Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно - речевому развитию детей
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Интерактивная игра
Тема: «Добрые слова»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Выполнила воспитатель ГБДОУ детский сад №34
Красногвардейского района г. СПб
Николаева Екатерина Михайловна
Санкт-Петербург
2016г
Тема: «Добрые слова»
Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».
Задачи:
Образовательные:
Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;
Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»;
Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их;
Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией;
Закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.
Развивающие:
Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы;
Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия;
Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
Воспитательные:
Воспитывать внимание к собственной речи;
Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;
Формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.
Предварительная работа.
Чтение В.Осеевой «Волшебное слово»
Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах.
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места
Беседа.
- Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах?(ответы детей)
Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Хорошие слова всегда к месту.
-Что общего в этих пословицах?
( ответы детей они говорят о слове)
- Какие бывают слова? ( ответы детей -хорошие и плохие, обидные, добрые, …)
- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека.
- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова являются важными для каждого человека.
Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова».
Добрые слова не лень,
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«добрый день!» - кричу я вслед
Все идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Сообщение темы занятия
- Какие слова запомнили? (ответы детей)
-Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?
( «Волшебные слова» ).
Разговор о волшебных словах
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Давайте, разделим эти слова на группы.
- Их мы назовём: Слова – приветствия
Слова – благодарности
Слова-извинения
-Давайте поговорим о каждой из этих групп.
Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
- Когда вы говорите эти слова?
- Кто не забывает говорить их?
- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.
(Читают подготовленные дети)
Солнышко ясное встало,
-Доброе утро!- сказало.
- Доброе утро!- кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим.
Но, если проснёшься, а дождик в окно
Стучит да стучит,
А без солнца темно?
- Доброе утро, друзья, всё равно!
Придумано мудро- Доброе утро!
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и Доброты.
Что такое
Лучшее из слов.
Потому что
Значит – будь здоров.
Правило запомни
Знаешь – повтори
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались
Встретились с утра
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»? (ответы детей)
- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.
Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
- Какие слова благодарности говорите вы?(ответы детей)
- Когда мы говорим эти слова-извинения? (ответы детей)
- Почему человек должен уметь извиняться? ( ответы детей -уметь признать свою ошибку)
-Простите! - я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду-
-Простите, я больше не буду.
Физминутка
-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
-Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.
-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!
Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом.
Упражнение « Эмоции».
- Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.
- А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д. последней показываю грустную Золушку) .
- Ребята как вы думаете, почему она грустная?(ответы детей)
А как мы можем ей помочь? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, надо ли просить прощения? (ответы детей)
Зачем? (ответы детей - Надо! Чтобы тебя простили и не обижались. Надо помириться, веселее было играть
Воспитатель: Как вы считаете, в каких случаях и при каких обстоятельствах необходимо извиняться? За что надо извиняться? (ответы детей - за плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым.)
Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста (рассказы детей.)
Воспитатель: Предлагаю вам игру «Добрые слова»
Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру.
Игра «Вежливость»
- В руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый.
Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.
- У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие. - На столах у вас лежат солнышки. Нарисуйте, пожалуйста, на них то доброе дело , вежливое которые когда то совершали и запомнили. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.
Закрепление
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?
Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!