kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе. Изучение творчества М. горького

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литература»

Романтические бунтари М. Горького

(по рассказу «Старуха Изергиль»)


Цель урока:

1. Развитие мыслительных способностей учащихся.

2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.

3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.


Задачи урока:

  1. Обосновать необходимость использования М. Горьким метода романтизма рубежа веков.

  2. Проанализировать рассказ «Старуха Изергиль», определив его идейно-художественные особенности.

  3. Воспитывать стремление активного отношения к жизни, искать ответы о смысле человеческого бытия.

  4. Донести до учащихся мысль о том, что в жизни всегда есть место подвигам. (Слайд № 1)

(Слайд № 2)

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Свой творческий путь М. Горький начал с написания романтических произведений, которые появились на рубеже XIX – XX вв. Романтические рассказы писателя звали активно вмешиваться в жизнь, пробуждали стремление к борьбе, вселяли веру в свои силы, прославляли «безумство храбрых».

Сегодня мы, ребята, будем говорить о романтических произведениях М. Горького. А перед этим давайте вспомним.


II. Беседа о романтическом методе.

Когда возник романтизм как метод и на смену какого литературного направления он пришел? (Слайд № 3)

Какие романтические произведения М. Горького вы знаете? (Слайд № 4)

Почему именно романтические рассказы стали первыми произведениями М. Горького?

(Молодцы!)

Давайте вспомним типичные черты романтических произведений: главный герой, как правило, легендарная, исключительная личность, бунтарь, действующий в исключительных ситуациях. Жизнь изображается в нереальных связях человека с окружающей его действительностью. (Дополните этот ряд.)

В письме к А.П. Чехову М. Горький отметил: «Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, - жизнь прикрасится, т.е. люди заживут быстрее, ярче». (Слайд № 5).

Появился новый читатель, ждавший от литературы ответа на мучившие его вопросы, и ведений, полных жизнеутверждающего пафоса.

Но не только общественная атмосфера 90–х годов XIX века так повлияла на писателя. Огромную роль сыграло увлечение М. Горьким философией Ф. Ницше.

Философские и эстетические представления Ф. Ницше нашли отражение в раннем творчестве М. Горького. (Слайд № 6)


Обращение к эпиграфу.

Прочитайте эпиграф к уроку. Есть ли что – либо, созвучное идеям

Ф. Ницше, в данном высказывании М. Горького? Что именно?


III. Идейно художественный анализ рассказа «Старуха Изергиль».


1. Беседа по вопросам.

  • Ваши впечатления от прочитанного (что удивило, показалось странным, необычным)?

  • Было ли что-то похожее в рассказах известных вам писателей этих лет (А.П. Чехов, Л. Андреев и др.)

  • Чем объяснить, что в одно и то же время создаются такие непохожие произведения?


2. Работа с текстом.

Задание: Отметьте в первой части рассказа описания картин природы. Каково их идейно – художественное назначение? (Слайд № 7)

Итак, первая часть – легенда о Ларре. (Слайд № 8)

Вторая часть – жизнь Изергиль. (Слайд № 9)

Третья часть – легенда о Данко. (слайд № 10)

Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?

Ответ: Главная героиня - Старуха Изергиль, много повидавшая, испытавшая и познавшая мудрость жизни. Эта мудрость передается ею молодым. Отсюда объяснима афористичность высказываний героини. Именно ее устами М. Горький утверждает жизненные ценности.

Так какие же ценности утверждает М. Горький? (Слайд № 11)


Итог урока:

Каковы же, ребята, особенности романтизма М. Горького? (Ответы)

(Молодцы! Правильно).

Романтизм М. Горького – проповедь активного отношения к жизни.

Впервые романтический герой задуман как спаситель людей от слабости, их сонного прозябания.


Домашнее задание:

1. Прочитать рассказы «Скуки ради», «В степи», «Бывшие люди».

2. ЭССЕ «Можно ли считать все эти произведения романтическими?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по литература

Автор: Рымарева Ирина Валерьевна

Дата: 24.01.2019

Номер свидетельства: 497079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект   урока литературы в 11 классе на тему "Анализ рассказа А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-na-tiemu-analiz-rasskaza-a-i-solzhienitsyna-odin-dien-ivana-dienisovicha"
    ["file_id"] => string(6) "218178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433691472"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока литературы В.Гюго "Козетта" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-litieratury-v-giugho-kozietta"
    ["file_id"] => string(6) "193038"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427556186"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства