«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе».
«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе».
Тема: «Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе».
Актуальность темы.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Если иметь в виду, что развитие – это наращивание знаний, умений, навыков производить определённые действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и т. д.), расширять память, внимание, воображение – такое развитие обеспечивается традиционными уроками. Оно может идти медленно или быстро – если предпочитается быстрый вариант – тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.
Если же под развитием понимается выращивание собственных смыслов, ценностей приобретаемых знаний и умений, то тогда речь идёт о личностно-ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Используя нестандартные формы и методы, учитель создаёт условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности и т. д. Он выступает уже не только как главное действующее лицо на уроке, но еще как понимающий, сопереживающий помощник.
Нестандартные уроки в начальной школе занимали и занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Данная форма всегда является выигрышной, т. к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, «мажорный» тон, субъект – субъектные отношения.
Урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование.
Таким образом, уроки, достаточно традиционные по структуре, но совершенно необычные по содержанию и средствам, благодаря этой необычности содержания методов и форм придают необходимое ускорение развитию личности.
Использование нестандартных форм и методов обучения на уроках в начальной школе.
Уроки-“погружения”
Уроки – деловые игры
Уроки-пресс-конференции
Уроки-соревнования
Уроки типа КВН
Театрализованные уроки
Уроки-консультации
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки аукционные
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки-сомнения
Уроки – творческие отчеты
Уроки-формулы
Уроки-конкурсы
Бинарные уроки
Уроки – обобщения
Уроки – фантазии
Уроки-игры
Уроки-“суды”
Уроки поиска истины
Уроки – лекции “Парадоксы”
Уроки-концерты
Уроки-диалоги
Уроки – “Следствие ведут знатоки”
Уроки – ролевые игры
Уроки-конференции
Уроки-семинары
Интегральные уроки
Уроки – “Круговая тренировка”
Межпредметные уроки – интегрированные уроки
Уроки-экскурсии
Уроки игры “Поле чудес”
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе».»
Тема: «Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе».
Актуальность темы.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Если иметь в виду, что развитие – это наращивание знаний, умений, навыков производить определённые действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и т. д.), расширять память, внимание, воображение – такое развитие обеспечивается традиционными уроками. Оно может идти медленно или быстро – если предпочитается быстрый вариант – тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.
Если же под развитием понимается выращивание собственных смыслов, ценностей приобретаемых знаний и умений, то тогда речь идёт о личностно-ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Используя нестандартные формы и методы, учитель создаёт условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности и т. д. Он выступает уже не только как главное действующее лицо на уроке, но еще как понимающий, сопереживающий помощник.
Нестандартные уроки в начальной школе занимали и занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Данная форма всегда является выигрышной, т. к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, «мажорный» тон, субъект – субъектные отношения.
Урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование.
Таким образом, уроки, достаточно традиционные по структуре, но совершенно необычные по содержанию и средствам, благодаря этой необычности содержания методов и форм придают необходимое ускорение развитию личности.
Базовая модель.
Противоречия между:
Требованиями к знаниям и навыкам современной программы и низким уровнем подготовки учащихся;
групповой формой обучения и индивидуальным развитием личности учащегося;
неэффективными традиционными методами и приёмами обучения и необходимостью обеспечения глубоких и прочных знаний;
необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы.
Ведущие идеи опыта:
Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке, различные формы групповой работы на уроке.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
Поддержка активности, множественности мнений.
Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.
«Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям и склонностям.
Использование оценки в качестве формирующего (а не только результатирующего) инструмента.
Личная концепция автора:
Воспитывать интерес к учению через познавательную деятельность.
Исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
Организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога.
Демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
Помогать в формулировании целей и задач.
Не нарушать единства логической структуры урока.
4. Технология опыта:
Разработка нетрадиционных форм уроков в сочетании с традиционными. Тщательный отбор содержания. Сохранение
логической взаимосвязи отдельных этапов урока. Формирование глубоких и прочных знаний, самостоятельности мышления учащихся, проведения нетрадиционных уроков: уроков- игр, уроков- сказок, уроков- жюри, уроков- семинаров, уроков- зачётов, уроков - путешествия. Разработка и использование на уроках схем- опор к конкретным темам.
5.Результативность:
- учащиеся имеют прочные, осознанные знания, у них сформирован стойкий интересы к учению;
- за последние три года качество знаний остается и на уровне 70% и сохраняется при переходе учащихся на 2 ступень обучения.
Использование нестандартных форм и методов обучения на уроках в начальной школе.
Уроки-“погружения”
Уроки – деловые игры
Уроки-пресс-конференции
Уроки-соревнования
Уроки типа КВН
Театрализованные уроки
Уроки-консультации
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки аукционные
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки-сомнения
Уроки – творческие отчеты
Уроки-формулы
Уроки-конкурсы
Бинарные уроки
Уроки – обобщения
Уроки – фантазии
Уроки-игры
Уроки-“суды”
Уроки поиска истины
Уроки – лекции “Парадоксы”
Уроки-концерты
Уроки-диалоги
Уроки – “Следствие ведут знатоки”
Уроки – ролевые игры
Уроки-конференции
Уроки-семинары
Интегральные уроки
Уроки – “Круговая тренировка”
Межпредметные уроки – интегрированные уроки
Уроки-экскурсии
Уроки игры “Поле чудес”
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.
Такие формы уроков используются на различных уроках по структуре, не притесняя традиционную форму обучения, а только дополняя и обогащая.
УРОК-КАЗКА (1 клас)
Навчання грамоти.
Тема. Закріплення знань про вивчені букви. Написання під диктовку складів, слів, речень
Мета: закріпити знання учнів про написання вивчених букв, складів та слів із ними; вчити писати під диктовку; формувати вміння спостерігати, аналізувати, виховувати увагу.
Гімнастика для пальчиків, очей. (Вивісити малюнок Курочки Ряби.)
— А Курочка хоче, щоб ви написали слова діти, Ніна, ліс, гуси, льон,ґава, білка.
(Діти по черзі пишуть слова на дошці, коментують поєднання літер.)
V. Фізкультхвилинка
— Відгадайте!
В темнім лісі проживає,
Довгий хвіст пухнастий має,
А як вийде полювати —
Бережись, мишва хвостата! (Лисиця)
—В яких казках ви зустрічали лисицю? (Вивісити малюнок Лисиці.)
—Лисичка запрошує вас до танцю. (Фізкультхвилинка під музику.)
VI. Гра «Додайте слово»
— А тепер послухайте уважно і скажіть, яка казка розпочинається та-кими словами: «Були собі дід і баба. Поїхав дід на ярмарок та й купив собі козу..» («Коза-дереза»)
(Вивісити малюнок Кози-дерези.)
— Діти, Коза вас просить відгадати слово.
Умивальник вірно служить
Всім, хто з чистотою... (дружить).
В нього гарний помічник — Білий вишитий... (рушник).
Ґава й гуска коло хати
Почали пісень... (співати),
Каркали та ґелґотали,
Поки голос не... (зірвали).
VII. Написання речень під диктовку
— А цей герой з якої казки?
Довгі ноги, довгий ніс.
По болоту ходить скрізь. (Журавель)
—З якої казки цей герой? (Вивісити малюнок Журавля.)
—Складіть речення за малюнком.
—А як можна ще назвати журавля іншим словом? (Лелека, бусол)
—Запишемо речення під диктовку. (У лелеки довгі ноги.)
—Доберіть схему до цього речення. (Показати декілька схем.)
VIII. Підсумок уроку
—То які ж казки живуть у Палаці?
—Що вам сподобалось на уроці?
Урок-мандрівка.
Тема: Письмо малої і великої букви "б".
Мета: закріплювати навички зображення вивчених букв; розвивати вміння писати під диктовку, здійснювати звуко-літерний аналіз слів; формування елементарних навичок на основі застосування знань у стандартних умовах; виховувати культуру поведінки.
Обладнання: паперові квіти з буквами, слова з диктанту-"блискавки", напис "Будь ласка, просимо до нас у королівство", звукові схеми слів здоба, булка, банан, ковбаса, малюнки бублика, барабана, бандури, бубна, завдання в групах, індивідуальні картки, м’ячик, іграшковий мікрофон.
ХІД УРОКУ.
І. Організація класу. Оголошення теми й мети уроку.
Нам дзвінок сповістив:
Час за парти сідати,
Уважними бути,
Урок починати.
Наш урок сьогодні - казка,
Тож, послухай, будь ласка,
Королівство букви "Б"
Вже запрошує тебе.
- Сьогодні ми помандруємо до королівства букви "Б". А чому саме до цього королівства?
Правильно, тому, що зараз ми вивчаємо букву "Б", вчимося з нею читати й писати склади, слова, речення.
II. Актуалізація опорних знань. Каліграфічна хвилинка.
Прокладемо собі доріжку, написавши велику й малу букви "Б".
Навколо нашої доріжки ростуть чудові квіти. Намалюймо до кожної квіточки листочок на планшетці.
На паперових квітках написані друковані літери, учні на планшетках пишуть писані.
III. Засвоєння знань.
1.Диктант-блискавка.
Раптом спалахнула блискавка, прогримів грім і почався дощ. Щоб дістатися до королівства, ми повинні написати диктант-"блискавку". Я показуватиму слово, написане на аркуші паперу, і швидко ховатиму його, а ви маєте його прочитати й записати.
Бук, Бім, біб, зуби.
На дороговказах дощ змив верхню частину букв. Щоб продовжити мандрівку, ми маємо відновити те, що було там написано. (Королівство букви "Б")
Нарешті ми прийшли до воріт королівства, а там такий напис: "Будь ласка, просимо до нас у королівство". Що означають слова "будь ласка"? Коли ми їх вживаємо? (Це слова ввічливості. Ми вживаємо їх, коли звертаємося до когось із проханням)
2.Складіть речення, вживаючи ці слова.
3. Списування з друкованої основи.
Перепишіть у зошит напис з воріт королівства.
У цьому незвичайному королівстві багато слів містить букву "Б". Тому спочатку ми завітали на базар. Ввічливі мешканці запропонували нам здобу, булку, банан, ковбасу. А купиш все це можна, дібравши до цих слів звукові схеми. І поясніть, будь ласка, що таке "здоба"? (Це вироби із солодкого тіста)
На базарі ми зустріли хлопчика, ім’я якого теж починається буквою "Б". Відгадайте, як його звуть?
Запишімо в зошит речення про те, що купив Борис. Письмо речення під диктовку: "Борис купив білу скатертину".
Пройдемося вулицями королівства. Вони теж незвичайні. Кожна вулиця схожа на якусь букву.
Фізкультхвилинка.
Станьте так, як буква "Б".
А тепер, як буква "В".
Букву "А" ви покажіть,
Букву "У" зобразіть.
Ще покажемо букву "І".
І ці вулиці малі
Довели нас до будинку.
Зайдімо в нього на хвилинку.
IV. Творче застосування знань, умінь, навичок.
1.Гру "Продовж слово".
А завітали ми до королівського палацу. На порозі нас гостинно зустрів сам король.
Ось нарешті і король
Королівства букви "Б".
Він привітно, як годиться,
До гри запрошує тебе.
Король пропонує нам погратися у гру "Продовж слово".