Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе для учащихся 6 классов»
Олимпиадные задания по литературе для учащихся 6 класса.
Задание №1
Анализ прозаического произведения
Ф.Д.Кривин – учитель, журналист, поэт и писатель, автор смешных и грустных, ироничных и умных текстов.Прочитайте «полусказку» «Любовь» и ответьте на вопросы.
1) Тема текста.
2) Почему Ф.Д.Кривин назвал свое произведение «полусказкой»?
3) Как автор относится к своим героям, аргументируй свою точку зрения.
4) Какова композиция произведения. Что является кульминацией «полусказки»?
5) Охарактеризуйте героиню произведения.
6) Какая философская мысль открывается читателю?
Былинка полюбила Солнце…
Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка и Солнце!
Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию. Красивая Акация, чудесная Акация - кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку!
Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная…
Оценка: 20 баллов.
Задание №2
ВАРИАНТ 1.
Представьте себе, что Интернет появился гораздо раньше, чем это
произошло в реальности. Тогда герои литературных произведений могли
бы завести себе странички (аккаунты) в социальных сетях или отдельные
сайты. Подумайте, как могла бы выглядеть «страничка» (например «В
контакте» или в Фейсбуке) или сайт у Тома Сойера или Капитана Немо,
Тибула или Владимира Дубровского… Какая информация могла бы на ней
появиться? (Выбор героя – за вами!)
ВАРИАНТ 2.
Учащиеся, не включенные в социальные сети, не очень знакомые с Интернетом, могут создать и описать концепцию фильма (радио-, телепередачи, стенгазеты) о литературном герое.
Оценка: 30 баллов.
Комментарии к заданию №2
Выполнение такого рода творческих заданий поможет ученикам 5-6-х классов готовиться к решению тех нестандартных филологических задач, которые будут предлагаться им на различных турах Олимпиады в старших классах. При отборе информации для выполнения этого задания ученик должен будет показать, какие средства характеристики литературного персонажа он знает: портрет, интерьер, вписанность в определённый пейзаж, речевая характеристика героя, характеристика, которую ему дают другие персонажи.
«Френдлента» героя покажет, как ученик понимает его место в системе
персонажей. Формируя «ленту новостей» и стилизуя записи других героев,
ученик сможет продемонстрировать знание сюжета произведения и понимание стиля автора.
Особенно ценными могут стать межтекстовые связи, которые могут быть
отмечены учениками, если они найдут связи между героями разных
произведений. Стоит отметить визуальное оформление данного задания, но, конечно, не качество исполнения, а ту «визуальную концепцию», которую выберет ученик. Оценивая выполнение данного задания, стоит обратить внимание на его «объём» - количество характеристик, которые отберёт ученик.
Рекомендуемое количество баллов – 30.
Примечание. Поскольку проверка работ осуществляется в каждой конкретной школе, то каждому конкретному жюри придется проверять в сумме не так много работ. Это обеспечит единство подходов к проверке. Перед проверкой целесообразно договориться о том, как распределять предложенные баллы, и составить свои рабочие критерии. При этом можно воспользоваться рекомендациями, данными для проверки работ учеников 7-8-х и 9-11-х классов. В любом случае при проверке работ стоит не забывать о здравом смысле и в спорных ситуациях вспоминать о живом олимпиадном духе, а не о мертвой букве инструкций.