Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литература»
Романтические бунтари М. Горького
(по рассказу «Старуха Изергиль»)
Цель урока:
1. Развитие мыслительных способностей учащихся.
2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.
3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.
Задачи урока:
Обосновать необходимость использования М. Горьким метода романтизма рубежа веков.
Проанализировать рассказ «Старуха Изергиль», определив его идейно-художественные особенности.
Воспитывать стремление активного отношения к жизни, искать ответы о смысле человеческого бытия.
Донести до учащихся мысль о том, что в жизни всегда есть место подвигам. (Слайд № 1)
(Слайд № 2)
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
Свой творческий путь М. Горький начал с написания романтических произведений, которые появились на рубеже XIX – XX вв. Романтические рассказы писателя звали активно вмешиваться в жизнь, пробуждали стремление к борьбе, вселяли веру в свои силы, прославляли «безумство храбрых».
Сегодня мы, ребята, будем говорить о романтических произведениях М. Горького. А перед этим давайте вспомним.
II. Беседа о романтическом методе.
Когда возник романтизм как метод и на смену какого литературного направления он пришел? (Слайд № 3)
Какие романтические произведения М. Горького вы знаете? (Слайд № 4)
Почему именно романтические рассказы стали первыми произведениями М. Горького?
(Молодцы!)
Давайте вспомним типичные черты романтических произведений: главный герой, как правило, легендарная, исключительная личность, бунтарь, действующий в исключительных ситуациях. Жизнь изображается в нереальных связях человека с окружающей его действительностью. (Дополните этот ряд.)
В письме к А.П. Чехову М. Горький отметил: «Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, - жизнь прикрасится, т.е. люди заживут быстрее, ярче». (Слайд № 5).
Появился новый читатель, ждавший от литературы ответа на мучившие его вопросы, и ведений, полных жизнеутверждающего пафоса.
Но не только общественная атмосфера 90–х годов XIX века так повлияла на писателя. Огромную роль сыграло увлечение М. Горьким философией Ф. Ницше.
Философские и эстетические представления Ф. Ницше нашли отражение в раннем творчестве М. Горького. (Слайд № 6)
Обращение к эпиграфу.
Прочитайте эпиграф к уроку. Есть ли что – либо, созвучное идеям
Ф. Ницше, в данном высказывании М. Горького? Что именно?
III. Идейно художественный анализ рассказа «Старуха Изергиль».
1. Беседа по вопросам.
Ваши впечатления от прочитанного (что удивило, показалось странным, необычным)?
Было ли что-то похожее в рассказах известных вам писателей этих лет (А.П. Чехов, Л. Андреев и др.)
Чем объяснить, что в одно и то же время создаются такие непохожие произведения?
2. Работа с текстом.
Задание: Отметьте в первой части рассказа описания картин природы. Каково их идейно – художественное назначение? (Слайд № 7)
Итак, первая часть – легенда о Ларре. (Слайд № 8)
Вторая часть – жизнь Изергиль. (Слайд № 9)
Третья часть – легенда о Данко. (слайд № 10)
Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
Ответ: Главная героиня - Старуха Изергиль, много повидавшая, испытавшая и познавшая мудрость жизни. Эта мудрость передается ею молодым. Отсюда объяснима афористичность высказываний героини. Именно ее устами М. Горький утверждает жизненные ценности.
Так какие же ценности утверждает М. Горький? (Слайд № 11)
Итог урока:
Каковы же, ребята, особенности романтизма М. Горького? (Ответы)
(Молодцы! Правильно).
Романтизм М. Горького – проповедь активного отношения к жизни.
Впервые романтический герой задуман как спаситель людей от слабости, их сонного прозябания.
Домашнее задание:
1. Прочитать рассказы «Скуки ради», «В степи», «Бывшие люди».
2. ЭССЕ «Можно ли считать все эти произведения романтическими?»