Пушкин в музыке
Урок внеклассного чтения в 9 классе
Цель: развивать и углубить интерес учащихся к поэзии А.С.Пушкина и к музыке; показать влияние поэзии А.С.Пушкина не только на литературу, но и на другие виды искусства, в частности, на музыку; познакомить учащихся с музыкальными произведениями на стихи Пушкина.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, П.И.Чайковского, Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, картина «Пушкин в гостях у Глинки» художника Афанасьева.
Плакаты с высказываниями:
« Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь- мелодия». ( А.Пушкин)
«Мир будет счастлив тогда, когда у каждого человека будет душа художника». (О.Роден)
«Музыка – душа моя». (Глинка)
«Музыка есть искусство поэтических мыслей». (Римский-Корсаков)
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности школьников. Тема и цель урока.
1) Слово учителя: сегодня мы с вами поговорим о музыке и о Пушкине, познакомимся с музыкальными произведениями на стихи великого поэта, узнаем о влиянии поэзии А.Пушкина не только на литературу, но и на другие виды искусства, в частности, на музыку.
2) Звучит музыка из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила», последние аккорды звучат приглушенно. На фоне музыки ученик читает стихотворение Л.Вышеславского «Музыка»:
Мы слышим звуки, слышим речи,
Но по Вселенной разлита
Сверхчуткая, сверхчеловечья
Бетховенская глухота.
Пред ней ничто радар на крыше,
Пред ней ничто и слух совы,-
Она биенье сердца слышит
И прорастание травы.
Гремит безмолвьем зимний вечер,
Снежинка, завершив полет,
Не тихо падает на плечи,
А – удивительно- поет!
III. Работа над темой.
- Слово учителя. Музыку называют языком души. И это очень верно. Ничто так не волнует душу, не говорит о самом сокровенном, как музыка. И сегодня наш разговор пойдет о соприкосновении поэзии Пушкина, звучание которой уже есть музыка, с творчеством выдающихся русских композиторов, считавших лирику поэта неисчерпаемым родником для своих творений. Пушкин очень любил музыку. Свое восторженное отношение к ней он выразил строками в произведении «Каменный гость»: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь- мелодия».
- Сообщение 1-го ученика. С детства Пушкин заслушивался русскими народными песнями, которые пела ему няня Арина Родионовна. В годы учебы в Лицее он увлекся театром, полюбил оперу и балет, и свою любовь сохранил до конца жизни. жизни одной любви музыка уступает, но и любовь- мелодия». Музыкальное чувство у Александра Сергеевича было высоко развито. О голосе самого поэта известно немного. Имеются лишь указания на его склонность к пению и чтению вслух своих стихотворений. А.П.Керн вспоминала, что « в минуты рассеянности он напевал какое–нибудь стихотворение». Она же вспоминала о чтении поэмы «Цыганы» поэтом: « Я была в упоении как от тягучих стихов поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, что я истаивала от наслаждения. Голос он имел певучий, мелодичный».
- Учитель. Музыкальное воздействие, музыкальные интересы вызвали к жизни одно из его совершеннейших произведений - трагедию «Моцарт и Сальери». Существует версия, что Сальери отравил Моцарта. На основе этой версии и построено произведение.
- а) Чтение по ролям и анализ трагедии. б) Вывод: В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин выдвигает две точки зрения на искусство, на музыку. Сальери считает, что музыка существует только для избранных, а Моцарт ( так думал и сам Пушкин) считал, что искусство должно питаться жизнью и идти в жизнь, принадлежать всему народу. «Моцарт и Сальери» - единственная трагедия Пушкина, которая еще при его жизни была поставлена на сцене. Премьера состоялась 27 января 1832 года в Петербурге. В 1897 году композитор Римский-Корсаков написал оперу по сюжету трагедии. в) Звучит фрагмент из оперы «Моцарт и Сальери»
- а) Презентация «Пушкин и Чайковский», подготовленная учеником. ( Чайковский писал о Пушкине , что он « силой гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки… Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в ее звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».) б) Слушаем арию Онегина «Ужель та самая Татьяна…»
- а) Презентация « Пушкин и Глинка» б) Чтение монолога Баяна из оперы «Руслан и Людмила»
Есть пустынный край, безотрадный брег,
Там до полночи далеко,
Солнце летнее на долины там
Сквозь туман глядит без лучей.
Но века пройдут, и на бедный край
Доля дивная низойдет.
И Людмилу нам с ее витязем
От забвенья сохранит.
Но недолог срок на земле певцу,
Все бессмертные в небесах.
в) Музыка – увертюра к опере «Руслан и Людмила»
7) а) Сообщение о М.П.Мусоргском и трагедии «Борис Годунов». б) Слушаем сцену смерти Бориса в исполнении Ф.Шаляпина.
8) Учитель: Поэзия Пушкина с ее красотой и пластичностью, непосредственностью чувства, богатством образов и глубиной содержания сыграла огромную роль в художественном формировании другого русского композитора – Даргомыжского. Он написал не только оперы «Каменный гость» и «Русалку», но также много романсов. Один из лучших – романс «Я вас любил…» Это – романс-раздумье. В нем нет описания – элегически-напевная мелодия полна душевной красоты, благородства и выражает сдержанную скорбь. Это приближает музыку к разговорной речи и придает ей характер монолога, полного глубоких, сосредоточенных размышлений… Послушайте романс «Я вас любил…» в исполнении Писаренко.
Деятельность другого композитора – Римского-Корсакова – тоже тесно связана с творчеством Пушкина. Им написаны оперы на сюжеты пушкинских сказок, романсы «Пророк», «Анчар», «Поэт» , «Эхо» и др. Эти романсы можно было бы определить словами самого Пушкина – «чистейшей прелести чистейший образец». Римского-Корсакова в пушкинской лирике интересуют не только чувства и настроение, но и размышления, наблюдения поэта. Послушаем романс «Пророк» в исполнении Ведерникова.
IV. Итог урока. Музыкальных произведений, написанных на стихи Пушкина, очень много. Сегодня мы с вами познакомились лишь с очень небольшой их частью. С этими и другими творениями вы будете встречаться всю жизнь и всегда будете испытывать истинное наслаждение.
Чтение стихотворения В.Соколова
Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.
Когда ученик читает последние строки возникает и усиливается музыка из оперы Глинки «Руслан и Людмила».