kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Красота родного края в картинах художников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с изобразительным искусством, с жизнью и творчеством художников России, Украины и Казахстана.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Красота родного края в картинах художников»

Тема: «Красота родного края в картинах художников»

Класс: 5-11

Цели: - формирование у учащихся представления о многообразии жанров изобразительного искусства; - познакомить их с жизнью и творчеством художников-пейзажистов; - воспитание эстетического вкуса, любви к родному краю, природе; - расширение кругозора учащихся.

Задачи: образовательные, воспитательные, развивающие

Оборудование: портреты художников-пейзажистов, книжная выставка «», репродукции картин.

Ход мероприятия:

I.Вступление

Дорогие ребята! Сегодня мы хотим вас познакомить с творчеством известных художников-пейзажистов. Многие из вас видели репродукции этих картин, но думаю некоторые из вас не знают чьей кисти они принадлежат. Сейчас мы об этом и поговорим. Ну, во –первых, как вы думаете, что такое живопись? (ответы детей). Живопись – это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов средством нанесение красок на поверхность.

Ребята, а кто может из вас назвать жанры живописи?

Жанры живописи (фр. Genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

В процессе становления изобразительного искусства формировались и жанры живописи. Если на картинах пещерных людей можно было увидеть только то, что их окружало, то со временем живопись становилась все более многогранной и приобретала широкий смысл. Художники передавали свое видение мира в картинах. Историки выделяют следующие жанры живописи, сформировавшиеся за всю историю этого искусства:

1.Анималистика. Название произошло от латинского слово animal, что значит животное. К этому жанру относятся картины, центром которых являются животные.
 


 

2.Аллегорический жанр. Allegoria означает «иносказание». Такие картины содержат в себе тайный смысл. С помощью изображения символов, людей, живых или мифических существ художник пытается передать ту или иную идею.

3.Батальный жанр. Изображение битв, сражений, военных походов. Для этих картин характерна многоплановость, наличие множества персонажей.

4.Былинный и мифологический жанры. Изображались сюжеты произведений фольклора, тематика древних сказаний, былин и  древнегреческих мифов.

5.Бытовой жанр. Изображение простых сцен из повседневной жизни. Для этого жанра характерна простота и реалистичность.

6.Ванитас. Жанр возник в эпоху Барокко. Это своеобразный натюрморт, в центре которого обязательно находится череп. Художники пытались провести параллель с бренностью всего сущего.

7.Ведута. Родина этого жанра – Венеция. Он представляет собой городскую панораму, с соблюдением архитектурных форм и пропорций.
 


 

8.Интерьер. Изображение внутреннего убранства помещений.

9.Иппический жанр. Название говорит само за себя. Это картины, посвященные лошадям.

10.Исторический жанр. Полотна, на которых изображены исторические события. Многоплановый и важный жанр живописи.

11.Каприччо. Фантазийный архитектурный пейзаж.

12.Натюрморт. Название имеет французское происхождение, и означает что в центре изображения – неодушевленный предмет. Художники изображали в основном цветы, предметы быта, домашнюю утварь.

13.Ню. Изображение обнаженного человеческого тела. Изначально этот жанр был тесно связан с мифологическим и историческим жанром.

14.Обманка. Жанр, в котором художники использовали особые приемы, с целью создания иллюзии.

15.Пастораль. Жанр, который возводит простую сельскую жизнь в иную ипостась, приукрашивая ее и обожествляя.
 


 

16.Пейзаж.  Жанр, в котором на полотне изображены картины природы. Это объемное направление, которое включает в себя городской пейзаж, морской пейзаж, и другую подобную тематику.

17.Портрет. В центре картины – изображение человека. Художник использует приемы, что передать не только внешний облик, но и внутренний мир своего героя. Портрет может быть групповым, индивидуальным, парадным. Также можно выделить автопортрет, на котором художник изображает самого себя.

18.Религиозный жанр. Сюда относится иконопись, и другие картины на религиозные темы.

19.Карикатура. Жанр, целью которого является подчеркивание тех или иных недостатков личности, через комический эффект. Для этого используется преувеличение, искажение черт лица и пропорций, символичность и элементы фантастичности.

Жанры живописи могут сливаться и тесно взаимодействовать друг с другом. Некоторые жанры со временем теряют актуальность, а многие наоборот, продолжают развиваться вместе с жизнью.

Начало формы


  Конец формы


II.Основная часть

1.Знаменитые художники России

  1. Слайд №1

Айвазовский Иван Константинович (1817 - 1900)

Наверное, трудно найти художника, который в своем творчестве был бы настолько предан одной-единственной теме, как И.К.Айвазовский. Источником вдохновения для него служило море – нет ни одного состояния этой водной стихии, которое он не изобразил бы на своих картинах. Особенно любил художник волнующееся, бурное море.

Написанная в сдержанной манере картина «Чёрное море» (1881г.), в которой нет сюжета и только два «действующих лица» - волнующееся море и покрытое облаками небо. Таким изменчивым и прекрасным Айвазовский наблюдал безбрежный водный простор с детства, ведь родился он в Феодосии. Здесь и творил свои картины.

Детство художника прошло в бедности. Но его отец, разорившийся коммерсант, рано заметил способности сына. Уже учась в симферопольской гимназии, маленький Ваня показал такие успехи в рисовании, что при содействии влиятельных лиц в 1833 году был зачислен в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Его учителем стал пейзажист М.Н.Воробьев, но главную роль в судьбе художника сыграл приехавший в Петербург в 1836 году Ф.Таннер – французский маринист (художник, изображающий морские пейзажи). Мастер своего дела, он обучил Айвазовского приемам изображения воды. Учеником Иван Константинович оказался талантливым, и уже в начале 1836 года представил на академическую выставку 5 своих картин, которые получили очень высокую оценку.

В 1837 году за полотна «Штиль в Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте» Айвазовский был удостоен большой золотой медали и звания художника. Вернувшись в Феодосию, он открыл мастерскую и начал напряженно работать. Удивительное трудолюбие художника вылилось в 6 тысяч(!) написанных им картин. Большинство полотен мастера – признанные шедевры. При жизни И.К.Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин в России и за рубежом. В 1887 году он был избран почетным членом Академии художеств, а также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий.

Интересно, что всю жизнь Айвазовский оставался художником одного жанра. Попытки написать «земной» пейзаж ему не удавались, изображения людей казались скорее всего «пробой пера» ученика школы живописи, а не работой мастера. Видимо, море – ревнивая стихия, не желающая отпускать от себя художника, в таком совершенстве познавшего ее красоту.



  1. Слайд №2

Куинджи Архип Иванович (1841 - 1910)

Был сыном бедного сапожника-грека из Мариуполя, рано осиротел, и всего в жизни ему приходилось добиваться самому. В начале 1860-х годов страсть к рисованию привела его в Петербург, где он дважды пытался поступить в Академию художеств, но безуспешно. Не хватало подготовки, ведь весь свой живописный опыт он приобрел, будучи ретушером в фотографической мастерской.

Куинджи начал учиться самостоятельно, подражая своему кумиру – И.К.Айвазовскому. В 1868году он был допущен на академическую выставку с картиной «Татарская сакля при лунном свете», за которую получил звание свободного художника и возможность посещать занятия в Академии. Вскоре Куинджи написал несколько пронзительных по воздействию на зрителя пейзажей : «Осенняя распутица»(1872), «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий шлях в Мариуполе» (1875).

Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880). Последняя была выставлена в Обществе поощрения художников, причем на выставке одного произведения – необычное для того времени явление. По бокам от картины на специальных подставках стояли лампы. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Успех был полным, такого скопления народа не знала ни одна выставка. Известный поэт Яков Полонский писал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, выносили такое невероятное впечатление».

Воздействие картин Куинджи на зрителя оказалось настолько сильным, что художника начали подозревать в использовании, как мы сейчас бы сказали, «спецэффектов». Говорили, что он рисует природу через цветные стекла и даже сочиняли легенды о «лунных» красках, с помощью которых якобы можно изобразить лунный свет, особенно удававшийся мастеру. А на самом деле Куинджи, во-первых, обладал врожденным чувством цвета, во-вторых, много экспериментировал с ним. Его мастерская, по воспоминаниям современников, напоминала лабораторию, в которой он, как ученый, исследовал законы действия дополнительных цветов на основной. Художник в середине 80-х годов провел под руководством великого химика Д.И.Менделеева несколько плодотворных опытов, чтобы выяснить возможности смешения красок. В 1881 году художник показал на выставке свою картину «Берёзовая роща» (1879), а через год еще 3 полотна и принял беспрецедентное решение – прекратить выставлять свои произведения. Этот поступок он объяснил желанием покинуть зрителя в зените славы, пока его мастерство не начало слабеть. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям.

Куинджи не стал затворником, в 1894году он начинает преподавать в пейзажной мастерской Академии художеств.

В полной мере познавший в юности нищету, художник Куинджи активно занимался благотворительностью: пожертвовал Академии художеств капитал, на проценты с которого ежегодно выплачивались премии молодым художникам, а так же учредил в 1909 году Общество имени Куинджи – независимое объединение художников. Ему он пожертвовал 150 тысяч рублей, 225 десятин земли в Крыму и завещал все свои картины и деньги. Общество просуществовало до 1930 года, а сам Куинджи умер спустя несколько месяцев после его открытия.

  1. Слайд №3

Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900) – художник, всем своим творчеством доказавший, что пейзаж может быть насыщен бесконечным разнообразием мыслей, чувств и настроений.

Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, сын простого служащего железной дороги И.И.Левитан рано понял свое призвание и никогда ему не изменял. Расцвет творчества этого художника пришелся на конец 1880-х годов. Только за 1889 год были созданы такие шедевры, как «Березовая роща», «После дождя. Плес», «Заросший пруд», «Вечер. Золотой Плес». В них чувствуется близость импрессионизму (с работами художников этого направления Левитан познакомился на Всемирной выставке в Париже). С легкой руки А.П.Чехова, одного из самых близких друзей Исаака Ильича, появилось устойчивое выражение «левитановский пейзаж» (у писателя – «левитанистый»). На полотнах Левитана нет обилия деталей. Он всегда находит в пейзаже главный, определяющий мотив и подчиняет ему все остальное. Например, «Март» (1895) – всепроникающий солнечный свет, «Золотя осень» (1896) – пылающие кроны берез и их нежно-белые стволы. Эти мотивы потом не раз использовались другими художниками.

В 1897 году к Левитану приходит европейская слава. В 1899году он участвовал в выставке, организованной журналом «Мир искусства», где увидел свои работы рядом с лучшими образцами западноевропейской живописи.

Спустя год в расцвете творческих сил Левитан умер от тяжелого заболевания сердца.

  1. Слайд№4

Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество В.Д.Поленова.

Поленов Василий Дмитриевич (родился в Санкт-Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года. - умер 18 июля 1927 года усадьба Борок Тульская область.) – мастер реалистического пейзажа, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Родом из старинной дворянской семьи, Поленов был всесторонне образован, учился одновременно в Петербургском университете и Академии художеств. В 1871 году он получил диплом юриста и большую золотую медаль Академии за картину «Воскрешение дочери Иаира».

Через 2 года после возвращения на родину из пенсионерской поездки за границу художник представляет на выставке картину «Московский дворик» (1878), вызвавшую всеобщий восторг. Сейчас вы не узнаете на ней Москву, скорее подумаете о провинциальном городке или даже деревне, но тогда на задворках центральных улиц древней столицы встречались и такие удивительно милые и откуда-то знакомые пейзажи.

Последующие пейзажи Поленова «Бабушкин сад» (1878), «Заросший пруд» (1879) и другие, упрочили за ним славу одного из лучших пейзажистов России.

В последние годы жизни Поленов все больше времени проводит в своей усадьбе Борок на берегу Оки, где написаны многие его пейзажи. Здесь он собрал художественную коллекцию, на основе которой планировал открыть общедоступный музей. Сейчас в имении художника создан Музей-усадьба В.Д.Поленова, который так и называется – Поленово.

  1. Слайд№5

Шишкин Иван Иванович (1832 - 1898)

Понятие «русский пейзаж» и имя И.И.Шишкина связаны неразрывно. Пожалуй, это самый популярный в России художник – пейзажист, воплотивший в своих картинах то, то что стойко ассоциируется у каждого человека с отечеством, - родную природу.

Сын небогатого купца, художник необычайного таланта. Он о кончил Московское училище живописи и ваяния с большой золотой медалью и 3 года провел за границей. Там он грезил о «русском раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью». Одним из первых шедевров Шишкина, написанных по возвращении на родину. Можно назвать картину «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869). Яркий солнечный свет заливает полотно. Художник и дальше предпочитает ясность, ослепительный свет, лето – воплощенную полноту жизни.

Однако есть у Шишкина и лесная темная чаща, вызывающая у зрителя некоторый страх, как если бы он действительно заблудился в лесу, - картина «Лесная глушь» (1872). Художника часто упрекали за излишнюю, как многим казалось, детальность, ведь в начале 1880-х годов уже зарождался «пейзаж настроения», ярчайшим творцом которого является Левитан.

Во второй половине 1880-х годов Шишкин уловил общие тенденции, «тон почуял», как выразился И.Н.Крамской, стал больше уделять внимания общему атмосферному состоянию, «настроению» природы, которое передается зрителю. Но модным тенденциям до конца все равно не сдался – его пейзаж остался таким же ясным, целостным, выпуклым, сложным и простым одновременно.

Последнее творение мастера – пронизанная светом «Корабельная роща» (1898). Вскоре после завершения работы над ней Шишкин умер. Умер мгновенно, за мольбертом, на котором стояло очередное полотно.

2. Знаменитые художники Казахстана и их картины

До начала ХХ века живопись у казахов существовала в виде декора национальной одежды, инструментов, предметов быта. ХХ столетие — период становления и расцвета национальной школы живописи. Давайте узнаем, какие знаменитые художники Казахстана прославили стран

2.1.Знаменитые художники Казахстана ХХ века

1. Слайд №6

Пионер живописного искусства Казахстана — историк и этнограф Чокан Валиханов. Будучи служащим Генштаба царской России, в поездках он делал карандашные зарисовки и писал акварели.

2.Первые профессиональные художники Казахстана (А. Исмаилов, К. Ходжиков, Х. Ходжиков) проявили свой талант в 1920–1930-х годах. Эпоха революционных изменений, становление нового мира, история народа — главные темы их творений.

3. Слайд №7

В развитии живописи Казахстана в этот период особое значение играет Абылхан Кастеев (1904–1973). Именно он заложил основы национальной живописи. Талантливый мастер появился на свет в ауле Чижин вблизи Джаркента (сейчас Алматинская область). Происходит из племени суан Старшего жуза.

С 1929 по 1931 годы учился в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова (жившего тогда в Казахстане).

Затем с 1934 по 1937 годы он продолжил учёбу в Москве, в художественной студии имени Крупской.

Председатель Союза художников Казахстана (1954—1956)[3].

Был депутатом Верховного Совета Казахской ССР 4—6-го созывов.

Абылхан Кастеев умер 2 ноября 1973 года, похоронен в Алма-Ате.

Наиболее известные работы:
«Колхозная молочная ферма», «Доение кобылиц», «Уборка хлопка», «Колхозный той», «Насильственный увоз невесты», «Купленная невеста», «Золотое зерно», «Аксайский карьер», «Высокогорный каток Медео», «Турксиб», «Долина Таласа», «Капчагайская степь», «Сбор хлопка»

А также портреты: Амангельды Иманова,  Кенесары КасымоваАбаяЧокана ВалихановаЖамбыла. Лучшим и реалистичным портретом считается — «Портрет матери».

Его кисти принадлежат акварели «Горный пейзаж», «Зимовка» и «Летнее пастбище».

Многие работы Абылхана Кастеева можно увидеть в Государственном музее искусств Республики Казахстан в Алматы.

Известные художники 1960–1980-х годов передавали сюжеты из народной жизни — отображали тесную связь человека с окружающим миром, стремились через портретные детали передать его внутренний мир.

4.Казахстан прославила художница Айша Галимбаева. Ее натюрморты («Белые цветы», «Натюрморт с яблоками», «Цветы. Этюд» и пр.), сюжетные картины («Бабушка», «Три подруги») поражают игрой красок, живостью и своеобразием сочетания света и тени, темных и светлых тонов. Ее творения — уникальный вклад в развитие школы изобразительного искусства Казахстана.

5.Особой аурой любви к родному краю и его народу овеяны творения Сабура Мамбеева. Живописец Казахстана родился в 1928 году в Южно-Казахстанской области (с. Абайбазар). Его талант проявился во всем своем блеске в картинах: «В горах», «Чилик. Степь», «Капчагай», «Каратау», «На джайляу».

6. В 1960–1970-х живопись Казахстана была представлена именами Канафия Тельжанова («Жамал, «Мирные огни», триптих «Тишина»», «Кокпар»), Жанатая Шарденова («Осенний мотив», «Пруд в парке», «Капчагайское море» и «Кок-Тюбе»), Камиля Шаяхметова («Белый город в степи» и «Гани Муратбаев»).

2.2. Современные знаменитые художники Казахстана

Картины казахстанских художников ХХІ века — воплощение поисков современного изобразительного искусства. Живописцы экспериментируют с красками и формами, тонами и полутонами. Благодаря этому рождаются уникальные по своей эмоциональной насыщенности произведения.

Вот несколько имен современных художников Казахстана, с которыми мы можем познакомиться.

Слайд №8

1. В произведениях Нелли Бубэ воссоздана история и настоящее Шелкового пути. Художница использует своеобразную манеру письма, в которой сочетаются приемы графики, живописи и коллажа. В ее работах преобладает внимание к деталям. Она передает с помощью импрессионистических приемов теплоту и солнечность древности (серия «Великий Шелковый путь»).

2.Тем, кто предпочитает картины, выполненные в классической манере, придутся по душе творения пейзажиста Максима Ведерникова. Его картины «Алмарасан», «Затерянный мир», «Натюрморт с сиренью» — воплощение реализма.

3.Необычайно талантливая художница, пишущая в стиле сюрреализма, Лиза Рэй воссоздает в своих картинах чувственный образ мира. Ее полотна эмоциональные, наполнены тишиной и чувственностью. Оптимизмом и радостью исполнены импрессионистические творения Ирины Яремы («Аромат лета», «Поселок Куптеп», «Лунная ночь»), акварели Юрия Харченко и городские пейзажи Евгения Фридлина.

Картины казахстанских художников прошлого и современности — органичная составляющая сокровищницы мирового искусства. Богатство цвета, своеобразие манер делают неповторимым мир живописи Казахстана.

III.Заключение

Все эти художники-пейзажисты оставили после себя драгоценное художественное наследие.

Слайд №9

С картинами знаменитых художников можно познакомиться во всемирно известной Государственной Третьяковской галерее(Россия, г.Москва) , Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее (Россия, г.Санкт-Петербург) и Государственном музее искусств РК им.Кастеева (Казахстан, г.Алматы), а так же посетив памятные места, дома-музеи, усадьбы и художественные мастерские , где жили и творили эти люди.

Если вас заинтересовала эта тема, то в библиотеке , да и в интернете, можно найти информацию по ней.

Литература:

  1. «Детская энциклопедия» // познавательный журнал для девочек и мальчиков. -2006. - №11.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Красота родного края в картинах художников

Автор: Токарева Надежда Сергеевна

Дата: 10.02.2021

Номер свидетельства: 572790

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "урок №2 литературное чтение 5 класс Тема: «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-2-litieraturnoie-chtieniie-5-klass-tiema-russkiie-poety-xix-vieka-o-rodinie-o-rodnoi-prirodie-i-o-siebie"
    ["file_id"] => string(6) "116909"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412649900"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Интегрированный урок  " Природа - источник вдохновения.  Выполнение картины в технике коллаж "Времена года" "
    ["seo_title"] => string(113) "intieghrirovannyi-urok-priroda-istochnik-vdokhnovieniia-vypolnieniie-kartiny-v-tiekhnikie-kollazh-vriemiena-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "112007"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408154930"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Классный час Красота родной земли "
    ["seo_title"] => string(35) "klassnyi-chas-krasota-rodnoi-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "103879"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402644567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Открытый урок музыки 3 класс  По теме: «Картины   природы в музыке» "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-muzyki-3-klass-po-tiemie-kartiny-prirody-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "222338"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436185936"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Художники георгиевского района"
    ["seo_title"] => string(37) "khudozhniki-ghieorghiievskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "267029"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450283968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства