Межпредметные связи через организацию и проведение деловых игр.
Межпредметные связи через организацию и проведение деловых игр.
авно известно, что любимые человеческие игры – ролевые, в которых образы создаются с помощью слова. Для школы важно, что игра – источник художественного мышления и творчества. Это давно замечено писателями. Л.Н. Толстой считал игру в «муравейное братство» и в «зеленую палочку» началом своей духовной жизни, соотносил с дальнейшей литературной деятельностью. Видимо, это закономерность, которая проявляется повсеместно и во все времена. Аргентинский писатель Хулио Кортасар, один из крупнейших современных художников слова, сказал, что считает детский взгляд на мир необходимым для творчества, и назвал искусство «большой игрой», в которой «невозможно без непосредственности, первичности восприятия мира, без убежденности, четкости, азарта»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи через организацию и проведение деловых игр.»
Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра. Особую роль приобретают игры в профессиональной и учебной деятельности. Тема нашего доклада «Ролево – деловая игра на уроках литературы». Избранная тема представляется актуальной по следующим соображениям:
- во-первых, одной из главных проблем современного литературного образования является возвращение интереса учащихся к нашему предмету, что стало особенно актуально в свете внедрения профильного обучения. (кроме классов гуманитарного профиля). Возвратить интерес к литературе можно с помощью уроков проведенных в форме деловой игры;
- во-вторых, как мы покажем ниже, существует достаточное количество методических источников, в которых предлагаются конкретные примеры учебных игр, однако теоретические основы игры исследованы недостаточно;
Обращение учителя к миру детских игр, внимание к игровой деятельности не только дошкольника и ученика начальных классов, но подростка знаменательно для современной школы, которая ведет активные поиски наиболее результативных методов, путей и приемов, помогающих научить ребенка работать на уроке с интересом, учиться с увлечением.
В связи с распределением ролей обсуждался характер каждого персонажа, его место в развитии сюжета, идея произведения. Наряду с основными исполнителями активно готовился к постановке хор. Так подготовка спектакля превращалась в работу большой образовательной и воспитательной значимости. Существенно отметить, что работа над организацией детского спектакля была большой литературной школой. Позднее методические рекомендации М.А. Рыбниковой нашли продолжение в исследованиях Т.С. Зепаловой: «Первейшим условием успешного изучения драмы в ее художественном своеобразии является предварительная подготовка школьников, способствующая уяснению или структуры драмы. Эффективным приемом, помогающим решить эту задачу, является самостоятельное инсценированная сказок, басен, небольших рассказов или законченных отрывков из этических произведений» [2, c.38].
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту. В нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся, активно содействуют развитию письменной речи. В настоящее время существует специализированные школы, в которых созданы театральные классы с углубленным изучением литературы. Мы считаем это правильным, ведь игру многое роднит с искусством, особенно словесным.
Давно известно, что любимые человеческие игры – ролевые, в которых образы создаются с помощью слова. Для школы важно, что игра – источник художественного мышления и творчества. Это давно замечено писателями. Л.Н. Толстой считал игру в «муравейное братство» и в «зеленую палочку» началом своей духовной жизни, соотносил с дальнейшей литературной деятельностью. Видимо, это закономерность, которая проявляется повсеместно и во все времена. Аргентинский писатель Хулио Кортасар, один из крупнейших современных художников слова, сказал, что считает детский взгляд на мир необходимым для творчества, и назвал искусство «большой игрой», в которой «невозможно без непосредственности, первичности восприятия мира, без убежденности, четкости, азарта» [5, c.202-203].
Казалось бы, игра должна занимать большое место и в школьном преподавании литературы. На самом деле, как утверждают, исследователи это далеко не так. Литературная игра применяется иногда во внеклассной работе (обычно викторины). На уроках же она – «редчайшая гостья» [3, c.28] и встречаются, добавим, только «у тех учителей, на чьих уроках вообще бывает интересно и весело» [4, c.30].
Нежелание или неумение играть на уроках, где стихия игры в принципе естественна и желанна, методисты объясняют тем, что слишком долго господствовало и поныне еще не исчезло представление о школьной литературе как об источнике полезных сведений, наставлений и только.
«Трудно, медленно пробивает себе дорогу убеждение в том, что литературное образование нереально без художественной деятельности, без художественного развития, что без этого познавательное, нравственное и всякое иное значение изученных произведений для школьника просто не существует. Отсюда и та скука, которая часто убивает уроки литературы. Не будем, впрочем, утверждать что причина скуки – именно невнимание к игре: есть и другие причины. Но несомненно, что игра способна помочь в преодолении скуки: потянешься к игре, задумаешься над нею – и захочешь поискать живые начало во всем преподавании». [3, c.30].
По мнению М.Г. Качурина[3, с.145], свойства игры, отчетливо проявляющиеся в дошкольном детстве, может быть положены в основу «игровой методики» преподавания. Конечно, между дошкольником и школьником расстояние огромное, не если некоторые особенности детства человек может сохранить на протяжении всей жизни, соединив их с опытом и научным знанием, то тем более реально сохранить их в школьные годы.
Отсюда следует, что игра на практике может быть господствующей технологией. Проблемное обучение, построенное с учетом логики мыслительных операций и закономерностей поисковой деятельности учащихся, вносит существенный вклад в развитие теории игры, становится дидактико–методический основой игрового подхода. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что развивающие, воспитывающие, обучающие функции дидактических игр в полной мере еще не выявлены, а сам игровой подход к обучению оправдывается лишь практическим эффектом, а не завершенными дидактическими методологическими обоснованиями.
Все известные на сегодняшний день в практике и методической науке литературные игры условно делятся на 5 групп (классификация М.Я. Мишлимович):
- «Читательские игры» (термин М.Г. Качурина) – задачи для внимательных читателей ребусы, кроссворды, шарады;