2. Повторение изученного | «Верные и неверные утверждения» У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-». Утверждения: 1…в названии произведения «Преступление и наказание» лежит такой художественный прием как сравнение – 2…действие романа происходит в Петербурге + 3…по жанру роман Достоевского идеологический + 4….Раскольников убивает старуху-процентщицу из-за денег - 5…после преступления Раскольников оказывается в полном разладе с окружающими людьми - 6…. следователь Порфирий Петрович сумел раскрыть дело об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры - 7…Раскольников искренне раскаивается в преступлении лишь после судебного приговора + | Слайд |
3. Беседа | Что такое преступление в вашем понимании? Какие типы преступлений вам известны? (экономические, уголовные, нравственные, идейные) Самое опасное на ваш взгляд? Какое из этих преступлений совершает Раскольников? | |
4 . Работа с текстом романа. 5. Задания группам по тексту романа | Обратим внимание на разговор Раскольникова с Мармеладовым (ч 1 гл 2), подслушанный разговор между офицером и студентом (ч1), письмо матери (ч 1 гл 2). Каким вы увидели Раскольникова в этих эпизодах? Что влечет и что отталкивает вас в духовном мире героя? Какую роль сыграли указанные эпизоды в преступлении Родиона Раскольникова? Что толкнуло Раскольникова на преступление? ( Приблизительные ответы учащихся: уже во 2-ом абзаце Достоевский указывает на одну из причин преступления. Она нравственная. Здесь обнаруживается конфликт между умом, идеей, сознанием, натурой, совестью, природой человека. В 3-м абзаце находим еще 2 причины. « Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой». Причина социальная: « Он был задавлен бедностью». В 3-й части в его статье мы находим самый главный мотив – философский. Раскольников разработал теорию 2 разрядов, разделив людей « на тварь дрожащую» и « имеющих право». Уже с самого начала он решает: кому жить, а кому не жить. Себя Раскольников причисляет к особым людям, которым дозволено все. Страшно то, что только создав теорию, он уже пытается по ней жить. Заполнение таблицы Почему Раскольников совершает преступление? | Раскольников - | Причины преступления | | Портрет: | | | Комната = | События, предшествующие преступлению: | | | Слайд Учебник Таблица |
6.Закрепление урока. | Закрепить урок по методу «Призма». Авторский стул: - Можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью Ученики обсуждают в группах и представляют всему классу. | Слайд |