Рабочая программа составлена для изучения литературы учащимися 11 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа для 11 класса разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (авторы: Г.И. Беленький, М.М. Голубков и др., 2009г), примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы (2004г).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа состоит из следующих частей:
На рубеже столетий.
Литература первой половины XX века.
Из литературы середины XX века.
Литература последних десятилетий XX века
Рабочая программа составлена для изучения литературы учащимися 11 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа для 11 класса разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (авторы: Г.И. Беленький, М.М. Голубков и др., 2009г), примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы (2004г).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа состоит из следующих частей:
На рубеже столетий.
Литература первой половины XX века.
Из литературы середины XX века.
Литература последних десятилетий XX века
Рабочая программа составлена для изучения литературы учащимися 11 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа для 11 класса разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (авторы: Г.И. Беленький, М.М. Голубков и др., 2009г), примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы (2004г).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа состоит из следующих частей:
На рубеже столетий.
Литература первой половины XX века.
Из литературы середины XX века.
Литература последних десятилетий XX века
Рабочая программа составлена для изучения литературы учащимися 11 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа для 11 класса разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (авторы: Г.И. Беленький, М.М. Голубков и др., 2009г), примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы (2004г).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа состоит из следующих частей:
На рубеже столетий.
Литература первой половины XX века.
Из литературы середины XX века.
Литература последних десятилетий XX века
Рабочая программа составлена для изучения литературы учащимися 11 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа для 11 класса разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (авторы: Г.И. Беленький, М.М. Голубков и др., 2009г), примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы (2004г).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа состоит из следующих частей:
На рубеже столетий.
Литература первой половины XX века.
Из литературы середины XX века.
Литература последних десятилетий XX века
Рабочая программа составлена для изучения литературы учащимися 11 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа для 11 класса разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (авторы: Г.И. Беленький, М.М. Голубков и др., 2009г), примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы (2004г).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа состоит из следующих частей:
На рубеже столетий.
Литература первой половины XX века.
Из литературы середины XX века.
Литература последних десятилетий XX века
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Перечень учебно-методического обеспечения ……………………………………………... 28
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для изучения литературы учащимися 11 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа для 11 класса разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (авторы: Г.И. Беленький, М.М. Голубков и др., 2009г), примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы (2004г).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа состоит из следующих частей:
На рубеже столетий.
Литература первой половины XX века.
Из литературы середины XX века.
Литература последних десятилетий XX века
Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Цель программы – знакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачи, решаемые в процессе обучения литературе:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 105 часов, из расчёта 3 учебных часа в неделю, для обязательного изучения литературы в 11 классе.
В соответствии с образовательной программой и учебным планом учреждения на 2013-2014 учебный год на изучение курса литературы в 11 классе отведено 105 часов, из расчёта 3 учебных часа в неделю (35 учебных недель).
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; структуру изучаемого курса; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание тем учебного курса
Содержание
Кол-во часов
Уроки развития речи,
контрольные и зачетные уроки
Введение
2
На рубеже столетий
8
1
Поэзия и проза Серебряного века
16
1
Первые десятилетия советской литературы
37
7
Литература русского зарубежья
4
1
Тема Великой Отечественной войны в литературе
6
2
Поэзия середины XX века
4
1
Новый взгляд на трагические конфликты эпохи
4
«Деревенская» проза (обзор)
2
Поэзия второй половины XX века (обзор)
5
1
Новые тенденции в русской литературе
3
Зарубежная литература XX века
12
2
Заключительные уроки по курсу литературы XX века
2
ИТОГО
105
16
Введение (2ч)
Общая характеристика русской классической литературы XIX века. Эстетические и нравственно-философские достижения русской литературы, её общественное значение.
Общее понятие об историко-литературном процессе.
На рубеже столетий (8ч)
XIX век
Завершение классического периода русского реализма
А.П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»,
«Дама с собачкой».
Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столетия: предчувствие общественных перемен, тема будущего.
«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни – с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?
Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.
Поэзия и проза Серебряного века (16)
И. Ф. Анненский. «Мучительный сонет», «Бронзовый поэт», «Тоска мимолетности», «Старые эстонки», «Петербург».
К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Завет бытия», «Я в этот мир пришел...», «Безглагольность», «Осенняя радость».
В. Я. Брюсов. «Хвала человеку», «В неоконченном здании», «Каменщик», «Сонет к форме», «Юному поэту», «Родной язык».
Н. С. Гумилев. «Капитаны», «Дон Жуан», «Мои читатели», «Старый конкистадор», «Озеро Чад», «Я вырван был из жизни тесной...».
А. Белый. «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Отчаянье», «Родине»; Ф. Соллогуб. «В поле не видно ни зги...», «Когда я в море бурном плавал...», «Чертовы качели»; Д. Мережковский. «Парки», «Дети ночи», «Бог», «Чужбина-родина» и другие стихотворения названных поэтов.
А. А. Блок. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
Лирика: «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге...», «Петроградское небо мутилось дождем...», «Коршун», «На поле Куликовом», цикл «Кармен» и другие стихотворения (по выбору).
Изящество, благородство, музыкальность лирики Блока. Трагическое мироощущение лирического героя. Тема России. Символы бури, метели, огня в стихах о любви.
Творчество Блока после революции 1917г. (поэма «Двенадцать»).
Для самостоятельного чтения
«Май жестокий с белыми ночами», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Девушка пела в церковном хоре» и другие стихотворения, «Соловьиный сад».
«Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, бескорыстной любви. Трагическая история любви «Маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры.
Для самостоятельного чтения
«Поединок», «Листригоны», «Гамбринус», «Олеся».
Л.Н. Андреев. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Иуда Искариот». Проблема любви и предательства. Изображение противоречий и сложности бытия.
М. Горький. Краткий очерк жизни и творчества.
Для чтения и изучения
«Старуха Изергиль», «Коновалов», рассказы из цикла «По Руси» (например, «Рождение человека», «Ледоход», «Гривенник» — по выбору. Проблемы смысла жизни, героизма, уважения к человеку в творчестве писателя.
«На дне». Философская проблематика пьесы, сила социального обличения. Споры о предназначении человека. Гуманизм — милосердие — жалость. Композиция пьесы, афористичность языка.
«Несвоевременные мысли» (обзор). Сложность отношения Горького к Октябрьской революции.
В. В. Маяковский. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
Лирика: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся», «Лиличка! Вместо письма», «Про это», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Облако в штанах».
Для самостоятельного чтения
«Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой» и другие стихотворения, «Во весь голос», «Баня».
Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего («Сергею Есенину», «Юбилейное» — по выбору).
Поэтическое новаторство Маяковского (см. также раздел «Литература социалистического реализма»).
С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
Лирика: «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Письмо женщине», «Русь Советская», «Неуютная жидкая лунность...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...» и другие стихотворения (по выбору).
Чувство любви к Родине, к природе родного края. Трагическое восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия. Народно-песенная основа лирики.
Для самостоятельного чтения
С. Есенин. «Персидские мотивы», «Анна Снегина» и другие произведения.
А. А. Ахматова. Краткий очерк жизни и творчества.
.Для чтения и изучения
«Песня последней встречи», «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…», «перед весной бывают дни такие…», «Сжала руки под темной вуалью», «Заплаканная осень как вдова», «Сегодня мне письма не принесли...», «Я не знаю, ты жив или умер...» (по выбору).
Из произведений более позднего времени: «Мне ни к чему одические рати...», «Не с теми я, кто бросил землю...». «Лотова жена», «Ива», «Приморский сонет», «Родная земля», «Клятва», «Мужество» (по выбору). Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий. Усложнение поэтической формы. Музыка стиха.
«Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы.
Главенство темы любви, облагораживающих страданий в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в более поздний период.. Разговорность интонаций и лексики. Музыка стиха.
Для самостоятельного чтения
«Я пришла к поэту в гости...», «Нам свежесть слов и чувства простоту...», «Читатель», «А вы, мои друзья последнего призыва!..»,
«Все души милых на высоких звездах...», «Летний сад», «Городу Пушкину» и другие стихотворения.
О. Э. Мандельштам. Краткий очерк жизни и творчества.
Для чтения и изучения
«За гремучую доблесть грядущих веков...», «Notre Dame», «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез..».
Для чтения и бесед
«Образ твой мучительный и зыбкий», «Декабрист», «Сестры – тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы…», «Довольно кукситься. Бумаги в стол засунем…», «Твой зрачок в небесной корке…», «Петербургские строфы», «Домби и сын» (по выбору).
Насыщенность поэзии Мандельштама литературными, культурными и историческими ассоциациями. Ее тяготение к высокому одическому стилю, к традициям русской философской лирики.
Б. Л. Пастернак. Краткий очерк жизни и творчества.
Для чтения и изучения
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Импровизация», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идет», «На ранних поездах», «Весна», «О, знал бы я, что так бывает...», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...».
Для чтения и бесед
Стихотворения Юрия Живаго из романа «Доктор Живаго» («Гамлет», «Зимняя ночь», «Рождественская звезда», «Август», «Гефсиманский сад») и другие (по выбору).
Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго». Поиски простоты и ясности стиля. Жизнеутверждающее начало в поэзии.
Философская углубленность, ассоциативность, зримость, пластичность образов, их тяготение к символам.
М. И. Цветаева. Краткий очерк жизни и творчества.
Для чтения и изучения
«Имя твое – птица в руке…» (из цикла «Стихи Блоку»), «Моим стихам, написанным так рано…», «Родина», «Рас-стояние: версты, мили...», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…».
Для чтения и бесед
«Бабушке», «Я знаю правду! Все прежние правды — прочь», «Стихи о Москве» («Из рук моих— нерукотворный град...»), «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Писала я на аспидной доске...», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Генералам двенадцатого года», «Откуда такая нежность?», «Вчера еще в глаза глядел...» (по выбору).
Поэзия Цветаевой – напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность ее лирики. Интонационно-ритмическая экспрессивность стиха.
А. П. Платонов. Краткий очерк жизни и творчества.
Для чтения и изучения
«Сокровенный человек». Герой повести — правдоискатель и народный философ. Значение образа Пухова.. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка писателя.
Для самостоятельного чтения
«Фро». «Река Потудань», «Старый механик», «Возвращение», «В прекрасном и яростном мире».
М. А. Булгаков. Краткий очерк жизни и творчества.
Для чтения и изучения
«Мастер и Маргарита». Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» (в сравнении с Гете, Гоголем). Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.
Для самостоятельного чтения «Белая гвардия».
М. А. Шолохов. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Тихий Дон» (обзор с чтением и разбором избранных глав и страниц). «Тихий Дон» — роман-эпопея. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа. Яркость, многоцветность языка, роль диалектизмов.
Литература русского зарубежья (4)
Три «волны» русской эмиграции. Значение литературы русского зарубежья.
В. В. Набоков. Краткий очерк жизни и творчества.
Для чтения и изучения
«Машенька». Тема времени. Двоемирие: призрачность настоящего и реальность прошлого. Счастье в понимании героя и автора. Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Словесная игра как особенность стиля романа.
Для чтения и бесед
И. С. Шмелев («Богомолье», «Лето Господне»). Г. Иванов. «Напрасно пролита кровь», «Россия счастье. Россия свет...», «Не о любви прошу, не о весне пою...», «Погляди, бледно-синее небо покрыто звездами...», «Ликование вечной, блаженной весны...», «Над розовым морем вставала луна».
Е. И. Замятин. Краткий очерк жизни и творчества.
«Мы» (обзор с чтением и разбором избранных страниц).
«Мы» — роман-предостережение. Единое Государство, роль в нем Благодетеля. Тема диктатора и толпы. Человек в пространстве Единого Государства, в обществе тотальной слежки. Судьбы героев, счастливые и трагичные.
Тема Великой Отечественной войны в литературе (6)
(Обзор с обобщением изученного, чтением и разбором избранных произведений)
Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей.
Поэзия: К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня», «Родина»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; М. В. Исаковский. «Ой, туманы мои, растуманы...», «Враги сожгли родную хату...»; М. А. Светлов. «Итальянец»; Я. В. Смеляков. «Милые красавицы России», «Там, где звезды светятся в тумане...»; О. Ф. Берггольц. «Февральский дневник»; М. Дудин. «Соловьи»; С. С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; П. Д. Коган. «Нам лечь, где лечь...»;
Д. Б. Кедрин. «Красота»; Д. С. Самойлов. «Сороковые, роковые»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане», «Мои товарищи»; С. С. Гудзенко. «Перед атакой»; Е, М. Винокуров. «Сережка с Малой Бронной».
Проза: В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда»; А. А. Бек. «Волоколамское шоссе»; В. В. Быков. «Сотников», «Дожить до рассвета»; В. Л. Кондратьев. «Сашка»; Ю. В. Бондарев. «Горячий снег»; В. П. Астафьев. «Пастух и пастушка»; К. П. Воробьев. «Убиты под Москвой».
Драматургия: В. Розов. «Вечно живые».
Поэзия середины XX века (4)
Н. А. Заболоцкий. Краткий очерк жизни и творчества.
Для чтения и изучения
«Я не ищу гармонии в природе», «Утренняя песня», «Гроза», «Уступи мне, скворец, уголок», «Завещание», «Старая актриса», «О красоте человеческих лиц» и другие стихотворения (по выбору).
Философичность лирики Заболоцкого, поэзия мысли, параллелизм между явлениями природы и жизнью человеческой души.
Наблюдательность и острота поэтического зрения.
А. Т. Твардовский. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
Лирика: «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «К обидам горьким собственной персоны...» и другие стихотворения (по выбору).
Тема бессмертия воинского подвига. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих.
«По праву памяти». Тема судьбы поколения, трагического разрыва связей между близкими людьми.
Народность поэзии Твардовского.
Новый взгляд на трагические конфликты эпохи (4)
А.И.Солженицын. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Один день Ивана Денисовича». Нравственная позиция Шухова. Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего.
«Случай на станции Кочетовка». Композиция рассказа. Споры о героях и проблемах.
В.Т.Шаламов. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи» (В.Т.Шаламов). Противостояние человека трагическим обстоятельствам в рассказах «Последний бой майора Пугачева» и «Почерк».
Для самостоятельного чтения
Ю.О.Домбровский. «Факультет ненужных вещей».
«Деревенская» проза (2)
В.М.Шукшин. «Срезал».
В.Г.Распутин. «Последний срок».
Мир, отраженный в «деревенской» прозе. Объективный смысл произведений писателей - «деревенщиков».
Поэзия второй половины XX века (5)
Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Раскованность любовной лирики. Поиски новых форм поэзии.
Б. Ахмадулина. «Невеста», «Я думала, что ты мой враг...», «Жилось мне весело и шибко...», «По улице который год...», «Свеча», «Сон», «Бог», «Заклинание», «Озноб», «Варфоломеевская ночь».
А. Вознесенский. «Пожар в Архитектурном институте», «Прощание с Политехническим», «Лобная баллада», «Антимиры», «Тишины хочу...», «Сага», «Сон».
Е. Евтушенко. «Свадьбы», «Окно выходит в белые деревья...», «Со мною вот что происходит...», «Граждане, послушайте меня...», «Шестидесятники», «На смерть абхазского друга».
Б. Окуджава. «Песенка об Арбате», «Молитва Франсуа Вийона», «Надежды маленький оркестрик...», «Союз друзей», «Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим».
В. Соколов. «Стихи о Пушкине», «Художник должен быть закрепощен...», «Ученический зимний рассвет», «Новоарбатская баллада».
Л. Мартынов. «Замечали — по городу ходит прохожий?..», «Первый снег», «Вода», «След», «Первооткрыватель», «Хочу я, чтоб никто не умирал...», «Успокоился воздух...», «Люди», «Свобода».
Н. Рубцов. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Добрый Филя», «Звезда полей», «Тихая моя родина», «Неизвестный», «Я люблю судьбу свою», «Виденья на холме».
Авторские песни В. Высоцкого, А. Галича.
И. Бродский. «Стансы», «Ты поскачешь во мраке...», «На смерть Жукова», «Ниоткуда с любовью...» (из цикла «Части речи»), «К Урании», «Примечания папоротника».
Новые тенденции в русской литературе (3)
Зарубежная литература XX века (12)
Бернард Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Франц Кафка «Превращение»
Альбер Камю «Посторонний»
Федерико Гарсия Лорка. Лирика
Эрнест Хемингуэй «Старик и море»
Генрих Бёлль «Глазами клоуна»
Заключительные уроки по курсу литературы XX века (2)
Требования к уровню подготовки учащихся
за курс литературы 11 класса
Осваивая художественные произведения, указанные в программе, к концу XI класса учащиеся овладевают знаниями:
а) историко-литературными — о наиболее существенных литературных направлениях: классицизме, романтизме, символизме, акмеизме, футуризме; о жизни и творчестве писателей (с разной степенью глубины);
б) теоретико-литературными:
об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений;
о родах и жанрах литературы и основных способах выражения в них авторского сознания;
о литературном произведении как художественном единстве и его компонентах.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять и формулировать свое отношение к авторской позиции;
характеризовать, сопоставлять главных героев эпического и драматического произведений, изученных текстуально;
выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
писать сочинения различных жанров (сочинение-рассуждение, анализ эпизода (сцены) эпического или драматического произведения, лирического стихотворения);
писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение.
Основные формы контроля знаний, умений и навыков учащихся по литературе:
устный опрос, в том числе чтение произведений наизусть;
тестирование;
различные виды творческих работ;
письменная самостоятельная работа (ответ на проблемный вопрос, составление плана эпизода, главы или произведения целиком и др.);
презентация;
проект по предмету, завершающий изучение какого-либо тематического раздела курса.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихсяпо русскому языку и литературе
(см. приложение к рабочей программе)
Календарно-тематическое планирование
Учебник: Литература 11 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений (базовый уровень). В 2 ч. / Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый. Л.Б.Воронин. - М.: Мнемозина, 2010.
Плановых контрольных уроков и уроков развития речи – 16ч.
№
Темы уроков
Планируемые результаты
Домашнее
задание
Сроки изучения
Примечание
план
факт
Вводные занятия (2)
Русская литература XX века в контексте мировой культуры.
Знать характерные особенности эпохи; основные темы и проблемы русской литературы XX века.
Уметь соотносить процесс развития литературы с лит-рой других стран, находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.
ч.1, стр.3-9,
ч.2. стр.5,6.
конспект
Литературный процесс рубежа веков. Новаторство литературы начала XX в.
Знать общественно-политическую обстановку эпохи, основные закономерности развития литературного процесса рубежа веков.
Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой.
ч.1, стр.3-9,
сообщение о А.П.Чехове
На рубеже столетий (7+1)
А.П.Чехов. Личность и основные факты жизни и творчества писателя.
Знатьважнейшие биографические сведения о писателе, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов.
Уметьанализировать произведение в единстве содержания и формы.
ч.1, стр.10-19,
задание 2,3.
«Ионыч».
Доктор Старцев в рассказе «Ионыч».
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.
Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей. В идейном содержании произведения.
ч.1, стр.10-19,
задание 4,5.
Особенности чеховского рассказа. Новый театр.
Знать особенности чеховской драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни».
Уметь делать сравнительный анализ эстетических принципов театра гоголя, Островского и театра Чехова.
прочитать «Вишневый сад».
«Вишневый сад». I действие пьесы «Вишневый сад».
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.
Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт (внешний, внутренний), принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.
ч.1, стр.19-22, задание 6.
II действие пьесы.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.
Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт (внешний, внутренний), принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии.
ч.1, стр.19-22, задание 7,8
III и IV действия пьесы.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.
Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт (внешний, внутренний), принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии.
ч.1, стр.22-23, задание 9-11.
Автор и персонажи пьесы «Вишневый сад.
Знать, в чем заключается своеобразие конфликта в пьесе (видимая противоположность при скрытом сходстве), как сочетаются в ней внешнее и внутреннее действия; понимать истоки противоречивости образа Лопахина, причины его неудовлетворенности "дурацкой", нескладной жизнью; почему покупка вишневого сада обернулась для Ермолая Лопахина окончательным разрывом с тем ми-ром, к которому он так и не смог приблизиться.
Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт (внешний, внутренний), принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.
ч.1, стр.24-26, задание 12-13.
КУ по творчеству Чехова.
Знать об особенностях позднего романтизма, реализма и символизма в литературе второй половины XX в.
Уметь осмыслить тему, выделить её границы, полно раскрыть, правильно оформить созданный текст.
сообщения «Серебряный век» (по выбору)
Поэзия и проза Серебряного века (обзор) (15+1)
Поэзия и проза Серебряного века (общая характеристика).
Знать о Серебряном веке как своеобразном "русском ренессансе"; о литературных течениях поэзии русского модернизма: символизме, акмеизме, футуризме; важнейшие биографические сведения о поэтах Серебряного века; характерные особенности эпохи, отраженные в произведениях.
Уметь конспектировать лекцию учителя, постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне; самостоятельно искать информацию в справочной литературе.
ч.1, стр.27-34, конспект
Поэзия Серебряного века.
И.Ф.Анненский.
Знать важнейшие биографические сведения о поэтах Серебряного века; о литературных течениях поэзии русского модернизма: символизме, акмеизме, футуризме; характерные особенности эпохи, отраженные в произведениях.
Уметьконспектировать лекцию учителя, постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне; самостоятельно искать информацию в справочной литературе.
ч.1, стр.35-37, задание 1,2.
О символизме и символистах. Творчество Бальмонта и Брюсова.
Знать об истоках русского символизма; важнейшие биографические сведения о поэтах-символистах; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов.
Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне; самостоятельно искать информацию в справочной литературе.
ч.1, стр.37-44,
ч.2 стр. 6-8 конспект
Об акмеизме.
Творчество Н.С.Гумилева.
Знать основные черты поэтики; истоки акмеизма, краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов; об утверждении акмеистами красоты земной жизни, воз-вращении к "прекрасной ясности", создании зримых образов конкретного мира; об идее поэта-ремесленника; характеристику творчества поэтов-акмеистов о личности и поэзии Н.Гумилева; о героизации действительности в его поэзии, романтической традиции в его лирике; об экзотическом, фантастическом и прозаическом в поэзии Гумилева.
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.45-51, задание 1-3
О футуризме.
Творчество Игоря Северянина.
Знать понятие «футуризм»; творчество поэтов-футуристов; истоки и значение творчества Северянина, о манифестах футуризма, их пафосе и проблематике; о поэте как миссионере "нового искусства"; о декларации разрыва с традицией, абсолютизации "самовитого" слова, приоритете формы над содержанием, вторжении грубой лексики в поэтический язык, неологизмах, эпатаже; звуковых и графических экспериментах футуристов; о группах футуристов: эгофутуристах (И. Северянине), кубофутуристах (В.В. Маяковском, В.Хлебникове). Уметь конспектировать лекцию учителя; анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.
ч.1, стр.51-56, задание 1,2
Александр Александрович Блок (4)
Личность и поэтический мир А.А.Блока.
Знать факты личной биографии, особенности поэтики первой книги – «Стихи о Прекрасной Даме», музыкальность его стихотворений.
Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.
ч.1, стр.57-67, задание 2,3
Родина в поэзии А.А.Блока.
Знать о теме города в творчестве Блока, об образах "страшного мира", тему Родины, исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”.
Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении; анализировать текст.
ч.1, стр.68-70, стихотворение наизусть
Поэма «Двенадцать» как идейно-художественное единство.
Знать полемический характер поэмы; историю создания поэмы, сюжет, ее героев, своеобразие композиции, образ Христа и многозначность финала поэмы.
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.70-77, задание 6-8
Споры о поэме «Двенадцать».
Знать полемический характер поэмы; об истории создания поэмы, авторском опыте осмысления событий революции, о соотношении конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме, понимать неоднозначность трактовки финала, символику поэмы. Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.
ч.1, стр.78-79, сообщение о И.А.Бунине
Иван Алексеевич Бунин (4)
Личность и основные факты жизни и творчества И.А.Бунина.
Рассказ «Антоновские яблоки».
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; о философичности и тонком лиризме его произведений; о пейзажной лирике поэта о своеобразии стиля Бунина, уметь определять своеобразие стиля Бунина (на примере анализа рассказа «Антоновские яблоки»).
Уметь выступить с устным сообщением; анализировать произведение в единстве содержания и формы.
ч.1, стр.80-88, задание 1-3
Тема апокалипсиса. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов, о своеобразии лирического повествования в прозе Бунина, о мотиве увядания и запустения дворянских гнезд, философском содержании рассказа.
Уметь выделять в тексте нравственно идеологические проблемы; составлять развёрнутую характеристику героя; анализировать произведение в единстве содержания и формы и формулировать собственные ценностные ориентиры.
ч.1, стр.88-90, задание 4-5
Тема любви в творчестве Бунина.
«Легкое дыхание».
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.
Уметь конспектировать лекцию учителя; определять стилистическую окрашенность повествования; анализировать произведение в единстве содержания и формы.
ч.1, стр.90-95, задание 6-8
Тема любви в творчестве Бунина, рассказ «Поздний час».
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов, о философичности и тонком лиризме произведений Бунина.
Уметь определять роль художественной детали; анализировать произведение в единстве содержания и формы.
ч.1, стр.95-96, задание 9-11
Александр Иванович Куприн (2)
Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет».
Споры о герое рассказа.
Знать о творческом пути и мастерстве Куприна в изображении мира человеческих чувств; о спорах героев об истинной, бескорыстной любви; об утверждении любви как высшей ценности; о трагизме решения любовной темы в повести; о символическом смысле художественных деталей, о поэтическом изображении природы; о мастерстве психологического анализа; о роли эпиграфа в повести, смысле финала.
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.
ч.1, стр.97-103, задание 4-6, сообщение по повести «Олеся» (по выбору)
«Олеся» (обзор).
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов, о мастерстве Куприна в изображении мира человеческих чувств; о роли детали в рассказе.
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.
Подготовиться к КУ по творч. И.А.Бунина и А.И.Куприна
КУпо творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Знать творческий путь Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, о традиционных темах русской поэзии в лирике Бунина; способы переработки текста, его построение; понимать идейно-художественное своеобразие его произведений.
Уметьразъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание; уметь редактировать текст составлять письменное высказывание по определенной теме.
ч.1, стр.104-113, конспект
Первые десятилетия советской литературы (30+7)
Максим Горький.
Личность, творчество, судьба.
Знать биографию и творчество Горького; особенности романтизма, народно-поэтических истоках прозы писателя; о проблеме героя в прозе писателя, теме поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы; о соотношении романтического идеала и действительности в философской концепции Горького; о приеме контраста, особой роли пейзажа и портрета в рассказах писателя; о своеобразии композиции рассказов.
Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя; анализировать художественный текст.
ч.1, стр.115-118, сообщение о Максиме Горьком
«На дне». Первый акт пьесы.
Знать историю создания произведения, составляющие жанра и конфликта в пьесе, новаторство Горького, об атмосфере духовного разобщения людей.
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.118-122, задание 1,2
Второй и третий акты пьесы.
Знать об образе Луки и его жизненной позиции; о проблеме мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения.
Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения.
ч.1, стр.123-125, задание 3,4
Четвертый акт пьесы.
Знать о позициях героев и авторской позиции по отношению к вопросу о правде, о "трех правдах" в пьесе и их трагическом столкновении.
Уметь отбирать лите6ратурный материал по выбранной теме, самостоятельно редактировать текст, вести диалог.
ч.1, стр.126-131, задание 7-9
Владимир Владимирович Маяковский (3)
Личность, творчество, судьба
В.В. Маяковского.
Стихотворение «Послушайте».
Знать основные факты жизни и творчества поэта; раннее творчество Маяковского, о его новаторском характере (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха).
Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.132-142, задание 2-4
Стихи о поэте и поэзии.
Знать особенности строфики и графики; понимать, в чём состоит новаторский характер поэзии, о теме поэта и поэзии, об осмыслении проблемы художника и времени, о сатирических образах в творчестве Маяковского.
Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.143-149, задание 8-10
Любовная лирика.
Знать особенности любовной лирики поэта, логику развития идеи произведения.
Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви; передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
ч.1, стр.150-153, задание 12-14
Сергей Александрович Есенин (3)
Личность, творчество и судьба
С.А.Есенина.
Знать основные факты жизни и творчества С. Есенина; об особенностях творческого метода поэта; о народности его творчества.
Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.154-162, конспект по творчеству
Стихотворения последних лет поэта.
Знать об особенностях любовной лирики поэта, о цветописи, сквозных образах лирики Есенина, народно-песенной основе, музыкальности лирики Есенина.
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.
ч.1, стр.163-5, стихи наизусть
Русь советская в поэзии Есенина.
Знатьэволюцию темы Родины в лирике Есенина, о традициях А.С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике, теме быстротечности человеческого бытия в лирике поэта.
Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль;находить необходимую информацию в различных источниках.
ч.1, стр.163-164, анализ стихотворного текста
РРСочинение (по творчеству Горького, Маяковского, Есенина).
Знать текст произведений Горького, Маяковского, Есенина.
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его; составлять письменный текст на заданную тему,писать сочинения различных жанров.
завершить работу над сочинением
РРСочинение (по творчеству Горького, Маяковского, Есенина).
Знать текст произведений Горького, Маяковского, Есенина.
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его, составлять письменный текст на заданную тему,писать сочинения различных жанров.
Сообщение по творчеству
А.А. Ахматовой
Анна Андреевна Ахматова (2)
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество.
Знать о личности и судьбе поэтессы, о мотивах и настроениях ее ранней лирики; об отражении в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, о теме любви и искусства, о музыкальности ахматовского стиха.
Знать о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой, о патриотизме и гражданственности поэзии Ахматовой; особенности лирики Ахматовой; способы переработки текста, его построение; понимать идейно-художественное своеобразие поэмы.
Уметь разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание; уметь редактировать текст, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.175-177, задание 9-11
Осип Эмильевич Мандельштам (1)
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество.
Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля.
Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль, применять навыки работы с различными источниками информации.
ч.1, стр.178-182, задание 2, стих наизусть
Борис Леонидович Пастернак (2)
Личность, творчество, судьба Б.Л.Пастернака.
«На ранних поездах».
Знать основные этапы жизни и творчества Б. Л. Пастернака; раннее творчество, поэтическую эволюцию Пастернака, тематику и особенности его лирики.
Уметь анализировать лирическое произведение.
ч.1, стр.183-192, задание 2,3
Стихотворения Юрия Живаго.
Знать историю возникновения стихотворений Юрия Живаго.
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Знать о судьбе и основных темах и мотивах лирики Цветаевой, об особенностях лирической героини стихотворений; о конфликте быта и бытия, времени и вечности, о поэзии как напряженном монологе-исповеди.
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.198-206, задание 3-5, анализ поэтического текста
Знать творчество Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой, Пастернака (через сопоставление их поэтических систем).
Уметь составлять план ответа и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его; писать сочинения различных жанров.
сообщение о
А.П. Платонове
Андрей Платонович Платонов (3)
Личность, творчество, судьба
А.П. Платонова.
Знать основные этапы жизни и творчества А.П. Платонова;о традициях Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова, высоком пафосе и острой сатире, о самобытности языка и стиля писателя, о смысле названия произведений, центральные образы, проблематику.
Уметь вести диалог; постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев.
ч.1, стр.207-210, прочитать повесть «Сокровенный человек»
Быт и бытие в повести «Сокровенный человек».
Знать текст изучаемого произведения; историю создания повести, о философском, обобщающем смысле категорий пространства и времени в повести, о значении метафоричности, образах-символах для понимания художественного замысла.
Уметь разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев).
сообщение о
М.А. Булгакове
Михаил Афанасьевич Булгаков (5)
Личность, творчество, судьба М.А.Булгакова
Знать основные этапы жизни и творчества М.А. Булгакова; о сложной судьбе его произведений.
Уметь конспектировать лекцию учителя; выступать с устным сообщением на заданную тему.
ч.1, стр.216-220, прочитать роман
«Мастер и Маргарита».
Ершалаимские главы романа
(нравственно-философская проблематика).
Знать историю создания и публикации романа «Мастер и Маргарита», его жанровое своеобразие, о проблема-тике, многоплановости, разноуровневости повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового).
Уметь выступать с устным сообщением на заданную тему; находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.
ч.1, стр.220-224, задание 1-2
Московские главы романа «Мастер и Маргарита» (сатирический пласт романа).
Знатьзамысел писателя; перекличку линий романа, особенности жанра и композиции.
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.224-225, задание 3-5
Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита» (фантастический пласт романа).
Знать о роли фантастики в романе, о замысле писателя; о перекличке линий романа, о том, что роман - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали; определять особенности средств создания образов-персонажей.
ч.1, стр.225-228, задание 6,7
«Мастер и Маргарита» - роман о трагедии любви.
Знать о нравственных уроках Булгакова, о главных ценностях, о которых говорит писатель.
Уметь делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев; сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции.
ч.1, стр.226-228, задание 8-10
РР Сочинение по роману
«Мастер и Маргарита».
Знать о жанровом своеобразии романа; о творчестве М. Булгакова, особенностях рассуждения как типа речи.
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его; составлять письменный текст на заданную тему,писать сочинения различных жанров.
продолжить работу над сочинением
РР Сочинение по роману
«Мастер и Маргарита».
Знать о жанровом своеобразии романа; о творчестве М. Булгакова, особенностях рассуждения как типа речи.
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его; составлять письменный текст на заданную тему,писать сочинения различных жанров.
сообщение о
М.А. Шолохове
Михаил Александрович Шолохов (6)
Основные факты жизни и творчества М.А. Шолохова.
Знать основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова, о значении его произведений, полемике вокруг авторства.
Уметь выступать с устным сообщением, обосновать свое отношение к писателю и его произведениям.
ч.1, стр.229-234, читать «Тихий Дон»
«Тихий Дон».
Быт и нравственный мир казачества в романе.
Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности, о том, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и на фактах частной жизни на примере изображения Шолоховым казачьих семей.
Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом), анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.235-239, задание 2,3
Григорий Мелихов – главный герой романа.
Знать о неизбежности трагичности судьбы Григория Мелехова, о связи этой трагедии с судьбой общества, о том, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь; главных героев, основные сюжетные линии.
Уметь составлять характеристику группы персонажей; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное.
ч.1, стр.240-241, задание 4-6
Пути и перепутья Григория Мелехова.
Знать о развитии гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и о влиянии ее на человека.
Уметь составлять характеристику группы персонажей; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное.
ч.1, стр. 241-242, задание 7-9
Григорий и Аксинья.
Знать главных героев, основные сюжетные линии, о том, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь.
Уметь составлять характеристику группы персонажей; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное.
ч.1, стр. 242-243, задание 10-12
Автор и его герой.
Знать о неизбежности трагичности судьбы Григория Мелехова, о связи этой трагедии с судьбой общества, о том, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь; особенности языка, стиля писателя.
Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения, проводить обобщающе-сопоставительный анализ произведений.
ч.1, стр.243, задание13-15
РРСочинение по роману
«Тихий Дон».
Знать содержание и особенности романа; значение творчества М.А. Шолохова, особенности рассуждения как типа речи.
Уметь отбирать литературный материал грамотно оформлять и излагать его; писать сочинение-рассуждение; обосновывать выбор цитат, необходимых для раскрытия пунктов тезисного плана сочинения, формулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения-рассуждения.
продолжить работу над сочинением-рассуждением
РРСочинение по роману
«Тихий Дон».
Знать содержание и особенности романа; значение творчества М.А. Шолохова, особенности рассуждения как типа речи.
Уметь отбирать литературный материал грамотно оформлять и излагать его; писать сочинение-рассуждение; обосновывать выбор цитат, необходимых для раскрытия пунктов тезисного плана сочинения, формулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения-рассуждения; составлять письменный текст, определять проблему, комментировать и аргументировать её.
сообщение о
В.В. Набокове
Литература русского зарубежья (3+1)
Владимир Владимирович Набоков (2)
В.В. Набоков. «Машенька» - роман о потерянной России. Образ Машеньки в романе.
Знать основные этапы жизни и творчества В.В.Набокова, содержание самого «русского» и «традиционного», близкого канонам нашей литературы набоковского произведения.
Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения, сопоставлять трактовку темы разными авторами, вести диалог.
ч.1, стр.244-248, конспект статьи
Своеобразие художественного мира романа «Машенька».
Знатьосновные сюжетные линии, главных героев, их максимальный эгоизм, нежелание считаться с «другими», об эстетических позициях автора.
Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме.
ч.1, стр.248-252, задание 5-7
Георгий Владимирович Ивáнов (1)
Творчество Г.В.Ивáнова (обзор).
Знать основные этапы жизни и творчества поэта; главные структурообразующие элементы поэтики Г. В. Ивáнова, выявляющие динамику мировоззрения.
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художест. выразительности, выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме.
ч.1, стр.253-256, задание 4,5
КУСочинение по творчеству
В.В. Набокова и Г.В. Ивáнова.
Знать содержание и особенности произведений В.В. Набокова и Г.В. Ивáнова.
Уметь отбирать литературный материал грамотно оформлять и излагать его; писать сочинение-рассуждение; составлять письменный текст, определять проблему, комментировать её, подбирать аргументы.
ч.1, стр.3-5, задание
Тема Великой Отечественной войны в литературе (5+1)
Произведения о Великой Отечественной войне (обзор).
Знать авторов и содержание произведений Великой Отечественной войны; об истоках изображения войны в литературе военных лет; о произведениях разных жанров по данной теме; о постановке острых нравственных и социальных проблем (проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне).
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.257-262, конспект статьи
Повесть В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда».
Знать содержание повести, об истоках изображения войны в литературе военных лет; о произведениях разных жанров по данной теме; о постановке острых нравственных и социальных проблем (проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне.
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.262-264, задание 2-4
Повесть Василя Быкова «Сотников».
Знатьоб истоках изображения войны в литературе военных лет; о постановке острых нравственных и социальных проблем (проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне.
Уметь разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание; уметь редактировать текст, конспектировать лекцию учителя.
ч.1, стр.271-275, задание 2-4
Гуманистический пафос послевоенных произведений о войне в русской литературе.
Знать об истоках изображения войны в литературе военных лет; о произведениях разных жанров по данной теме; о постановке острых нравственных и социальных проблем (проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне.
Уметь разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание; уметь редактировать текст, конспектировать лекцию учителя.
подготовиться к сочинению
РРСочинение по одному из прочитанных произведений о ВОВ.
Знать об истоках изображения войны в литературе военных лет; о произведениях разных жанров по данной теме; о постановке острых нравственных и социальных проблем (проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне); о человеке на войне, правде о нем, о жестоких реалиях и романтике в описании войны.
Уметьстроить монологическое высказывание по определенной теме, аналитически работать по тексту; составлять тезисный план сочинения и следовать его логике, аргументированно обосновать выбор цитат, необходимых для раскрытия пунктов тезисного плана сочинения, соответствующий теме и содержанию сочинения-рассуждения; уметь составлять письменное высказывание по определенной теме.
завершить работу
РРСочинение по одному из прочитанных произведений о ВОВ.
Знатьоб истоках изображения войны в литературе военных лет; о произведениях разных жанров по данной теме; о постановке острых нравственных и социальных проблем (проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне); о человеке на войне, правде о нем, о жестоких реалиях и романтике в описании войны.
Уметь строить монологическое высказывание по определенной теме, составлять тезисный план сочинения и следовать его логике при написании работы, аргументированно обосновать выбор цитат, необходимых для раскрытия пунктов тезисного плана сочинения, соответствующий теме и содержанию сочинения-рассуждения; уметь составлять письменное высказывание по определенной теме.
сообщение о
Н.А. Заболоцком
Поэзия середины XX века. (3+1)
Творчество Николая Алексеевича Заболоцкого.
Знать о жизненном и творческом пути поэта; об особенностях лирического героя стихотворений; о конфликте быта и бытия, времени и вечности, о поэзии как напряженном монологе-исповеди.
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.281-286, стихотворение наизусть
Александр Трифонович Твардовский. Лирика.
Знать основные мотивы лирики А. Т. Твардовского, о значении его творчества и общественной деятельности; об исповедальном характере лирики Твардовского; о служении народу как ведущем мотиве творчества поэта; о теме памяти; роли некрасовской традиции в творчестве поэта.
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художест. выразительности, выступать с устным сообщением.
ч.1, стр.287-291, задание 3,4
Цикл стихотворений «Памяти матери».
Знать об исповедальном характере лирики Твардовского; о служении народу как ведущем мотиве творчества поэта; о теме памяти; роли некрасовской традиции в творчестве поэта
Уметь выступать с устным сообщением; выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.
ч.1, стр.291-292, отрывок наизусть
РР Анализ поэтического текста.
Знать о судьбе и основных темах и мотивах поэтического творчества Твардовского, об особенностях лирического героя стихотворений; способы переработки текста, его построение; понимать идей-но-художественное своеобразие стихотворения.
Уметь разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание; уметь редактировать текст, конспектировать лекцию учителя; анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
сообщение об
А.И.Солженицыне
Трагические конфликты эпохи (4)
Александр Исаевич Солженицын.
Личность, творчество, судьба.
Знать основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына; о публицистичности, обращенности рассказа к читателю; о своеобразии раскрытия "лагерной" темы в произведениях писателя, проблеме русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.295-302, конспект статьи
«Один день Ивана Денисовича»
Герой и его судьба.
Знать о том, каким видится писателю феномен "простого человека", о своеобразии раскрытия "лагерной" темы, о философском смысле рассказа.
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; сопоставлять художественные тексты.
ч.1, стр.302-304, задание 2,3
Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего.
Знать о значении фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; о его произведениях.
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; сопоставлять художественные тексты.
ч.1, стр.304-306, задание 4
Значение творчества
А.И. Солженицына.
Знать о значении фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; о его произведениях; о публицистичности, обращенности рассказа к читателю; о своеобразии раскрытия "лагерной" темы в произведениях писателя, проблеме русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
сообщения о
В.М. Шукшине
«Деревенская» проза (2)
«Деревенская проза в русской литературе второй половины XX века.
Рассказ В.М. Шукшина «Срезал».
Знать о "деревенской прозе"; о творчестве В. Шукшина; об изображении народного характера и картин народной жизни в рассказах; о диалогах в шукшинской прозе; об особенностях повествовательной манеры В.М. Шукшина.
Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художеств. выразительности; сопоставлять художественные тексты.
ч.1, стр.307, прочитать рассказ «Срезал»
Мир, отраженный в «деревенской» прозе (Ф. Абрамов, В. Белов,
В. Распутин).
Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия, о теме памяти и преемственности поколений; об образах стариков в повести; о проблеме утраты душевной связи человека со своими корнями; о символических образах в повести В. Распутина.
Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художеств. выразительности; сопоставлять художественные тексты.
ч.1, стр.307-312, работа с текстом
Поэзия последних десятилетий XX века (4+1)
Живые творческие традиции.
Е.А. Евтушенко,
А.А. Вознесенский.
Знатьосновные тенденции современного литературного процесса; общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов, о влиянии "оттепели" 60-х годов на развитие литературы; о новых темах, проблемах и образах в поэзии периода "оттепели".
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
ч.1, стр.313-327, стихи наизусть
Многообразие поисков в поэзии второй половины XX века.
Н.М. Рубцов, И.А. Бродский
Знать основные тенденции современного литературного процесса, о своеобразии художественного мира Рубцова, мире русской деревни и картинах родной природы в изображении поэта; о переживании утраты старинной жизни, тревоге за настоящее и будущее России; о есенинских традициях в лирике Рубцова; о сложных речевых конструкциях поэтической мысли Бродского.
Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль.
ч.1, стр.328-335, задание 2
Поэты – барды (обзор).
Б.Ш. Окуджава
Знать об основных тенденциях развития авторской песни, лучших бардах страны; о проблематике авторской песни, ее особенностях и развитии жанра.
Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль.
ч.1, стр.335-340, задание 2,3
Поэты – барды (обзор).
В.В. Высоцкий
Знать об основных тенденциях развития авторской песни, лучших бардах страны; о проблематике авторской песни, ее особенностях и развитии жанра.
Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль.
ч.1, стр.341-345, стихи наизусть
РР Анализ поэтического текста.
Знать особенности анализа поэтического текста, способы его переработки и построение; понимать идейно-художественное своеобразие стихотворения.
Уметь редактировать текст, конспектировать лекцию учителя, создавать устные высказывания; использовать различные источники информации, создавать письменные высказывания.
стихи наизусть, анализ текста
Новые тенденции в русской литературе (3)
Новые тенденции в русской литературе.
Знать содержание произведений новейшей литературы, основные тенденции современного литературного процесса; о постмодернизме; о последних публикациях, отмеченных премиями, получивших общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию.
ч.1, стр.346-353, конспект
Обзор произведений Т. Толстой «Река Оккервиль», В. Ерофеева «Москва-Петушки», В. Пелевина «Чапаев и пустота».
Знать творчество русских поэтов и писателей второй половины ХХ века, особенности рассуждения как типа речи.
Уметь редактировать текст, конспектировать лекцию учителя, создавать устные высказывания; использовать различные источники информации, создавать письменные высказывания.
ч.1, стр.346-353, работа с текстом
Литература в новом столетии.
Знать творчество русских поэтов и писателей второй половины ХХ века, особенности рассуждения как типа речи
Уметь находить и систематизировать нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
ч.1, стр.3-5, конспект статьи
Зарубежная литература XX века
Общая характеристика зарубежной литературы XX века.
Знать о реализме в художественной литературе, реалистической типизации; о мастерстве писателя в создании индивидуальных характеров, о созидательной и очищающей силе труда; понимать идейный смысл произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию.
ч.1, стр.354-366, конспект статьи
Общая характеристика зарубежной литературы XX века.
Знать о реализме в художественной литературе, реалистической типизации; о мастерстве писателя в создании индивидуальных характеров, о созидательной и очищающей силе труда; понимать идейный смысл произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию.
ч.1, стр.354-366, сообщения
Бернард Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Знать о реализме в художественной литературе, реалистической типизации; о мастерстве писателя в создании индивидуальных характеров, о созидательной и очищающей силе труда; понимать идейный смысл произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию.
ч.1, стр.367-371
Франц Кафка «Превращение».
Знать о реализме в художественной литературе, реалистической типизации; понимать идейный смысл произведения.
Уметь находить и систематизировать нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
ч.1, стр.371-377
Альбер Камю «Посторонний».
Знать о реализме в художественной литературе, реалистической типизации; понимать идейный смысл произведения.
Уметь находить и систематизировать нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
ч.1, стр.378-382,
Альбер Камю «Посторонний»
Знать о реализме в художественной литературе, реалистической типизации; понимать идейный смысл произведения.
Уметь находить и систематизировать нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
ч.1, стр.378-382,
Федерико Гарсия Лорка. Лирика.
Знатьо реализме в художественной литературе, реалистической типизации; понимать идейный смысл произведения.
Уметь находить и систематизировать нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
ч.1, стр.382-385, задание
Эрнест Хемингуэй «Старик и море».
Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя, о реализме в художественной литературе, реалистической типизации; понимать идейный смысл произведения.
Уметь находить и систематизировать информацию в различных источниках, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
ч.1, стр.385-390, задание
Эрнест Хемингуэй «Старик и море».
Знать особенности языка, стиля писателя, о реализме в художественной литературе, реалистической типизации; понимать идейный смысл произведения.
Уметь находить и систематизировать информацию в различных источниках, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
ч.1, стр.385-390, задание
Генрих Бёлль «Глазами клоуна».
Знать о реализме в художественной литературе, реалистической типизации; понимать идейный смысл произведения.
Уметь находить и систематизировать нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
ч.1, стр.391-395, подготовиться к контрольному уроку
КУ по изученным произведениям зарубежной литературы.
Знать тематику изученных произведений, понимать их идейный смысл, способы анализа и переработки текста.
Уметь находить и систематизировать нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
Повторение изученного
КУ по изученным произведениям зарубежной литературы.
Знать тематику изученных произведений, понимать их идейный смысл, способы анализа и переработки текста.
Уметь находить и систематизировать нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
Повторение изученного
Заключительные уроки по курсу литературы XX века.
Знать историко-культурные сведения основные факты жизни и творчества поэтов и писателей, определения теоретико-литературных понятий.
Уметь находить и систематизировать нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
Повторение изученного
Заключительные уроки по курсу литературы XX века.
Знать историко-культурные сведения основные факты жизни и творчества поэтов и писателей, определения теоретико-литературных понятий.
Уметь находить и систематизировать нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.
Повторение изученного
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учителя
Методические советы к учебнику для 11 класса. Литература. Примерное тематическое и поурочное планирование. Пособие для учителя / Ю.И. Лыссый. – М.: Мнемозина, 2011. – 59с.
Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А. Самойловой. Москва, Экзамен, 2007
Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С. Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006
Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р. Бершадской, В.З. Халимова. Москва, «Просвещение», 1986
Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С. Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986
Развивайте дар слова. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986
Русская литература. Справочные материалы. Л.А. Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989
Приобщение к искусству слова. Г.И. Беленький. Москва, «Просвещение», 1990