Просмотр содержимого документа
«Школьная библиотека как среда самореализации творческой личности»
Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Карпатская школа №16»
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
КАК СРЕДА САМОРЕАЛИЗАЦИИ
ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Подготовила библиотекарь
Мирошниченко Е.Н.
2019
Роль чтения в обществе и в школе последнее время приобретает огромное значение, что связано со многими факторами, первым среди которых является становление информационного общества, распространение компьютерных технологий и, как следствие, расширение понятия грамотности, формирование понятий академической, функциональной, информационной, экономической грамотности. Важным фактором, влияющим на изменение роли чтения, является положение школы в обществе как единственного социального института, через который проходят все дети. Творчество мы наблюдаем там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое в своем сознании. В процессе творчества происходит мобилизация воображения, памяти, ассоциативных связей, изнутри формируется духовный мир личности. Об этом же говорил русский философ Н.Бердяев, для которого творчество было главной темой его жизни. Творчество долгое время связывали лишь с особо одаренными личностями. Однако это утверждение ныне признано ошибочным. Способностью творить в той или иной мере обладает каждый человек. Это позволяет не только приспосабливаться к окружающему миру, реагировать на него, но и обновлять его. В творческих возможностях скрыты огромные естественные ресурсы, богатство будущего. Целью работы по воспитанию творческого читателя является: - создание единой образовательной информационной среды, повышение информационной культуры всех участников учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей детей. Воспитывая творческого читателя, библиотека решает следующие задачи: - развивает у детей интерес к книге и стремление к чтению; - прививает навыки чтения и умения читать с удовольствием; - развивает читателей путем организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации; - стимулирует творческое чтение. Для реализации данных целей и задач, в школе создана образовательная среда, способствующая приобщению детей к чтению. Основными характеристиками такой среды являются: - информационная насыщенность; - свободный доступ учащихся к информации; - развивающее воспитывающее пространство школы; - обогащение и расширение приемов, методов работы учителя, психолога, библиотекаря; - углубление и расширение содержания способов внеклассной работы; - профессиональный и творческий рост коллектива. Воспитание творческого читателя включает несколько стратегий для ученика через информационно-поисковую деятельность: - сотрудничество; - общение; - непрерывность. Сотрудничество вовлекает библиотекаря и учащихся в совместную работу. Такое сотрудничество помогает в процессе учения. Общение – это важная стратегия в воспитании творческого читателя и это основа сотрудничества. Обсуждение, беседы помогают аккамулировать мысли. Непрерывность предполагает понимание того, что учение – это процесс, который требует времени. Учение через чтение, размышление, творчество. Исследования в области креативности показали многосторонность творческих способностей. Каждый вид деятельности определяет и свой вид творчества. Свой вид творчества определяет и чтение. В процессе чтения, в пространстве его свободы, ребенок обогащается новыми впечатлениями, которые, соединяясь с опытом переживаний и знаний и одновременно с реальным миром, создают единственный в своем роде уникальный сплав образов, звуков, картин, идей. Школьная библиотека занимает ведущее место в образовательном пространстве школы, выполняя не только непосредственно библиотечные функции, но и способствует развитию информационной грамотности учащихся, стимулирует творческое начало читателей. Опыт убеждает: именно творчество способно вовлечь ребенка в мир литературных образов и сделать из него Читателя. Творческое чтение – это не только путь к книге, но и путь к духовному развитию самого человека, к обогащению его внутреннего мира. Оно создает основу для развития творческой личности в целом: активность воображения, фантазии, способность самовыражения, необходимых человеку в любых видах деятельности. Творчества как продукт чтения часто находят выражение в виде рисунков, отзывов, сочинений, рефератов, театрализованных импровизаций, игр и других. В условиях нашей библиотеки используются и стимулируются такие продукты творческого чтения, как:
рисунок
поделки
театрализация
плакаты
макеты книг
литературное творчество ребенка
Часто детям младшего школьного возраста предлагают сделать рисунок на тему прочитанного произведения. Это психологически обосновано тем, что словарный запас ребенка для передачи чувств, настроений и мыслей невелик, как недостаточны и его языковые возможности. Поэтому рисование для детей 10 лет является тем инструментом, который позволяет ему в доступной форме выразить гамму чувств и представлений, рожденных прочитанным. Превращая свои зрительные образы в рисунок, осмысляя свой опыт читательских впечатлений, ребенок создает объект заново, каким он видит и чувствует его сам. Оценивая рисунки разных детей на одну и ту же книгу, я исхожу из того, как по-разному дети воплотили в рисунке одну и ту же сцену, как проявились в рисунке личность ее автора, оригинальность замысла решения.
Наиболее доступная форма театрализации в библиотеке – это театр книги. Он возможен в любой библиотеке и не требует от библиотекаря режиссерского и актерского образования. В него включаются элементы инсценировок, мини-спектаклей, театрализованных действий. При подготовке праздников, проводимых библиотекой, на специальных занятиях, предваряющих представление, дети учатся выразительному чтению, занимаются упражнениями для развития памяти, внимания, фантазии, воображения. Доминирует на занятиях работа над текстом. Его читают вслух сначала в целом, потом по ролям, пропускают через себя, обсуждают замысел, характеры героев, мотивы тех или иных поступков и действий. После этого дети учат текст и начинаются репетиции. Декорации и костюмы дети делают сами с помощью родителей, учителей, педагогов-организаторов внеклассной работы. Какие бы виды творческих работ, рожденных чтением, библиотека ни стимулировала, все они ведут к главному продукту – творчеству самой жизни. Способность к самовыражению, дивергентное мышление, активность ассоциаций, приобретенных в процессе реализации творческого чтения, важны в любой ситуации. Они важны и в принятии решений, требующих мобилизации опыта, комбинации его в новые структуры, нахождение новых связей. В творчестве лежит ключ к гармонизации личности с самим собой и окружающим миром. Читательскому творчеству в Государственном образовательном учреждении «Карпатская школа №16» уделяется много внимания. Учителя-предметники совместно с библиотекой ставят своей задачей развивать творческое чтение; разрабатываются программы развивающего и радостного чтения; любящие литературу дети привлекаются к участию в кружках творческого чтения. Все это актуализирует саму проблему творческой деятельности, как читателя, так и библиотекаря, привлекает к ней внимание, заставляет задуматься о ее сущности.
Таким образом, библиотека как средство реализации творческой личности, провела ряд мероприятий.
13 октября 2017 года проходила неделя «Волшебный мир оригами» ребятам первого и второго класса была представлена оригами сказка. Оригами – это древнее восточное искусство складывания разнообразных фигурок из бумаги, при этом не используются: ни ножницы, ни клей все что нужно это бумага руки немного терпения и фантазии.
Детям очень понравился такой вид творчества. С помощью оригами сказка становится яркой, красочной и более запоминающейся, в огромном разнообразии фигур оригами мы можем сделать героев нашей сказки своими руками.
3 декабря 2017 года отмечается день памяти Неизвестного солдата. Прошло общешкольное мероприятие, посвященное ему. Ведущими были классные руководители Павленко Л.А. и Крысенко С.Н.. Библиотечным активом под руководством библиотекаря Мирошниченко Е.Н. была подготовлена презентация «Помним всех». Презентация представлена в виде фото памятников неизвестному солдату во всех странах мира (Перу, Австралия, Америка, Литва, Россия, ЛНР и т.д.) Данная презентация произвела неизгладимое впечатление, затронув струны души каждого присутствующего. И еще долго по окончанию праздника ребята восхищались разнообразием памятников неизвестному солдату.
На библиотечном уроке структура книги учениками 4 класса была создана мини книга своими руками. Также с ребятами 4 класса на мероприятии «Что за прелесть эти сказки» мы сочиняли загадки для каждой сказки или, чтоб отгадать героя сказки.
С учениками 3 класса на уроке, посвященном басням мы рисовали тематические рисунки.