ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА
Открытое музыкально-игровое занятие в коррекционной группе (ЗПР)
Возраст детей 5-6 лет.
Задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1.Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности, самостоятельности.
Образовательная область « Познавательное развитие».
1. Закреплять представления детей о зимующих птицах, животных леса, умения называть характерные особенности их внешнего вида, образа жизни, поведения в природе.
2.Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
Образовательная область « Речевое развитие».
Коррекционно-образовательная работа.
1.Развивать пассивный словарь и активизировать в речи существительные, глаголы и прилагательные по теме.
2.Сформировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
3.Формировать ритмичность речи, модуляцию голоса, интонационную выразительность, дикцию.
4. Тренировать в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Обучение составлению простых предложений по образцу.
6. Стимулирование проявления речевой активности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
1.Формировать умения координировать движения с музыкальным сопровождением.
2.Закреплять умение двигаться ритмично, соответственно характеру музыки.
Упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмических движений (хлопки, пружинка, притопывание, кружение вокруг себя, в парах) под музыку.
3.Воспитывать у детей отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать ёё.
4. Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы.
5. Воспитывать навык совместного музицирования.
Образовательная область «Физическое развитие».
1.Развивать и совершенствовать двигательные умения, координацию движений.
2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Предварительная работа: изучение лексической темы «Зимующие птицы», рассматривание фотографий, слайдов, фильмов, презентаций по теме, чтение сказок, персонажами которых являются зимующие птицы и животные зимнего леса.
Материалы:
Музыкальный центр, видеопроигрыватель, портрет композитора Руббаха, шапочки зайцев, лисичек, медведей, жучков, белочек, инструменты: барабаны, палочки, ложки, колокольчики, маракасы.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дети с воспитателем заходят в зал под музыку.
М.Р. Ребята! Сегодня к нам пришли гости. А вы любите встречать гостей?
Дети: Да!
М. Р. Конечно, ведь даже самый обыкновенный день с приходом гостей становится светлее и праздничнее.
Дети здороваются с гостями.
М.Р. Время поздороваться друг с другом, с нашими ручками, ножками.
«Здравствуйте» музыка и слова С.Коротаевой (Дети выходят на круг)
(Координационно - ритмическая игра с пением. Способствует концентрации внимания детей, развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и умение действовать согласованно.)
М.Р. Занятие наше сегодня будет не совсем обычным, мы отправимся с вами на прогулку в лес. Путь неблизкий. Придётся ехать на машине и поездом.
Готовы? Берём с собой в дорогу хорошее настроение и отправляемся…
Образно-игровая композиция «Весёлые путешественники» музыка М.Старокадомского.
(Развивает координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроту реакции, умение сочетать движения с музыкой).
М.Р. Дальше дорога ведёт через лес. Путешествие продолжим на лошадке.
Речевая игра “Едем на лошадке”, Т. Тютюнниковой
(Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения, внимания).
Едем, едем на лошадке
По дороге зимней, гладкой. Дети цокают языком
Санки скрипят, Произносят “Ш!, Ш! ….”
Бубенчики звенят, “Динь-дон” в высоком регистре,
Дятел стучит, “Тук – тук!. ” - в среднем,
Вьюга свистит, Звук [с] на продолжительном выходе, то вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны,
Белочка на ветке орешки грызет, “Цок! Цок!” коротко и остро,
Рыжая лисичка зайку стережет, « Тс – тс»
Долго, долго ехали,
Наконец приехали: Цокают языком.
“У-ух!” делая глиссандо с самого верхнего звука до самого нижнего
М.Р. Ребята вот мы с вами и в лесу, а что мы будем делать, если вдруг потеряемся?
Дети. Надо покричать, позвать друг друга: «Ау!».
М.Р. Правильно. Давайте потренируемся на всякий случай.
Распевка: «Кто живёт в лесу? - Ау-Ау» (элементарные формы музыкальной импровизации)
М.Р. В зимнем лесу холодно, надо нам согреться. Заведем весёлый хоровод.
«Два притопа, три прихлопа» сл. и музыка С.Насауленко
М.Р. А сейчас мы отдохнём и вспомним, какие птицы остались зимовать (воробьи, голуби, синички, вороны, сороки, дятлы). Они не улетели в тёплые края.
А где живут зимой эти птицы? (зимующие птицы живут возле жилья человека, находят пустые скворечники)
Что надо делать, чтобы помочь птицам перезимовать? (Ответы детей)
Я хочу, чтоб вы послушали, как рассказал о воробье композитор Руббах, пьеса так и называется «Воробей». Дети слушают музыку.
М.Р. Какое настроение в этой пьесе? (весёлое, игривое, лёгкое). Сейчас мы ещё раз послушаем музыку и увидим, что делает воробушек (Дети смотрят видеопрезентацию и слушают музыку. Воробей прыгает, порхает, клюёт зёрнышки.)
М.Р. Воробей птичка маленькая, боязливая, вот так и музыка в пьесе звучит то громко, то тихо, настороженно.
М.Р. Ой, ребята, посмотрите, пенек стоит. Подойдите поближе. Это не простой пенек, а музыкальный. Звери в нашем волшебном лесу любят поиграть в оркестре. Начинаю превращенья: Покружись, покружись, и в зверюшек превратись.
Дети играют в «Лесной оркестр» музыка и слова А.Чугайкиной (шапочки: зайцев, лисичек, медведей, жучков, белочек) (инструменты: барабаны, палочки, ложки, колокольчики, маракасы)
М.Р. А теперь пришла пора
Поиграть в лесу друзья.
Музыкальная игра «Птицы и метель».
М.Р. Мы сегодня очень хорошо потрудились, нагулялись, наигрались. Теперь давайте отдохнём. Ложитесь на спинки, руки положите свободно вдоль тела ладошками вверх, расслабьте ножки, закройте глазки и послушайте спокойную музыку леса. Релаксация:
Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело…и расслаблено всё тело,
Будто мы лежим на травке, на зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхали, сном глубоким засыпали,
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать
Педагог подводит итог занятия.
В лесу красота и покой,
А нам, ребята пора домой.
Все друг другу улыбнулись,
За ведущим повернулись и легко, как птички полетели.
Под музыку П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» дети выходят из зала.