Данный урок построен в нетрадиционной форме. Предлагаемый материал можно использовать в 4 классе на уроке литературного чтения («Начальная школа 21 века»), а также можно адаптировать к любой образовательной программе. Помогает повторить и обобщить знания учащихся о стихотворениях, где авторы используют женские образы; показана работа над смысловым содержанием пословиц и лексическим значением слова.
Урок направлен на воспитание эстетического вкуса средствами художественного слова, музыки, живописи; учит детей самостоятельно выбирать и читать произведения в соответствии с заданной темой. Если включить в урок материал самостоятельно подобранный учениками, то можно использовать как внеклассное мероприятие к 8 марта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Музыкальные фонограммы: Н.Соловьёв и Г.Струве «Моя Россия», Вивальди «Времена года. Весна», Сен-Санс «Лебедь», Шуберт «AveMaria», тихая музыка для фона.
На доске стихи Ф.Тютчева: Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда.
I.
Как только человек научился рисовать, ваять, слагать стихи источником его вдохновения стала женщина. И женщины предстают перед нами в разных образах. Вы не задумывались, почему поэты, художники, композиторы, чтобы донести до нас свои мысли, переживания, чувства обращаются к образу женщины.
Женщина... Небесное созданье.
Воплощенье сказочной мечты.
Облако несбыточных желаний.
Ветер из добра и красоты.
Сколько сил затратила природа,
Создавая Женщину на свет!?
Что вложила доброго и злого
В этот многоликий силуэт?
Безмятежность летнего рассвета,
Чистоту холодного ручья,
Теплоту из солнечного света,
Свежее дыхание дождя.
Странную загадочность тумана,
Чувственность из утренней росы,
Буйство разъярённого вулкана
И непредсказуемость грозы!!!
Вот и ответ на этот вопрос. Женщина не предсказуема, она бывает очень разной. Но какой бы она не была, мы ее любим, мы хотим сделать ее счастливой, хотим ее защитить и уберечь от зла.
II
В литературе авторы часто прибегают к образу женщины, говоря о своей любви к Родине, к России. Давайте послушаем песню «Моя Россия» ее авторы Г.Струве, Н.Соловьева.
(Дети исполняют песню).
-Какие слова помогают нам увидеть Россию в образе девушки, матери?
-Какой предстает Россия в этом произведении (добрая, нежная, ласковая, красивая)?
Теперь давайте вспомним стихотворение А.Блока «Россия».
(Ученик читает стихотворение, см. приложение)
-Какой мы видим Россию в этом стихотворении (сильная, статная, гордая, непокорная)?
III. Послушайте загадки, о чем они?
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косице.
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Стоят в поле сестрицы:
Платьица белены,
Шапочки зелены.
-Это загадки о березе.
-Что объединяет все эти загадки?
-Березка показана в образе девушки.
-Что вам помогло увидеть березу в этом образе?
(Ответы детей).
Береза – одно из самых любимых и почитаемых у славян деревьев. Береза, считали наши предки, приносит счастье, оберегает от зла, всякой нечести. В представлении славян береза похожа на красную девицу. Веря в целебную силу этого дерева, древние славяне захворавших девочек носили к березе. В свадебных песнях и приговорах невесту называли березкой. Считалось, что после смерти душа женщины переселялась в березу. Березы сажали рядом с домом для благополучия семьи, для отпугивания зла, для защиты от молнии.
Многие поэты посветили свои стихи березке. Чтобы выразить свою любовь сравнивают ее с девушкой. Послушайте отрывки из стихотворений С.Есенина.
1.Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотые косы,
И холщевый ее сарафан
2.Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза на пруду.
И конечно мы не можем не вспомнить замечательное стихотворение Прокофьева «Люблю березку русскую».
(Ученица читает стихотворение, см. приложение)
III
К образу женщины поэты прибегают когда хотят раскрыть характеры времен года. Можно вспомнить стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится», где перед нами разворачивается борьба между красавицей Весной и злой ведьмой Зимой.
(Ученики читают стихотворение, см. приложение. Звучит отрывок из альбома Вивальди «Времена года»).
Слушание стихотворения «Осень» П.А.Вяземского.
Кокетничает осень с нами!
Красавица на западе своём
Последней ласкою, последними дарами
Приманивает нас нежнее с каждым днём.
И вот я, волокита старый,
Люблю ухаживать за ней
И жадно допивать, за каплей каплю, чары
Прельстительной волшебницы моей.
Всё в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.
И тем дороже мне, чем ближе их утрата,
Ещё душистее цветы её венка,
И в светлом зареве прекрасного заката
Сил угасающих и нега и тоска.
IV
Николай Алексеевич Заболоцкий в своем стихотворении «Лебедь в зоопарке» создает образ лебеди-красавицы.
(Ученица читает отрывок.)
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка-
Высокая лебедь плывёт.
Плывёт белоснежное диво,
Животное, полное грёз,
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берёз.
Головка её шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.
И светлое льётся сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.
В этом произведении лебедь – воплощение красоты.
-В каких выражениях автор передает восхищение этой красотой ( «красавица, дева», «белоснежное диво», «животное, полное грез»)?
Перед нами предстает не просто красивый, а царственный образ лебедя, как бы приподнятого над миром. «Высокая лебедь», «и вся она, как изваянье».
Хочется вспомнить картину Михаила Врубеля «Царевна лебедь» и слова из произведений А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
«Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет».
«Тут она, взмахнув крылами
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит».
(Звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»).
V
Мама … вслушайтесь, как нежно звучит это слово! В народе живет много хороших, ласковых слов о матери, ставших пословицами и поговорками. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они верны и часто повторяются в жизни и переходят из уста в уста, из поколения в поколение. Давайте вспомним эти пословицы.
Пчелки без матки – пропащие детки.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнце тепло, а при матери добро.
Птицы радуются весне, а младенец матери.
Мать праведна - ограда камена.
Мать плачет не над горсточкой, а над пригоршней.
Материнская молитва со дня моря вынимает.
Миссия материнства целиком принадлежит женщине: стоять у колыбели, бороться с любыми напастями, защищая слабенький огонек новой жизни, вводить нового человечка в мир и помогать ему сделать в этом огромном мире первые шаги.
О силе материнских чувств, которые проявляются уже с первых минут рождения ребенка говорится в стихотворении А. Майкова «Мать».
Миссия материнства вдохновила почти каждого писателя, поэта, художника рассказать о Матери словом, цветом, звуками. Посмотрите на репродукцию Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Его земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
Трудно переоценить материнский подвиг Девы Марии. Она пожертвовала жизнью своего сына Иисуса во имя спасения всех людей на земле. Теперь Дева Мария – Богоматерь, считается покровительницей всех Матерей . Обратите внимание на репродукцию иконы Владимирской Божьей Матери.
Посмотрите на огонь свечи. Какой он робкий, нежный. Достаточно лёгкого дунавения ветра, и он погаснет, умрёт. Так легко и жизнь ребёнка может угаснуть, и только мать может защитить этот огонёк жизни, и только любящая мать может пожертвовать ею во имя спасения всего человечества.
Видеоролик «Молитва Маме»
Звучит стихотворение С.Островой «Песня о женщине».
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная,
Ей-то уж добро не занимать.
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать!
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребёнком на руках.
Всё на свете метится следами,
Сколько б ты не вышагал путей.
Яблоня - украшена плодами;
Женщина судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках:
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребёнком на руках!
VI
Заключение.
Мать, Россия, Невеста, Надежда –
Это женского рода слова.
Сила их бесконечна, безбрежна,
И кружится от них голова.
Жизнь, Природа, Улыбка, Награда –
Это дань всей земной красоте.
Это Божья десница, Отрада,
Это Радость в мирской суете.
Всё от Женщины: Нежность и Вера,
В доме пусто без Ласки, Любви.
В этом Мудрость, Удача и Мера.
Ты слова эти в сердце храни.
Дети вместе с мамами создают галактику под названием «Женщина», в которой есть планеты символизирующие литературные образы, спутники-качества женщины.