Дата:
Класс:
10Г
Учитель:Кабулова С.И
Проверил: Алтаева А.М.
№ 24
1.Тема:
Роман «Преступление и наказание»
Ссылка:
План урока,учебник,
Цели:
Задачи:
Познакомить учащихся с историей создания «Преступления и наказания» и отзывами о нем критиков; сформировать представление о жанре произведения, особенностях композиции, сюжета, главного конфликта; путем анализа глав из части I романа показать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определить, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли, чувства, поступки; воспитание интереса к чтению романа;.
Ожидаемый результат
Учащиеся должны знать содержание романа
Основная идея урока
Любая человеческая личность,в том числе, и такая отвратительная, как старуха-процетщица, священна и неприскосновенна, и что в этом отношении все люди равны.
Оборудование
презентация
Дополнительные задания
словарная работа:духовная природа человека,Ференц Лист, Джованни Рубини, беллетрист, «натуральная школа»,Шарль Фурье,социалисты-утописты,Евангелие
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
2 мин.
Организационный момент:готовность класса к уроку,создание благоприятной обстановки к уроку.
Учащиеся готовятся к
уроку
10 мин.
Опрос домашнего задания
1 гр. Детские и юношеские годы.
2 гр.Достоевский в 40 -х годах.
3 гр. Каторга и ссылка
4 гр.Достоевский в 60- 70 годы
5 г. Романы Достоевского
6гр.Ф.М.Достоевский в 80-х годах. Завещание.
Уч-ся рассказывают домашнее задание
5 мин.
3 Актуализация знанийНе помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти…Ф. М. Достоевский (из письма брату Михаилу
9 октября 1859 г.)
Учащиеся слушают учителя
10 мин.
13 мин
4. Объяснение нового материала
«Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное… Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты! Старуха глупа, глуха, больна, жадна. «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, жившую в уезде, избавить сестру… и потом всю жизнь быть честным… Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Законы правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело» [2. С. 116].
О композиции романа. Литературоведы отмечают двучастность структуры произведения.
Часть I – подготовка и совершение преступления.
Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий (Ю. В. Лебедев) [13]. Композиция постепенно осложняется новыми сюжетными линиями.
Книга Достоевского – «суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности» [9. С. 95]. Поиски выхода из страшного мира наживы и расчета в мир правды – основная идея романа.
5 Закрепление пройденного
1 Чтение 1 части романа по учебнику стр.207-216
Работа по группам
1 группа
1. Расскажите о Раскольникове. Почему писатель дал главному герою такую фамилию? (Исследователи обращают внимание на возможность двойственного толкования фамилии Раскольникова: «Одно – исходит из толкования семантической части, как раскол – раздвоение, другое – выдвигает связь корня с расколом – раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством»[11. С. 215].)
2 Как у Раскольникова возникла идея убить старуху - процентщицу?
2 группа
Теория Раскольникова
1 С кем он себя сравнивает?
2 Для чего это ему нужно было?
3 группа
1 Состояние Раскольникова после совершения преступления.
2 Действительно ли он из категории сильных людей?
4 группа
1 Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников? )
(Можно выделить основной маршрут героя. Раскольников вышел из дома – окрестности Сенной площади, побывал в одной из беднейших квартир города, в семье Мармеладовых; Раскольников на К-ом бульваре, затем по мосту, вид на «другой» Петербург, снова на Сенной. Дом, в котором живет герой; комната-каморка.)
2 Расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова. Какое впечатление они на вас произвели?
(От встреч с людьми остается что-то жалкое, грязное, безобразное.)
5 группа
1. Что еще происходит на улицах города?
(Самоубийство женщины на мосту, падение Сони и девушки, которую увидел Раскольников, на улице застрелился Свидригайлов, попал под коляску несчастный Мармеладов, нищие, пьяные изможденные лица. Жизнь, полная безысходного горя.)
2. Где живут герои Достоевского? (Описание каморки Раскольникова (ч. I, гл. 1), комната старухи-процентщицы (ч. I, гл 3), проходная комната Мармеладовых (ч. II, гл. 2), жилище Сони (ч. IV, гл. 4).)
6 группа
1. Прочитайте страницы, где описан пейзаж. Какова роль пейзажа? Каково значение цвета в произведении Достоевского?
2 Каковы ваши ощущения от Петербурга в описании Достоевского?
7 группа
1. Кто из писателей до Достоевского изображал Петербург в своих книгах?
2. Чем необычен Петербург Достоевского (в отличие от изображения города в произведениях Пушкина, Гоголя)? (Петербург Достоевского – это город-гигант, поражающий своими контрастами (роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины – и трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами-каморками, где теснота, грязь и вонь). О контрастах Петербурга писали Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты «особенно обострены». (Этому помогает и цветопись. Достоевский использует желтый, серый, черный (темный) цвета, помогающие показать нищету, безнадежность существования людей.)
В ужасающих картинах нищеты, надругательства над личностью, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, где человека подстерегают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Оскорбленным и униженным нет выхода. Они задыхаются в огромном городе. (Мармеладов: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»). Безысходность – лейтмотив романа.)
Уч-ся анализируют по вопросам учебника, выполняют задания.
3 мин.
6 Рефлексия.
Какую цель ставили на уроке? Нам удалось достичь её?
7 Выставление оценок? Подсчитываем баллы
Обмениваются мнениями
Подсчитывают баллы
2 мин.
7.Последущее задание
Роман «Преступление и наказание»
1. Чтение романа. Части II, III.
2. Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова. (Причины «бунта», его осуществление, поведение героя после преступления проследить по тексту
Записывают в дневниках
Рефлексия учителя: