?
«Пушкинские чтения»
(Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках Недели русского языка)
Цель: Углубить и систематизировать знания учащихся о жизненном и
творческом пути А. С. Пушкина;Научить видеть прекрасное в творчестве поэта,
Отдать дань уважения великому русскому поэту, писателю,
сказочнику.
Оборудование: выставка книг; высказывания современников о Пушкине; иллюстрации к произведениям писателя, портрет поэта.
Ход:
Сцена. Полумрак.В глубине сцены – стол.За столом молодая девушка пишет письмо. На столе – свеча в подсвечнике, чернильница, книга.
Татьяна Ларина пишет письмо и тут же его читает: Я к вам пишу.
Зовет свою няню: - Няня, няня, отнеси письмо,
Ты знаешь, кому адресовано оно.
(Няня берет письмо, уходит)
Татьяна мечется по комнате, места себе не находит: она ждет ответа. Няня приходит ни с чем. Через несколько дней приходит Онегин и поучающим тоном читает ей мораль. (Ответ Е. Онегина).
Татьяна и Онегин уходят в разные стороны.
Ведущий: Муза – это источник творческого вдохновения, олицетворяемый обычно в образе женщины.Так определяет словарь, что такое муза.Ктослужит для проэта источником вдохновения, его музой? Наверное, это те женщины, которых он любил на протяжений своей короткой, но насыщенной жизни. Классический прием – Анна Керн,- ей было адресовано одно из самых совершенных творений Пушкина «Я помню чудное мгновенье.».
(Ученики выразительно читают стихотворение)
Между тем, есть женщины, несравненно более близкие Пушкину и вдохновившие его на создание других, не менее прекрасных стихов.
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!» - с малых лет помним мы наизусть эти пушкинские строки, обращенные к няне, Арине Родионовне Яковлевой. Эта неграмотная крестьянка оказала огромную роль в формировании детских впечатлений поэта. Арина Родионовна вынянчила трех из восьми оставшихся в живых детей Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных – Ольгу, Александра и Льва. Она первая пела будущему поэту русские песни и рассказывала русские сказки. Она хранила в памяти предания эпохи Бориса Годунова и была единственной из пушкинского окружения, кто знал и хорошо помнил «арапа Петра Великого» - прадеда Пушкина Абрама Петровича Ганнибала. Няня была верной подругой «суровых дней»ссыльного поэта в Михайловском и с любовью встречала его позже, когда он ненадолго возвращался туда.Она очень любила своего питомца, в своих письмах называла его «любезный мой друг», «дружочек». За год до смерти звала его: «Приезжай к нам в Михайловское,мой ангел, всех лошадей на дорогу выставлю».
Чтение наизусть стихотворений А. Пушкина. (На сцену приглашается первый ученик)
Ведущий: Поэзия Пушкина. Это высокая правда о человеке, о жизни, о душе. Это духовное достояние, гордость и любовь всего человечества.
(На сцену приглашается второй участник)
Ведущий: Каждому стоит задуматься: а хорошо ли я знаю Пушкина? ТогоПушкина, о котором можно сказать: «Мой Пушкин».
(Третий участник )
Ведущий: Пушкин пришел в этотмир, чтобывоспетьзеленую красоту, передатьсвой восторг перед разноцветьем осенних красок,трепетом молодой весенней жизни, солнечным летним светом, морозной свежестью зимнегодня.
(Четвертый участник)
Ведущий: Пушкина волновал вопрос о роли личности в истории, о связи поколений. «Неуважение к предкам есть первыйпризнак безнравственности» - писал он.
Ему вторит М. Шаханов: «Надежнее слова и крепче рука,
Коль память корнями уходит в века»
(Выразительное чтение отрывков из повести «Станционный смотритель»)
Ведущий: Пушкин любил жизнь во всех ее проявлениях. В егодуше всегда горел живой огонь чувства.
(На сцену приглашается следующий участник)
Ведущий: Итак, в певом гейме мы послушали стихи замечательного русского поэта, именем которого открывается золотой век русской литературы.
Многие поэты и русские, и зарубежные восхищались гениальностью поэта и посвятили ему немало стихов. Задача второго гейма – выразительно прочитать стихи-посвящения.
Сегодня, я думаю, у нас состоялся диалог через века, разговор через столетья с самым замечательным русским поэтом, чья короткая, но яркая жизнь была посвящена служению Музе.
Велика была его любовь к книгам. После дуэли, будучи тяжело раненным,он попросил отнести его в библиотеку. В последние минуты жизни он лежал,окруженный книгами и тихо прошептал: «Прощайте, друзья!»
Рахимбаева Гулайым Абитаевна
Учитель русского языка и литературы
сш. им. Куата Терибаева
с. Кокозек Аксуского района
Алматинской области