«Змеиногорская общеобразовательная школа – интернат»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ С.А. Александрова
«____» _______________201__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
________________И.И. Демидов
«_____» _______________201___ г.
Приказ «_____» ___________ 201__ г. № _____
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«История Отечества»
7 класс
Составитель: учитель -
Демидов Игорь Иванович
г. Змеиногорск
2017
Содержание программы по учебному предмету «История Отечества»
№ п/п
Наименования
Стр.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5
3
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
8
4
Требования к результатам освоения курса
8
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10
6
тематическОЕ планИРОВАНИЕ 9 класс
12
7
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
13
8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
14
9
Литература
15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 7 класса краевого государственного бюджетного образовательного учреждение «Змеиногорская общеобразовательная школа – интернат» разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7), утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.
Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказомМинобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Образовательной программы по истории для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. О.И. Бородина В.М., Мозговая/под редакцией В.В. Воронковой, Владос, 2011.
Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.
Цель обучения истории – формирование у обучающихся способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из основных функций основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
Основная цель коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – социальная реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в обществе.
У детей данной категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает процесс усвоения знаний и им необходима педагогическая поддержка.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Ведущей формой работы учителя с учениками на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. В процессе обучения литературе используется игровой и занимательный материал, наглядные и иллюстративные пособия технические и другие дидактические средства.
Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью от учителя требуется и специальная работа, направленная на уточнение и расширение имеющихся представлений, умение сформировать их в речи, в различных практических действиях на уроке.
На уроках при чтении произведений, устных высказываниях формируются общие речевые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на коррекцию недостатков звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. С этой целью на каждом занятии проводится артикуляционная физминутка и даются специальные задания.
Обучение должно реализовываться на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История Отечества изучается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала наличность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.
В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и возрастными особенностями пятиклассников.
Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.
Новизна рабочей программы заключается в использовании тестирования в специальных (коррекционных) классах в качестве контрольных работ, поскольку оно ориентировано на выявление степени усвоения обучающимися основных понятий, ведущих идей и элементов учебной программы, а не на констатацию наличия у учеников конкретной совокупности формально усвоенных знаний. Тесты используются и для проверки домашнего задания.
Отличительными особенностями данной программы являются:
минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся в специально-коррекционных классах от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;
соответствие основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на роль человеческого фактора, цивилизационную составляющую исторического процесса.
Объектом изучения истории являются крупные исторические события отечественной истории, жизнь и быт людей с древности до наших дней. Даётся отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории: «История нашей страны древнейшего периода», «Киевская Русь», «Распад Киевской Руси», «Борьба Руси с иноземными завоевателями», «Начало объединения русских земель».
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой с древности до настоящего времени.
Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Цель изучения курса «История Отечества»:
усвоение основных событий отечественной истории, свершений выдающихся личностей, олицетворяющих основные периоды истории России;
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий, давать им элементарную оценку;
развитие познавательных интересов;
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в обществе.
Общие задачи изучения предмета «История Отечества»:
Образовательные задачи:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для обучающихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
трудовое воспитание;
экологическое воспитание;
правовое воспитание;
формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы;
Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени».
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен 6 темами:
Введение в историю.
История нашей страны древнейшего периода.
Киевская Русь.
Распад Киевской Руси.
Борьба Руси с иноземными завоевателями.
Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества.
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «История России» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Согласно учебному плану школы-интерната на изучение предмета в 7-9 классах предусмотрено 182 часов, 7 кл. - 61 час.
Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу истории России: 1. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Учебник содержит теоретический материал курса.
Требования к результатам освоения курса
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое многонационального народа России;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
Предметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России;
формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Метапредметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации;
использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Принципы:
принцип коррекционной направленности в обучении;
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
принцип научности и доступности обучения;
принцип систематичности и последовательности в обучении;
принцип наглядности в обучении;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные – наблюдение, демонстрация;
практические – упражнения, работа с исторической картой.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
Комбинированный урок.
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Основные формы и средства контроля:
Устный опрос
Тестирование
Исторические диктанты
Контрольная работа
Составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ
Тематический кроссворд
Работа с контурными картами
Тексты контрольно-измерительные материалы создаются учителем в соответствии с психофизическим особенностями каждого обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС (61 часов)
Тема 1. Введение в историю – 7часов.
История – наука о прошлом. Исторические памятники. Наша Родина – Россия. Моя родословная. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Тема 2. История нашей страны древнейшего периода - 11 часов.
Кто такие восточные славяне.
Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Обычаи восточных славян.
Верования восточных славян. Славянские воины и богатыри. Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Роды и племена восточных славян и их старейшины.
Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.
Тема 3.Киевская Русь – 15 часов.
Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Крещение Руси. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность. «Повесть временных лет». Правление Ярослава Мудрого.
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Последние годы великой державы.
Тема 4. Распад Киевской Руси - 9 часов.
Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств.
Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.
Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты.
Тема 5. Борьба Руси с иноземными завоевателями - 9 часов.
Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Тема 6.Начало объединения русских земель – 10часов.
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции.
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.
Отражение ордынских набегов. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.
тематическОЕ планИРОВАНИЕ 7 класс
№
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Тема 1. Введение в историю.
7
1.
История – наука о прошлом.
1
2.
Исторические памятники.
1
3.
Наша Родина – Россия.
1
4.
Моя родословная.
1
5.
Счет лет в истории.
1
6.
Историческая карта.
1
7.
Контрольная работа по теме: «Введение в историю».
1
Тема 2. История нашей страны древнейшего периода.
11
8.
Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.
1
9.
Роды и племена восточных славян и их старейшины.
1
10.
Славянский поселок.
1
11.
Основные занятия восточных славян.
2
12.
Ремесла восточных славян.
1
13.
Обычаи восточных славян.
1
14.
Верования восточных славян.
1
15.
Соседи восточных славян.
1
16.
Славянские воины и богатыри.
1
17.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
1
18.
Контрольная работа по теме «История нашей страны древнейшего периода».
1
Тема 3.Киевская Русь.
15
19.
Образование государства восточных славян – Киевской Руси.
1
20.
Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.
1
21.
Укрепление власти князя.
1
22.
Оборона Руси от врагов.
1
23.
Крещение Руси при князе Владимире.
1
24.
Былины – источник знаний о Киевской Руси
1
25.
Культура и искусство.
1
26.
Княжеское и дворянское подворье.
1
27.
Жизнь и быт людей в Киевской Руси.
1
28.
Правление Ярослава Мудрого.
1
29.
Образование и грамотность на Руси.
1
30.
Летописи и летописцы.
1
31.
Киевский князь Владимир Мономах.
1
32.
Рост и укрепление древнерусских городов.
1
33.
Повторительно - обобщающий урок
1
Тема 4. Распад Киевской Руси.
9
34.
Причины распада Киевской Руси.
1
35.
Образование самостоятельных княжеств.
1
36.
Киевское княжество в XII веке.
1
37.
Владимиро – Суздальское княжество.
1
38.
Господин Великий Новгород.
1
39.
Торговля и ремесла Новгородской земли.
1
40.
Новгородское вече.
1
41.
Русская культура в XII – XIII веках.
1
42.
Контрольная работа по теме: «Распад Киевской Руси».
1
Тема 5. Борьба Руси с иноземными завоевателями.
9
43.
Монголо-татары.
1
44.
Нашествие монголо-татар на Русь.
1
45.
Героическая борьба русских людей против монголо-татар.
1
46.
Русь под монголо-татарским игом.
1
47.
Рыцари – крестоносцы.
1
48.
Александр Невский и Новгородская дружина.
1
49.
Невская битва.
1
50.
Ледовое побоище.
1
51.
Контрольная работа по теме: «Борьба Руси с иноземными завоевателями».
1
Тема 6.Начало объединения русских земель.
10
52.
Возвышение Москвы.
1
53.
Московский князь Иван Калита; его успехи.
1
54.
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.
1
55.
Московско- Владимирская Русь при Дмитрии Донском.
1
56.
Сергий Радонежский.
1
57.
Битва на Куликовом поле.
1
58.
Значение Куликовской битвы для русского народа.
1
59.
Иван III. Освобождение от иноземного ига.
1
60.
Укрепление Московского государства.
1
61.
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Начало объединения русских земель».
1
ВСЕГО
61ч
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; ксерокс; оборудование компьютерной сети;
Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по истории Отечества в 7 классе понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.
В результате изучения истории России обучающийся 7 класса должен:
Знать/понимать:
- какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события;
- кто руководил основными сражениями.
Уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться лентой времени, соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
Литература
Для обучающихся
Основная:
1. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Для учителя:
Основная:
1. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Дополнительная:
1. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М.,Просвещение, 1983.
2. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.М.,Владос, 2003.
2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2005.
3. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003.