Практика: просмотр презентации «Железнодорожный переезд», работа со знаками., тесты, составление памятки для пешеходов и водителей.
4. Раздел 3. Мы – пассажиры – 4 ч.
Тема 1. Транспортные средства.
Теория: Виды транспорта. Подгруппы транспорта: личный - общественный, городской – пригородный, морской – речной, грузовой – пассажирский
Практика: просмотр презентации, классификация транспорта, работа с пазлами.
Тема 2. Мы едем на экскурсию.
Теория: Виды автобусов по назначению. Обозначение знаком автобуса для перевозки детей.
Практика: просмотр презентации, тест, составление правил поведения в автобусе.
5. Раздел 5. Дорожные знаки – 9 ч.
Тема 1. В стране дорожных знаков.
Теория: 8 групп дорожных знаков. Повторение ранее изученных знаков, Знакомство с новыми знаками. Название и назначение знаков:
«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»,
«Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Жилая зона»,
«Конец жилой зоны», «Подача звукового сигнала запрещена»
«Искусственная неровность», «Больница», «Телефон», «Кемпинг»,
«Пункт первой медицинской помощи», «Бассейн или пляж»
«Пост ДПС»,
Практика: классификация изученных дорожных знаков - игра «Группы знаков», игры «Сравни знаки», «Найди ошибки», «Дорисуй знак», «Лишний знак», «Расставь дорожные знаки».
6. Раздел 4. Работа водителя и поведение пешехода – 6 ч.
Тема 1. Световые сигналы.
Теория: Световые приборы; фары, красные фонари стоп-сигнала, желтые указатели поворота, белые фонари заднего хода; их назначение.
Практика: работа с рабочими листами.
Тема 2. Звуковые сигналы.
Теория: Подача звуковых сигналов. Дорожный знак «Подача звукового сигнала запрещена»
Практика: обсуждение прочитанного, тест.
Тема 3. Движение на перекрестках.
Теория: Движение транспортных средств на перекрестке. Правила поведения между участниками дорожного движения. Дорожный знак «Главная дорога», «Уступите дорогу», «Пересечение равнозначных дорог»
Практика: просмотр презентации, рабочие листы, работа с макетом перекрестка.
Тема 4. ДТП с участием пешеходов.
Теория: Причины ДТП. «Ловушки» на дорогах. Виды ДТП с участием пешеходов.
Основные виды травм (переломы, ушибы, раны), получаемые при наезде на пешехода.
Первая медицинская помощь.
Практика: просмотр презентации, наложение повязки.
7. Итоговое занятие – 1 ч.
Теория: Подведение итогов.
Практика: викторина по вопросам.
четвертый год обучения
1.Вводное занятие – 1 ч.
Теория: Теория: Знакомство с коллективом детей. Знакомство с программой.
Повторение пройденного.
Практика: блиц – опрос, рассказы детей, тесты.
2. Раздел 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней – 15 ч.
Тема 1. Безопасный путь в школу.
Теория: Рост ДТП. Причины роста ДТП (увеличение численности населения, интенсивность движения, культура участников движения, невыполнение ПДД). Разбор конкретного маршрута в школу.
Практика: составление схемы безопасного подхода к школе.
Тема 2. Виды транспорта. Электротранспорт.
Теория: Электротранспорт - троллейбусы, трамваи, электровозы: отличие его от автомобильного.
Практика: просмотр презентации, отгадывание загадок, тесты.
Тема 3. Виды транспорта. Спецтранспорт.
Теория: Спецтранспорт (транспорт с желтыми проблесковыми маячками, обозначение опасного и габаритного грузового транспорта). Его назначение и особенности. Перевозка грузов.
Практика: просмотр презентации, тест.
Тема 4. Элементы улиц и дорог.
Теория: Понятие «интенсивное движение». Дорожный знак «Затор».
Элементы дорог: полоса движения, разделительная полоса.
Практика: просмотр презентации, работа по рабочим листам.
Тема 5. Загородная дорога. Автомагистраль.
Теория: Понятие « Автомагистраль». Знаки, обозначающие начало и конец автомагистрали. Правила движения транспорта на автомагистрали.
Практика: просмотр презентации, тест.
Тема 6. Остановка и стоянка транспорта.
Теория: Понятие «остановка» и «стоянка» транспорта. Дорожные знаки, обозначающие место разрешения и запрета стоянки. «Стоянка транспорта», «Стоянка запрещена», «Остановка запрещена»
Практика: работа с текстом, рисование знаков.
Тема 7. Дорожная разметка.
Теория: Виды разметки (вертикальная и горизонтальная). Ее назначение.
Практика: просмотр презентации, работа с рабочими листами.
Тема 8. Регулируемый перекресток. Сигналы регулировщика.
Теория: Регулирование перекрестка милиционером – регулировщиком. Сигналы регулировщика.
Практика: просмотр презентации, работа с макетом перекрестка, работа с рабочими листами.
Тема 9. Правила перехода дорог.
Теория: Необычные пешеходы и водители. Опознавательные знаки «Слепой пешеход», «Глухой водитель», «Инвалид», «Врач», «Учебное транспортное средство» , «Перевозка детей»
Практика: просмотр презентации, рисование знаков.
3. Раздел 2. Мы отдыхаем – 3 ч.
Тема 1. Мой друг – велосипед.
Теория: История велосипеда, его общее устройство.
Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем.
Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.
Характерные травмы, получаемые велосипедистами.
Правила безопасного катания на роликах и скейтборде
Защитное снаряжение.
Практика: отгадывание загадок, кроссвордов, составление памятки для велосипедистов.
4. Раздел 3. Мы – пассажиры -5 ч.
Тема 1. Поездка на речном такси.
Теория: Морской – речной транспорт. Речное такси. Правила безопасной поездки.
Практика: просмотр презентации, тест.
Тема 2. Личный транспорт.
Теория: Перевозка людей в автомобиле, на мотоцикле, мопеде, в кабине грузовика.
Практика: просмотр презентации, составление памятки для пассажиров.
5. Раздел 4. Работа водителя и поведение пешехода - 5 ч.
Тема 1. Девять видов ДТП.
Теория: ДТП с участием животных, ДТП с участием велосипедистов, ДТП с участием транспорта.
Виды травм, получаемые пассажирами, сидящими в кабине или салоне автомобиля.
Практика: просмотр презентации, обсуждение прочитанного.
Тема 2. Первая медицинская помощь.
Теория: Встреча с медработником школы. Первая помощь при травмах у пассажиров.
Практика: ответы на вопросы, наложение повязки.
6. Раздел 5. Дорожные знаки – 6 ч.
Тема 1. Знакомство с новыми знаками.
Теория: 8 групп дорожных знаков. Их название и назначение. Повторение изученных ранее знаков.
Название и назначение знаков: «Дикие животные», «Перегон скота», «Слепой пешеход», «Глухой водитель», «Инвалид», «Врач», «Учебное транспортное средство», «Въезд запрещен», «Стоянка запрещена», «Движения запрещено», «Остановка запрещена».
Практика: классификация изученных дорожных знаков, игры «Группы знаков», «Сравни знаки», «Найди ошибки», «Дорисуй знак», «Лишний знак», «Расставь дорожные знаки».
7. Итоговое занятие – 1 ч.
Теория: Повторение пройденного.
Практика: конкурсно – игровая программа «Азбука дорог»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
1. Григорян Н. В., Данченко С. П., .Форштат М. Л Методические рекомендации для учителя по правилам и безопасности дорожного движения, 5 кл. / Н. В.Григорян, С. П.Данченко, М. Л.Форштат - СПб: Лики России, 2008 – 24 с.
2. Григорян Н. В., Данченко С. П., .Форштат М. Л Методические рекомендации для учителя по правилам и безопасности дорожного движения, 6 кл. / Н. В.Григорян, С. П.Данченко, М. Л.Форштат - СПб: Лики России, 2008 - 24 с.
3. Данченко С. П.,. Форштат М. Л. Дорожная безопасность: Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5 классов / С. П.Данченко, М. Л. Форштат - СПб: Лики России, 2008 – 80 с.: ил.
4. Данченко С. П., Форштат М. Л. Дорожная безопасность: Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 6 классов/ С. П.Данченко, М. Л. Форштат. – СПб: Лики России, 2008 – 8 0с.: ил.
5. Учителю о правилах дорожного движения /Сост. И. А.Извекова - Москва: Просвещение, 1982 – 160 с.: ил.
6. Правила дорожного движения Российской Федерации; официальный текст с иллюстрациями – Москва, 2008 - 64 с. с ил.
7. Якупов. А.М Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Методическое пособие для учителя / А. М.Якупов- Москва: 1997 - 32 с.
8. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя / А. М.Якупов – Москва: 1997- 15 с.: ил.
9. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 2 класс: Методическое пособие для учителя / А. М.Якупов – Москва: 1997 – 32 с.
10. Якупов А. М Безопасность на улицах и дорогах 2 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя /А. М.Якупов – Москва: 1997-15 с.: ил.
11. Якупов А. М Безопасность на улицах и дорогах 3 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя /А. М.Якупов – Москва: 1997-15 с.: ил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
12. Бабина Р. П. Удивительное дорожное путешествие 1-4 классы /Р. П. Бабина - Назрань: АСТ-ЛТД, 1997- 32 с.: ил.
13. Бабина Р. П. Азбука дорожной безопасности 1 класс /Р. П. Бабина - Назрань: АСТ-ЛТД, 1997- 24 с.: ил.
14. Володарская В. Н., Мальцева Е. А. Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для 1 класса /В. Н Володарская., Е. А.Мальцева - Москва: Калан, 1988 - 56 с.: ил.
15. Данченко С. П., Форштат М. Л. Дорожная безопасность: Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 6 классов/ С. П.Данченко, М. Л. Форштат. – СПб: Лики России, 2008 – 8 0с.: ил.
16. Дугинов А. С. Моя улица /А. С.Дугинов – Москва: ДОСААФ СССР, 1981- 30 с.: ил.
17. Ковалько В. И Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу 1-4 классы / В. И.Ковалько – Москва: ВАКО, 2008 – 192 с.
18. Маркин Н. И., .Денисов М. Н Безопасность на дорогах: Учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы в 2-х частях /. Н. И. Маркин, М. Н.Денисов – Москва, ЭНАС-КЛАСС, 2006 - 48 с.: ил.
19. Маркин Н. И., .Денисов М. Н Безопасность на дорогах: Учебник-тетрадь для 4 класса начальной школы в 2-х частях /. Н. И. Маркин, М. Н.Денисов – Москва: ЭНАС-КЛАСС, 2006 - 48 с.: ил.
20. Правила дорожного движения Российской Федерации; официальный текст с иллюстрациями – Москва, 2008 - 64 с. с ил.
21. Сосунова Е. М., .Форштат М. Л Учись быть пешеходом в 2-х частях/ Е. М.Сосунова, М. Л.Форштат СПб: Паритет, 2002- 112 с.: ил.