kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Менің мамандығым, менің болашағым

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок прошел интересно? Детям понравился урок они были в восторге

Просмотр содержимого документа
«Менің мамандығым, менің болашағым»

4.2

Тема лекции: Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Цель лекции: повышение уровня профессиональной компетентности учителя в реализации технологии критического мышления и активных методов в практике преподавания

Задачи:

1. Рассмотреть особенности технологии развития критического мышления как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках.

2. Обсудить со слушателями место и роль интерактивных и активных методов современного урока.

План

1. Технология развития критического мышления как средство активизации познавательной деятельности учащихся в планировании учебного материала по предмету.

2. Активные и интерактивные методы обучения.

Краткое содержание лекции

Видеоролик «Критическое мышление» (Приложение к лекции 4.2.1)

Критическое мышление подразумевает развитие ключевых навыков опроса, аргументирования и способности продемонстрировать следующее:

- готовность обосновывать и извлечь смысл из своего жизненного опыта; желание быть беспристрастным, задавать вопросы, давать задания и критически оценивать идеи других;

- открытость для критического оценивания своих взглядов другими и допустимость быть неправым; желание исследовать идеи и искать «правду».

Ученикам необходимо демонстрировать, как развивать обоснованное, беспристрастное критическое мышление. Им необходимо практиковать навыки опроса, обоснования, прогнозирования и моделирования. Обучение мыслить критически означает обучение обоснованной оценке о том:

- как, когда и какие вопросы необходимо задавать;

- как, когда и какие методы аргументирования использовать.

В рамках работы Бенджамина Блума и др., критическое мышление является самым высоким из шести навыков мышления в его классификации, которое определено в качестве оценивания.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление, размышление».

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Обучение по технологии развития критического мышления становится продуктивным лишь тогда, когда сам преподаватель отвечает на два основных вопроса:

Какой должна быть информация, способствующая развитию критического мышления?

Какой метод (прием, стратегию) следует применить для эффективной реализации определенной цели занятия?

Известные ученые - дидактики, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б.Блум и другие), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения.

Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Как известно существуют три фазы технологии: фаза вызова, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова главной задачей является активизация познавательной деятельности. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания.

Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами.

Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации.

На фазе осмысления, обучающиеся осуществляют поиск информации, готовятся к анализу и обсуждению прочитанного. Важно выделить достаточно времени для данной стадии.

Стадия рефлексия - особый вид мышления. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Рассмотрим примеры стратегий технологии развития критического мышления.

(Приложение к лекции 4.2.2)

Данная технология так же будет продуктивной в совокупности активных и интерактивных методов обучения.

Сегодня часто используют выражение – активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие – интерактивными.

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Признаки активных методов обучения:

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;

  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

  • мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения:

Дискуссионные.

Игровые.

Тренинговые.

Рейтинговые.

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения:

  1. Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

  2. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

  3. Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу обновления содержания образования — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Проанализируем некоторые примеры активных и интерактивных методов и приемов обучения. (Приложение к лекции 4.2.3)


Список литературы

1. Андреева Е.Н. Роль педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в формировании коммуникативной компетенции / Е.Н. Андреева // Орыс тілі мен әдебиеті Русский язык и литература.- 2011.- № 2.- С. 31-33.

2. Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001

3. Гусинский Э., Турчанинова Ю. Введение в философию образования: Учебное пособие. - М. Издательская корпорация «Логос», 2000.

4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

5. Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.- М. Первое сентября, 2001.

6. Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», 2001.

7. Ким О. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму//Стратегия и тактика учителя. Сборник. – М.: ЦГЛ, 2005. – С.112- 116]

8. Корчемлюк О.М. Освоение приёмов новой технологии через решение предметных задач на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.

9. Основы критического мышления: междисциплинарная программа/ сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, пособие 1. - М. Изд-во ИОО, 1997.

10. Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил.С- Уолтер. Пособие 2. - М. Изд-во ИОО, 1997.

11. Фонтанова А. «Черепаха как модель. Методика работы с научно-познавательным текстом.// БШ № 7 2008 С. 9-10.

12. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Изд-во «Питер», 2000.


4.3.

Тема лекции: Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы, в том числе детей с особыми образовательными потребностями

Цель: повышение профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями в осуществлении системы критериального оценивания учебных достижений разных категорий детей.

Задачи:

- показать пути повышения эффективности оценивания учебных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы, в том числе детей с особыми образовательными потребностями;

-познакомить с задачами и функциями, психолого-педагогическими основами, критериями и требованиями критериального оценивания учебных достижений, обучающихся на уроках русского языка и литературы, в том числе с особыми образовательными потребностями;

- помочь учителям русского языка и литературы, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями в осуществлении системы критериального оценивания учебных достижений разных категорий детей в общеобразовательных и специальных школах.

План

1.Оценивание учебных достижений обучающегося с особыми образовательными потребностями в условиях обновления содержания образования по русскому языку и литературе.

2. Психолого-педагогические основы критериального оценивания учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями на уроках русского языка и литературы.

3. Требования к системе критериального оценивания учебных достижений

учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях

инклюзивного образования.

Краткое содержание лекции

Инклюзивное образование предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей в общеобразовательную среду, устранение всех барьеров для получения ими качественного образования, социальную адаптацию и интеграцию в социум.

К лицам с особыми образовательными потребностями относятся дети с

ограниченными возможностями; дети-мигранты, дети семей оралманов, национальных меньшинств; дети, имеющие трудности в социальной адаптации в обществе.

Психолого-педагогические основы системы критериального оценивания учебных достижений включают следующие основные подходы к решению проблемы:

- личностно-ориентированный подход, включающий учет и развитие потенциальных возможностей личности каждого учащегося посредством использования разноуровневой дифференцированной шкалы оценивания учебных достижений;

- деятельностный подход, направленный на наиболее полное выявление возможностей и способностей личности в условиях организации самостоятельной продуктивной деятельности ученика;

- здоровьесберегающий подход, обеспечивающий решение задач сохранения и укрепления социально-психологического здоровья детей, подростков и юношей, имеющих ослабленное здоровье, путем создания благоприятных, комфортных психологических условий при ситуации оценивания учебной деятельности.

Критериальное оценивание является составляющей целостного педагогического процесса, и рассматривать ее необходимо только в этом контексте. Оценивание обеспечивает обратную связь с учащимися, необходимую для выбора наиболее эффективных методов обучения с целью повышения качества учебного процесса.

В инклюзивной школе оценка должна соответствовать следующим критериям: объективность, информативность, обеспечение обратной связи.

Оценка должна учитывать степень продвижения конкретного ученика, стимулировать процесс его учения и развития, выполнять воспитательную и коррекционно-развивающую задачи.

Основными функциями оценивания знаний учащихся являются:

Контролирующая – определяет уровень достижений каждого ученика, готовность к усвоению нового материала, что позволяет учителю соответственно планировать и излагать учебный материал;

Учебная – способствует повторению, уточнению и углублению знаний,

их систематизации, совершенствованию умений и навыков;

Диагностико-корректирующая – выясняет причины трудностей,

возникающих у ученика в процессе обучения; обнаруживает пробелы в усвоенном, вносит коррективы, направленные на их устранение;

Стимулирующее-мотивационная – формирует положительные мотивы обучения;

Воспитательная – способствует формированию умений ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, рефлексии учебной деятельности.

Задачами педагогической оценки учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования являются:

- мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;

- отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика для достижения планируемых результатов

обучения;

- определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

- дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

- отслеживание эффективности учебной программы;

- обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями;

- создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности и обеспечение обучающихся компенсаторными средствами;

- создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;

- разработка нормативно-правовой базы по проблеме;

- организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультативного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

- разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме;

- обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования;

- развитие критического мышления и способностей к самооценке.

Требования к системе критериального оценивания должны соответствовать системе целей обучения, представленной в учебных планах по конкретному учебному предмету на основе отслеживания учебных достижений обучающихся по каждому тематическому разделу.

Система критериального оценивания включает в себя три вида оценивания:

− формативное оценивание;

− внутреннее суммативное оценивание;

− внешнее суммативное оценивание.

В условиях инклюзивного образования критерии оценивания уровня освоения образовательной программы, которые могут служить основанием для оценки учебных достижений учащихся так же должны быть разработаны согласно требованиям к уровню подготовки обучающихся по ГОСО.

В условиях инклюзивного образования требования к системе критериального оценивания необходимо усовершенствовать, сделать многофункциональной и работоспособной, чтобы она смогла:

− дать возможность определить, насколько успешно ученик освоил программный материал и приблизился к требованиям ГОСО;

− дать возможность прослеживать динамику успехов обучающихся в сферах познавательной деятельности;

− учитывать результаты индивидуальных развивающих работ для корректировки требований к системе критериального оценивания;

− предусмотреть возможные корректировки к требованиям оценивания в зависимости от индивидуальных потребностей ученика и темпов освоения программного материала.

Система критериального оценивания разрабатывается с учетом требований современной образовательной парадигмы к личности выпускника школы, а также с учетом разных возможностей детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Критерии оценки знаний обучающихся были утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении критериев оценки знаний обучающихся». Утвержденные критерии оценивания учебных достижений обучающихся по неязыковым предметам основаны на оценивании различных уровней усвоения учебного материала обучающимися. Критерии оценивания учебных достижений обучающихся по языковым предметам основаны на таксономии Блума.

Система критериального оценивания для детей с особыми потребностями

предполагает тот же порядок и структуру процедур оценивания, а также утвержденные критерии оценивания.

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся также, как и для обычных детей, так и для детей с особыми потребностями, делятся на два вида: по неязыковым учебным предметам и по языковым предметам.

Критерии оценки достижений обучающегося с особыми образовательными потребностями основаны на следующих положениях:

− знает – оценка способности воспроизводить или запоминать конкретные факты, информацию и описания;

− понимает – оценка способности понимать и интерпретировать освоенный материал через правильное воспроизведение, прогнозирование или объяснение информации;

− применяет - оценка способности использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях для решения проблем. Способами демонстрации применения знаний являются практическая работа, эксперименты, проектные работы, решение проблем и создание новых и/или различных продуктов;

− анализирует – оценка способности разбивать информационные материалы на составные части, изучать информацию для получения различных выводов путем определения мотивов или причин, умозаключений, нахождения доказательств для обоснования общих правил;

− синтезирует – оценка способности соединять, комбинировать части (идеи, элементы) в новый контекст, например, сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения;

− оценивает – оценка способности оценивать значение того или иного материала (утверждений, художественных произведений, исследовательских данных).

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся с особыми потребностями по языковым предметам основаны на 4-х видах деятельности:

− Аудирование – оценка способности понимать основное содержание устных высказываний на различные темы, выделять в них ключевую информацию; распознавать мнение говорящего; определять значение слов по контексту; воспринимать и понимать содержание различных типов текстов, соответствующих уровню учащихся, используя разные стратегии.

− Говорение - оценка способности использовать слова официального и разговорного стилей речи в беседе на различные темы; задавать более сложные вопросы для получения необходимой информации; выражать собственное мнение; реагировать на неожиданные комментарии; общаться со сверстниками в процессе выполнения задания; грамотно применять специфическую лексику; пересказывать истории и события.

− Чтение – оценка способности понимать основное содержание текстов художественных и научных на различные темы, выделять в них ключевую информацию, применяя различные стратегии поиска информации; определять значение слов по контексту; распознавать отношение и мнение автора; использовать различные бумажные и цифровые источники, чтобы проверить значение слов и углубить понимание прочитанного.

− Письмо – оценка способности планировать, писать, редактировать и корректировать письменные работы на различные темы; писать о настоящих и вымышленных событиях, критические отзывы на прочитанное; писать достаточно грамотно, не допуская орфографических и грамматических ошибок; придерживаться определенного стиля; связывать предложения в параграфы, используя различные слова-связки.

Таким образом, критериальная система оценивания также является средством измерения достижений обучающихся с особыми потребностями и диагностики образовательного процесса, позволяющее определять качество образовательных услуг для такой категории обучающихся, а также принимать кардинальные решения по стратегии, содержанию и методике обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Оценивание должно соответствовать критериям:

- соответствие самооценки, суждений той деятельности, которую они реально выполняют (решение учебной или педагогической задачи);

- надежность, связанная с показателями, которые применяются как средство оценки.

Важным в оценке является умение оценить собственную деятельность.

Процесс оценивания работы состоит из этапов:

- выполнение работы;

- разработка критериев оценки;

- самооценка учеником своей работы по заданным критериям;

- проверка учителем работы ученика и его оценивание по тем же критериям;

- сравнение оценок учителя и ученика;

- согласование разногласий в оценке.


Список литературы

1. Блум Б.С., Кратволь Д. Таксономия целей обучения. - Нью Йорк: Лонгман, 1956.

2. Блэк П., Уильям Д. Педагогические исследования: формативное оценивание. // Британский научный журнал исследований №29, 2009.

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: изд. АПН РСФСР, 1978.

4. Глоссарий к уровневым Программам курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан: учебно-методическое пособие. - Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

5. Зимняя И.А. Психология слушания и говорения. – М.: Дисс. … д.п.н., 1973.

6. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство. / Сост. Р.Х.Шакиров, А.А.Буркитова, О.И.Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.

7. ОЭСР. Среднее образование в Казахстане: Обзор национальной образовательной политики. – Астана: ИАЦ, 2014.

8. Уильям Д. Изменяя практику в классе. Заметки из исследований Ш.Кларк, Д.Уильяма и Национальной стратегии. – 2008.

9. Уильям Д., Томсон М. 5 основных стратегий для формативного оценивания. – 2007.

10. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. - Самара: Изд. «Учебная литература», 2007. - 244 с.

11. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

12. Руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов: Учебно-метод. пособие. (2016) / Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. - 46 с.

13. Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы: Учебно-метод. пособие. /Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. - 48 с.

14. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.



3.13

Тема: Роль STEM-образования (Science Technology Engineering Math – Сайнс Текнолоджи Инжиниринг Мас) в формировании функциональной грамотности обучающихся

Цель: повышение профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в формировании функциональной грамотности обучающихся в области применения STEM-образования.

Задачи:

1. Рассмотреть актуальные проблемы в развитии функциональной грамотности обучающихся.

2. Определить роль STEM-образования в формировании функциональной грамотности обучающихся по русскому языку и литературе.

3. Рассмотреть 10 преимуществ STEM образования.

План

1. STEM-образование, основные понятия.

2. STEM-образование в Казахстане.

3. 10 преимуществ STEM -образования.

Краткое содержание лекции

Просмотр видеоролика «Что такое STEM – образование?» (Приложение к лекции 3.13)

Задание

Запишите ключевые слова, которые относятся к понятию « STEM – образование».

STEM представляет собой интегрированный подход обучения, в рамках которого академические научно-технические концепции изучаются в контексте реальной жизни. Цель такого подхода – создание устойчивых связей между школой, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию STEM-грамотности и конкурентоспособности в мировой экономике (Tsupros, 2009).

Аббревиатура «STEM» была впервые предложена американским бактериологом Р. Колвэллом в 1990-х годах, но активно начала использоваться с 2000-х годов. На основе STEM появились новые варианты данного понятия, наиболее распространенными из которых являются STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) и STREM (наука, технологии, робототехника, инженерия и математика)

В Казахстане также начато активное развитие STEM-образования. Подтверждением тому является обозначенный переход на обновленное содержание школьного образования в контексте STEM в рамках Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 гг. Для реализации новой образовательной политики планируется включение в учебные программы STEM-элементов, направленных на развитие новых технологий, научных инноваций, математического моделирования.

Будет внедрен новый междисциплинарный и проектный подход к обучению, который позволит школьникам усилить исследовательский и научно-технологический потенциал, развить навыки критического, инновационного и творческого мышления, решения проблем, коммуникации и командной работы. Увеличится количество «сквозных тем» между предметами ЕМН.

С 2015-2016 года каждый первоклассник изучает предмет «Естествознание», который является основой для изучения естественных наук в более старших классах.

  • Какие примущества STEM образования вы можете назвать?

10 преимуществ STEM образования:

1. Интегрированное обучение по «темам», а не по предметам.

STEM-обучение соединяет в себе междисциплинарный и проектный подход, основой для которого становится интеграция естественных наук в технологии, инженерное творчество и математику. Отличное преобразование учебного плана, целью которого является отмена преподавания вышеупомянутых дисциплин в качестве самостоятельных и отвлеченных.

Очень важно обучать науке, технологии, инженерному искусству и математике интегрировано, потому что эти сферы тесно взаимосвязаны на практике.

2. Применение научно-технических знаний в реальной жизни. STEM-образование с помощью практических занятий демонстрирует детям применение научно-технических знаний в реальной жизни. На каждом уроке они разрабатывают, строят и развивают продукты современной индустрии. Они изучают конкретный проект, в результате чего своими руками создают прототип реального продукта.

Например, юные инженеры строя ракету, знакомятся с такими понятиями как процесс инженерного дизайна, угол пуска, давление, сила протяжения, сила трения, траектория и координатные оси.

3. Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем. Программы STEM развивают навыки критического мышления и разрешения проблем, необходимые для преодоления трудностей, с которыми дети могут столкнуться в жизни. Например, студенты строят скоростные машины, потом их тестируют. После первого теста, они думают и определяют, почему их машина не дошла до финиша. Может, дизайн передней части, расстояние между колесами, аэродинамика или сила пуска повлияли на это? После каждого теста (пуска) они развивают свой дизайн для достижения цели.

4. Повышение уверенности к своим силам. Дети, создавая разные продукты, строя мосты и дороги, запуская аэропланы и машины, тестируя роботы и электронные игры, разрабатывая свои подводные и воздушные конструкции, каждый раз становятся ближе и ближе к цели. Они развивают и тестируют, вновь развивают и еще раз тестируют, и так совершенствуют свой продукт.

В конце они, решая все проблемы своими силами, доходят до цели. Для детей это - вдохновение, победа, адреналин и радость. После каждой победы они становятся все больше уверенными в своих силах.

5. Активная коммуникация и командная работа. Программы STEM также отличаются активной коммуникацией и командной работой. На стадии обсуждения создается свободная атмосфера для дискуссий и высказывания мнений. Они бывают настолько свободны, что не боятся высказать любое свое мнение, они учатся говорить и презентовать.

Большую часть времени дети за партой не сидят, а тестируют и развивают свои конструкции. Они все время общаются с инструкторами и своими друзьями по команде. Когда дети активно участвуют в процессе, они хорошо запоминают урок.

6. Развитие интереса к техническим дисциплинам. Задача STEM-обучения в младшей школе создавать предварительные условия для развития интереса у учеников к естественнонаучным и техническим дисциплинам. Любовь к проделанной работе является основой развития интереса.

Занятия STEM - очень развлекательные и динамичные, что не дает детям скучать. Они не замечают, как проходит время на занятиях, а также совсем не устают. Строя ракеты, машины, мосты, небоскребы, создавая свои электронные игры, фабрики, логистические сети и подводные лодки, они проявляют все больший интерес к науке и технике.

7. Креативные и инновационные подходы к проектам. STEM обучение состоит из шести этапов: вопрос (задача), обсуждение, дизайн, строение, тестирование и развитие. Эти этапы и являются основой систематичного проектного подхода. В свою очередь, сосуществование или объединенное использование различных возможностей является основой креативности и инноваций.

Таким образом, одновременное изучение и применение науки и технологии может создать множество новых инновационных проектов. Художество и архитектура замечательный пример сосуществования.

8. Мост между обучением и карьерой. Есть множество изданий, которые анализируют уровень роста необходимости разных специальностей.

По разным оценкам из 10 специальностей, имеющие высокий рост, 9 будут именно требовать STEM знаний. В частности, до 2018 года ожидается рост потребности в этих специальностях: инженеры химики, «software» разработчики, нефтяные инженеры, аналитики компьютерных систем, инженеры механики, инженеры строители, робототехники, инженеры ядерной медицины, архитекторы подводных сооружений и аэрокосмические инженеры.

9. Подготовка детей к технологическим инновациям жизни. STEM программы также готовят детей к технологически развитому миру. За последние 60 лет, технологии сильно развились, с открытия Интернета (1960), GPS технологий (1978) до ДНК сканирования (1984), и конечно же до IPod (2001). Сегодня почти все используют IPhone и другие смартфоны. Без технологий представить наш мир на сегодняшний день просто невозможно. Это также говорит о том, что технологическое развитие будет продолжаться, и STEM навыки являются основой этого развития.

10. STEM как дополнение школьной программе. Программы STEM для школьников 7-14 лет рассчитаны также на увеличение их интереса к своим регулярным занятиям. Например, на уроках физики проходят силу натяжения земли, объясняют формулами на доске, а в кружках STEM школьники строя и запуская парашюты, ракеты или аэропланы могут укрепить свои знания.

Школьникам не всегда легко удается понять термины, которые они не видят или не слышат. Например, давление или расширение объема из-за повышения температуры. В занятиях STEM они, проводя развлекательные эксперименты, легко могут понять эти термины. Именно поэтому в США средние школы активно сотрудничают со STEM центрами.


Список литературы

  1. Абдибеков Н.Е. Преимущества STEM-образования  / Н.Е Абдибеков // Тренер - EDUCATION.- 2018.- №4.- С.26-29.

  2. Артемьева О. Н. Обучение школьников приёмам информационной переработки текста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.-2011.- https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-shkolnikov-priyomam-informatsionnoy-pererabotki-teksta

  3. Баймуханов, Б. Формирование функциональной грамотности подрастающего поколения - путь кардинальной модернизации всех уровней образования / Б. Баймуханов // Педагогика мәселелері Вопросы педагогики. - 2013. - №1.- С.109-110.

  4. Дорожкина, Л. Формирование функциональной грамотности учащихся / Л. Дорожкина // Учитель Казахстана. - 2013. - №8. -10.- С.4.

  5. Дылдина С.М. Урок русского языка в логике компетентностного подхода.- Пермский педагогический журнал.-2011.- https://cyberleninka.ru/article/n/urok-russkogo-yazyka-v-logike-kompetentnostnogo-podhoda

  6. Жукова Е. А. Высокие технологии: между наукой и чудом // Вестник Томского государственного педагогического университета.-2012.- https://cyberleninka.ru/article/n/vysokie-tehnologii-mezhdu-naukoy-i-chudom

  7. Ибраева А.А. Формирование функциональной грамотности школьников / А.А. Ибраева // Білім-Инфо.- 2017.- №2.- С.109-112.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Менің мамандығым, менің болашағым

Автор: Спаганбетова Гулбану Зуфаровна

Дата: 29.09.2020

Номер свидетельства: 558699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "«Мені? маманды?ым-мені? болаша?ым»"
    ["seo_title"] => string(37) "mienin-mamandyg-ym-mienin-bolashag-ym"
    ["file_id"] => string(6) "248016"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446651665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Эссе "Мені? педагогикалы? маманды?ым""
    ["seo_title"] => string(41) "essie-mienin-piedaghoghikalyk-mamandyg-ym"
    ["file_id"] => string(6) "259801"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448821302"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Мені? болаша? маманды?ым"
    ["seo_title"] => string(25) "mieninbolashakmamandygym1"
    ["file_id"] => string(6) "340243"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471805201"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "саба? "Маманды? ?лемінде" "
    ["seo_title"] => string(24) "sabak-mamandyk-liemindie"
    ["file_id"] => string(6) "218533"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433830270"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "«МАМАНДЫ? ТА?ДАУ ТАБЫСТЫ? КІЛТІ»"
    ["seo_title"] => string(27) "mamandyktandautabystynkilti"
    ["file_id"] => string(6) "313394"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459483850"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства