ки литературного чтения как средство развития творческих способностей младшего школьника
Ки литературного чтения как средство развития творческих способностей младшего школьника
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников,
Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки русского языка и чтения в начальных классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.
Задачи:
Образовательные: путём наблюдения.
Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно - логического мышления, памяти, наблюдательности; умение рассуждать, анализировать; развивать устную речь;
Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, пытливость, любознательность.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные УУД:
* общеучебные – ознакомление с рассказом Н.Носова «На горке»; осознанность восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; логические – построение рассуждений.
Регулятивные УУД: • принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие
Коммуникативные УУД: •уметь взаимодействовать с окружающими.
Личностные УУД: •высказывать свое мнение
Оборудования и технические средства обучения: учебник, презентация, выставка книг.
Ход урока
Содержание этапа, деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организационный момент
Начнём урок с разминки,
У всех прямые спинки.
Глаза следят по сторонам:
То буква здесь, то буква там.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
На урок нужен учебник, дневник, пенал.
Эмоциональный настрой
Актуализация новых знаний
-Как называется большой раздел, из которого мы читали произведения на последних уроках литературного чтения?
Что значит устное?
-Что значит народное?
-Что значит творчество?
-Какие произведения входят в этот раздел?
-Какие произведения из этого раздела читаем сейчас?
-Вы много знаете о сказках. Сегодня мы будем применять наши знания на практике.
-Наши последние сказки какого жанра?
-Что мы знаем об особенностях волшебных сказок?
-Какая это сказка?
Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы.
Рассуждают, отвечают на вопросы.
Развитие речи
Поиск и выделение необходимой информации
Умение договориться, слушать, оценивать товарищей
Подготовка к первичному восприятию текста
–Давайте докажем, что это сказка.
-По каким признакам это можно определить?
-Есть ли в нашей сказке зачин?
-Какие еще зачины бывают?
-Есть ли концовка?
-Какие еще концовки бывают?
-Есть ли троекратные повторы?
-Дома вы должны были в тексте найти сказочные слова и выражения.
Ответы детей на основе знаний, полученных на предыдущих уроках.
Выборочное чтение.
Умение правильно и чётко построить ответ на вопрос
Свободно выражать своё мнение
Слушать товарищей
Проверка первичного восприятия текста
– Найдите в сказке подтверждение тому, что древние люди верили в силу слова. (Это магическая сила заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.)
– Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. (Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».)
– С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом.)
– Теперь, став знатоком волшебных сказок, вы сможете ответить на вопрос: каков же герой волшебной русской сказки?
Определяют вид жанра, доказывают своё мнение
Объясняют смысл непонятных слов, лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника
-Какой пункт плана соответствует эпизоду, который сейчас прочитали?
-Кто же оказался настоящим героем?
-Для чего он прошел испытания?
-С каким древним обрядом это связано?
-Отправляется ли на это испытание наш герой?
-А как же он приобретает волшебную силу?
-Можно ли сказать, что Сивка – бурка – герой-помощник?
-А как его назовем?
-Волшебный помощник здесь нужен, ведь это один из способов приобщения к потустороннему миру. Он состоит в том, чтобы разыграть поглощение человека животным.
-В каких еще сказках встречались с волшебными помощниками?
-Итак, Иван прошел испытания и
обрел волшебную силу. Поэтому только он смог выполнить условия царя. Какое?
-Смог ли он сразу жениться?
-Как усложняется сюжет?
-Узнали ли Ивана братья?
-Почему они смеялись над Иваном?
-Согласны ли вы с мнением братьев?
-Какие еще вопросы вы хотели бы задать своим товарищам?
-Какие лучшие черты характера человека вложил народ в образ Ивана-главного героя сказки?
Рассказывают о героях, отражая собственное отношение к ним, доказывают свои ответы словами текста
Придумывают заголовок, составляют план
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков
Продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме
Умение ориентироваться в тексте
Умение слушать друг друга, договариваться, приходить к общему мнению
Оценивать и себя и товарища
Рефлексия
Кому было интересно на уроке?
-Что особенно понравилось?
-Когда было трудно?
-Кому хотели бы сказать спасибо?
-Закрасьте первый квадратик цветом, соответствующим вашему настроению в начале урока, а второй в соответствии с вашим настроением в конце урока.