kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе. Изучение творчества М. горького

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литература»

Романтические бунтари М. Горького

(по рассказу «Старуха Изергиль»)


Цель урока:

1. Развитие мыслительных способностей учащихся.

2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.

3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.


Задачи урока:

  1. Обосновать необходимость использования М. Горьким метода романтизма рубежа веков.

  2. Проанализировать рассказ «Старуха Изергиль», определив его идейно-художественные особенности.

  3. Воспитывать стремление активного отношения к жизни, искать ответы о смысле человеческого бытия.

  4. Донести до учащихся мысль о том, что в жизни всегда есть место подвигам. (Слайд № 1)

(Слайд № 2)

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Свой творческий путь М. Горький начал с написания романтических произведений, которые появились на рубеже XIX – XX вв. Романтические рассказы писателя звали активно вмешиваться в жизнь, пробуждали стремление к борьбе, вселяли веру в свои силы, прославляли «безумство храбрых».

Сегодня мы, ребята, будем говорить о романтических произведениях М. Горького. А перед этим давайте вспомним.


II. Беседа о романтическом методе.

Когда возник романтизм как метод и на смену какого литературного направления он пришел? (Слайд № 3)

Какие романтические произведения М. Горького вы знаете? (Слайд № 4)

Почему именно романтические рассказы стали первыми произведениями М. Горького?

(Молодцы!)

Давайте вспомним типичные черты романтических произведений: главный герой, как правило, легендарная, исключительная личность, бунтарь, действующий в исключительных ситуациях. Жизнь изображается в нереальных связях человека с окружающей его действительностью. (Дополните этот ряд.)

В письме к А.П. Чехову М. Горький отметил: «Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, - жизнь прикрасится, т.е. люди заживут быстрее, ярче». (Слайд № 5).

Появился новый читатель, ждавший от литературы ответа на мучившие его вопросы, и ведений, полных жизнеутверждающего пафоса.

Но не только общественная атмосфера 90–х годов XIX века так повлияла на писателя. Огромную роль сыграло увлечение М. Горьким философией Ф. Ницше.

Философские и эстетические представления Ф. Ницше нашли отражение в раннем творчестве М. Горького. (Слайд № 6)


Обращение к эпиграфу.

Прочитайте эпиграф к уроку. Есть ли что – либо, созвучное идеям

Ф. Ницше, в данном высказывании М. Горького? Что именно?


III. Идейно художественный анализ рассказа «Старуха Изергиль».


1. Беседа по вопросам.

  • Ваши впечатления от прочитанного (что удивило, показалось странным, необычным)?

  • Было ли что-то похожее в рассказах известных вам писателей этих лет (А.П. Чехов, Л. Андреев и др.)

  • Чем объяснить, что в одно и то же время создаются такие непохожие произведения?


2. Работа с текстом.

Задание: Отметьте в первой части рассказа описания картин природы. Каково их идейно – художественное назначение? (Слайд № 7)

Итак, первая часть – легенда о Ларре. (Слайд № 8)

Вторая часть – жизнь Изергиль. (Слайд № 9)

Третья часть – легенда о Данко. (слайд № 10)

Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?

Ответ: Главная героиня - Старуха Изергиль, много повидавшая, испытавшая и познавшая мудрость жизни. Эта мудрость передается ею молодым. Отсюда объяснима афористичность высказываний героини. Именно ее устами М. Горький утверждает жизненные ценности.

Так какие же ценности утверждает М. Горький? (Слайд № 11)


Итог урока:

Каковы же, ребята, особенности романтизма М. Горького? (Ответы)

(Молодцы! Правильно).

Романтизм М. Горького – проповедь активного отношения к жизни.

Впервые романтический герой задуман как спаситель людей от слабости, их сонного прозябания.


Домашнее задание:

1. Прочитать рассказы «Скуки ради», «В степи», «Бывшие люди».

2. ЭССЕ «Можно ли считать все эти произведения романтическими?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по литература

Автор: Рымарева Ирина Валерьевна

Дата: 24.01.2019

Номер свидетельства: 497079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект   урока литературы в 11 классе на тему "Анализ рассказа А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-na-tiemu-analiz-rasskaza-a-i-solzhienitsyna-odin-dien-ivana-dienisovicha"
    ["file_id"] => string(6) "218178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433691472"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока литературы В.Гюго "Козетта" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-litieratury-v-giugho-kozietta"
    ["file_id"] => string(6) "193038"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427556186"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства