Программа прикладного курса «Электромагнитная экология»…
Программа прикладного курса «Электромагнитная экология»…
Предложенный вариант программы допускает использование различных форм организации учебного процесса: ведение отдельного факультативного /прикладного/ курса по физике.
Форма изложения материала наилучшим образом использует несомненное достоинство вопросов электромагнитной экологии – возможность их естественного включения в программу по физике.
При изучении «Электромагнитных явлений» изучаются термины и определения электромагнитной экологии, касающиеся электромагнитных полей искусственного и естественного происхождения.
В разделе «Электродинамика» рассматриваются принципы нормирования, и нормативная база электромагнитной экологии по контролю электромагнитных полей, методы инструментального контроля электромагнитных полей, методы прогнозирования для целей электромагнитной экологии.
Программа предусматривает использование различных форм занятий, наиболее эффективных для учителя.
В основу данной программы положены ряд общих принципов:
- связь курса со школьной программой
- межпредметная интеграция
- преемственность
- экологический поход к явлениям и процессам
- практическая значимость изучаемого материала.
Курс рассчитан на 34 часа. Проведение занятий может быть традиционным – 1 час в неделю, приемлемы и другие варианты: прохождение курса за полугодие, интеграция с биологией и географией.
Курс завершает защита проектов, научно-практическая конференция, круглый стол или деловая игра.
Курс очень актуален, так как воздействие электромагнитных полей на человека идёт без реагирующих на них рецепторов, то есть так же, как и радиация. Ощутить можно только тогда, когда начались вторичные процессы и последствия. Более того - это единственная возможность просветить родителей через учащихся по вопросам электромагнитной экологии.
Программа рассчитана на 11 класс естественно-математического направления по профилям: физика, география, биология.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа прикладного курса «Электромагнитная экология»… »
Содержание
Введение………………………………………………………………… 5
Программа прикладного курса «Электромагнитная экология»…………………………………………………………………6
Тематическое планирование прикладного курса «Электромагнитная экология»…………………………………………………………………7
Литература…………………………………………………………….....10
Пояснительная записка
Предложенный вариант программы допускает использование различных форм организации учебного процесса: ведение отдельного факультативного /прикладного/ курса по физике.
Форма изложения материала наилучшим образом использует несомненное достоинство вопросов электромагнитной экологии – возможность их естественного включения в программу по физике.
При изучении «Электромагнитных явлений» изучаются термины и определения электромагнитной экологии, касающиеся электромагнитных полей искусственного и естественного происхождения.
В разделе «Электродинамика» рассматриваются принципы нормирования, и нормативная база электромагнитной экологии по контролю электромагнитных полей, методы инструментального контроля электромагнитных полей, методы прогнозирования для целей электромагнитной экологии.
Программа предусматривает использование различных форм занятий, наиболее эффективных для учителя.
В основу данной программы положены ряд общих принципов:
- связь курса со школьной программой
- межпредметная интеграция
- преемственность
- экологический поход к явлениям и процессам
- практическая значимость изучаемого материала.
Курс рассчитан на 34 часа. Проведение занятий может быть традиционным – 1 час в неделю, приемлемы и другие варианты: прохождение курса за полугодие, интеграция с биологией и географией.
Курс завершает защита проектов, научно-практическая конференция, круглый стол или деловая игра.
Курс очень актуален, так как воздействие электромагнитных полей на человека идёт без реагирующих на них рецепторов, то есть так же, как и радиация. Ощутить можно только тогда, когда начались вторичные процессы и последствия. Более того - это единственная возможность просветить родителей через учащихся по вопросам электромагнитной экологии.
Программа рассчитана на 11 класс естественно-математического направления по профилям: физика, география, биология.
Введение
Человек должен иметь полное представление об окружающем мире и прогнозировать своё воздействие на него. Экологические знания являются важнейшей частью общей экологической культуры, а электромагнитная экология – один из элементов общей экологической картины мира.
Миллионы лет жизнь на Земле развивалась в присутствии естественных электромагнитных излучений, они являются жизненно важным фактором существования биологических объектов (в помещениях, защищённых от электромагнитных излучений, животные погибали). Однако, в современных условиях ситуация коренным образом изменилась, источников техногенных электромагнитных полей стало так много, что они являются фактором, оказывающим во многих случаях негативное влияние на здоровье человека.
С развитием же различных видов сотовой связи источники электромагнитных излучений приблизились вплотную к потребителю, а он не имеет рецепторов, позволяющих ощущать воздействие электромагнитных полей. Поэтому вопросы электромагнитной экологии стоят сейчас очень остро. Решить просто эти вопросы не удастся, поскольку от удобств связи, человек, безусловно, уже не сможет отказаться.
В качестве структурной единицы изложения материала взят урок, который легко может быть трансформирован в любую современную технологию обучения.
Ожидаемый эффект от ведения данного курса – привитие интереса к прикладной физике, прочные знания в области электромагнитной экологии, формирование интеллектуальных, организационных, технических умений и навыков.
Программа прикладного курса «Электромагнитная экология».
Раздел 1. Электромагнитная экология: основные понятия и положения.
«17 часов»
Тема 1. Электромагнитная экология, её предмет и место в системе экологических знаний. Основные термины и определения. Электромагнитные поля как один из видов энергетического загрязнения.
«5часов»
Тема 2. Электромагнитные поля естественного происхождения: электрической поле Земли, магнитное поле Земли, атмосферное электромагнитное поле, электромагнитное поле Солнца. Электромагнитные условия жизни человека.
«5 часов»
Тема 3. Электромагнитные поля искусственного происхождения от технических средств разного назначения. Излучение технических средств, электромагнитное излучение и электромагнитный фон. Излучение промышленных установок и приборов. Электромагнитные поля дома и в школе: электрооборудование, бытовые приборы, телекоммуникационная и вычислительная техника. Характер воздействия в условиях современного жилища и современной школы.
«7 часов»
Раздел 2. Электромагнитная экология и здоровье человека.
«10 часов»
Тема 1. Биологическое действие электромагнитных полей на человека. Механизм взаимодействия электромагнитных полей различных частот с биологическими объектами. Реакция организма человека на взаимодействие с электромагнитными полями различных частотных диапазонов.
«10 часов»
Раздел 3. Охрана окружающей среды и человека от электромагнитных полей.
«7 часов»
Тема 1. Система охраны окружающей среды и человека от электромагнитных полей. Методы защиты человека от электромагнитных полей. Активная и пассивная защита.
«4 часа»
Тема 2. Компьютер и здоровье человека. Возможное воздействие персональных компьютеров.
«3часа»
Тематическое планирование прикладного курса
«Электромагнитная экология»
№ п/п
№ урока
Тема
Кол-во часов
Форма работы
Раздел 1 Электромагнитная экология - основные понятия и положения.
17
Тема 1. Электромагнитная экология её предмет и место в системе экологических знаний.
5
1
1
Термины и определения электромагнитной экологии, касающиеся ЭМП искусственного и естественного происхождения.
1
Лекция
2
2
Электромагнитная экология и её предмет.
1
Беседа
3
3
Место электромагнитной экологии в системе экологических знаний.
1
Беседа
4
4
Электромагнитные поля – источники энергетических загрязнений.
1
Лекция
5
5
Зачётное занятие
1
Беседа
Тема 2. Электромагнитные поля естественного происхождения.
5
6
1
Электромагнитные поля естественного происхождения.
1
Лекция
7
2
Электрическое поле Земли.
1
Беседа
8
3
Магнитное поле Земли.
1
Беседа
9
4
Атмосферное магнитное поле.
1
Беседа
10
5
Электромагнитное поле Солнца и галактик.
1
Лекция
Тема 3. Электромагнитные поля искусственного происхождения от технических средств разного назначения.
7
11
1
Электромагнитные поля искусственного происхождения от технических средств разного назначения
1
Лекция
12
2
Электромагнитное излучение технических средств и электромагнитный фон.
1
Беседа с практическими занятиями
13
3
Излучение промышленных установок, научных и медицинских приборов.
1
Беседа
14
4
Электромагнитные поля промышленных частот и радиочастот.
1
Лекция
15
5
Электромагнитные поля дома и в школе.
1
Беседа
16
6
Характер взаимодействия в условиях современного жилища и школы.
1
Лекция
17
7
Зачётное занятие
1
Защита рефератовпо материалам интернета
Раздел 2 Электромагнитная экология и здоровье человека.
10
Тема 1. Биологическое действие электромагнитных полей на человека.
10
18
1
Электромагнитное поле – абиотический фактор окружающей среды.
1
Лекция
19
2
Биологическое действие электромагнитного поля на животных.
1
Защита рефератов
20
3
Биологическое действие электромагнитного поля на человека.
1
Лекция
21
4
Биологическое действие электромагнитного поля на человека.
1
Защита рефератов
22
5
Механизм взаимодействия различных частот с биологическими объектами.
1
Лекция
23
6
Реакция организма человека на взаимодействие с электромагнитными полями различных частотных диапазонов.
1
Лекция
24
7
Социально-психологические аспекты влияния электромагнитных полей на человека.
1
Беседа
25
8
Риск в жизни человека. Восприятие риска.
1
Беседа
26
9
Электромагнитная фобия.
1
Беседа
27
10
Интернет по теме….
1
Эвристическая беседа
Раздел 3 Охрана окружающей среды и человека от электромагнитных полей.
7
Тема 1. Система охраны окружающей среды и человека от электромагнитных полей.
4
28
1
Мировая система охраны окружающей среды от электромагнитных полей.
1
Лекция
29
2
Мировая система охраны человека от электромагнитных полей.
1
Лекция
30
3
Методы защиты человека от электромагнитных полей.
1
Беседа
31
4
Активная и пассивная защита.
1
Лекция
Тема 2.
Компьютер и здоровье человека.
3
32
1
Компьютер и здоровье человека.
1
Беседа
33
2
Воздействие на человека компьютерной техники
1
Беседа
34
3
Рефлексия изученного материала.
1
Круглый стол
Заключение.
Данная работа предназначена для учителей физики работающих в 11 классах средних общеобразовательных школ естественно-математического направления по профилям: физика, биология, география. Работа не содержит подробные разработки каждого урока, а только предлагает некоторые варианты уроков. Учитель вправе в пределах программы планировать уроки сам. Практической ценностью данной работы является подборка материала, авторская программа, и по часовое планирование.
Курс необходим учащимся для пополнения знаний в области электромагнитной экологии и снижения риска нанесения вреда здоровью, электромагнитное так как воздействие осуществляется безрецепторно. Постоянное наращивание использования электромагнитных приборов как по количеству, так и по мощности ставит человечество, и в особенности детей, в положение постоянно нарастающего пагубного воздействия. Знания полученные на данном курсе помогу уменьшить риски воздействия на здоровье. Апробация данного курса оправдана с позиции подготовки к переходу на новую модель образования, так как школа должна и обязана заботится о здоровье учащихся, а это значит вооружать их достаточными знаниями в области рисков нанесения вреда здоровью. Данная программа является авторской и аналогов не имеет.
Дополнительный материал:
1. http://www.festival.1september.ru
2. http://www.ecololife.ru
3. http://www.ecoportal.su
4. http://www.artterm-m.ru
5.http://www.msef.net
Литература
1. Букин А. Каким вы станете? Народное образование. -1989.-№11
2. Букин А. Чтобы всегда шумели деревья.-1990. -№2
3. Григоьев Ю. Г., Степанов В.С., Григорьев О. А., Меркулов А. В.
Электромагнитная безопасность человека: Справочно - информационное издание –М. 1999.
4. Готовский Ю.Г., Перов Ю. Ф. Электромагнитная безопасность в офисе и дома. – М.1998.
5. Давыдов Б.Р. и др. Биологическое действие, нормирование и защита от электромагнитных полей.- М. энергоиздат, 1984
6. Краткая экологическая энциклопедия. Вып. № 2: Человек среди электромагнитных полей. - М. 1998.
7. Коробейников Л.А., Практическая экология и школе: - Вологодский вариант. Экология и жизнь. 1998
8. Холодов Ю. а. Шестой незримый океан (Очерки по электромагнитной биологии)- М.: Знание, 1978
9. Электромагнитная экология. Основные понятия и нормативная база/А.Л. Бузов Ю.М. Сподобаев. – М.: Радио и связь, 1999.
10.Экология и безопасность жизнедеятельности Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др. М. ЮНИТИ-ДАНА.