kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные уроки литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как пробудить у ребенка интерес к урокам литературного чтения? Повысить уровень читательского интереса учащихся, развивая при этом познавательную и творческую активность детей, а также их творческие способности? Эти вопросы актуальны в настоящее время. И каждый творчески мыслящий и неравнодушный учитель ищет на них ответы и старается делать все возможное для успешного разрешения этой проблемы.

Основной организационной формой обучения детей в школе является урок. На современном этапе ориентация на новые цели и перспективные виды деятельности требует принципиальных изменений в организации урока, его структуре, в деятельности учителя и учащихся. Традиционная система уроков видоизменяется, появляются новые виды, формы уроков, которые в современной методике принято называть «нетрадиционными»(нестандартными). Использование таких уроков в начальной школе помогает решить ряд задач обучения и воспитания младших школьников, позволяет не принуждать детей к учению, а побуждать интерес к постоянному получению знаний и повышать мотивацию учения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные уроки литературного чтения»

С.К.Беретарь,

учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 18» г. Майкоп, х.Гавердовский


Нетрадиционные уроки литературного чтения в начальной школе

Наверняка каждый учитель начальных классов в своей педагогической деятельности сталкивался с проблемой низкого уровня читательского интереса детей, а также их читательской грамотности и культуры.

Педагоги понимают, что развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо именно с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Именно в младших классах решается вопрос, будет ли ребенок любить книгу, будет ли отношение ребенка к книге активным или пассивным.

Как пробудить у ребенка интерес к урокам литературного чтения? Повысить уровень читательского интереса учащихся, развивая при этом познавательную и творческую активность детей, а также их творческие способности? Эти вопросы актуальны в настоящее время. И каждый творчески мыслящий и неравнодушный учитель ищет на них ответы и старается делать все возможное для успешного разрешения этой проблемы.

Основной организационной формой обучения детей в школе является урок. На современном этапе ориентация на новые цели и перспективные виды деятельности требует принципиальных изменений в организации урока, его структуре, в деятельности учителя и учащихся. Традиционная система уроков видоизменяется, появляются новые виды, формы уроков, которые в современной методике принято называть «нетрадиционными»(нестандартными). Использование таких уроков в начальной школе помогает решить ряд задач обучения и воспитания младших школьников, позволяет не принуждать детей к учению, а побуждать интерес к постоянному получению знаний и повышать мотивацию учения.

Опыт и практика показали, что нетрадиционные уроки литературного чтения в начальных классах формируют устойчивый интерес к чтению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, помогают преодолевать трудности в обучении. Кроме того, такие уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.

Практиковать такие уроки следует всем учителям. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. По своей сути они хороши как «разрядка», как «праздник» для учащихся. По своему назначению они могут быть и уроком открытия новых знаний, и уроком повторения , и уроком комбинированного типа, но лучше использовать их как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Учитель на этих уроках не ограничен никакими рамками, всегда выбирает наиболее подходящие методы и средства обучения, может использовать множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие мыслительной деятельности детей. Ученики с нетерпеньем ждут этих уроков, как правило, нацелены на осознанное чтение произведений раздела, заинтересованы в усвоении пройденного материала.

Итак, какие же виды нетрадиционных уроков литературного чтения можно использовать учителям начальных классов в своей педагогической практике? Какие из них наиболее приемлемы и эффективны?

Из личного опыта хочется выделить такие нетрадиционные формы уроков литературного чтения, как:

  • урок-игра;

  • урок-путешествие;

  • урок-викторина;

  • урок-сказка;

  • урок-праздник;

  • театрализованный урок;

  • урок-проект.

Рассмотрим подробнее особенности подготовки и проведения некоторых из этих форм уроков.

Урок-игра

Игра занимает значительное место в учебном процессе на начальном этапе обучения. Урок-игра может быть полностью построен в виде какой-либо игры или может содержать в своей структуре отдельный этап урока в виде игры. Учитель составляет сценарий урока, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях. Распределяются роли между участниками. Эффективность и организованность игры повышается, если каждый участник получает функциональное описание роли и его задачи. Форма проведения таких уроков самая различная: поединок, соревнование, турнир, бой. Они могут быть построены по сюжетам известных игр «КВН», «Звездный час» и др. На любом таком уроке присутствует дух соревнования, который повышает познавательную и творческую активность учащихся и стимулирует детей к победе.

Урок-сказка

Ребенку очень близок и понятен мир сказок и волшебства. Может быть, поэтому нам уроках, построенных в виде сказки и приключений, он раскрывается полнее. Нет стены между учителем и учеником. Они равны, они делают одно дело. На таких уроках нет скучающих глаз и бессмысленных ответов. Уроки-сказки всегда оставляют чувство удовлетворения и у учителя , и у ребенка. Учебный материал сливается в воображении учеников со сказочным образом, оставаясь надолго в их памяти.

В 1-м классе лучше использовать за основу сюжеты русских народных сказок, во 2-3 классах – литературные сказки А.С.Пушкина, П.П.Ершова, К.И.Чуковского, а в 4-м классе – волшебные сказки Ш.Перро, Г.Х.Андерсена. Сказку можно сочинить самим, но нельзя забывать о высоких литературных требованиях к ней. Чем старше дети, тем большую воспитательную, нравственную ценность должны иметь сказки.

Очень важным в проведении урока-сказки является наличие атмосферы праздника, увлекательного сказочного сюжета, музыкального сопровождения, ярких пособий, костюмов, сюрпризного момента. Очень важно на таких уроках помнить, что дети – союзники и помощники учителя, поэтому они должны активно участвовать в таком уроке.

Урок-проект

Урок, построенный по методу проекта, все чаще использую в своей практике на уроках литературного чтения. Главное в использовании метода проекта – это наличие проблемы, требующей поиска для ее решения. На уроках литературного чтения могут иметь место различные виды проектов: исследовательские, творческие, ролевые. Уроки –проекты формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, они связаны с практической деятельностью учащихся и направлены нам получение результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

Результатом урока-проекта должен быть какой-то реальный «продукт». На уроках чтения это могут быть собственные сочинения детей сказок, стихов, рассказов, небылиц, создание книжек-самоделок, журналов, справочников, а также театрализованное представление, ролевая и деловая игра ит.д.

Итак, хочется надеяться, что зная особенности подготовки и проведения выше описанных уроков, учителю легче будет выбрать оптимальную структуру проведения урока, отбирать содержание, материал для таких уроков и конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока.

В заключение хочется отметить, что хорошее владение учителем методикой проведения нетрадиционных уроков, а также умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы, несомненно приведут к положительной динамике обучения и развития младших школьников. Хочется пожелать учителям начальных классов не бояться включать нетрадиционные уроки литературного чтения в систему своей работы, не жалеть сил и времени для их подготовки и проведения.

Литература

1.Кульневич С.В.,Лакоценина Т.П. Современный урок. Ростов- н/Д:Учитель, 2004

2.Рудченко Л.И. Литературное чтение.1-4 классы: нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Нетрадиционные уроки литературного чтения

Автор: Беретарь Санят Касимовна

Дата: 14.03.2020

Номер свидетельства: 542710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологическая карта урока литературного чтения по теме : Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_literaturnogo_chteniia_po_teme_obobshchenie_po_ra"
    ["file_id"] => string(6) "531815"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576260004"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Нетрадиционные формы уроков литературного чтения в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(77) "nietraditsionnyie-formy-urokov-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144389"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418717265"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_literaturnogo_chteniia_vo_2_m_klasse_po_teme_skazki_kh_k_andersena"
    ["file_id"] => string(6) "478873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1537902826"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Литературная гостиная «Песня о женщине» "
    ["seo_title"] => string(49) "litieraturnaia-ghostinaia-piesnia-o-zhienshchinie"
    ["file_id"] => string(6) "109329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404375997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства