3 часа в неделю, 102 часа в год.
Из них на контрольные работы - 4 часа, на развитие речи - 10 часов, на уроки внеклассного чтения – 6 часов
Литература. Начальный курс. 9 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина
№ урока | Тема урока | Обязательный минимум содержания основных образовательных программ | Дата по плану (учебная неделя) | Коррекция |
1 | Введение Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. | Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека. | 01.09-03.09 | |
| Литература Древней Руси | | | |
2 | Общая характеристика древнерусской литературы. | Поучительный характер древнерусской литературы. | | |
3 | «Слово о полку Игореве». Историческая основа, патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. | Патриотический пафос древнерусской литературы. | | |
4 | Кого и за что прославляет и осуждает автор? Особенности изображения Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны. | Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов | 05.09-10.09 | |
5 | Р.Р. Подготовка к сочинению по поэме «Слово о полку Игореве» | Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов | | |
| Литература 18 века | | | |
6 | Общая характеристика литературы 18 века. Сведения о классицизме | Классицизм как литературное направление. | | |
| М.В.Ломоносов | | | |
7 | М.В. Ломоносов. Человек, ученый, поэт | Нравственно-воспитательный пафос литературы. | 12.09-17.09 | |
8 | Ломоносов – реформатор русского языка. «Ода на день восшествия…». Построение произведения, торжественность, патриотическая мысль, связанная с идеей мира. | Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. | | |
| Д.И.Фонвизин | | | |
9 | Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. | Биография писателя | | |
10 | «Недоросль». Анализ первого действия комедии. Конфликт и особенности композиции комедии. Элементы классицизма в комедии. | Классицистическая комедия | 19.09-24.09 | |
11 | «Сатиры смелый властелин». Анализ 2 и 3 действия. Сатирическое изображение невежества, злонравия, деспотизма. | Классицистическая комедия | | |
12 | Работа над 4 и 5 действием комедии. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения Родине. | Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. | | |
| А.Н.Радищев | | | |
13 | А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. | Биография писателя | 26.09-01.10 | |
14 | «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Значение и смысл эпиграфа, пафос свободолюбия, уважения к правам человека в произведении | Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. | | |
| Г.Р.Державин | | | |
15 | Г.Р. Державин.. «Властителям и судиям». Сочетание в произведении элементов оды, сатиры и философских раздумий. | Нравственно-воспитательный пафос литературы. | | |
16 | «Памятник». Философские размышления о назначении поэта и поэзии. | Нравственно-воспитательный пафос литературы. | 3.10-8.10 | |
| Н.М.Карамзин | | | |
17 | Карамзин Сведения о жизни и творчестве. | Биография писателя | | |
18 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание к внутреннему миру простого человека. Т.Л. Сентиментализм в литературе. Домашнее сочинение. | Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. | | |
| Литература 19 века | | | |
| В.А.Жуковский | | | |
19 | Общая характеристика литературы 19 века. В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного. Баллада «Светлана» | Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. | 10.10-15.10 | |
20 | В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. Элегия «Море». | Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. | | |
| А.С.Грибоедов | | | |
21 | А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. | Биография писателя | | |
22 | «К вам Александр Андреевич Чацкий». Анализ 1-го действия комедии. | Проблема личности и общества | 17.10-22.10 | |
23 | «Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума» | Проблема личности и общества | | |
24 | Поражение и победа Чацкого. | Проблема личности и общества | | |
25 | Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. | Нравственные и философские искания русских писателей. | 24.10-29.10 | |
26 | Р.Р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | | | |
27 | Анализ творческих работ | | | |
| II четверть А.С.Пушкин | | | |
28 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи) | Биография писателя | 07.11-12.11 | |
29 | Свобода, стихия, любовь –три стихии человеческого духа в лирике А.С. Пушкина. Ее биографичность и высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» как идеал и нравственный критерий Пушкина. : "К Чаадаеву", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор"Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", а также три стихотворения по | Нравственные и философские искания русских писателей | | |
30 | "Пророк", "Зимняя дорога", ", ""Зимнее утро", "Бесы", "Туча", - утверждение непреходящих нравственных ценностей. | Любовь к родине | | |
31 | «19 октября». Утверждение дружбы и человеческого общения как важнейших жизненных ценностей. | «Нравственные и философские искания русских писателей. | 14.11-19.11 | |
32 | «Во глубине сибирских руд…» - свидетельство душевной доброты, щедрости, верности идеалам дружбы. «Анчар» - воплощение пушкинского идеала свободы и выражение гуманистического пафоса его поэзии. «К морю». Символы мощи и свободы в стихотворении. | Нравственные и философские искания русских писателей. | | |
33 | Любовная лирика А.С. Пушкина На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", | На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», | | |
34 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина «Арион», «Деревня», «Пророк» | «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | 21.11-26.11 | |
35 | «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». Образ автора. | Нравственные и философские искания русских писателей. | | |
36 | «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. | Нравственные и философские искания русских писателей. | | |
37 | Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Типичность образа Евгения Онегина. | Понятие о литературном типе. | 28.11-3.12 | |
38 | Татьяна и Онегин. | Литературный герой | | |
39 | Образ автора в романе. Оценка романа в русской критике. | Литературная критика. | | |
40 | «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти. | Нравственные и философские искания русских писателей. | 5.12-10.12 | |
41 | Поэма «Цыганы». Нравственная проблематика, художественные особенности. | Нравственные и философские искания русских писателей. | | |
42 | Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | | | |
43 | Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | | 12.12-17.12 | |
| М.Ю.Лермонтов | | | |
44 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи). Стихотворения: "Смерть Поэта", "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", ,Из- под таинственной холодной полумаски», «Выхожу один я на дорогу» | Биография писателя | | |
45 | «Поэт» - выражение заветной мысли о роли поэзии в жизни общества. «Пророк» -утверждение верности поэта своему дару и долгу. | Нравственные и философские искания русских писателей. | | |
46 | «Когда волнуется желтеющая нива» - решение важнейших философских и нравственных проблем. | Нравственные и философские искания русских писателей. | 19.12-24.12 | |
47 | «И скучно и грустно…» - размышление о смысле жизни, о прошлом и настоящем, о любви и дружбе. «Дума» - размышление поэта на философско-социальные темы, осуждение пороков молодежи. | Нравственные и философские искания русских писателей. | | |
48 | Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова. "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "Родина" | «Родина» | | |
49 | «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. | Реализм в русской литературе многообразие реалистических тенденций. | 11.01-14.01 | |
50 | «Странный человек» (Анализ повести «Бэла»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии? | Образ «героя времени». | | |
51 | «Об чем нам было говорить?» Анализ повести «Максим Максимыч» Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч? | Образ «героя времени». | | |
52 | «Да какое мне дело до радостей и бедствий человеческих». Анализ повести «Тамань» Почему Печорин так страстно хотел, но не смог войти в круг контрабандистов? | Образ «героя времени». | 16.01-21.01 | |
53 | «За что они все меня ненавидят?» Анализ повести «Княжна Мери» Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? | Образ «героя времени». | | |
54 | «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Анализ повести «Фаталист». | Образ «героя времени». | | |
55 | Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике. | Литературная критика | 23.01-28.01 | |
56 | Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова. | | | |
57 | Вн.чт. Интеллектуальная игра по творчеству М.Ю. Лермонтова. | | | |
| Н.В.Гоголь | | | |
58 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси. | Биография писателя | 30.01-04.02 | |
59 | Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Образ Манилова. | Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. | | |
60 | Образы помещиков в поэме | | | |
61 | «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Характеристика Коробочки, Ноздрева, Собакевич, Плюшкина. | Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. | 06.02-11.02 | |
62 | Чиновники города № в поэме «Мертвые души» | Реализм в русской литературе многообразие реалистических тенденций. | | |
63 | Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Есть ли в поэме Гоголя живые души? | Литературный герой | | |
64 | Образ автора. Единство сатирического и лирического начал в произведении. «Мертвые души» в оценке русской критики. | Литературная критика | 13.02-18.02 | |
65 | Подготовка к написанию сочинения по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | | | |
66 | Р.Р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | | | |
67 | Вн.чт.«Шинель». Тема «маленького человека» в повести. Роль фантастики в повести | Тема «маленького человека» и ее развитие. | 20.02-25.02 | |
| А.Н.Островский | | | |
68 | А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. | Биография писателя | | |
69 | «Свои люди – сочтемся». Стяжательство, своекорыстие, эгоизм, бесстыдство действующих лиц – основа конфликта комедии. | Человек в ситуации нравственного выбора. | | |
70 | Вн.чт. «Пьесы жизни» А.Н. Островского. Островский – мастер языка. | Человек в ситуации нравственного выбора. | 27.02-04.03 | |
| Н.А.Некрасов | | | |
71 | Н.А. Некрасов. Место А.Н. Некрасова в русской поэзии 19 века."Железная дорога». | Биография писателя | | |
72 | «Тройка». Тема труда и страданий народных. Смысл названия стихотворения. | Особый интерес русских писателей к проблеме народа. | | |
73 | «Размышление у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. | Понятие о лирическом герое | 06.03-11.03 | |
74 | Новизна мотивов интимной лирики Н.А. Некрасова. Поэма «Русские женщины» | Особый интерес русских писателей к проблеме народа. | | |
75 | Р.Р. Письменная работа. «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Н.А.Некрасова» | | | |
| Ф.М.Достоевский | | | |
76 | Ф.М. Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. | Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. | 13.03-18.03 | |
77 | Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных ситуациях. | Человек в ситуации нравственного выбора. | | |
78 | Р/Р Тема «униженных и оскорбленных» в произведении. | Тема «маленького человека» и ее развитие. | | |
| Л.Н.Толстой | | | |
79 | Три эпохи жизни человека в трилогии Л.Н. Толстого (обзор). «Детство» | Тема детства в русской литературе | 20.03-25.03 | |
| Литература 20 века | | | |
| А.А.Блок | | | |
80 | Общая характеристика литературы 20 века. А.А. Блок. Сведения о жизни и творчестве. | Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. | | |
81 | Чувство личной ответственности поэта за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. «На поле Куликовом» | Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. | | |
82 | Сочинение по творчеству А.Блока | Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства. | 03.04-08.04 | |
| В.В.Маяковский | | | |
83 | В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. Сатира Маяковского. Новаторство Маяковского в стихосложении. «Левый марш», | Традиции и новаторство. | | |
84 | «Послушайте» Гуманистическое содержание стихотворения. | Образный мир русской литературы, её гуманизм | | |
85 | «Необычайное приключение…». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. | Юмор и патетика, средства выразительности | 10.04-15.04 | |
| С.А.Есенин | | | |
86 | С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. | Биография писателя | | |
87 | Родина и родная природа как источник лирических переживаний. («Гой ты, Русь моя родная», «Не жалею, не зову, не плачу» | Образный мир русской литературы, её гуманизм | | |
88 | Грусть от сознания быстротечности жизни («Отговорила роща золотая…») | Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. | 17.04-22.04 | |
89 | Восприятие, истолкование, оценка стихотворения. | | | |
90 | Р.Р. Письменная работа. | | | |
| М.А.Булгаков | | | |
91 | М.А. Булгаков-сатирик. Сведения о жизни и творчестве. «Белая гвардия» | Биография писателя | 24.04-29.04 | |
92 | «Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав) | Русская литература советского времени. | | |
93 | Шариков и «шариковщина». | Русская литература советского времени. | | |
| М.А.Шолохов | | | |
94 | М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека». Душевная стойкость, «незаметный» героизм русского человека. | Биография писателя Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и других литературах народов России, раскрытие лучших черт национального характера. | 01.05-06.05 | |
95 | Повторение и обобщение изученного за год | Содержание произведения, тема и идея | | |
96 | Повторение и обобщение изученного за год | Повторение и обобщение изученного за год | | |
97 | Повторение и обобщение изученного за год | Повторение и обобщение изученного за год | 08.05-13.05 | |
98 | Промежуточная аттестация | | | |
99 | Коррекция знаний | | | |
100 | Коррекция знаний | | 15.05-20.05 | |
101 | Обзор литературы для летнего чтения | Обзор литературы для летнего чтения | | |
102 | Викторина | | | |