Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 9 классе»
Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 116 города Донецка»
83039 ДНР, город Донецк, Петровский район, улица Самарская, дом 1, тел.: 071-307-70-11, е-mail: [email protected]
КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Ращепкина Г.Э.
Донецк - 2020
Тема урока: Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина. Вольнолюбивая лирика.
Цель. Дать обзор основных этапов жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. Познакомить с вольнолюбивой лирикой Пушкина. Продолжать учить выразительному чтению произведений, анализу стихотворений. Развивать чувства патриотизма. Воспитывать любовь к лирике.
Задачи с позиции УУД
Предметные:
- Знать основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина, содержание стихотворения «К Чаадаеву». - - Уметь выразительно читать текст стихотворения и анализировать его, определять тему, идею, строить аргументированные высказывания на основе прочитанного, готовить сообщения и выступать с ними.
Метапредметные: понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно и под руководством учителя. Контролировать свои действия в процессе обучения.
Воспитательные:
Оборудование: компьютерная презентация
На доске записана тема урока, эпиграф к уроку: Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы
ХОД УРОКА
Слайд 1
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя: Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место не только в культуре России, но и во всем мире. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Ещё в 1834 году Н.В.Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тот час осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
А.С. Пушкин для нас не новый автор, с ним мы знакомы с раннего детства. Сначала были сказки, потом поэзия, проза. Давайте вспомним произведения А.С.Пушкина, которые вам уже знакомы.
Слайды 2,3,4
Учащиеся называют знакомые им произведения.
4. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством этого великого поэта, его вольнолюбивой лирикой.
2. Учитель: вы получили на предыдущем уроке индивидуальные задания составить сообщения о жизни и творчестве А.С Пушкина.
Послушаем эти выступления.
Учащиеся выступают с сообщениями, все записывают в тетради основные вехи жизни и творчества А.С. Пушкина
Детство и лицей. 1799 – 1817, слайд 5
В Петербурге 1817 – 1820, слайд 6
Южная ссылка 1820 – 1824, слайд 7
Михайловское 1824-1826, слайд 8
Болдино 1830, слайд 9
1830 –е годы, слайд 10
Учитель: Творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, общественной и литературной жизнью России в первой трети Х1Х века. Пушкин не имеет двух биографий – биографии житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта.
Темы произведений определяла жизнь.
Слайд 11
Сегодня мы познакомимся со стихотворениями, которые объединяются одной из важнейших тем лирики Пушкина – темой свободы. Для Пушкина эта тема – основа пушкинского мировоззрения, высшая жизненная ценность.
Особенности вольнолюбивой лирики:
Вольнолюбивая лирика петербургского периода была близка по высказанным в стихах идеям мировоззрения декабристов: отмена крепостного права, создания конституции, которая гарантировала бы свободу народа от деспотизма.
Откройте учебник на странице 175. Вы видите стихотворение «К Чаадаеву». Прочитаем это стихотворение.
- Кто же был Чаадаев?
Ответ учащегося
Вопросы по содержанию:
- Как бы вы определили пафос произведения? С чем это связано?
-На какие 3 части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чем эти части?
-В каких строчках содержится основная мысль стихотворения?
- Что возникает в финале стихотворения?
Ответы учащихся.
5. Итоги урока
Учитель: подведём итог урока. Посмотрите на эпиграф к уроку. Из какого стихотворения взяты эти строки?
- К чему призывает поэт?
К циклу вольнолюбивой лирики Пушкина относится много стихотворений. Сегодня мы познакомились с одним из них.
6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение и краткий анализ стихотворения «Деревня» и оды «Вольность» учащимся среднего уровны, выразительное чтение и полный анализ стихотворения «Деревня» и оды «Вольность» учащимся достаточного уровня, выразительное чтение наизусть отрывка из оды «Вольность» и краткий анализ стихотворения «Деревня» и оды «Вольность»