Программа элективного курса по литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили"
Программа элективного курса по литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили"
Пояснительная записка
Изучение в школе художественных и научно-познавательных произведений природоведческого характера в наши дни приобретает особенно большое значение. Научно-технический прогресс и всеобщая урбанизация оторвали современного человека от естественной природы. Только после техногенных катастроф конца ХХ века в обществе пришло понимание того, что природу нужно не покорять, а жить с ней в ладу и сохранять для будущих поколений. Одним их важных аспектов экологического воспитания детей является изучение произведений на тему природы.
Любовь к природе возникает тогда, когда ребенок начинает чувствовать ответственность за своего котёночка, посаженное деревце, прилетевшего снегиря. Такую конкретную любовь, умение наблюдать и видеть красоту рядом воспитывают лучшие книги о природе. Писатели стремятся достичь этого при помощи художественного слова, приобщить к миру природы, затронув струны человеческой души. Интересные сюжеты, запоминающиеся образы животных, благородные и любознательные герои-дети, яркий и выразительный язык – вот признаки такой художественной прозы.
В детской литературе существуют традиции в разработке темы природы, берущие свое начало в Х1Х веке. С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, А.П.Чехов, Д.Н.Мамин-Сибиряк создали произведения, ставшие классическими. Природоведческое направление в ХХ веке развивали многие талантливые писатели: А.И.Куприн, М.Пришвин, К.Паустовский, В.Чаплина, В.Бианки, Е.Чарушин, Н,Сладков, Г.Скребицкий, Г.Снегирев. Большой вклад в развитие этой проблематики внесли и зарубежные писатели: М.Рид, Э.Сетон-Томпсон, Р.Киплинг, С.Лагерлеф, Д.Даррелл и др. Некоторые из произведений этих авторов остаются за пределом школьной программы или включаются в списки дополнительного чтения. Они могут служить хорошим материалом для изучения на занятиях по литературе.
Цель программы:
– формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, развитие у них эстетического вкуса и расширение знаний об окружающем мире.
Задачи:
знакомить учащихся с новыми для них произведениями о природе писателей – классиков детской литературы;
развивать интерес у учащихся к чтению книг о природе;
определять специфику произведений о природе (в единстве их формы и содержания);
совершенствовать технику чтения и навыки устной речи.
Данный курс является предметно-ориентированным. Он не дублирует базовый программный курс по литературе.
Место предмета:
На изучение курса отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Планируемые результаты обучения
В процессе изучения факультативного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
- содержание произведений природоведческого характера;
- интересные факты из биографии писателей;
- сведения из истории создания того или иного произведения;
- теоретические понятия: жанр, тема, сюжет, герой и др.
В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся:
- выражать свое впечатление о прочитанном, участвовать в обсуждении;
- выразительно читать и комментировать прочитанное;
- выполнять устные и письменные творческие задания;
- сравнивать и сопоставлять произведения о природе разных авторов.
Программа предполагает формы отчётности учащихся: составление вопросов к произведениям; участие во Всероссийском конкурсе «Золотое руно»; участие в школьных и городских олимпиадах по литературе; составление тестов, кроссвордов, ребусов, синквейнов по прочитанному.
Дети придумывают и рисуют иллюстрации к произведениям, пишут свои рассказы, эссе.
Критерии оценивания учащихся заложены в технологических картах.
Программа занятий
Тема 1. Анималистическая сказка в детской литературе (2часа).
Тема 9. Д. Даррелл – английский ученый и писатель-натуралист (3часа).
«Говорящий сверток», «Перегруженный ковчег», главы из повести «Зоопарк в моем багаже»: «Звери-кинозвезды» или «Звери с человеческими руками».
Тема 10. Детские книги о природе (2 часа).
Литература для учащихся:
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2001.
2. Бегак Б.А. Классики в Стране Детства. – М., 1983.
3. Бегак Б.А. Источник человечности. Люди и звери. – М., 1986.
4. Бианки В.В. Отчего я пишу про лес. // Жизнь и творчество В.Бианки. – Л., 1967. С.147-152.
5. Ивич А. Природа. Дети. – М., 1980.
6. Капица Ф. Колумбовой земли… (к 100-летию В.Бианки) // Детская литература. М., 1994. № 2.
7. Левина Е.Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества. – М., 1991.
8. Петровский М.С. Книги нашего детства. – М., 1986.
9. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков.– М., 1990.
Литература для учителя:
1. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М., 1995.
2. Рогозинский В.В. Рассказы Черного Волка. (Конспект урока по изучению творчества Э.Сетон-Томпсона, 5 класс) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1991. № 12. С.26-31.
3. Дмитриев Ю. Рассказы о книгах В.Бианки. – М., 1973.
4. Разумневич В.Л. С книгой по жизни: О творчестве советских детских писателей. – М., 1986.
5. Петухова А. Тропинки дружбы. Очерк творчества Г.Скребицкого. – М., 1970.
6. Скребицкий В. Воспоминания об отце. // Скребицкий Г. Лесные переселенцы. – М., 1990. С.216-223.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили" »
Рабочая программа
элективного курса по литературе
,,Мы в ответе за тех, кого приручили!..”
для 6 класса
2014 / 2015 учебный год
Пояснительная записка
Изучение в школе художественных и научно-познавательных произведений природоведческого характера в наши дни приобретает особенно большое значение. Научно-технический прогресс и всеобщая урбанизация оторвали современного человека от естественной природы. Только после техногенных катастроф конца ХХ века в обществе пришло понимание того, что природу нужно не покорять, а жить с ней в ладу и сохранять для будущих поколений. Одним их важных аспектов экологического воспитания детей является изучение произведений на тему природы.
Любовь к природе возникает тогда, когда ребенок начинает чувствовать ответственность за своего котёночка, посаженное деревце, прилетевшего снегиря. Такую конкретную любовь, умение наблюдать и видеть красоту рядом воспитывают лучшие книги о природе. Писатели стремятся достичь этого при помощи художественного слова, приобщить к миру природы, затронув струны человеческой души. Интересные сюжеты, запоминающиеся образы животных, благородные и любознательные герои-дети, яркий и выразительный язык – вот признаки такой художественной прозы.
В детской литературе существуют традиции в разработке темы природы, берущие свое начало в Х1Х веке. С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, А.П.Чехов, Д.Н.Мамин-Сибиряк создали произведения, ставшие классическими. Природоведческое направление в ХХ веке развивали многие талантливые писатели: А.И.Куприн, М.Пришвин, К.Паустовский, В.Чаплина, В.Бианки, Е.Чарушин, Н,Сладков, Г.Скребицкий, Г.Снегирев. Большой вклад в развитие этой проблематики внесли и зарубежные писатели: М.Рид, Э.Сетон-Томпсон, Р.Киплинг, С.Лагерлеф, Д.Даррелл и др. Некоторые из произведений этих авторов остаются за пределом школьной программы или включаются в списки дополнительного чтения. Они могут служить хорошим материалом для изучения на занятиях по литературе.
Цельпрограммы:
– формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, развитие у них эстетического вкуса и расширение знаний об окружающем мире.
Задачи:
знакомить учащихся с новыми для них произведениями о природе писателей – классиков детской литературы;
развивать интерес у учащихся к чтению книг о природе;
определять специфику произведений о природе (в единстве их формы и содержания);
совершенствовать технику чтения и навыки устной речи.
Данный курс является предметно-ориентированным. Он не дублирует базовый программный курс по литературе.
Место предмета:
На изучение курса отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Планируемые результаты обучения
В процессе изучения факультативного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
- содержание произведений природоведческого характера;
- интересные факты из биографии писателей;
- сведения из истории создания того или иного произведения;
- теоретические понятия: жанр, тема, сюжет, герой и др.
В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие уменияучащихся:
- выражать свое впечатление о прочитанном, участвовать в обсуждении;
- выразительно читать и комментировать прочитанное;
- выполнять устные и письменные творческие задания;
- сравнивать и сопоставлять произведения о природе разных авторов.
Программа предполагает формы отчётности учащихся: составление вопросов к произведениям; участие во Всероссийском конкурсе «Золотое руно»; участие в школьных и городских олимпиадах по литературе; составление тестов, кроссвордов, ребусов, синквейнов по прочитанному.
Дети придумывают и рисуют иллюстрации к произведениям, пишут свои рассказы, эссе.
Критерии оценивания учащихся заложены в технологических картах.
Программа занятий
Тема 1. Анималистическая сказка в детской литературе (2часа).
Тема 9. Д. Даррелл – английский ученый и писатель-натуралист (3часа).
«Говорящий сверток», «Перегруженный ковчег», главы из повести «Зоопарк в моем багаже»: «Звери-кинозвезды» или «Звери с человеческими руками».
Тема 10. Детские книги о природе (2 часа).
Литература для учащихся:
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2001.
2. Бегак Б.А. Классики в Стране Детства. – М., 1983.
3. Бегак Б.А. Источник человечности. Люди и звери. – М., 1986.
4. Бианки В.В. Отчего я пишу про лес. // Жизнь и творчество В.Бианки. – Л., 1967. С.147-152.
5. Ивич А. Природа. Дети. – М., 1980.
6. Капица Ф. Колумбовой земли… (к 100-летию В.Бианки) // Детская литература. М., 1994. № 2.
7. Левина Е.Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества. – М., 1991.
8. Петровский М.С. Книги нашего детства. – М., 1986.
9. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков.– М., 1990.
Литература для учителя:
1. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М., 1995.
2. Рогозинский В.В. Рассказы Черного Волка. (Конспект урока по изучению творчества Э.Сетон-Томпсона, 5 класс) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1991. № 12. С.26-31.
3. Дмитриев Ю. Рассказы о книгах В.Бианки. – М., 1973.
4. Разумневич В.Л. С книгой по жизни: О творчестве советских детских писателей. – М., 1986.
5. Петухова А. Тропинки дружбы. Очерк творчества Г.Скребицкого. – М., 1970.
6. Скребицкий В. Воспоминания об отце. // Скребицкий Г. Лесные переселенцы. – М., 1990. С.216-223.
Календарно - тематическое планирование
№ занятия
Тема
Знать
Уметь
Методы и приёмы
Комплексное методическое обеспечение
Примечание
Дата
Корректировка
1 - 2
Анималистическая сказка.
Сказки о животных
Выразить свои впечатления
Словесные, наглядно-демонстративные
Тексты, иллюстрации, аудио
Провести викторину по произведениям
3 - 4
А.Куприн. «Скворцы», «Столетник»
О писателе. Тема. Идея. Сюжет. Герои.
Почувствовать лиризм в передаче настроения. Поэтизация природы.
Словесные, наглядно-демонстрационные.
Тексты, иллюстрации, просмотр фильмов
Пейзажные зарисовки учеников.
5
А.Куприн. »Белый пудель»
Тема. Идея. Сюжет. Герои. Портрет.
Нравственные и социальные проблемы. Смысл названия
Сравнительная характеристика образов.
Текст повести.
Сочинить синквейны
6 - 7
А.Н.Толстой. «Весна», «Желтухин».
Из биографии писателя.
Выборочно работать с текстом.
Словесные, практические.
Тексты. Индивидуальные задания, групповые.
Художественные средства выражения чувств и переживаний.