kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Изучение в школе художественных и научно-познавательных произведений природоведческого характера в наши дни приобретает особенно большое значение. Научно-технический прогресс и всеобщая урбанизация оторвали современного человека от естественной природы. Только после техногенных катастроф конца ХХ века в обществе пришло понимание того, что природу нужно не покорять, а жить с ней в ладу и сохранять для будущих поколений. Одним их важных аспектов экологического воспитания детей является изучение произведений на тему природы.

Любовь к природе возникает тогда, когда ребенок начинает чувствовать ответственность за своего котёночка, посаженное деревце, прилетевшего снегиря. Такую конкретную любовь, умение наблюдать и видеть красоту рядом воспитывают лучшие книги о природе. Писатели стремятся достичь этого при помощи художественного слова, приобщить к миру природы, затронув струны человеческой души. Интересные сюжеты, запоминающиеся образы животных, благородные и любознательные герои-дети, яркий и выразительный язык – вот признаки такой художественной прозы.

В детской литературе существуют традиции в разработке темы природы, берущие свое начало в Х1Х веке. С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, А.П.Чехов, Д.Н.Мамин-Сибиряк создали произведения, ставшие классическими. Природоведческое направление в ХХ веке развивали многие талантливые писатели: А.И.Куприн, М.Пришвин, К.Паустовский, В.Чаплина, В.Бианки, Е.Чарушин, Н,Сладков, Г.Скребицкий, Г.Снегирев. Большой вклад в развитие этой проблематики внесли и зарубежные писатели: М.Рид, Э.Сетон-Томпсон, Р.Киплинг, С.Лагерлеф, Д.Даррелл и др. Некоторые из произведений этих авторов остаются за пределом школьной программы или включаются в списки дополнительного чтения. Они могут служить хорошим материалом для изучения на занятиях по литературе.

Цель программы:

– формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, развитие у них эстетического вкуса и расширение знаний об окружающем мире.

Задачи:

  • знакомить учащихся с новыми для них произведениями о природе писателей – классиков детской литературы;
  • развивать интерес у учащихся к чтению книг о природе;
  • определять специфику произведений о природе (в единстве их формы и содержания);
  • совершенствовать технику чтения и навыки устной речи.

Данный курс является предметно-ориентированным. Он не дублирует базовый программный курс по литературе.

           Место предмета:

На изучение курса отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

           Планируемые результаты обучения

В процессе изучения факультативного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

- содержание произведений природоведческого характера;

- интересные факты из биографии писателей;

- сведения из истории создания того или иного произведения;

- теоретические понятия: жанр, тема, сюжет, герой и др.

В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся:

- выражать свое впечатление о прочитанном, участвовать в обсуждении;

- выразительно читать и комментировать прочитанное;

- выполнять устные и письменные творческие задания;

- сравнивать и сопоставлять произведения о природе разных авторов.

Программа предполагает формы отчётности учащихся: составление вопросов к произведениям; участие во Всероссийском конкурсе «Золотое руно»; участие в школьных и городских олимпиадах по литературе; составление тестов, кроссвордов, ребусов, синквейнов по прочитанному.

 Дети придумывают и рисуют иллюстрации к произведениям, пишут свои рассказы, эссе.

Критерии оценивания учащихся заложены в технологических картах.

Программа занятий

Тема 1. Анималистическая сказка в детской литературе (2часа).

«Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» Р.Киплинга; «Сказка про храброго зайца», «Серая шейка» Д.Н.Мамина-Сибиряка, «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина.

Тема 2. Человек и природа в произведениях А.И.Куприна  (3 часа).

Рассказы «Скворцы», «Столетник», «Белый пудель».

Тема 3. А.Н.Толстой – о природе (2 часа).

Главы из повести «Детство Никиты»: «Весна», «Желтухин».

Тема 4. Мир природы в произведениях М.Пришвина (3 часа).

Рассказы: «Хромка», «Медведь», «Дедушкин валенок», «Журка», «Пиковая дама».

Тема 5. Герои рассказов для детей К.Паустовского (3 часа).

Рассказы: «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка».

Тема 6. Жанрово-стилистическое разнообразие произведений для детей В.В.Бианки

(3 часа). Повесть «Мурзук», Лесная газета»

Тема 7. Морально-этическая основа рассказов Г.Скребицкого о природе  (3 часа).

«В зеленой корзиночке», «Лебеди», «Медвежонок», «Воришка», «Кот Иваныч», «Лесные переселенцы».

Тема 8.Э.Сетон-Томпсон как художник, писатель и натуралист. (3часа).

Рассказы «Лобо», «Рваное ушко», «Мустанг-иноходец».

Тема 9. Д. Даррелл – английский ученый и писатель-натуралист (3часа).

«Говорящий сверток», «Перегруженный ковчег», главы из повести «Зоопарк в моем багаже»: «Звери-кинозвезды» или «Звери с человеческими руками».

Тема 10. Детские книги о природе (2 часа).

Литература для учащихся:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2001.

2. Бегак Б.А. Классики в Стране Детства. – М., 1983.

3. Бегак Б.А. Источник человечности. Люди и звери. – М., 1986.

4. Бианки В.В. Отчего я пишу про лес. // Жизнь и творчество В.Бианки. – Л., 1967. С.147-152.

5. Ивич А. Природа. Дети. – М., 1980.

6. Капица Ф. Колумбовой земли… (к 100-летию В.Бианки) // Детская литература. М., 1994. № 2.

7. Левина Е.Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества. – М., 1991.

8. Петровский  М.С. Книги нашего детства. – М., 1986.

9. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков.– М., 1990.

Литература для учителя:

1.  Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М., 1995.

2. Рогозинский В.В. Рассказы Черного Волка. (Конспект урока по изучению творчества Э.Сетон-Томпсона, 5 класс) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1991. № 12. С.26-31.

3. Дмитриев Ю. Рассказы о книгах В.Бианки. – М., 1973.

4. Разумневич В.Л. С книгой по жизни: О творчестве советских детских писателей. – М., 1986.

5. Петухова А. Тропинки дружбы. Очерк творчества Г.Скребицкого. – М., 1970.

6. Скребицкий В. Воспоминания об отце. // Скребицкий Г. Лесные переселенцы. – М., 1990. С.216-223.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили" »











Рабочая программа

элективного курса по литературе


,,Мы в ответе за тех, кого приручили!..”

для 6 класса





























2014 / 2015 учебный год


Пояснительная записка


Изучение в школе художественных и научно-познавательных произведений природоведческого характера в наши дни приобретает особенно большое значение. Научно-технический прогресс и всеобщая урбанизация оторвали современного человека от естественной природы. Только после техногенных катастроф конца ХХ века в обществе пришло понимание того, что природу нужно не покорять, а жить с ней в ладу и сохранять для будущих поколений. Одним их важных аспектов экологического воспитания детей является изучение произведений на тему природы.

Любовь к природе возникает тогда, когда ребенок начинает чувствовать ответственность за своего котёночка, посаженное деревце, прилетевшего снегиря. Такую конкретную любовь, умение наблюдать и видеть красоту рядом воспитывают лучшие книги о природе. Писатели стремятся достичь этого при помощи художественного слова, приобщить к миру природы, затронув струны человеческой души. Интересные сюжеты, запоминающиеся образы животных, благородные и любознательные герои-дети, яркий и выразительный язык – вот признаки такой художественной прозы.

В детской литературе существуют традиции в разработке темы природы, берущие свое начало в Х1Х веке. С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, А.П.Чехов, Д.Н.Мамин-Сибиряк создали произведения, ставшие классическими. Природоведческое направление в ХХ веке развивали многие талантливые писатели: А.И.Куприн, М.Пришвин, К.Паустовский, В.Чаплина, В.Бианки, Е.Чарушин, Н,Сладков, Г.Скребицкий, Г.Снегирев. Большой вклад в развитие этой проблематики внесли и зарубежные писатели: М.Рид, Э.Сетон-Томпсон, Р.Киплинг, С.Лагерлеф, Д.Даррелл и др. Некоторые из произведений этих авторов остаются за пределом школьной программы или включаются в списки дополнительного чтения. Они могут служить хорошим материалом для изучения на занятиях по литературе.


Цель программы:

– формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, развитие у них эстетического вкуса и расширение знаний об окружающем мире.

Задачи:

  • знакомить учащихся с новыми для них произведениями о природе писателей – классиков детской литературы;

  • развивать интерес у учащихся к чтению книг о природе;

  • определять специфику произведений о природе (в единстве их формы и содержания);

  • совершенствовать технику чтения и навыки устной речи.

Данный курс является предметно-ориентированным. Он не дублирует базовый программный курс по литературе.

Место предмета:

На изучение курса отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.


Планируемые результаты обучения


В процессе изучения факультативного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:


- содержание произведений природоведческого характера;

- интересные факты из биографии писателей;

- сведения из истории создания того или иного произведения;

- теоретические понятия: жанр, тема, сюжет, герой и др.


В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся:


- выражать свое впечатление о прочитанном, участвовать в обсуждении;

- выразительно читать и комментировать прочитанное;

- выполнять устные и письменные творческие задания;

- сравнивать и сопоставлять произведения о природе разных авторов.


Программа предполагает формы отчётности учащихся: составление вопросов к произведениям; участие во Всероссийском конкурсе «Золотое руно»; участие в школьных и городских олимпиадах по литературе; составление тестов, кроссвордов, ребусов, синквейнов по прочитанному.

Дети придумывают и рисуют иллюстрации к произведениям, пишут свои рассказы, эссе.

Критерии оценивания учащихся заложены в технологических картах.


Программа занятий


Тема 1. Анималистическая сказка в детской литературе (2часа).

«Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» Р.Киплинга; «Сказка про храброго зайца», «Серая шейка» Д.Н.Мамина-Сибиряка, «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина.


Тема 2. Человек и природа в произведениях А.И.Куприна (3 часа).

Рассказы «Скворцы», «Столетник», «Белый пудель».


Тема 3. А.Н.Толстой – о природе (2 часа).

Главы из повести «Детство Никиты»: «Весна», «Желтухин».


Тема 4. Мир природы в произведениях М.Пришвина (3 часа).

Рассказы: «Хромка», «Медведь», «Дедушкин валенок», «Журка», «Пиковая дама».


Тема 5. Герои рассказов для детей К.Паустовского (3 часа).

Рассказы: «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка».


Тема 6. Жанрово-стилистическое разнообразие произведений для детей В.В.Бианки

(3 часа). Повесть «Мурзук», Лесная газета»


Тема 7. Морально-этическая основа рассказов Г.Скребицкого о природе (3 часа).

«В зеленой корзиночке», «Лебеди», «Медвежонок», «Воришка», «Кот Иваныч», «Лесные переселенцы».


Тема 8.Э.Сетон-Томпсон как художник, писатель и натуралист. (3часа).

Рассказы «Лобо», «Рваное ушко», «Мустанг-иноходец».


Тема 9. Д. Даррелл – английский ученый и писатель-натуралист (3часа).

«Говорящий сверток», «Перегруженный ковчег», главы из повести «Зоопарк в моем багаже»: «Звери-кинозвезды» или «Звери с человеческими руками».


Тема 10. Детские книги о природе (2 часа).





Литература для учащихся:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2001.

2. Бегак Б.А. Классики в Стране Детства. – М., 1983.

3. Бегак Б.А. Источник человечности. Люди и звери. – М., 1986.

4. Бианки В.В. Отчего я пишу про лес. // Жизнь и творчество В.Бианки. – Л., 1967. С.147-152.

5. Ивич А. Природа. Дети. – М., 1980.

6. Капица Ф. Колумбовой земли… (к 100-летию В.Бианки) // Детская литература. М., 1994. № 2.

7. Левина Е.Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества. – М., 1991.

8. Петровский М.С. Книги нашего детства. – М., 1986.

9. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков.– М., 1990.


Литература для учителя:

1. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М., 1995.

2. Рогозинский В.В. Рассказы Черного Волка. (Конспект урока по изучению творчества Э.Сетон-Томпсона, 5 класс) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1991. № 12. С.26-31.

3. Дмитриев Ю. Рассказы о книгах В.Бианки. – М., 1973.

4. Разумневич В.Л. С книгой по жизни: О творчестве советских детских писателей. – М., 1986.

5. Петухова А. Тропинки дружбы. Очерк творчества Г.Скребицкого. – М., 1970.

6. Скребицкий В. Воспоминания об отце. // Скребицкий Г. Лесные переселенцы. – М., 1990. С.216-223.


















Календарно - тематическое планирование


занятия

Тема

Знать

Уметь

Методы и приёмы

Комплексное методическое обеспечение

Примечание

Дата

Корректировка

1 - 2

Анималистическая сказка.

Сказки о животных

Выразить свои впечатления

Словесные, наглядно-демонстративные

Тексты, иллюстрации, аудио

Провести викторину по произведениям



3 - 4

А.Куприн. «Скворцы», «Столетник»

О писателе. Тема. Идея. Сюжет. Герои.

Почувствовать лиризм в передаче настроения. Поэтизация природы.

Словесные, наглядно-демонстрационные.

Тексты, иллюстрации, просмотр фильмов

Пейзажные зарисовки учеников.



5

А.Куприн. »Белый пудель»

Тема. Идея. Сюжет. Герои. Портрет.

Нравственные и социальные проблемы. Смысл названия

Сравнительная характеристика образов.

Текст повести.

Сочинить синквейны



6 - 7

А.Н.Толстой. «Весна», «Желтухин».

Из биографии писателя.

Выборочно работать с текстом.

Словесные, практические.

Тексты. Индивидуальные задания, групповые.

Художественные средства выражения чувств и переживаний.



8 - 9

М.Пришвин. »Хромка», »Медведь», «Дедушкин валенок».

Биография писателя. Сюжет. Идея Герои.

Выразительно читать и комментировать прочитанное

Словесные, практические.

Тексты рассказов. Творческие индивидуальные задания.




10

М.Пришвин. «Журка», «Пиковая дама».

Фабула рассказов.

Выбрать важное для пересказа

Сжатый пересказ с элементами анализа.

Тексты произведений.




11 - 12

К.Паустовский. «Барсучий нос», «Заячьи лапы».

Из биографии писателя.

Сострадание братьям нашим меньшим.

Постановка проблемных вопросов.

Тексты рассказов.

Нарисовать (по выбору) иллюстрации к рассказам Пришвина и Паустовского.



13

К.Паустовский. «Кот-ворюга», «Резиновая лодка».

Юмор писателя.

Образы детей.

Преданность человеку.

Делать выводы и обобщения

Сравнить и сопоставить произведения Пришвина и Паустовского

Тексты рассказов.

Реальные истории из жизни птиц и зверей.



14

Творческий отчет

Иллюстрации к рассказам Пришвина и Паустовского.








15 - 16

В.Бианки. «Мурзук».

О писателе.

Выражение авторской позиции.

Противопоставление свободного мира животных и разрушительной воли человека.

Повесть «Мурзук».




17

В.Бианки.

«Лесная газета».

Открыть для себя энциклопедию природы по Бианки.

Композиция произведения.

Сравнение природы за окном с аналогичным отрывком из «газеты».

Тесты.




18 - 19

Г.Скребицкий.

«В зелёной корзиночке», «Лебеди», «Медвежонок».

Из жизни писателя.

Художественные детали.

Словесное рисование.

Иллюстрации к рассказам.




20

Г.Скребицкий. «Воришка», «Кот Иваныч», «Лесные переселенцы».


Герои рассказов. Сюжет.

Участвовать в обсуждении, делиться своими впечатлениями.

Составление диафильмов.

Тесты.

Придумать ребусы, кроссворды к рассказам Бианки и Скребицкого.



21 - 22

Творческий отчет

Ребусы, кроссворды к рассказам Бианки и Скребицкого.








23 - 24

Э.Сетон-Томпсон. «Лобо», «Рваное ушко».

Художник, писатель, натуралист.

Рисованный фильм.

Киносценарии.

Творческие групповые задания.

Сценаристы, художники, режиссёры.



25

Э.Сетон-Томпсон. «Мустанг-иноходец».

Прочитать всю повесть. Идейный смысл повести.

Комментировать прочитанное.

Анализ эпизода.

Дифференцированные задания по выбору детей.

Отзывы детей о прочитанном.



26 - 27

Д.Даррелл. «Говорящий свёрток», «Перегруженный ковчег».

Гражданский подвиг Даррелла.

Общение в диалоге (важна мысль каждого ребёнка)

Эвристическая беседа

Презентация о писателе и его творчестве




28

Д.Даррелл. «Зоопарк в моём багаже».

Жанровое и идейное своеобразие произведений.

Составить вопросы к произведению.

Словесные, практические.

Индивидуальные творческие задания .




29 - 30

Творческий отчет





Презентации учащихся.



31 - 32

Итоговое занятие.

Детские книги о природе, авторы уникальных произведений.

Участие в конкурсах по литературе.

Контроль


Проекты детей. Инсценирование.



33 - 34

Творческий отчет

Проекты детей. Инсценирование.









4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса по литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Автор: Шувалова Галина Евгеньевна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства