kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные формы уроков литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время наблюдается опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытаются остановить различными способами, в том числе используя нетрадиционные формы занятий. Нетрадиционные формы организации обучения имеют главную цель – повысить интерес к учебе, развить познавательную активность, обеспечить субъектную позицию учащихся в учебном процессе.

Не для всех школьников уроки чтения являются любимыми.

Ввести детей в мир художественной литературы, пробудить у них интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры помогает многообразие форм проведения уроков литературного чтения: игры, КВН, викторины, путешествия, обобщения знаний, театрализованные композиции. Их содержание направлено на совершенствование выразительности речи, обогащение словарного запаса учащихся, развитие читательского интереса и активизацию мыслительной деятельности младших школьников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы уроков литературного чтения в начальной школе »

33






Тема

Нетрадиционные формы обучения на уроке литературного чтения

в начальной школе как фактор повышения

познавательного интереса младшего школьника






















СОДЕРЖАНИЕ



Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников ………………………………….



    1. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе …………………………………………….


    1. Методы и приемы развития познавательно интереса в процессе обучения …………………………………………


    1. Современные тенденции литературного образования младших школьников ……………………………………


Глава II. Методические основы развития познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения


2.1. Урок – основная организационная форма обучения ………


2.2. Нетрадиционные формы уроков литературного чтения……


2.3. Обобщение опыта работы учителя по проведению уроков литературного чтения в нетрадиционной форме ………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………



ПРИЛОЖЕНИЕ








Введение

В настоящее время продолжается модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.

В связи с этим вышел приказ № 373 от 06 декабря 2009 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», как теперь принято говорить ФГОС или просто стандарты второго поколения.

Основной  смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов.

Функции ФГОС:

1. Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.
2. Инструмент формирования социального доверия, гражданской консолидации.
3. Инструмент реализации государственной политики в области образования.

Задача ФГОС – организация системы образования на новые образовательные результаты.

ФГОС ориентирован на:

-         развитие вариативности образования,

-         системно-деятельностный, компетентностный подход, как основу определения требований к результатам образования,

-         сохранение фундаментальности образования как его ядра,

-         воспитание как важнейшую составляющую часть образования,

-         достижение личностных результатов образования,

-         введение нового базисного образовательного плана.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

Педагогическая мысль в решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему интереса в обучении. Я.А.Каменский рассматривал новую школу как источник радости, света и познания, считал интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения. Ж.Ж.Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. Т.Ф.Герберт призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку. Большое внимание проблеме интереса уделял К.Д.Ушинский. Он психологически обосновал интерес в обучении. Открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, побуждать интерес и внимание – в этом видел педагог важную задачу обучения. Проблемой развития познавательного интереса занимались Л.Н.Толстой, Н.А.Корф, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Ш.А.Амонашвили.

В последнее время наблюдается опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытаются остановить различными способами, в том числе используя нетрадиционные формы занятий. Нетрадиционные формы организации обучения имеют главную цель – повысить интерес к учебе, развить познавательную активность, обеспечить субъектную позицию учащихся в учебном процессе.

В настоящее время ученики начальной школы в общей массе не имеют интереса к учению, не могут оценить себя и товарища по классу, общаться друг с другом, работать в школе и дома самостоятельно, стараются все выполнить «точно под копирку» для получения хорошей отметки, а не для своего дальнейшего развития. Детям неинтересно в школе на уроках и они стремятся на улицу.

Все это говорит о том, что проблема формирования и развития познавательного интереса была и остается актуальной.

Цель нашей работы – выяснить, будут ли уроки литературного чтения в нестандартной форме развивать познавательный интерес младших школьников.

Объект – уроки литературного чтения в начальной школе

Предмет – нестандартные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения.

Задачи:

  1. Дать характеристику познавательного интереса и методам его развития.

  2. Рассмотреть особенности организации уроков чтения в начальной школе.

  3. Разработать уроки литературного чтения в нестандартной форме.











  1. Урок – основная организационная форма обучения

  Урок как форма обуче­ния относится к классно-урочной системе  обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписа­ние и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Структура и методика проведения урока зависит от тех ди­дактических целей и задач, которые решаются в процес­се изучения той или иной темы.

Основными типами уроков, кото­рые проводятся в современной школе, являются следую­щие:

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки сообщения новых знаний учителем;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний.

Из всех названных типов уроков главным остается урок, который является единицей классно-урочной системы.

Урок – это законченная, ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которой решаются учебно-воспитательные задачи.

На уроке в сложном взаимодействии представлены цель, содержание и методы обучения, проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания, развития.

На уроке используется фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учениками.

При фронтальной форме работы учитель непосредственно управляет всем составом класса, организуя сотрудничество всех учащихся и определяя им единый темп работы. Фронтальная форма позволяет вести учащихся в одном темпе работы и к единой цели. Однако она не рассчитана на учет их индивидуальных различий. При ней не все ученики успешно усваивают знания, формируют навыки и умения. Отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы или не удовлетворены им. Взятый темп урока может показаться быстрым слабому, но медленным – сильному ученику. По этой причине слабые учащиеся уйдут с занятия, не усвоив учебного материала, сильные – недостаточно расширят и углубят знания.

При групповой форме организации учебной работы учитель управляет деятельностью групп учащихся класса. Групповые формы можно разделить на кооперированно-групповые, дифференцированно-групповые.

Разновидностью групповой формы является кооперированно-групповая учебная работа (название происходит от слова “кооператив” – объединение усилий групп). При этой организации каждая контактная группа выполняет часть общего задания класса. Такая организация учебной работы возможна при изучении объемного материала. Особой разновидностью групповой формы обучения является дифференцированно-групповая работа. Она предполагает организацию работы групп учащихся с разными учебными возможностями. Допустим, учитель условно подразделяет учеников класса на две группы. Одну составляют ученики с высокими возможностями, другую – со средними и низкими. Учитель дает им разные по трудности задания, оказывает разную помощь. Контакты между членами групп затруднены, так как они размещаются в разных частях класса. Их объединяют единые виды заданий, соответствующие их учебным возможностям. Групповая форма создает больше условий для проявления особенностей каждого ученика. Общаясь между собой, учащиеся имеют возможность высказываться значительно чаще, чем при фронтальной работе всего класса.

При парной форме учебной работы учитель управляет деятельностью сотрудничающих пар учащихся, размещающихся на отдельных партах. Это сотрудничество может осуществляться и в домашней учебной работе: два ученика самостоятельно выполняют домашнее задание, контролируя друг друга.

Индивидуальная форма предполагает организацию выполнения заданий каждым учеником самостоятельно. Индивидуальная форма работы отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся. Педагогически правильно и целесообразно применяемая форма индивидуальной работы в обучении имеет большое значение в формировании потребности в самообразовании и соответствующих умений.

Выбор той или иной формы работы на уроке зависит от тех задач, которые ставит учитель на конкретном уроке.

Работая с детьми младшего школьного возраста, большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться.    Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.




Общие требования к современному уроку

    1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики.

    2. Реализация на уроке дидактических принципов и правил.

    3. Установление межпредметных связей.

    4. Мотивация и активизация развития всех сфер личности младшего школьника.

    5. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

    6. Эффективное использование педагогических средств.

    7. Формирование умения учиться.

    8. Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

    9. Связь обучения с жизнью, личным опытом учащихся.

    10. Создание здоровьесберегающей среды на уроке.

Дидактические требования к современному уроку в начальной школе

  1. Четкое определение образовательных задач каждого урока.

  2. Внедрение новейших технологий познавательной деятельности.

  3. Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов обучения.

  4. Творческий подход к формированию структуры урока.

  5. Обеспечение оперативной обратной связи, действенность контроля и управления.

  6. Мастерство проведения урока.

  7. Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы на уроке.





Воспитательные требования, предъявляемые к современному уроку

  1. Определение воспитательных возможностей учебного материала.

  2. Постановка тех воспитательных задач, которые вытекают из целей и содержания учебной работы.

  3. Воспитание младших школьников на общечеловеческих ценностях, формирование качеств: прилежание, аккуратность, честность, ответственность, самостоятельность, внимательность, активность, коллективизм, трудолюбие.

  4. Сотрудничество с учащимися, заинтересованность в их успехах.


  1. Методы и приемы развития познавательного интереса в процессе обучения


В словаре-справочнике по методике преподавания русского языка М.Р.Львова [9] познавательный интерес трактуется так: «…условие познавательной активности учащихся и в конечном счете условие успеха в обучении». Познавательный интерес имеет шкалу глубины: интерес к процессу выполнения действий, например к списыванию, к чтению стихов, интерес к сказочному, фантастическому оформлению изучаемого материала, что получило в последние годы распространение; интерес к самому содержанию изучаемого материала, к логике, к внутренним связям грамматики; наконец, интерес к методам познания: моделированию, алгоритмизации, программированию, к библиотечному поиску, к «Интернету» и т.п. Высоко ценится также интерес учащихся к практическому применению полученных знаний и умений: к конструированию текста разных типов, к решению грамматико-орфографических задач. Познавательный интерес – одна из важнейших сторон мотивации учения, а именно – первая ступень, первый этап учебного действия (всего 4 ступени: мотивационная, ориентировочная, операционная (исполнительская) и контрольно-оценочная (самоконтроль и самооценка)». Познавательный интерес – это, прежде всего, интерес в новой информации, однако сама новая информация может выступать в самых различных формах: в новом стимуле, в новом знании о предмете и, наконец, в новой системе представлений о мире. В зависимости от тех или иных способов познания различаются уровни развития познавательного интереса.

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, получаемым учениками на уроке. Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений, составляющих более глубокую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями. Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях. Это уровень бывает сопряжён с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. Появляясь с рождением ребёнка и будучи неотъемлемой характеристикой жизни каждого человека, познавательный интерес принципиально меняется с возрастом, последовательно усложняясь.

У каждого ребёнка в той или иной мере представлены разные уровни удовлетворения познавательного интереса, однако один из уровней является ведущим, и именно от него зависит общий уровень интеллектуального развития человека.

Познавательный интерес – один из немногих, который невозможно полностью удовлетворить. Он проявляется практически всегда. В той или иной форме человек всегда нуждается в новой информации, либо в более сложной (разные виды познания), либо в самой упрощённой.

Познавательный интерес независим от задач приспособления к конкретной ситуации и направлен, прежде всего, на сам процесс познания. «Бескорыстие» познавательного интереса, его ориентация главным образом на процесс, а не на результат – важнейшая характеристика этого интереса.

Тесно связана с этой особенностью – ориентацией на процесс познания – и другая особенность познавательного интереса, а именно тесная связь с положительными эмоциями. Именно чувство удовольствия, радости и отличает умственную деятельность, выполняемую на основе познавательного интереса, от познавательной деятельности, направляемой другими потребностями. Радость в момент познавательной деятельности инициируется именно познавательным интересом.

Коротко остановимся на особенностях развития познавательного интереса. Общая тенденция к повышению уровня познавательного интереса в реальной педагогической практике проявляется по-разному. Весьма характерные особенности развития этого интереса проявляются у детей с опережающим развитием способностей. Развитие познавательного интереса у таких школьников характеризуется возникающими время от времени резкими «скачками», значительным и быстрым повышением уровня сложности удовлетворения познавательного интереса, причём «скачки» эти совершаются произвольно, вполне сознательно. Многолетние наблюдения показывают, что во многих случаях одарённые и самые обычные, но перспективно развивающиеся дети сами задают более высокий уровень своего познавательного интереса, выбирая неадекватную, иногда даже чрезмерно трудную познавательную деятельность. Не будет большим преувеличением сказать, что посредством такого «скачка» в познавательном интересе эти школьники сами воспитывают у себя способности. Другая динамика развития познавательного интереса у школьников, рост способностей у которых почти не выявляется. В результате длительных психолого-педагогических наблюдений выяснилось, что у этой части школьников познавательный интерес, с одной стороны, недостаточно развивается, почти не усложняется, а с другой стороны, принимает развлекательный, псевдопознавательный характер.

Познавательный интерес не может исчезнуть, это одна из основных потребностей человека.

Остановимся на методах развития познавательного интереса.

Основными из них являются сле­дующие:

1. Формирование готовности восприятия учебного материала.

Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» учитель может раздать учащимся по листу бумаги и попро­сить написать в течение 3 мин. все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.

2. Метод стимулирования занимательным содержанием.

Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положи­тельное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадок­сальных фактов. Занимательность может быть построена и на создании си­туации эмоционального переживания через вызывание чувст­ва удивления необычностью приводимого факта. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные пе­реживания у учеников.

3. Метод создания ситуаций творческого поиска.

Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включе­ния учащихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих спо­собностей учащихся является наиболее сложной и труднореа­лизуемой. Только опыт работы и интуиция могут помочь учите­лю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включенности конкретных учащихся конкретной школы в творческую деятельность, которая сделает обучение инте­ресным для учащихся и охватит всю учебную программу.

4. Выстраивание вокруг учебного материала игрового приклю­ченческого сюжета.

Это проведение в ходе урока игры, вклю­чающей в себя выполнение запланированных учебных действий. В последние годы учителя все чаще пытаются обогатить и разнообразить учебное содержание урока, используя именно этот прием. Примером может служить проведение на уроке игры-путешествия. Контрольную работу можно провести в виде конкурса штурманов космических ко­раблей на звание «Лучшего штурмана Вселенной».


  1. Современные тенденции литературного образования младших школьников


Долгое время системное литературоведческое образование оставалось за рамками на­чальной школы. Сегодня педагогика на­чальной школы преодолевает стереотипы представления о возможностях младших школьников как читателей и ставит задачу их литературного образования. Многие современные программы по чтению в на­чальных классах включают в себя литера­турное знание как неотъемлемую часть формируемых знаний. Начальное литера­турное образование, как определено в боль­шинстве программ, — основа для формиро­вания ученика как читателя и приобщения его к литературе как особому виду искусства. Поэтому урок литературного чтения призван ввести школьника в мир художест­венной литературы и помочь ему осмыс­лить образность словесного искусства, про­будить у детей интерес к словесному твор­честву и чтению художественных произве­дений.

По мнению СП. Лавлинского [7], стратеги­ческая цель литературного образования связана с формированием и развитием культуры читательского восприятия и по­нимания феноменов литературы, прежде всего как явлений искусства.

Преподавание литературного чтения с этой точки зрения ставит следующие обучающие и развивающие задачи:

1) формирование у читателя культуры понимания, т.е. ответственного отношения к «чужим» художественным смыслам и по­зициям других читателей;

2) освоение «языка» художественной литературы во всем его многообразии;

3) развитие коммуникативно-эстетиче­ских возможностей учащихся через активи­зацию их речи, творческого мышления и воображения, а также в процессе исследо­вательской рефлексии.

Решение этих задач вряд ли возможно, по мнению СП. Лавлинского, в рамках традиционной модели обучения. Более эффек­тивной здесь должна оказаться так называемая «педагогика сотрудничества» или коммуникативно-деятельностный подход, при котором центр тяжести в работе педа­гога «смещается с трансляции предметного содержания на организацию истинно сов­местной деятельности по усвоению этого содержания» [3].

Учебный процесс в рамках «педагогики сотрудничества» осуществляется только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с ученика­ми, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу.

Основным способом работы при коммуникативно-деятельностном обучении явля­ется учебный диалог. Учебным диалогом СЮ. Курганов и И.М. Соломадин называ­ют такую форму обучения, при которой проблемные задачи ставятся в виде нере­шенных парадоксов [2]. Применительно к литературному чтению учебный диалог — это, прежде всего, «понимающий» (герме­невтический) способ общения-обучения, на котором ученики вместе с учителем пыта­ются постичь эстетическое единство лите­ратурного произведения через понимание «ценностных кругозоров» автора, героев и читателей-собеседников, учитывая при этом, что у разных людей одно и то же про­изведение способно вызывать совершенно непохожие, иногда противоположные мыс­ли и чувства [3]. Иными словами, на таком уроке литературного чтения учитель, не на­вязывая «правильных трактовок», помогает учащимся прояснить их собственное пони­мание литературного произведения.

В самом общем виде урок-диалог, по­священный определенному литературному произведению, включает в себя три этапа:

  • этап предпонимания;

  • этап анализа текста;

  • этап интерпретации смысла произведе­ния.

На этапе предпонимания учитель «со­бирает» начальные читательские впечатле­ния и мнения учащихся о внутреннем мире произведения; здесь ставятся вопросы, на­мечаются горизонты последующей анали­тической деятельности, выстраивается «герменевтическая интрига» урока. Это как бы читательское «приключение», связанное с недоумениями, удивлением, загадками по поводу произведения.

На этапе анализа учитель и ученик превращаются в исследователей, ищущих ответы на вопросы, поставленные ранее, «расшифровывающих» загадки читатель­ского понимания и непонимания, постига­ющих «чужой» язык автора.

На последнем этапеинтерпретации деятельность читателей концентрируется вокруг истолкования художественного смысла произведения.

Чтобы литературное произведение дошло до сознания учеников, волновало, доставляло удовольствие, нужно учить их понимать художественное произведение, воспринимать его с позиции автора. Об уровне литературного образования млад­ших школьников, по мнению Р.Н. Бунеева, можно судить по следующим критериям:

• владение приемами понимания прочи­танного (прогнозирование содержания текста на основе заглавия, иллюстра­ций; самостоятельно выделенных клю­чевых слов в тексте; самостоятельная формулировка вопросов по тексту и прогнозирование ответов; формулиро­вание главной мысли и соотнесение ее с заглавием текста; составление плана; пересказ по плану);

• владение элементами литературовед­ческого анализа (умение определять те­му произведения, его главную мысль, передавать сюжет; выделять героев произведения, описание природы, интерьера; составлять образ героя; опре­делять роль пейзажа и интерьера в про­изведении; высказать и аргументиро­вать свое отношение к прочитанному);

• владение литературоведческими поня­тиями (в соответствии с требованиями программы).

Необходимым компонентом литератур­ного образования признается творческая «писательская» деятельность детей, резуль­таты которой должны коллективно обсуж­даться и регулярно отражаться в сборниках ученических произведений, адресованных родителям, старшим и младшим товари­щам, учителям. Составляющей литератур­ного образования является литературное развитие, которое проявляется:

• в уровне читательского восприятия;

• в собственном литературном творчест­ве ребенка и отражает его способность «мыслить словесно-художественными образами».

Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно ана­лизировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями», а также как процесс разви­тия собственного литературного творчест­ва детей.

Процесс литературного развития будет оптимальным, если воспитывать внимание учащихся к особенностям художественного слова, помочь им сохранить непосредственность, эмоциональность, яркость восприя­тия конкретного содержания и при этом на­учиться понимать более глубокий смысл произведения, воплощенный автором при помощи образных средств художественной литературы.

Основным критерием литературного развития младших школьников является уровень восприятия самостоятельно прочи­танного произведения. Для того чтобы определить результаты развития, а не резуль­тат обучения, необходимо обращаться к произведениям, которые не изучались деть­ми предварительно.

Основной критерий, позволяющий оп­ределить уровень восприятия произведения, — степень образной конкретизации и образного обобщения.

Образная конкретизация — способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении цело­стный образ.

Образное обобщение предлагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обоб­щенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Учителю необходимо знать, каким обра­зом происходит осмысление текста млад­шими школьниками, которое происходит тремя путями:

1. Расчленение материала на темы, груп­пировка текста по смыслу.

2. Выделение смысловых опорных пунк­тов.

3. Замена текста какими-либо нагляд­ными образами — знаком, схематическим рисунком, графической моделью.

Приемы, используемые на уроках лите­ратурного чтения, призваны помочь школь­нику осмыслить образность словесного ис­кусства, пробудить у них интерес к словес­ному творчеству и к чтению художествен­ных произведений.


  1. Нетрадиционные формы уроков литературного чтения

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. 

Не для всех школьников уроки чтения являются любимыми. Ведь любимые для многих – трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других – физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любят труд настоящий, работу. Они еще не вполне осознают потребность в плодотворном труде, но выполненная работа приносит школьнику удовлетворение, крепит чувство собственного достоинства, самоуважение. Всегда и все заняты работой на любимом уроке. Этого не скажешь про уроки чтения. Присмотримся: один читает вслух – остальные без чувства ответственности слушают уже знакомый текст. Нет этого чувства и при чтении про себя: задание легкое или, если потруднее, без конкретных указаний к правильной организации умственного труда для его выполнения. С пересказом выступят в лучшем случае 2-3 ученика. В беседе учитель, признаемся, опирается чаще на самых развитых учащихся. Да и другие моменты урока недостаточно организуют труд ученика. Очень часто на уроках чтения бывает скучно. Даже чтение интересного рассказа не всегда основано на серьезной, напряженной работе мысли и чувства, следовательно, не приносит удовлетворения. У школьника нет осознания своего роста. Пересматривая нашу методику чтения в свете современных задач, приходишь к выводу, главное направление – это обучение деятельным отношениям с произведением. Каждый момент общения с текстом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счете, обучать вдумчивому чтению [23].

Уроки чтения и развития речи должны, прежде всего, решать две задачи: нравственное воспитание и совершенствование навыков чтения и речи учащихся. Однако в практике начальной школы мы не всегда наблюдаем успешное решение этих задач. И причина этого кроется в неправильной организации уроков чтения. Наиболее распространенные недостатки:

  • воспитательная работа строится на базе объяснений и внушений со стороны учителя, а не идет от эмоционально-образного содержания произведения, от переживаний учащихся, вызванных прочитанным;

  • уроки проводятся по шаблону, по стереотипному для данного учителя плану, выбор занятий в связи с чтением и их расположение носят случайный характер, лишены логической связи;

  • дети не заняты непрерывным, целенаправленным умственным трудом. Отсутствует систематическая обучающая работа с текстом. Самостоятельная работа над произведением не всегда направлена на углубленный анализ произведения, задания однообразны и не ведут к решению конкретной цели урока, не обучают более сложным и новым приемам работы;

  • урок не захватывает эмоциональной сферы детей, не приносит удовлетворения и оказывается зачастую просто скучным [24].


Ввести детей в мир художественной литературы, пробудить у них интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры помогает многообразие форм проведения уроков литературного чтения: игры, КВН, викторины, путешествия, обобщения знаний, театрализованные композиции. Их содержание направлено на совершенствование выразительности речи, обогащение словарного запаса учащихся, развитие читательского интереса и активизацию мыслительной деятельности младших школьников. 

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание различные аудио средства. Например, на уроке «Литературная гостиная» могут дети прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.  Повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся, расширяют и закрепляют полученные знания такие занятия как уроки-викторины, игры, зашифрованные с помощью загадок, кроссворды, таящие в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти (на уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала).

Рассмотрим некоторые виды нетрадиционных уроков, используемых в современной начальной школе.

Урок – сказка

Эти уроки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, используется проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, можно ввести необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением. Приведем конспект такого урока в классе (Приложение 1).

Видеоурок

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Особенно эффективен для стимулирования творческого мышления, воображения и ассоциативности такой интегративный по своей природе приём работы, как составление диафильма по прочитанному. Этот приём ценен по многим соображениям: во – первых, детям есть на что ориентироваться – создано огромное число различных диафильмов. Рассматривая один из них, дети смогут наглядно увидеть, что такое разбивка на кадры; во – вторых, отбор материала для заполнения каждого из кадров обостряет внимание детей к тому, что называется в произведении обстоятельствами, обстановкой, интерьером; в – третьих, выбор нужного и поясняющего кадр фрагмента текста помогает ученикам не только аналитически углубиться в текст, но и соотнести данную часть с произведением в целом, получить представление о том, что такое субтитры.

Урок-спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Приведем конспект такого урока в классе (Приложение 2).

Урок - КВН

Эта форма урока «пришла» с внеклассных занятий и стала популярной. Область его применения - преимущественно повторение тем и разделов. Урок-КВН проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: приветствие, разминка, домашнее задание, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Приведем конспект такого урока в классе (Приложение 3).

Урок – путешествие

Служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.

Приведем конспект такого урока в классе (Приложение 4).


Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Заключение


Не для всех школьников уроки чтения являются любимыми.

Как ввести детей в мир художественной литературы, пробудить у них интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры? 

Повысить творческий и интеллектуальный потенциал учащихся помогут уроки в нетрадиционной форме работы.

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значительно усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии, особенно при занятиях чтением.

Однообразие вызывает на уроках скуку, не оставляет живого следа в душах ребят, не способствует формированию у них положительной мотивации и познавательной активности. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы развития познавательных интересов, т.к. преобладание репродуктивной деятельности (ученик получает готовую информацию) справедливо считается одним из главных недостатков современного урока в начальной школе. Очень важен для учителя и тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку. Главное, чтобы ученики думали, творили, мыслили, искали пути решения, чтобы у них появился интерес к учебной деятельности. Большинство учителей сталкиваются в своей работе и с проблемой организации уроков повторения: как сделать урок одновременно интересным, ярким, насыщенным и информативным, позволяющим учителю выявить успехи детей. Практика множества учителей убеждает, что воспроизведение детьми учебного материала снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме повторения.

Чтобы познавательный интерес формировался, необходимы определенные условия:

  • Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения.

  • Учебный процесс необходимо вести на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей – это путь, который способствует более высокому уровню обучения и усвоения, т.к. опирается на максимальный уровень развития школьников. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса.

  • Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – это важнейшее условие формирования познавательного интереса, развития личности ученика в познавательном процессе.

Все это присутствует в сюжетном построении урока.

Значимость уроков классного чтения состоит в том, что на них в комплексе решаются образовательные и воспитательные задачи: расширяются знания детей об окружающей действительности, прошлом и настоящем нашей Родины, формируются положительные нравственные качества, учащиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний и т. д. Для осуществления образовательно-воспитательных задач в их единстве необходимо, чтобы вся работа на уроках чтения была одновременно процессом познания и развития. Поэтому важно не только что читать, но и как работать с текстом. Реализация этих задач на уроках чтения предполагает овладение учащимися определённым комплексом знаний и умений и формирование у них личностных качеств, необходимых человеку.





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Барышникова Г.Б. Теория и методика обучения младших школьников: учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 313 с.

  2. Бордовская, О.Н. Педагогика: учебник для вузов / О.Н. Бордовская. – СПб.: Питер, 2004.

  3. Борытко Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Академия, 2007.

  4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Урок чтения//Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: Сб. мат. / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003.

  5. Виноградова Н.Ф. Начальная школа – ХХI век / Н.Ф. Виноградова. - М., 2007.

  6. Кулакова ЕЛ. Развитие творческих способ­ностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследова­тельская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под общ. ред. А.С. Обухова. М., 2006.

  7. Лавлинский СП. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: Учеб. пос. для студентов-филологов. М., 2003.

  8. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе / В.С. Лазарев. - М., 2008.

  9. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей. - М.: Изд. центр Академия: Высш. шк., 1999. - 271 с. 

  10. Оморокова М.И. Чтение в начальных классах: Метод. пос. – Тула: Изд-во «Родничок»; М.: Издво «Астрель», «АСТ», 2003.

  11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002.

  12. Петрова И.А. Настольная книга учителя начальных классов / И.А. Петрова и др. - М.: Астрель, 2009.

  13. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М., 2009.

  14. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М., 2008.

  15. Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2002 г.

  16. Сборник Нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М. : Дрофа, 2010.

  17. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен / С.С. Татарченкова. – СПб. : Каро, 2009.

  18. Федеральный государственные образовательный стандарт начального образования. – М.: Просвещение, 2010.

  19. Щуркова Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. – М., 2004.


















Приложение 1.

Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина

Ход урока

Учитель: - Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (Сказка.)

- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)

- Какие бывают сказки? ( Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

- Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные.

- А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)

- Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка – это авторская обработка сказки народной.)

- А слышали ли вы когда-нибудь такое выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину.)


- Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»

- Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Он в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше? (Сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна, простая русская женщина.)

- Правильно. За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники. Какие красивые книги издаются сегодня, неправда ли? Хочется читать их снова и снова. Я уверена, что эта история повторится и с вашими младшими братьями и сестрами, с вашими детьми, потому что сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)

- Маленький Саша Пушкин тоже очень любил сказки, которые ему рассказывала его нянюшка Арина Родионовна. Заимствуя сюжеты из народных ска­зок, он создавал собственные литературные сказки. Им было написано (кто мне подскажет сколько?) сказок (Семь.)

- Ребята! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок, подготовленный с вашей помощью, и провести его в форме игры — соревнования.

От вас потребуется только желание правильно отвечать на вопросы, предложенные ведущими. Внимательно слушайте задания ведущих, поднимайте руки для ответа. За ходом нашего соревнования будет следить справедливое жюри. Итак, можно начинать.


Задание 1.

Через одну минуту вы должны представить нам капитана своей команды, который будет следить за порядком в вашей команде и назначать отвечающего.


Конкурс 1. Все сказки в гости к нам.

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

1. «Сказка о царе Салтане».
2. « Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
6. «Сказка о медведихе».
7. «Жених»


Конкурс 2. Блицтурнир.

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется, то может ответить соперник, зарабатывая тем самым дополнительные очки.


Вопросы для команды №1.

  1. Кто звал Балду тятей? (Попенок)
    2. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку? (Указ)
    3.Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)
    4. Какое домашнее животное было с царевной — невестой Елисея? (Пес)


Вопросы для команды №2.

  1. Кто был бесенок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе …» (Внук)
    2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (Королевич)
    3. Этот водяной вал принес на берег бочку с сыном и матерью. (Волна)
    4. Где жили старик со старухой у самого синего моря? (В ветхой землянке)


Конкурс 3. «Сказка о рыбаке и рыбке».

За одну минуту перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».

(Корыто – изба – столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская. Итог: разбитое корыто).

Конкурс 4. Узнать героя по портрету.

Описания портретов читаются по очереди то для одной, то для другой команды. За правильный ответ — 1 балл, за название сказки — еще 1 балл.


Конкурс 5. Сказочный предмет.

Задача команды — назвать сказку, где встречается данный предмет. За правильный ответ — 1 балл.

Яблоко - «Сказка о мертвой царевне…»
Зеркало - «Сказка о мертвой царевне…»
Кольцо - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Орех - «Сказка о царе Салтане»
Веревка — «Сказка о попе и работнике его балде»
Мешок — «Сказка о золотом петушке»


Конкурс 7. Продолжить фразу.

За правильное продолжение фразы командам присуждается 1 балл и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

  1. Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря
    Жили они в ветхой землянке….

(Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

  1. Жил – был поп,
    Толоконный лоб,
    Пошел поп по базару…

(Посмотреть кой-какого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде»)

  1. Сват приехал, царь дал слово,
    А приданое готово…

(Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.
«Сказка о мертвой царевне…»)

  1. Улетела лебедь – птица,
    А царевич и царица,
    Целый день проведши так.

(Лечь решились натощак. «Сказка о царе Салтане»)

  1. Родила царица в ночь
    Не то сына, не то дочь…

(Не мышонка, не лягушку,
 А неведому зверюшку.
«Сказка о царе Салтане»)

  1. В синем небе звезды блещут,
    В синем море волны хлещут..

(Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
«Сказка о царе Салтане»)

  1. И соседи присмирели,
    Воевать уже не смели;
    Таковой им царь Дадон…

(Дал отпор со всех сторон. «Сказка о золотом петушке»).

  1. И никто с начала мира
    Не видал такого пира;
    Я там был…

(Мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
«Сказка о мертвой царевне…»)



Конкурс 10. Конкурс капитанов.

Приглашаются капитаны. За 2-3 минуты они должны дать ответ на вопрос: «Сказка — ложь, да в ней намек…».

Какой намек содержит:

Команда №1

- «Сказка о мертвой царевне…»?

Команда №2

- «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Конкурс 11. В это время команда участвует в конкурсе «Угадай, из какой сказки рисунок?»

Ведущие показывают рисунки учащихся, команды по очереди отгадывают название сказки и эпизод, какому посвящен рисунок

Конкурс 12. Приглашаются по одному представителю от команды. Доказать, что автор справедливо определил жанр своих произведений, как СКАЗКА.

«Сказка о золотом петушке» (для первой команды).
«Сказка о царе Салтане» (для второй команды).

Подведение итогов игры.

Домашнее задание.

Кроссворд «А.С.Пушкин и его сказки» (кроссворд раздаётся всем учащимся)










Приложение 2.


Кукольный спектакль для учащихся 2 класса «Всему своё время».

Действующие лица:

В ролях автора, Сороки, Свиристеля, Косача, Медведя – учащиеся 4 класса.

Цель кукольной постановки:

  • Дать возможность любому ребёнку независимо от одарённости, почувствовать вкус к творческому процессу (артисты);

  • Создать условия для открытия детьми тайны сказки (зрители) через применение элементов кукольной драматизации;

  • Развитие чувств, слов и эмоций;

  • Личной заинтересованностью за героев сказки;

  • Воспитания чуткого отношения друг к другу во время выступления и просмотра;

  • Воспитания уважения к автору, бережного отношения к живой природе.

Данная цель реализована через:

  • Организацию «Нашего первоклассного театра» в классном коллективе (разработана и реализуется данная воспитательная программа);

  • Создание кукольного проекта, «оживление» своего проекта через «парад»;

  • Реализация «парада» - развитие у детей вкуса и желания творить.

Вступление: звучит музыка

Автор: - Надоела зима сороке.

Сорока: - Вот бы лето сейчас! Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?

Автор: - А сорока уже косача спрашивает. Жалуется и Косач.

Косач: - Сплю в снегу, на обед одна каша берёзовая! Брови красные – отморозил!

Автор: - Вот сорока к Медведю стучится.

Сорока: - Как зиму зимуешь?

Медведь: – Так себе! С боку на бок. На правом боку лежу – малина мерещится, на левом – мёд липовый.

Сорока: - Понятно! Всем зима надоела! Чтоб ты, зима провалилась!

Автор: - И зима провалилась… Ахнуть не успели – лето вокруг! Теплынь, цветы, листья! Веселись, лесной народ! А народ лесной закручинился…

Свиристель: - Растерялся я что-то, сорока! В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кругом. И есть нечего…

Косач: - Натворила сорока дел! Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развесёлое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?

Сорока: - Так вы же сами о лете мечтали!

Медведь: - Мало ли что? Мечтали мы о лете с мёдом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула! Ни малина, ни липа зацвести не успели – стало быть, ни малины, ни мёда не будет! Поворачивайся хвостом – я его тебе сейчас выщиплю!

Автор: - Ух, как рассердилась сорока! Вильнула хвостом, подпрыгнула, на ёлку взлетела и крикнула…

Сорока: - Провалитесь вы вместе с летом!

Автор: - И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюёт… Но терпят. Настоящую весну ждут.







Приложение 3.


Урок - КВН

Организационный момент.

Учитель: Сегодня вспомним сказки великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. В этом классе «скрестят» оружие команды «Снежные королевы» и «Сказочные принцы». И, как гласит устав КВН, этим оружием будут знания, находчивость, вежливость и воспитанность. Никто не знает, чем закончится это сражение, но, как мне кажется, вы полны надежды, что победа достанется сильнейшему из сильнейших.  За каждый правильный ответ команда получает сигнальную фишку.

  1. Актуализация опорных знаний

Задание 1. Разминка.

Любая встреча команд начинается с разминки или гимнастики для ума. А поскольку наша встреча проходит на литературном поле боя, то и разминаться команды будут не с примерами, задачами и головоломками. Нет, всё гораздо проще и интересней!

Любите ли вы сказки?

Кто писал и пишет сказки? Какие два вида сказок вы знаете? ( народные и авторские литературные)

Какие сказки появились раньше? (народные)

Как дошли до наших дней народные сказки? (передавались «из уст в уста», из поколения в поколение).

Может ли автор использовать сюжет народной сказки? (да, может)

Чем сказка отличается от других литературных произведений?

1. Имеет зачин: «жили-были», в «некотором царстве...»

2. Часто встречаются устаревшие слова «око», «перст», «уста».

3. Есть поговорки и пословицы.

4. Есть волшебные цифры: 3 медведя.

5. Разговаривают звери, растения, предметы.

6. Почти во всех сказках побеждает добро.

7. Может случаться волшебство. 

Чему учат сказки? (поступать благородно, мыслить гуманно, жить честно)


  1. Введение в тему урока, постановка учебной задачи


Сейчас мы поговорим об авторской литературной зарубежной сказке ... 

Знаете ли вы, что Х. К. Андерсена называли «Королем человеческих душ».

Однажды в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену» и отнес тросточку на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необычного человека. Он был великим сказочником. Для всех детей на Земле Андерсен стал добрым советчиком. Кажется, что его сказки очень похожи на жизненные истории. Не зря сам писатель часто говорил: «Нет сказки удивительнее, чем та, которую придумывает сама жизнь». Х.К. Андерсен создал 150 сказок. Герои его книг любимы вами и вы их прекрасно помните.  Сегодня вспомним некоторые из них, познакомимся со сказкой «Штопальная игла». Участники команд смогут стать на некоторое время актёрами театра, блеснуть своим талантом!

  1. Литературные конкурсы

Задание 2. Конкурс эрудитов

Я буду называть начало сказок, а команды — их полное название. Например, я говорю «Снежная», команды - «Снежная королева» Всем понятно? 
1. Гадкий... утёнок 

2. Новое... платье короля. 

3. Принцесса... на горошине.

4. Стойкий... оловянный солдатик.

5. Дикие.. лебеди.


Задание 3. Конкурс капитанов

Приглашаю к барьеру капитанов команд! Поединок сильнейших!
Надо сказать, задание будет не из лёгких, и капитанам придётся проявить недюжинную смекалку, чтобы победить. Вы получаете сказочные свитки, на которых напечатаны перевёрнутые названия произведений. Ваша задача — угадать сказку Андерсена. 

1. Огненный придворный («Снежная королева»)

2. Ручные утята («Дикие лебеди»)

3. Старые брюки служанки («Новое платье короля»)

4. Гулливер («Дюймовочка»)

5. Алёнушка («Русалочка»)


Задание 4. Конкурс книголюбов 

Хорошая книга — мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг. 

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу!


Представьте себе такую ситуацию: собрались вместе страстные любители книг, прочитавшие немалое количество сказок Х. К. Андерсена. Им не составит особого труда ответить на интересные вопросы по этим произведениям. 
Вы можете спросить: «А при чём здесь мы?»


А при том, что наш следующий конкурс — это конкурс книголюбов! И сейчас команды-соперницы попробуют блеснуть своими познаниями 

1. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения? (Кай из сказки «Снежная королева»)

2. Как появилась на свет Дюймовочка? (Из ячменного зёрнышка)

3. В кого превратился Гадкий Утёнок? (В прекрасного лебедя)

4. Какую цену заплатили русалки Ведьме за возможность спасти Русалочку? (Они отдали Ведьме свои волосы)

5. В какой сказке героиня шила рубашки из крапивы? («Дикие лебеди»)

Задание 5. Конкурс на смекалку

Поиграем в ассоциации.

Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев? 

1. Дюймовочка - маленькая, хрупкая, красивая, добрая. 

2. Гадкий утенок - терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый. 

3. Голый король - франт, модник, лентяй, спесивый. 

4. Элиза -добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.


Задание 6. Конкурс на сообразительность

На сказочных свитках зашифрованы герои сказки. Назовите их.

1 команда 

Сказка «Дюймовочка» 

^ ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ 
Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф 

2 команда 

Сказка «Гадкий утёнок» 

КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ 
Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух.

5. Физминутка

Я буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете. (Свинопас, Стойкий оловянный солдатик, Красная шапочка, Русалочка, Огниво, Золушка, Теремок, Принцесса на горошине, Репка, Снежная королева). Может быть кто-то назовет еще сказки Х.К. Андерсена, которые вы читали? (Выставка книг «Сказка оживает»)


6. Чтение текста сказки Х. К. Андерсена «Штопальная игла»


Задание 7. Литературная гостиная

3-ий ученик

Давайте знакомую книгу откроем

И снова пройдём от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, опять подружиться.

Добро пожаловать в литературную гостиную. Сейчас мы познакомимся с ещё одной сказкой Х.К. Андерсена «Штопальная игла». Участники команд будут соревноваться в выразительном чтении.

Закрепление пройденного

Понравилась сказка?

Какой была штопальная игла?

Как к ней относится сказочник?

7. Итог урока

Мы с вами, ребята, совершили небольшое путешествие в мир зарубежной сказки, в мир книг. Встретили много сказочных героев. Повторили названия сказок, познакомились с новой.

В сказках Х.К. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке: 

• доброта и сочувствие всем, кому плохо; 

• любовь к людям; 

• презрение к чванливым и бессердечным. 

Результаты КВН показали, что вы хорошо знаете сказки. 
А кому из вас еще захотелось почитать сказки Ханса Кристиана Андерсена? 


Какое впечатление у вас оставил этот урок - КВН?

Читайте, запоминайте, рассказывайте, рисуйте, показывайте и даже сами сочиняйте сказку. Идите в библиотеку, берите книги и других зарубежных писателей. Познакомьтесь с интересным миром её величества Сказки. Книга всегда будет вам верным другом и помощником.

9. Домашнее задание

Ханс Кристиан Андерсен был большим выдумщиком, увидев какой-либо предмет он тут же придумывал его историю, описывая его характер, достоинства и недостатки. Попробуйте дома придумать свою историю о каком-нибудь предмете, например, о портфеле: как он живёт и дружит со школьными учебниками и тетрадками.









Приложение 4.


Урок-путешествие по «Былям-небылицам»

3 класс



Цель урока: обобщить знания детей по пройденному разделу «Были-небылицы»; развивать познавательные и творческие способности детей; прививать любовь и интерес к книге, к чтению.

 Оборудование: картины, рисунки, магнитофон.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Путешествие первое.

Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по литературной стране.

1.Речевая разминка.

Чтобы заветная дверь открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку.

Пошёл Ипат

Лопаты покупать.

Купил Ипат

Пять лопат.

Шёл через пруд,

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

Прочитайте «птичьим базаром».

Прочитайте медленно.

Прочитайте, начиная тихим голосом, затем всё громче.

С вопросительной интонацией.

С восклицательной.

С сердитой.

С весёлой.

А теперь скороговоркой.

Кто быстрее произнесёт скороговоркой.    

2.Сочинение историй учащимися.

   Чтобы вам было легче, вспомните обитателей водоёма, отгадайте

загадки.

Загадки.

На дне где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

На воде увидел ты

Белые цветы.

Это жители воды

На ночь прячут лепестки.

 

Не кузнец, а с клещами.

Драчун и забияка,

Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

У родителей и деток  

Вся одежда из монеток.

-Вот вы и вспомнили только малую часть обитателей водоёмов.

    Расскажите историю о том, как вы оказались в водоёме.

(рассказы учащихся)



3. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.

    Тест.

    Прочитайте отрывок. Вставьте нужные слова. Назовите автора и  

    название этого произведения.

ІІІ. Путешествие второе.

  1. «На дне рождения у слона».

Выбравшись из водоёма, попадаем на день рождения к слону.

Мы там оказывается не одни.

Давайте узнаем, кто ещё был у слона.

     Но слоги в словах перепутались.

     И так, начинаем склейку слов.

     Из рассыпанных слогов.

    Изучите эти строчки,

    Сложив правильно кусочки.

    Это было в воскресенье

    У слона на день рождения.

    Гости пели, веселились,

    Так кружились, так вертелись.

     Что на части разлетелись.

     Раз, два, три, четыре, пять, помоги гостей собрать.

     Ан- ло – ти - па- ди - ко – дил,

     Ко – кро – шим – зе – пап – ко – рил

     Ена – мот – Ге – бе – РАФ – ге,

     Мур – го – ла – ле – бра – браз – жи.

(антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена).

Молодцы! Собрали правильно гостей. Посмотрите, а кто это ещё пришёл к слону на день рождения.

Давайте, послушаем этих героев, и узнаем, кто они, из какого произведения и кто автор этого произведения:      (дети читают отрывок по ролям.)

 

  1. Пересказ понравившихся отрывков из рассказа А. Куприна «Слон».

IV Путешествие третье.  

1. Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чём идёт речь.

Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами,

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток.

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана.

( А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нём отдохнём.(Учебник страница 44)

Кто из героев на острове вам знаком?

А теперь давайте отдохнём и вместе с этими героями и потанцуем.

 2. Физкультминутка.

Дети танцуют под песню «Чунга- чанга».

V.Путешествие четвёртое.

  1. Вспомните автора и название произведения откуда взят этот отрывок.

( К. Паустовский «Растрёпанный воробей» 2 последних абзаца.

Где происходят действия этого рассказа?

2.Выразительное чтение понравившегося отрывка из этого рассказа.

VI. Путешествие пятое.

Возвращение домой.

  1. Беседа.

Пора нам возвращаться домой, жаль расставаться со старыми друзьями.

Как вы думаете, почему они попали в раздел «Были – небылицы?»

  1. Работа с рисунками.

Откройте стр. 44. Рассмотрите рисунки. Кто из героев вам знаком. Расскажите о нём кратко.

Книг на свете очень много. Удивительные приключения случаются с этими героями. Вы можете прочитать о них и рассказать своим друзьям.

  1. «Веселая путаница».

А сейчас послушайте, что хотят рассказать вам ребята о своих приключениях:

- Ну, ребята, как делишки?

- Хорошо! – кричат мальчишки.

  Есть ли новости у вас?

- Есть! – и начали рассказ…

- Ходил я в цирк не так давно.

- А я на речке был.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Нахохотался я до слез.

- И вдруг пошел ко дну.

- Там пес кота в коляске вез.

- Закричал: «Тону!»

- Там клоун был без головы.

- А тут ребята шли.

- Играли в мяч морские львы.

Они меня спасли.

- Погодите – ка, друзья,

  Ничего не понял я…

  Повторите все до точки,

  Только -  чур! – поодиночке…

Ребята, как вы думаете отчего произошла путаница?

А теперь расставьте все по местам, не перебивая друг друга.



VII. Итог урока.

Вот мы с вами и дома, среди привычных вещей.

Какие истории о них вы придумали? Расскажите.

( Дети рассказывают истории, придуманные дома.)

Понравилось вам, путешествие по литературной стране?

А я хочу поблагодарить всех вас за хорошие знания и ответы.

( Оценивание ребят.)

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нетрадиционные формы уроков литературного чтения в начальной школе

Автор: Подставина Екатерина Сергеевна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Нетрадиционные уроки литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(44) "netraditsionnye_uroki_literaturnogo_chteniia"
    ["file_id"] => string(6) "542710"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1584156993"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Литературная гостиная «Песня о женщине» "
    ["seo_title"] => string(49) "litieraturnaia-ghostinaia-piesnia-o-zhienshchinie"
    ["file_id"] => string(6) "109329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404375997"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Развитие творческих способностей в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(58) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "218611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433850373"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "ки литературного чтения как средство развития творческих способностей младшего школьника "
    ["seo_title"] => string(103) "ki-litieraturnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445535152"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства