№ урока п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Примечания |
По плану | По факту |
| | Т.1. ВВЕДЕНИЕ (1 час) | 1 | | | |
1 | 1 | Литература как искусство слова. Книга и ее компоненты. Структурные элементы книги ; создатели книги . Книга художественная и учебная. Учебник литературы и работа с ним | 1 | 01.09 | | |
| | Т.2. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (9 часов + 1 РР = 10 часов) | 10 | | | |
2 | 1 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений | 1 | 02.09 | | |
3 | 2 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, загадки – повторение) | 1 | 04.09 | | |
4 | 3 | Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). | 1 | 09.09 | | |
5 | 4 | Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Нравоучительный и философский характер сказок | 1 | 11.09 | | |
6 | 5 | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | 1 | 15.09 | | |
7 | 6 | «Царевна-лягушка». Особая роль чудесных противников – Бабы-Яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. | 1 | 16.09 | | |
8 | 7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | 18.09 | | |
9 | 8 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета | 1 | 22.09 | | |
10 | 9 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках | 1 | 23.09 | | |
11 | 10 | Развитие речи Составление волшебной сказки. | 1 | 25.09 | | |
| | Т.3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 1 час) | 1 | | | |
12 | 1 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле | 1 | 29.09 | | |
| | Т.4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1час ) | 1 | | | |
13 | 1 | Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765) Краткий рассказ о жизни писателя Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения | 1 | 30.09 | | |
| | Т.5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30 часов + 4 РР + 4 ВЧ +2 ПВ + 2 КР = 42 часов) | 42 | | | |
14 | 1 | Русские басни . Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) (Обзор) Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности) | 1 | 02.10 | | |
15 | 2 | «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д.Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям; инсценирование) | 1 | 06.10 | | |
16 | 3 | Развитие речи. Составление рассказа, похожего на басню. Практическое применение понятий аллегория, олицетворение, мораль | 1 | 07.10 | | |
17 | 4 | Развитие речи и понятия о басне. Басни И. А. Крылова | 1 | 09.10 | | |
18 | 5 | Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837) Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Роль книги и чтения в жизни маленького Пушкина | 1 | 13.10 | | |
19 | 6 | Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями | 1 | 14.10 | | |
20 | 7 | «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Пролог к поэме «Руслан и Людмила» -собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | 1 | 16.10 | | |
21 | 8 | Внеклассное чтение. В.А.Жуковский «Спящая царевна» | 1 | 20.10 | | |
21 | 9 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки. Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. . Волшебное в сказке. | 1 | 21.10 | | |
22 | 10 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости, прославление веры в победу добра над злом. Богатство выразительных средств сказки. | 1 | 23.10 | | |
23 | 11 | Развернутый ответ на проблемный вопрос. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм. | 1 | 03.11 | | |
24 | 12 | Русская литературная сказка XIX века. Антоний ПОГОРЕЛЬСКИЙ (1787-1836) Краткий рассказ о писателе (детство и начало творчества, Погорельский — сказочник). | 1 | 06.11 | | |
25 | 13 | «Черная курица, или Подземные жители» - Сказочно - условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | 1 | 10.11 | | |
26 | 14 | «Черная курица, или Подземные жители» - Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 1 | 11.11 | | |
27 | 15 | Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841) Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Из Гёте» («Горные вершины...»). Гармония мира природы и души человека | 1 | 13.11 | | |
28 | 16 | «Бородино» – Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | 1 | 17.11 | | |
29 | 17 | Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1852) Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). | 1 | 18.11 | | |
30 | 18 | «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). | 1 | 20.11 | | |
31 | 19 | «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. | 1 | 24.11 | | |
32 | 20 | «Ночь перед Рождеством». Изображение конфликта темных и светлых сил | 1 | 25.11 | | |
33 | 21 | Внеклассное чтение Н.В. Гоголь «Заколдованное место» | 1 | 27.11 | | |
34 | 22 | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века | 1 | 01.12 | | |
35 | 23 | Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1878) Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). | 1 | 02.12 | | |
36 | 24 | Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. | 1 | 04.12 | | |
37 | 25 | Внеклассное чтение Н.А. Некрасов. «Соловьи», «Зеленый шум», «В полном разгаре страда деревенская…» | 1 | 08.12 | | |
38 | 26 | Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1883) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). | 1 | 09.12 | | |
39 | 27 | «Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права | 1 | 11.12 | | |
40 | 28 | «Муму» –Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.. | 1 | 15.12 | | |
41 | 29 | «Муму» - Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян | 1 | 16.12 | | |
42 | 30 | Развернутый ответ на проблемный вопрос. Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. | 1 | 18.12 | | |
43 | 31 | Внеклассное чтение И.С. Тургенев. Рассказы | 1 | 22.12 | | |
44 | 32 | Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820-1892) Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом», «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | 1 | 23.12 | | |
45 | 33 | «Чудная картина». Величественность, широта, простор изображенной картины. Легкость стихотворного ритма. «Задрожали листы...». Изображение поэтом впечатлений от быстро меняющихся картин и состояний природы. Смысл противопоставления «шумящей мглы» и «теплого гнездышка» | 1 | 25.12 | | |
46 | 34 | Фёдор Иванович ТЮТЧЕВ (1803-1873) Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Зима недаром злится...», «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег»), «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая...») | 1 | 12.01 | | |
47 | 35 | Стихотворения «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». | 1 | 13.01 | | |
48 | 36 | Развитие речи Образы русской природы в поэзии | 1 | 15.01 | | |
49 | 37 | Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910) Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник» | 1 | 19.01 | | |
50 | 38 | «Кавказский пленник» Бессмысленность и жестокость национальной вражды.. Утверждение гуманистических идеалов | 1 | 20.01 | | |
51 | 39 | «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 1 | 22.01 | | |
52 | 40 | «Кавказский пленник» Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей | 1 | 26.01 | | |
53 | 41 | Развитие речи Краткость и выразительность языка рассказа | 1 | 27.01 | | |
54 | 42 | Контрольная работа № 2 по произведениям 2-ой половины 19 века | 1 | 29.01 | | |
| | Т 6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (15 часов + 2 РР + 4 ВЧ + 2 ПВ+ 1 КР =24 часа) | 24 | | | |
55 | 1 | Иван Алексеевич БУНИН (1870-1953) Краткие сведения о поэте. Поэтические картины природы. «Живопись словом», народные мотивы пейзажной лирики. «Помню – долгий зимний вечер...»: картины детства и родной природы в стихотворении | 1 | 02.02 | | |
56 | 2 | «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | 03.02 | | |
57 | 3 | Владимир Галактионович КОРОЛЕНКО (1853-1921) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Историческая эпоха и события, отраженные в повести. | 1 | 05.02 | | |
58 | 4 | «В дурном обществе». Повествование от первого лица. Мир городской бедноты. | 1 | 09.02 | | |
59 | 5 | «В дурном обществе». Картины нищеты и страдания бедных людей и развитие отношений детей подземелья и Васи. Печальная судьба Маруси | 1 | 10.02 | | |
60 | 6 | «В дурном обществе». Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». | 1 | 12.02 | | |
61 | 7 | Развитие речи Взаимопонимание — основа отношений в семье | 1 | 16.02 | | |
62 | 8 | Внеклассное чтение С.В. Михалков «Сомбреро» | 1 | 17.02 | | |
63 | 9 | Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895-1925) Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).«Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» - искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах. | 1 | 19.02 | | |
64 | 10 | Развитие речи Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 1 | 24.02 | | |
65 | 11 | Развернутый ответ на проблемный вопрос Тема родины в поэзииС.А.Есенина | 1 | 26.02 | | |
| | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА | | | | |
66 | 12 | Константин Георгиевич ПАУСТОВСКИЙ (1892-1968) Краткий рассказ о писателе. Краткий очерк «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни. Сказка «Тёплый хлеб». Сказочный сюжет и реальные герои. | 1 | 02.03 | | |
67 | 13 | «Тёплый хлеб». Филька - главный герой сказки. Столкновение эгоизма и добрых чувств Роль мельника, бабушки, ребят из деревни, раненого коня, болтливой сороки в развитии сюжета. Активная роль природы в сказке Паустовского. | 1 | 03.03 | | |
68 | 14 | Развернутый ответ на проблемный вопрос Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 1 | 05.03 | | |
69 | 15 | Внеклассное чтение П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка» | 1 | 09.03 | | |
70 | 16 | Самуил Яковлевич МАРШАК (1887-1964) Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. | 1 | 10.03 | | |
71 | 17 | «Двенадцать месяцев» - Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы – сказки. | 1 | 12.03 | | |
72 | 18 | Внеклассное чтение П.П. Ершов «Конек-Горбунок». | 1 | 16.03 | | |
73 | 19 | Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (1899-1951) Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. | 1 | 17.03 | | |
74 | 20 | «Никита»- Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира | 1 | 19.03 | | |
75 | 21 | Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (1924-2001) Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. | 1 | 30.03 | | |
76 | 22 | «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций | 1 | 31.03 | | |
77 | 23 | Внеклассное чтение Н. Носов «Белый гусь» | 1 | 02.04 | | |
78 | 24 | Контрольная работа № 3 | | 06.04 | | |
| | Т .7. «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ...» (5 часов +1 РР + 1 ВЧ =7 часов) | 7 | | | |
79 | 1 | Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) Стихотворные произведения о войне. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...», «Сын артиллериста» | 1 | 07.04 | | |
80 | 2 | Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | 1 | 09.04 | | |
81 | 3 | Развитие речи. Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 1 | 13.04 | | |
82 | 4 | Валентин Петрович КАТАЕВ (1897-1986) «Сын полка». Суровые дни войны, героизм и патриотизм взрослых и детей. | 1 | 14.04 | | |
83 | 5 | «Сын полка» Судьба Вани Солнцева. Человечность в бесчеловечных условиях | 1 | 16.04 | | |
84 | 6 | «Сын полка» Картины природы в произведении | 1 | 20.04 | | |
85 | 7 | Внеклассное чтение Р. Гамзатов «Журавли» | 1 | 21.04 | | |
| | Т. 8. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 часов+ 2 РР+ 2 ВЧ+ 2 ЛРК = 16 часов) | 16 | | | |
86 | 1 | Роберт Льюис СТИВЕНСОН (1850-1894) Краткие сведения о писателе. «Вересковый мед». Прославление в балладе мужества и свободолюбия человека, неподвластного завоевателям. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Фольклорные элементы в произведении | 1 | 23.04 | | |
87 | 2 | Ханс Кристиан АНДЕРСЕН (1805-1875) Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева». Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке | 1 | 27.04 | | |
88 89 | 3 | «Снежная королева» Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки. Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. Авторская оценка героев произведения. Развитие речи Сказки Х.-К. Андерсена | 1 | 28.04 | | |
90 | 4 | Шарль Перро как основоположник европейской литературной сказки. Сказка «Золушка». Поэтизация трудолюбия и скромности, идея вознаграждения за человеческие поступки и страдание, вера в победу добра над злом | 1 | 30.04 | | |
91 | 5 | Братья Гримм — известные собиратели немецких народных сказок. Прославление любви к труду в сказке «Госпожа Метелица». Мудрость, доброта, сообразительность героев сказки. Реальное и фантастическое в сказке | 1 | 04.05 | | |
92 | 6 | Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Внутренний мир героев М. Твена | 1 | 05.05 | | |
93 | 7 | Джозеф Редьярд Киплинг. «Маугли». Изображение мира джунглей и его законов. Изображение в произведении сложных взаимоотношений человека и природы. Маугли – воспитанник джунглей. Друзья и враги Маугли | 1 | 07.05 | | |
94 95 | 8,9 | «Маугли» Противостояние Маугли и его друзей Бандар-Логам. Путь Маугли от воспитанника до хозяина джунглей. Законы джунглей и ценность человеческой жизни, смысл их соотношения в произведении. Картины природы, экзотический колорит. Развитие речи По страницам прочитанных произведений | 1 | 12.05 | | |
96 | 10 | Джек ЛОНДОН (1876-1916) Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа | 1 | 14.05 | | |
97 | 11 | «Любовь к жизни». Самообладание, воля к жизни героя Джека Лондона. Мужество героя. Победа нравственного начала в минуты смертельной опасности. | 1 | 18.05 | | |
98 | 12 | Роль пейзажных и портретных зарисовок в передаче внутреннего состояния героя. Человек и природа в рассказах Дж. Лондона | 1 | 19.05 | | |
99 | 13 | Контрольная работа № 4 | 1 | 21.05 | | |
100 | 14 | Внеклассное чтение Джек Лондон «Сказки южных морей» | 1 | 25.05 | | |
101 | 15 | Литература родного края В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Противопоставление в произведении добра и зла. Мемориальный музей писателя | 1 | 26.05 | | |
102 | 16 | Литература родного края Леонид Жариков «Повесть о суровом друге». Отражение трудностей жизни семей шахтёров Донбасса в произведении. Автобиографичность повествования. | 1 | 28.05 | | |