Тема лекции: Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы, в том числе детей с особыми образовательными потребностями Цель: повышение профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями в осуществлении системы критериального оценивания учебных достижений разных категорий детей. Задачи: - показать пути повышения эффективности оценивания учебных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы, в том числе детей с особыми образовательными потребностями; -познакомить с задачами и функциями, психолого-педагогическими основами, критериями и требованиями критериального оценивания учебных достижений, обучающихся на уроках русского языка и литературы, в том числе с особыми образовательными потребностями; - помочь учителям русского языка и литературы, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями в осуществлении системы критериального оценивания учебных достижений разных категорий детей в общеобразовательных и специальных школах. План 1.Оценивание учебных достижений обучающегося с особыми образовательными потребностями в условиях обновления содержания образования по русскому языку и литературе. 2. Психолого-педагогические основы критериального оценивания учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями на уроках русского языка и литературы. 3. Требования к системе критериального оценивания учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Краткое содержание лекции Инклюзивное образование предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей в общеобразовательную среду, устранение всех барьеров для получения ими качественного образования, социальную адаптацию и интеграцию в социум. К лицам с особыми образовательными потребностями относятся дети с ограниченными возможностями; дети-мигранты, дети семей оралманов, национальных меньшинств; дети, имеющие трудности в социальной адаптации в обществе. Психолого-педагогические основы системы критериального оценивания учебных достижений включают следующие основные подходы к решению проблемы: - личностно-ориентированный подход, включающий учет и развитие потенциальных возможностей личности каждого учащегося посредством использования разноуровневой дифференцированной шкалы оценивания учебных достижений; - деятельностный подход, направленный на наиболее полное выявление возможностей и способностей личности в условиях организации самостоятельной продуктивной деятельности ученика; - здоровьесберегающий подход, обеспечивающий решение задач сохранения и укрепления социально-психологического здоровья детей, подростков и юношей, имеющих ослабленное здоровье, путем создания благоприятных, комфортных психологических условий при ситуации оценивания учебной деятельности. Критериальное оценивание является составляющей целостного педагогического процесса, и рассматривать ее необходимо только в этом контексте. Оценивание обеспечивает обратную связь с учащимися, необходимую для выбора наиболее эффективных методов обучения с целью повышения качества учебного процесса. В инклюзивной школе оценка должна соответствовать следующим критериям: объективность, информативность, обеспечение обратной связи. Оценка должна учитывать степень продвижения конкретного ученика, стимулировать процесс его учения и развития, выполнять воспитательную и коррекционно-развивающую задачи. Основными функциями оценивания знаний учащихся являются: Контролирующая – определяет уровень достижений каждого ученика, готовность к усвоению нового материала, что позволяет учителю соответственно планировать и излагать учебный материал; Учебная – способствует повторению, уточнению и углублению знаний, их систематизации, совершенствованию умений и навыков; Диагностико-корректирующая – выясняет причины трудностей, возникающих у ученика в процессе обучения; обнаруживает пробелы в усвоенном, вносит коррективы, направленные на их устранение; Стимулирующее-мотивационная – формирует положительные мотивы обучения; Воспитательная – способствует формированию умений ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, рефлексии учебной деятельности. Задачами педагогической оценки учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования являются: - мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы; - отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика для достижения планируемых результатов обучения; - определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса; - дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности; - отслеживание эффективности учебной программы; - обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями; - создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности и обеспечение обучающихся компенсаторными средствами; - создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями; - разработка нормативно-правовой базы по проблеме; - организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультативного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; - разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме; - обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования; - развитие критического мышления и способностей к самооценке. Требования к системе критериального оценивания должны соответствовать системе целей обучения, представленной в учебных планах по конкретному учебному предмету на основе отслеживания учебных достижений обучающихся по каждому тематическому разделу. Система критериального оценивания включает в себя три вида оценивания: − формативное оценивание; − внутреннее суммативное оценивание; − внешнее суммативное оценивание. В условиях инклюзивного образования критерии оценивания уровня освоения образовательной программы, которые могут служить основанием для оценки учебных достижений учащихся так же должны быть разработаны согласно требованиям к уровню подготовки обучающихся по ГОСО. В условиях инклюзивного образования требования к системе критериального оценивания необходимо усовершенствовать, сделать многофункциональной и работоспособной, чтобы она смогла: − дать возможность определить, насколько успешно ученик освоил программный материал и приблизился к требованиям ГОСО; − дать возможность прослеживать динамику успехов обучающихся в сферах познавательной деятельности; − учитывать результаты индивидуальных развивающих работ для корректировки требований к системе критериального оценивания; − предусмотреть возможные корректировки к требованиям оценивания в зависимости от индивидуальных потребностей ученика и темпов освоения программного материала. Система критериального оценивания разрабатывается с учетом требований современной образовательной парадигмы к личности выпускника школы, а также с учетом разных возможностей детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. Критерии оценки знаний обучающихся были утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении критериев оценки знаний обучающихся». Утвержденные критерии оценивания учебных достижений обучающихся по неязыковым предметам основаны на оценивании различных уровней усвоения учебного материала обучающимися. Критерии оценивания учебных достижений обучающихся по языковым предметам основаны на таксономии Блума. Система критериального оценивания для детей с особыми потребностями предполагает тот же порядок и структуру процедур оценивания, а также утвержденные критерии оценивания. Критерии оценивания учебных достижений обучающихся также, как и для обычных детей, так и для детей с особыми потребностями, делятся на два вида: по неязыковым учебным предметам и по языковым предметам. Критерии оценки достижений обучающегося с особыми образовательными потребностями основаны на следующих положениях: − знает – оценка способности воспроизводить или запоминать конкретные факты, информацию и описания; − понимает – оценка способности понимать и интерпретировать освоенный материал через правильное воспроизведение, прогнозирование или объяснение информации; − применяет - оценка способности использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях для решения проблем. Способами демонстрации применения знаний являются практическая работа, эксперименты, проектные работы, решение проблем и создание новых и/или различных продуктов; − анализирует – оценка способности разбивать информационные материалы на составные части, изучать информацию для получения различных выводов путем определения мотивов или причин, умозаключений, нахождения доказательств для обоснования общих правил; − синтезирует – оценка способности соединять, комбинировать части (идеи, элементы) в новый контекст, например, сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения; − оценивает – оценка способности оценивать значение того или иного материала (утверждений, художественных произведений, исследовательских данных). Критерии оценивания учебных достижений обучающихся с особыми потребностями по языковым предметам основаны на 4-х видах деятельности: − Аудирование – оценка способности понимать основное содержание устных высказываний на различные темы, выделять в них ключевую информацию; распознавать мнение говорящего; определять значение слов по контексту; воспринимать и понимать содержание различных типов текстов, соответствующих уровню учащихся, используя разные стратегии. − Говорение - оценка способности использовать слова официального и разговорного стилей речи в беседе на различные темы; задавать более сложные вопросы для получения необходимой информации; выражать собственное мнение; реагировать на неожиданные комментарии; общаться со сверстниками в процессе выполнения задания; грамотно применять специфическую лексику; пересказывать истории и события. − Чтение – оценка способности понимать основное содержание текстов художественных и научных на различные темы, выделять в них ключевую информацию, применяя различные стратегии поиска информации; определять значение слов по контексту; распознавать отношение и мнение автора; использовать различные бумажные и цифровые источники, чтобы проверить значение слов и углубить понимание прочитанного. − Письмо – оценка способности планировать, писать, редактировать и корректировать письменные работы на различные темы; писать о настоящих и вымышленных событиях, критические отзывы на прочитанное; писать достаточно грамотно, не допуская орфографических и грамматических ошибок; придерживаться определенного стиля; связывать предложения в параграфы, используя различные слова-связки. Таким образом, критериальная система оценивания также является средством измерения достижений обучающихся с особыми потребностями и диагностики образовательного процесса, позволяющее определять качество образовательных услуг для такой категории обучающихся, а также принимать кардинальные решения по стратегии, содержанию и методике обучения детей с особыми образовательными потребностями. Оценивание должно соответствовать критериям: - соответствие самооценки, суждений той деятельности, которую они реально выполняют (решение учебной или педагогической задачи); - надежность, связанная с показателями, которые применяются как средство оценки. Важным в оценке является умение оценить собственную деятельность. Процесс оценивания работы состоит из этапов: - выполнение работы; - разработка критериев оценки; - самооценка учеником своей работы по заданным критериям; - проверка учителем работы ученика и его оценивание по тем же критериям; - сравнение оценок учителя и ученика; - согласование разногласий в оценке. Список литературы 1. Блум Б.С., Кратволь Д. Таксономия целей обучения. - Нью Йорк: Лонгман, 1956. 2. Блэк П., Уильям Д. Педагогические исследования: формативное оценивание. // Британский научный журнал исследований №29, 2009. 3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: изд. АПН РСФСР, 1978. 4. Глоссарий к уровневым Программам курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан: учебно-методическое пособие. - Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. 5. Зимняя И.А. Психология слушания и говорения. – М.: Дисс. … д.п.н., 1973. 6. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство. / Сост. Р.Х.Шакиров, А.А.Буркитова, О.И.Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с. 7. ОЭСР. Среднее образование в Казахстане: Обзор национальной образовательной политики. – Астана: ИАЦ, 2014. 8. Уильям Д. Изменяя практику в классе. Заметки из исследований Ш.Кларк, Д.Уильяма и Национальной стратегии. – 2008. 9. Уильям Д., Томсон М. 5 основных стратегий для формативного оценивания. – 2007. 10. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. - Самара: Изд. «Учебная литература», 2007. - 244 с. 11. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007. 12. Руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов: Учебно-метод. пособие. (2016) / Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. - 46 с. 13. Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы: Учебно-метод. пособие. /Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. - 48 с. 14. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с. |