№ урока | Кол-во часов | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности | Текущий контроль | Домашнее задание | Дата по плану | Дата факт. |
Введение (1 часов.) |
1 | 1 | Русская литература и история. | Выразительное чтение. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Участие в коллективном диалоге. | | С.3-4 чит., с.5 вопр. | | |
Устное народное творчество (2 часов.) |
2 | 1 | Русские народные песни. Частушки. | Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. | Практическая работа. | С.6-12 чит.,вопр.,с.13 вопр.№2 письм. | | |
3 | 1 | Предания. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком». | Восприятие текста народных преданий и их выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Работа со словарём литературоведческих терминов. | Практическая работа. | С.13-16 чит., пересказ, вопр., записи в тетр. С.18-19 чит. | | |
Древнерусская литература (2 часов.) |
4 | 1 | «Житие Александра Невского». | Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе. Устное рецензирование выразительного чтения учащихся. Формулирование вопросов по тексту произведений. | Практическая работа. | С.19-26 чит.,пересказ. Записи в тетр. выуч. С.27 вопр.(устно). | | |
5 | 1 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | Выразительное чтение фрагментов сатирического произведения. Характеристика героев литературы 17 века и их нравственная оценка. Устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. | Практическая работа. | С.31 чит.,с.32-36 чит.,пересказ,вопр. С.37-41 чит., «Недоросль» чит. | | |
Литература 18 века (3 часов.) |
6 | 1 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. История создания комедии. Знакомство с главными героями. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материала . Работа с проектами. Коллективный диалог по теме урока. | Составление лексических и историко-культурных комментариев. | Д.1-3 чит, характер.героев, записи в тетради выуч. | | |
7 | 1 | Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. | Выразительное чтение фрагментов комедии. Формулирование вопросов по тексту произведения. Письменный ответ на вопрос. | Практическая работа. | Д.4-5 чит., задание в тетради (письм.) | | |
8 | 1 | Сатирическая направленность комедии. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Понятие о классицизме. | Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Письменный анализ эпизода комедии. Подбор примеров из текста комедии, иллюстрирующих понятие «классицизм». | Контрольная работа. | Записи в тетр. выучить, с.80-82 чит, сообщение, с.82-84 читать. | | |
Русская литература 19 века (36 часов.) |
9 | 1 | И.А.Крылов. Биографическая справка. Басня «Лягушки, просящие царя». История создания. | Устный рассказ о писателе и истории создания произведения на основе самостоятельного поиска материалов. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения учащихся. | Практическая работа. | С.84-86 выраз.чтение, с.86 чит. | | |
10 | 1 | И.А.Крылов. «Обоз». | Выразительное чтение басни. Формулирование вопросов по тексту басни. Письменный ответ на вопрос. Характеристика сюжета басни, её тематика, проблематика. | Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. | С.87 вопр., задание в тетр., с.88-89 чит. | | |
11 | 1 | К.Ф.Рылеев. Биографическая справка. «Смерть Ермака». Понятие о думе. | Устный рассказ о поэте и истории создания произведения. Выразительное чтение думы. Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту произведения. Работа со словарём . | Подбор примеров, иллюстрирую-щих особенности русского романтизма. | С.89-93 выраз. чтен., сообщение из истории присоединения Сибири в 16 веке. | | |
12 | 1 | А.С.Пушкин. Слово о писателе. «История Пугачёвского бунта». | Устный рассказ о поэте. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. | | С.95-96 чит., пересказ.,записи в тетр. выучить. С.97-105 чит. «Капитанская дочка» чит. | | |
13 | 1 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Знакомство с героями. | Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. | Анализ ключевых эпизодов произведения. | Записи в тетр. выуч.,1-2 гл. читать, характ. Гринёва. | | |
14 | 1 | «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринёва (анализ 1-2 глав). | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героя и средств создания его образа. | | 3-4 гл. чит., Гринёв и Швабрин (в тетр.) | | |
15 | 1 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (анализ 3-4 гл.). | Коллективный диалог. Различные виды пересказов. Составление сравнительной характеристики героев. Письменный ответ на вопрос. | Практическая работа. | 5-7 гл.чит., роль народа в повести. Анализ эпизода. | | |
16 | 1 | Пугачёв и народ в повести (анализ 5-7 гл.) | Различные виды пересказов. Письменный анализ эпизода. Коллективный диалог. | | 8-12 гл. чит., задание в тетр. (письм.) | | |
17 | 1 | Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав. | Устная характеристика персонажей и средств создания образов. Составление плана анализа фрагмента эпического произведения. Письменный анализ эпизода. | Практическая работа. | 13-14 гл. читать, характ. Маши Мироновой. | | |
18 | 1 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. | Характеристика образа главной героини. Различные виды пересказов. Анализ эпизода. | | Задание в тетр. письм. Сообщения по темам. | | |
19 | 1 | Жанровое своеобразие произведения. Работа над понятиями роман, реализм. | Работа со словарём литературоведческих терминов. Формулирование вопросов по тексту произведения. Письменный ответ на вопрос. | Подбор примеров, иллюстрирую-щих понятия "историзм", "реализм", "роман". | Записи в тетр. выучить, с.215 вопр. устно. Подгот. к сочинению. | | |
20 | 1 | Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению. | Устные ответы на вопросы. Создание черновых вариантов сочинений. | Домашнее сочинение. | Повторить содержание повести. Составить 12-15 вопр. по содержанию произвед. (в тетр.). | | |
21 | 1 | Литературная игра по повести «Капитанская дочка». | Формулирование вопросов по тексту. Участие в коллективном диалоге. | | С.220-224 чит., вопр. | | |
22 | 1 | Анализ стихотворения А.С.Пушкина «19 октября». | Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения учащихся. Формулирование вопросов по тексту. | Практическая работа. | С.220-224 выраз.чтение. с.224 вопр. (устно). | | |
23 | 1 | А.С.Пушкин. «Туча». «К***». | Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения учащихся. Формулирование вопросов по тексту. | Практическая работа. | С.224-228 выраз. чтение, наизусть. «Пиковая дама» чит. | | |
24 | 1 | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Пиковая дама». | Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа. | | С.230-232 чит., сообщения. «Мцыри». | | |
25 | 1 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы на основе самостоятельного поиска материала. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения учащихся. Составление плана характеристики героя. | Составление лексических и историко-культурных комментариев. | «Мцыри» наизусть по выбору. Задание в тетр. | | |
26 | 1 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы. Анализ эпизода. | Письменный ответ на вопрос по тексту. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | Контрольная работа. | Анализ эпизода (в тетр.). с.253-258 чит., «Маскарад» чит. | | |
27 | 1 | Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов. «Маскарад». | Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика отдельного персонажа. Характеристика сюжета произведения. | | С.260-264 чит., задание в тетр., сообщения. «Ревизор». | | |
28 | 1 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Ревизор» как социальная комедия. История создания. | Рассказ о писателе и истории создания комедии на основе самостоятельного поиска материала. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов комедии. | Составление лексических и историко-культурных комментариев. | Презентация по теме. Записи в тетр. выучить. Д.1-3 чит. | | |
29 | 1 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. | Формулирование вопросов по тексту произведения. Выделение этапов развития сюжета комедии. Характеристика сюжета пьесы, её тематики. Участие в коллективном диалоге. | Поиск в комедии реалистических принципов изображения жизни и человека. | Д.4-5 чит., задание в тетр. Образ Хлестакова. | | |
30 | 1 | Хлестаков. Понятие о «миражной» интриге. Хлестаковщина как нравственное явление. | Составление плана характеристики героя, устный рассказ о герое по плану. Анализ ключевых эпизодов комедии. Подбор цитат из текста литературного произведения по заданной теме. | Анализ ключевых эпизодов комедии. | Записи в тетр. выуч. Подгот. к контрольной работе. | | |
31 | 1 | Особенности композиционной структуры комедии «Ревизор». | Работа со словарём литературоведческих терминов. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства. | Контрольная работа. | «Шинель» чит. , вопр.(устно). | | |
32 | 1 | Н.В.Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека» в литературе. | Формулирование вопросов по тексту произведения. Подбор цитат из текста по заданной теме. Составление плана ответа на проблемный вопрос. | | Сообщение по теме. Подготовка к сочинению. | | |
33 | 1 | Подготовка к сочинению по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор». | Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. | Сочинение. | «Певцы» чит., пересказ. | | |
34 | 1 | Внеклассное чтение. И.С.Тургенев. «Певцы». | Устный рассказ о писателе. Устная характеристика героев и средств создания их образов. | Определение художественной функции русской песни в композиции произведения. | Сообщение по теме. С.3-5 (ч.2) вопр.(устно). | | |
35 | 1 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Образы градоначальников. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы. Устная характеристика героев и средств создания их образов. | Составление плана сообщения о средствах создания комического в романе. | «История одного города» чит. С. 14 вопр. | | |
36 | 1 | Анализ эпизода романа «История одного города». | Выразительное чтение фрагмента романа. Устное рецензирование выразительного чтения учащихся. Участие в коллективном диалоге. | | Анализ эпизода. Подгот. к контр.работе. | | |
37 | 1 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. | Выполнение контрольной работы. | | С.15-16 чит., пересказ. С.16-25 читать. | | |
38 | 1 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения обучающимися. Составление плана сообщения о нравственных проблемах рассказа. | Составление плана сообщения о нравственных проблемах рассказа. | С.16-25 пересказ. С.27 вопросы. | | |
39 | 1 | Н.С.Лесков и его герои, его отношение к России. Развитие представлений о рассказе и о художественной детали. | Составление лексических и историко-культурных комментариев. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «художественная деталь», «рассказ». | Практическая работа. | Записи в тетр. выучить. Письм. ответить на вопросы. Сообщения. | | |
40 | 1 | Л.Н.Толстой. Биографическая справка. История создания рассказа «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. | Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение рассказа. Письменный ответ на вопрос. | Практическая работа. | С.27-29 чит., пересказ. Записи в тетр.выучить. с.29-40 чит, пересказ. | | |
41 | 1 | Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, монолог | Участие к диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики рассказа. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Работа со словарём литературоведческих терминов. | Практическая работа. | Записи в тетр.выучить. «Отрочество» читать. | | |
42 | 1 | Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество». | Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания повести. Участие в диалоге. Устная характеристика героев и средств создания их образов. | | С.41-42 читать, пересказ. Выразит. чтение . | | |
43 | 1 | Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. | Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения обучающихся. Различение образов лирического героя и автора. Составление плана анализа стихотворения, его письменный анализ по плану. | Практическая работа. | Чтение наизусть по выбору. С.45-47 чит. пересказ. Рассказ «О любви» читать. | | |
44 | 1 | А.П.Чехов. О писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Устный ответ на вопрос. Характеристика сюжета. | Различение образов рассказчика и автора-повествователя. | С.47-57 пересказ.с.58 вопрос № 5 (письм.). с 59-60 читать, вопросы. | | |
Русская литература 20 века (19 часов.) |
45 | 1 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика. | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Формулирование вопросов по тексту произведения. Участие в диалоге. | Подготовка к учебному диспуту. | С.61-65 чит, пересказ. Соч.-размышление по рассказу. С.67-68чит. | | |
46 | 1 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле. | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика сюжета, тематики, проблематики. Работа со словарём литературоведческих терминов. Работа над индивидуальным учебным проектом. | Подготовка к учебному диспуту. | С.68-74 пересказ. Соч.-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?» Сообщение о А.Блоке (индивид). | | |
47 | 1 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Образ России и её истории. | Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Письменный ответ на вопрос. Подбор цитат из текста по заданной теме. | Тест. | С.76-77 чит.,с.77-80 чит.,с.81-86 выраз. чтение. | | |
48 | 1 | С.А. Есенин. «Пугачёв»-поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о «драматической поэме». | Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение поэмы. Подбор цитат из текста по заданной теме. Письменный анализ поэмы. Работа со словарём литературоведческих терминов. | Письменный ответ на проблемный вопрос. | С.88-89 чит., пересказ. С.89-94 выраз. чтение. сообщение (индивид.) | | |
49 | 1 | И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству. | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Участие в диалоге. Письменный анализ рассказа по плану. | Тест. | Презентация (индивид.).с.97-105 чит, пересказ. Вопросы (письм.). | | |
50 | 1 | М.А. Осоргин. Слово о писателе. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. | Устный рассказ о писателе. Устный ответ на вопрос по тексту. Участие в диалоге. | | С.108-109чит.,пересказ.с.109-113 пересказ. Сочинение-рассуждение. Сообщение (индивид.) | | |
51 | 1 | Внеклассное чтение.Журнал «Сатирикон» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. | Устный рассказ о писателях, их журналах, произведениях. Выразительное чтение произведений. Подбор цитат из текста по заданной теме. Устные ответы на вопросы. | Викторина на знание текстов и их художественных особенностей. | С. 114-116 чит., с.116-125 пересказ. Вопросы. с.125-126 чит. Записи в тетр. выучить. | | |
52 | 1 | Тэффи. «Жизнь и воротник». | Рассказ о писателе. Подбор цитат, иллюстрирующих приёмы создания исторического повествования и способы создания комического. | Конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое произведения. | С.126-130 пересказ. С.130-131 чит., с.131-135 пересказ. | | |
53 | 1 | М.М. Зощенко. Слово о писателе. «История болезни». | Рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов. Письменный ответ на вопрос. Составление плана характеристики героя. | | С.135 вопр., с.136-137 читать, сообщение.с.138-146 выразит. чтение. | | |
54 | 1 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». История создания. Картины фронтовой жизни в поэме. | Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения. | Начальные понятия о фольклоризме литературы. | С.146-161 читать, с.161 вопр. 1- 7 устно. | | |
55 | 1 | Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Тёркина. Правда о войне в поэме. | Устный ответ на вопрос по тексту. Участие в диалоге. Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно-эмоционального содержания. Подбор цитат из текста по заданной теме. | Практическая работа. | Отрывок наизусть. Записи в тетр. выучить. | | |
56 | 1 | Композиция и язык поэмы . Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. | Начальные представления об авторских отступлениях. Участие в диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. | Способы создания комического в поэме. | Презентация. Подготовка к внеклассному чтению. | | |
57 | 1 | Внеклассное чтение. А.Т. Твардовский. «Тёркин на том свете». | Выразительное чтение фрагментов поэмы. Участие в диалоге. Устные высказывания по теме. Подбор цитат из текста по заданной теме. | | С.164-165 чит., вопр. с.165-189 читать. | | |
58 | 1 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | Устный рассказ о писателе. Устный ответ на вопрос по тексту. Участие в диалоге. | Тест. | С.165-189 пересказ. с.189 вопр. Раздел "Совершенствуй свою речь" вопр.5. | | |
59 | 1 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Составление письменного отзыва о стихотворении, о песне. Работа над коллективным учебным проектом. | Конкурс на лучшее исполнение стихотворений. | С.190-192 чит., сообщение по теме. Выразительное чтение. С. 202-203 чит. | | |
60 | 1 | В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Характеристика сюжета и героев рассказа. Составление сообщения о герое-повествователе. | Контрольная работа. | С.203-220 чит, пересказ., вопросы (1-4). Подготовка к внеклас. чтению. | | |
61 | 1 | Внеклассное чтение. В.П.Астафьев. «Ангел-хранитель». | Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Письменный ответ на вопрос по тексту рассказа. Характеристика сюжета и героев рассказа. | Тест. | С.221-229 выразит. чтение. Вопр. 1,2,4. | | |
62 | 1 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими Родине. | Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения обучающихся. Различение образов лирического героя и автора. Составление плана анализа стихотворения, его письменный анализ по плану. | Сравнительный анализ образа Родины в творчестве русских поэтов. | С.231-234 чит., сообщение по теме. | | |
63 | 1 | Обобщающий урок по теме: «Литература 20 века». | Участие в коллективном диалоге. Задания по произведениям. Письменный ответ на вопрос по тексту стихотворения. | Тест. | С.235-239 читать. Вопр.1-3 устно. "Ромео и Джульетта" читать. | | |
Зарубежная литература ( 7 часов ). |
64 | 1 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии. Сонеты. | Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии. Выразительное чтение фрагментов произведения. Характеристика сюжета и героев произведения. Письменный анализ эпизода. Анализ сонета. | Анализ эпизода эпического и драматического произведения. | Подготовка к внеклас. чтению. | | |
65 | 1 | Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Двенадцатая ночь». | Выразительное чтение фрагментов произведения. Характеристика сюжета и героев произведения. Письменный анализ эпизода. | | С.253-255 чит., с.255-306 читать. | | |
66 | 1 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Выразительное чтение фрагментов произведения. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на вопрос. Участие в диалоге. | Практическая работа. | С.306 вопр. 2-5. С.307-309 чит., сообщение по теме. Презентация. | | |
67 | 1 | Внеклассное чтение.Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев произведения. Устный анализ эпизода. | | С.309-325 чит., пересказ., вопр. 1-6 устно. "Айвенго" читать. | | |
68 | 1 | Внеклассное чтение.В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | Устный рассказ о писателе и истории создания произведения. Письменный анализ эпизода. | Практическая работа. | С. 327-329 чит., пересказ. "Айвенго" пересказ. Подгот. к внеклассному чтению. | | |
69 | 1 | Внеклассное чтение. Э.По. «Золотой жук». | Выразительное чтение фрагментов произведения. Характеристика сюжета и героев произведения. | Практическая работа. | Не задано. | | |
70 | 1 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | Итоги года и задание на лето. | | Не задано. | | |