Олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса (школьный тур)
Олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса (школьный тур)
Олимпиада школьников по литературе способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся, интереса к научно-исследовательской деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганде научных знаний, формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности.
Важная задача школьного этапа - выявление одаренных в филологическом отношении детей для участия в муниципальном этапе олимпиады.
Задания для школьного этапа олимпиады по литературе разработаны с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады и направлены на выявление уровня литературного развития учащихся, одаренности, чуткости к слову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса (школьный тур)»
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
2015-2016учебный год.
Школьный этап
10 класс
ОТВЕТЫ
I. Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение,произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).
Задание 1
Запомнить правильную постановку ударения в словах, трудных с орфоэпической точки зрения,помогает подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший, например:
Не будем улыбаться,
Хватит баловАться.
Составьте подобные двустишия для слов:
давнишний, исстари, призыв, цепочка
Ответ
давнИшний, Исстари, призЫв, цепОчка
За каждое двустишие с правильно поставленным в слове ударением – 2 балла
Всего 8
II. Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.
Задание 2
В 1809 г. журнал «Цветник» опубликовал подробную статью Д. Языкова «Замечания о некоторых
русских буквах», где автор, излагая историю создания славянского алфавита, замечает: «Буква
___________, потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о
который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен
был для здания».
Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечныхбукв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором
нет особенного для него знака...».
1) Вставьте пропущенные названия букв.
2) Для какого «здания» была нужна первая вставленная Вами буква?
Ответ
1. ѣ́ «ять», ъ«еръ» ( по 1 баллу – 2)
2.
«Ять» позволяла различать на письме ставшие давно омонимичными корни. С упразднением
«яти» стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть («принимать пищу») и
есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе и
веде́ніе, и т. п.; частично эти совпадения компенсируются расстановкой (при необходимости)
ударений и точек над «ё»: всѣ «все» — все «всё» (до 2 баллов);
Греч о роли буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных» (2 балла);
«Ять» была одной из немногих букв, графически разбивающих монотонность строки,
поскольку вертикальная черта выходит за верхнюю границу строки (2 балла).
Всего 8
III. Знание семантической системы современного русского литературного языка,
Задание 3
В 1570 году Иван Грозный пишет письмо английской королеве Елизавете I, в котором упрекает ее зато, что англичане нарушают правила торговли между странами:
Ажно у тебя мимо тебя люди владѣютъ, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о нашихъ огосударскихъголовахъ и о честѣхъ и о земляхъ прибытка не смотрятъ, а ищутъсвоихъторговыхъприбытковъ. А ты пребываешь въсвоемъдевическомъ чину, как есть пошлая девица… И коли ужътакъ, и мы тѣдѣлаотставимъ на сторону.
Действительно ли царь в своем Послании стремится оскорбить Елизавету, называя пошлой девицей?
Докажите свою точку зрения.Всего 5 баллов
Ответ
Нет. Сочетание «пошлая девица» должно быть переведено на современный русский язык как«обыкновенная, простая девица». (2 балла)
См. перевод, подготовленный Я.С.Лурье и Д.С.Лихачевым:
Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и незаботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговойприбыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица. А тому, кто хотябы и участвовал в нашем деле, да нам изменил, верить не следовало.Слово исторически содержит приставку по- и часть -шьл- (от гл.ходить) (2 балла), что и объясняетидею обыкновенности, обычности, несомую словом «пошлый» во времена Ивана Грозного. (1 балл)
Всего 5 баллов
IV. Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов вхудожественном тексте
Задание 4
Закончите строки, взятые из статьи Ю.М.Лотмана «Культура и взрыв»:
Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе,голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалогзавершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побежденным, сообщая обэтом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли воронподставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себяпобежденным, – бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физическиуничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между боевым поведением животных ичеловека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».
Вспомните еще 10 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы. Всего 13баллов
Ответ
1. Ворон ворону глаз не выклюет
2. Сколько волка не корми – все в лес смотрит.
От волка бежал, да на медведя попал (напал)
Счастье, что волк: обманет да в лес уйдет.
Хочешь оленя за рога поймать – а он в лес.
Метил в ворону, а попал в корову.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Волка ноги кормят.
Волков бояться – в лес не ходить.
С волками жить – по волчьи выть.
Бодливой корове бог рог не дает.
Всяк кулик свое болото хвалит (славит)
Конь под нами – бог над нами
Собака лает, ветер носит.
3 балла за верный конец. Если конец подходит лишь отчасти, например, приведены пословица
Лежачего не бьют, Худой мир лучше доброй брани или Драчливый петух жирен не бывает и пр., тов зависимости от степени близости поговорки к ответу выставляется 1 или 2 балла.
За приведениефразы, не являющейся пословицей (поговоркой) или за приведение пословицы (поговорки), неподходящей по значению, баллы не выставляются.
За каждую приведенную пословицу (поговорку), в которой фигурируют животные или птицывыставляется балл. Но не более 10 баллов.
Всего 13балов
V. Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленностиязыковой системой.
Задание 5
Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.
1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.
2. От фонда красных партизанов до наших дней.
3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут враспоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.
4. Служа закону – служим народу.
5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок –футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.
Ответ оформите в виде таблицы.
Предложение сошибкой
Правильный вариант
Комментарий
Ответ
Предложение сошибкой
О том, что победуодержит «ЕдинаяРоссия», у меня дажесомнения не было
Правильный вариант
У меня даже сомненияне было в том, чтопобеду одержит«Единая Россия»
или
В том, что победуодержит «ЕдинаяРоссия», у меня дажесомнения не было.
Комментарий
нарушена грамматическая связь между словами(управление) о том сомнения не было. Сомнение(в чем?) в правдивости, правоте, успехе.
Правильный вариант
От фонда красныхпартизанов до нашихдней.От фонда красныхпартизан до нашихдней.
Комментарий
выбрана неправильная грамматическая формаслова партизаны. В родительном падежемножественного числа существительноепартизаны имеет нулевое окончание: партизан.
Правильный вариант
Мы не требуем, чтобыэти средства поступалинепосредственно к нам,
пусть они будут враспоряжении сельскихадминистраций, а тесумеют ими
распорядиться на пользу...пусть они будут враспоряжении
сельскихадминистраций, а тесумеют распределитьих (средства) на
пользу жителей.распорядиться на пользу жителей:
Комментарий
Нарушенаграмматическая связь между словами(управление). В пользу (кого? чего?), в интересахкого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь
выгодами. На пользу (кому? чему?) людям.
Таким образом, надо писать: распорядиться впользу жителей или на пользу жителям.
2)
неоправданный повтор однокоренных слов вжителей.распоряжении – распорядиться.
Служа закону – служимнароду.
исполняя закон,служим народу.
служа – нежелателен повтор однокоренных слов:
служа, служим. Не нужно авторское тире,обладающее только интонационным значением.
Предложение с ошибкой
Дети постарше,особенно в летнийпериод, страдаютотсутствием
спортивных площадок –футбольных,волейбольных, теннисных
и т.д.
Правильный вариант:
дети страдают от(из-за) отсутствияплощадок….
Комментарий
Ошибка в управлении: страдают отсутствиемплощадок: Страдать. 1. Испытывать страдание.
Страдать (от чего?) от боли. 2. чем? Иметь
какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?)
головными болями. Страдать самомнением
(перен.). 3. Подвергаться чему-нибудь
неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь.
Посевы страдают (от чего?) от сорняков.
По каждому примеру за правильный вариант по 1 баллу, за объяснения – до 2 баллов. (1х5 + 2х5 =15)
Всего 15
VI. Навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.
Задание 6
1.Каково значение индоевропейского корня *kes-, если к нему восходят русские слова каша, коса,
кость, скала, час, черта, щепка, щель?
2. Определите буквальное значение приведенных слов, принимая во внимание значениеиндоевропейского корня.
Ответ
Значение связано с идеей резания, ломания, рассечения, дробления.
Буквальное (первичное) значение выделенных слов:
Каша – то, что раздроблено;
Коса – то, чем рассекают, разрубают;
Кость – обрубки, обломки;
Скала – то, что срезано, сломлено
Час – отрезок времени, рассекающий сутки, «нарезка» времени;
Черта – то, что разрезает, нацарапано;
Щепка – то, что отрублено, отломано;
Щель – то, что рассечено.
2 балла за определение значения, по баллу за определение каждого слова.
Всего 10
VII. Знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализаслова.
Задание 7
Как просклонять неопределенные местоимения некто, нечто? В какую систему склонения входятформы некого и нечего и какие морфологические и синтаксические особенности они имеют? Как онисоотносятся с формами некто, нечто?
Ответ
Неопределенные местоимения некто, нечто почти не имеют форм косвенных падежей. Местоимение
некто употребляется только в именительном падеже, а местоимение нечто - в именительном ивинительном падежах. (до 2 баллов)
Местоимения некого, нечего некому, нечему и т.д. являются отрицательными местоимениями ипотому не могут служить формами склонения неопределенных местоимений (до 2 баллов) Они, всвою очередь, не имеют форм именительного падежа (1 балл) и употребляются только в безличных
VIII. Знание синтаксической системы русского языка и умение анализироватьсинтаксические явления повышенной сложности.
Задание 8
Составьте схему предложения, отразив в ней все синтаксические конструкции, определяющиепостановку знаков препинания.
С предложением какого типа вы встретились?
Определите типы придаточных предложений.
В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ниоткрывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, чтоневозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — в этой нежилойкомнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, — был незапертыйкнижный шкап, и в нем толстые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В.Набоков)
Ответ
1)
Схема
Приемлема любая схема, в которой отражены грамматические основы и есть попытка объяснитьпостановку знаков, связанных с уточнением и однородными членами.
До 5 баллов
2)Сложное предложение с сочинением и подчинением. 1 балл
3)
1. В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, … -
придаточное определительное
2. была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую,темную хвою, такую пышную и запутанную… - придаточное уступки
3. в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать… -
придаточное степени
4. невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, - придаточныеизъяснительные
5. в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик соскрипкой… - придаточное определительное
по баллу за каждый верно определенный пункт; всего – 5.
Всего 11
IX. Элементарная осведомленность в области истории русского языкознания.
Задание 9
В букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот орфографический знак называлиединитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня? Каковы егофункции?
.
Ответ
Этот орфографический знак сегодня называется дефис (1 балл), реже – черточка (1 балл). Ониспользуется при написании сложных слов (1 балл), для переноса части слова с одной строки надругую (1 балл), при сокращенном написании слов, например, г-н – господин (1 балл), для передачи
на письме эмоционально окрашенной речи, например, О-о-очень хорошо! (1 балл).
Всего 6
X. Коммуникативные умения и навыки.
Задание 10
Существует анекдот:
Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих
родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.
Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможнопоявление этого анекдота?
В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественногоявления?
Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористическийэффект.
Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями.
Ответ
Появление такого анекдота стало возможно в связи с повышением роли компьютера в обыденной
жизни человека, особенно с внедрением Интернета. (1 балл)
Отрицательные стороны компьютеризации и «интернетизации»: уход в «виртуальный» мир и
неумение существовать в реальном пространстве, сокращение (до сведения на нет) общения среальными собеседниками, ослабление коммуникативных потенций ребенка и др. (до 2 баллов)
Положительные стороны: увеличение скорости обработки информации, компактный способ еехранения, расширение возможностей работы с текстом и «картинкой», расширение коммуникативныхвозможностей человека (контакт со всем миром), сокращение времени на выполнение различных
видов интеллектуальных работ, платежей, отправки информации, расширение игровых возможностей
и др. (до 2 баллов)
Юмористический эффект анекдота создается за счет лексического повтора выражения – не знаю – иполисемии (многозначности) слова адрес: «местожительство, местонахождение» и «адресэлектронной почты, сайта». (до 4 баллов: название лингвистического средства + иллюстрация-
пример; два средства с двумя примерами )
Всего 9
XI. Творческие способности.
Задание 11
Творческая работа: эссе на заданную тему.
Ниже представлены афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).
1. Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).
2. У общества нет способов избавиться от взяточничества.
3. Чем меньше в обществе известных личностей, тем легче управлять страной.
4. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (А.С.Пушкин).
5. Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).
Критерии оценивания эссе:
Соблюдение структуры (2 балла)
Представление собственной точки зрения (2 балла)
Аргументация фактами (2 балла)
Использование терминов(2 балла)
Представление различных точек зрения (2 балла)
Самостоятельность и индивидуальность (2 балла)
Логичность (2 балла)
Использование приема обобщения (2 балла)
Грамотность (14 баллов)
Всего 30
Всего 115 б
Ф.И
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
всего
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
2012-2013учебный год.
Школьный этап
10 класс
Задания
I. Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).
Задание 1
Запомнить правильную постановку ударения в словах, трудных с орфоэпической точки зрения, помогает подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший, например:
Не будем улыбаться,
Хватит баловАться.
Составьте подобные двустишия для слов:
давнишний, исстари, призыв, цепочка
За каждое двустишие с правильно поставленным в слове ударением – 2 балла
Всего 8 баллов
II. Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.
Задание 2
В 1809 г. журнал «Цветник» опубликовал подробную статью Д. Языкова «Замечания о некоторых русских буквах», где автор, излагая историю создания славянского алфавита, замечает: «Буква
___________, потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, окоторый все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».
Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечных букв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором нет особенного для него знака...».
1) Вставьте пропущенные названия букв.
2) Для какого «здания» была нужна первая вставленная Вами буква?
Всего 8 баллов
III. Знание семантической системы современного русского литературного языка
Задание 3
В 1570 году Иван Грозный пишет письмо английской королеве Елизавете I, в котором упрекает ее за то, что англичане нарушают правила торговли между странами:
Ажно у тебя мимо тебя люди владѣютъ, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о нашихъ о государскихъголовахъ и о честѣхъ и о земляхъ прибытка не смотрятъ, а ищутъсвоихъторговыхъприбытковъ. А ты пребываешь въсвоемъдевическомъ чину, как есть пошлая девица… И коли ужътакъ, и мы тѣдѣлаотставимъ на сторону.
Действительно ли царь в своем Послании стремится оскорбить Елизавету, называя пошлой девицей?
Докажите свою точку зрения. Всего 5 баллов
IV. Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте
Задание 4
Закончите строки, взятые из статьи Ю.М.Лотмана «Культура и взрыв»:
Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе, голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалог завершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побежденным, сообщая об этом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли ворон подставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себя побежденным, – бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физически уничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между боевым поведением животных и человека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».
Вспомните еще 10 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы.
Всего 13баллов
V. Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
Задание 5
Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.
1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.
2. От фонда красных партизанов до наших дней.
3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.
4. Служа закону – служим народу.
5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.
Ответ оформите в виде таблицы.
Предложение с ошибкой
Правильный вариант
Комментарий
По каждому примеру за правильный вариант по 1 баллу, за объяснения – до 2 баллов. (1х5 + 2х5 =15)
Всего 15 баллов
VI. Навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.
Задание 6
1.Каково значение индоевропейского корня *kes-, если к нему восходят русские слова каша, коса,
кость, скала, час, черта, щепка, щель?
2. Определите буквальное значение приведенных слов, принимая во внимание значение индоевропейского корня.
2 балла за определение значения, по баллу за определение каждого слова.
Всего 10
VII. Знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова.
Задание 7
Как просклонять неопределенные местоимения некто, нечто? В какую систему склонения входят формы некого и нечего и какие морфологические и синтаксические особенности они имеют? Как они соотносятся с формами некто, нечто?
Всего 7 баллов
VIII. Знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Задание 8
• Составьте схему предложения, отразив в ней все синтаксические конструкции, определяющие постановку знаков препинания.
• С предложением какого типа вы встретились?
• Определите типы придаточных предложений.
В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, — был незапертый книжный шкап, и в нем толстые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В.Набоков)
Всего 11 баллов
IX. Элементарная осведомленность в области истории русского языкознания.
Задание 9
В букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот орфографический знак называли единитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня? Каковы его функции?
Всего 6 баллов
X. Коммуникативные умения и навыки.
Задание 10
Существует анекдот:
Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.
• Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможно появление этого анекдота?
• В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественного явления?
• Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористический эффект.
Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями.
Всего 9 баллов
XI. Творческие способности.
Задание 11
Творческая работа: эссе на заданную тему.
Ниже представлены афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).
1. Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).
2. У общества нет способов избавиться от взяточничества.
3. Чем меньше в обществе известных личностей, тем легче управлять страной.
4. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (А.С.Пушкин).
5. Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).