Собраны конспекты и презентации мероприятий, которые можно использовать при проведении тематической недели по русскому языку и литературе. "В стране красивой речи"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок развития речи в Центральной городской детской библиотеке
МаньшинаН.Е. Борзенкова И.В. Кириченко Е.В.
Четверг, 28 января
12.00 -13.00
Конкурс чтецов «Зима в творчестве русских поэтов» Внеклассное занятие «Культура общения»
Кузнецова Е.В. Маньшина Н.Е. Сучкина А.В.
Пятница, 29 января
13.00
Общешкольное мероприятие «В стране красивой речи»
Борзенкова И.В. Кириченко Е.В. Кузнецова Е.В. Якушева В.И. Маньшина Н.Е.
Открытие предметной недели учителей гуманитарного цикла: «Как зарождалась речь».
Учитель русского языка и литературы Борзенкова Ирина Вячеславовна
Цель: обеспечить условия для создания у обучающихся первоначального представления о том, как зарождалась речь.
Задачи: научить обучающихся
-отвечать на вопросы учителя,
-выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать,
-осуществлять сравнение, делать выводы.
Оборудование: слайдовая презентация.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Наглядность
(Организационный момент)
Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждёт увлекательнейшее путешествие. Куда? Мы отправимся в первобытное общество к древним людям и проследим историю возникновения нашей речи.
- Здравствуйте!
-Посмотрите на картинку.
-Скажите, кого вы видите
- Правильно, это древнейший человек.
Мы видим древнейшего человека.
-Люди жили в пещерах племенами, иначе было не выжить.
Мужчины занимались добыванием еды, женщины охраняли огонь, смотрели за детьми. А как они общались между собой?
Люди общались жестами и мимикой.
Очень-очень давно, миллионы лет назад, люди не умели говорить, а могли, как и животные, издавать только самые простые звуки: они кричали, если видели опасность, рычали, если им было больно, визжали, если радовались. И всё-таки уже тогда люди отличались от животных. Они передвигались на двух ногах и, в отличие от большинства животных, пользовались палкой и камнем — самыми первыми и простыми орудиями труда.
Со временем древние люди научились откалывать от камней острые осколки и использовать их для отрезания кожи и мяса, а из длинной заострённой палки — делать копьё. Запомнить же, как изготовить орудие труда и охоты, чтобы потом передать это умение другим, тоже было очень важно — и это ещё одно отличие человека от животного.
Но людям также было необходимо договориться друг с другом об охоте, предупредить об опасности, рассказать, где растут съедобные плоды и коренья, и они научились общаться жестами.
Каждый жест имел своё значение — так появился сначала язык жестов. На этом языке мы общаемся друг с другом и сейчас: пожимаем руки (здороваемся), машем рукой (прощаемся), хлопаем в ладоши (выражаем радость, восторг, восхищение) и т. д.
Прошло ещё много времени, прежде чем люди научились пользоваться звуками своего голоса для передачи информации.
Можно предположить, что первыми словами на земле были возгласы, которые выражали удивление, осуждение, одобрение или предупреждение. Возможно, это были такие слова, как ой, ай, ого, эй, ух. Или это могли быть звукоподражательные слова, ведь в любом языке мира существуют слова, подобные таким, как кукареку, чик-чирик, му-му, мяу-мяу. А может быть, первыми были слова-команды: Стой! Смотри! Сюда! Скорей! Иди! Молчи! В любом случае эти слова стали средством общения, а значит — возник язык.
Через много лет появился человек разумный.
Умением общаться звуками своего голоса владеют только люди. И придумать такой язык могли тоже только люди.
Слова постепенно складывались в предложения — так появилась устная речь. Люди научились мыслить словами и говорить словами! Устная речь — это способность людей говорить и произносить слова при помощи губ, языка и рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста — губы.
Появляются первые поселения, где люди общаются на определенном языке
На современной карте мира мы видим много различных государств. Люди каждого из этих государств говорят на своем языке.
Рефлексивный этап (2 мин.)
- Что нового узнали вы сегодня ?
- Как в дальнейшей вашей жизни могут помочь знания, полученные сегодня?
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Делятся впечатлениями, что больше всего запомнилось.